Конспект урока по теме «Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Галдина Екатерина Ивановна

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи, понимание учащимися роль глаголов в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: признаки глагола, его роль в предложении и речи, как распознать глагол среди однокоренных форм слов;

уметь: распознавать глаголы, давать характеристику глаголу, целесообразно использовать глаголы в устной и письменной речи.

Личностные: оценивать свой труд; принимать оценки учителя; умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению, проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

 

Тип урока: урок рефлексии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:13.04

Школа: №8 (г.Комсомольск – на – Амуре)

Класс: 3а

                                                               

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слова»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи, понимание учащимися роль глаголов в речи.

Планируемые результаты:        

Предметные:

знать: признаки глагола, его роль в предложении и речи, как распознать глагол среди однокоренных форм слов;

уметь: распознавать глаголы, давать характеристику глаголу, целесообразно использовать глаголы в устной и письменной речи.

Личностные: оценивать свой труд; принимать оценки учителя; умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению, проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование урока: Учебник В.П. Канакина «Русский язык» 3 кл., 2 ч. (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь, учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

1 мин.

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Присаживайтесь!

Приветствуют учителя

Р.: самоорганизация

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

2 мин.

Проверка домашнего задания

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Вам было задано на дом упр.176, стр.103.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня девятое апреля.

- Пока идет проверка домашнего задания 2 человека работают самостоятельно.

- Вам нужно разобрать слова по составу: 1. Сильный, прекрасный, гуляет, прогулка, заморозки. 2. Подарит, цветочки, березовый, пробежка, пробегает.

Минутка чистописания

- Послушайте текст.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы  и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

 Лишь названия.

 А я приду-

 Все в действие придет.

О какой части речи мы будем говорить на уроке?

Записывают число

Слушают учителя

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.

2. В небе чистом тихо светит серебристая луна.

Светит и серебристая - разбор слов по составу.

3. Росинки, как алмазы, на листьях горят.

Словосочетания, в котором глаголы употреблены в переносном значении: сверкнула мысль, горят звезды, блестят глаза (от мысли)

О глаголе

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: планируют учебное сотрудничество 

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания.

III.Постановка

учебной задачи

Словес.: эвристическая беседа

1 мин.

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим на урок?

«Значение и употребление глаголов в речи»

Цели:

-закрепить знания о значении и употреблении глаголов.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: письменное упражнение

Словесный: беседа

Практический: устная взаимопроверка

7 мин.

Работа в парах

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

8 мин.

- Найдите упр.174. Прочитайте. Что нужно сделать?

- Кто прочитает глаголы, которые нашел со знаком вопросы, на который они отвечают?

Выполняют задание учителя.

Открыть орфоэпический словарь, выписать три группы глаголов.

1) взять (что сделать?), взяла (что сделала?), взяли (что сделали?)

2) ждать (что делать?), ждала (что делала?), ждали (что делали?)

3) звать (сто делать?), звала (что делала?), звали (что делали?)

Читают ответы

4 мин.

Работа на карточках.

- Ребята, посмотрите на слайд, на котором есть существительные. Вам нужно к каждому существительному придумать однокоренное слово, но так, чтобы получились глаголы.

Слова: корм, хитрость, звон, свист, просьба, зелень, встреча, горе, танец, ужин.

Образец: корм – кормить

- Слова записываем с красной строки, через запятую.

- Кто выполнил, поднимите руку. Кто хочет прочитать, что получилось?

- 3 человека несут тетрадь на проверку.

- Какие части речи нам встретились в этом задании?

- Почему эти слова однокоренные?

- Молодцы, ребята!

Динамическая пауза

Выполняют задание учителя.

Хитрость – хитрить, звон – звонить, свист – свистеть, просьба – просить, зелень – зеленеть, встреча – встречать, горе – горевать, танец – танцевать, ужин – ужинать.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания.

8 мин.

Выборочный диктант

- На слайде дано стихотворение. Кто прочитает? Вам нужно из этого текста выписать глаголы и поставить к ним вопрос, на который они отвечают.

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном.

- Ребята, кто автор данного стихотворения и как оно называется?

- Молодцы, ребята! Вы верно выполнили задание.

Читают стихотворение

Отправился (что сделал?)

покупать (что делать?)

помчался (что сделал?)

побежал (что сделал?)

влез (что сделал?)

внес (что сделал?)

рассовал (что сделал?)

сел (что сделал?)

заснул (что сделал?)

VII. Включение в систему знаний

Практический:

письменное упр. с грам. заданием

7 мин.

Уч. стр.103, упр.175

- Прочитайте. Что нужно сделать?

- Как можно назвать эту сказку?

- Назовите слова, обозначающие действия зайцев.

- К какой части речи они относятся?

- Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

- Прочитайте глаголы - синонимы.

- Выпишите все глаголы, выделите в них приставки.

- Разберите слова старые зайцы как часть речи.

Выполняют задание учителя.

- Выписать глаголы и подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

- Собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись, кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли.

- Собрались, сбежались, приплелись, хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

- Собрались – сбежались -приплелись.

Хихикнули – засмеялись -улыбнулись.

Кувыркались – прыгали - скакали.

Старые – прил. (какие?). Н.ф. – старый. Во мн.ч., И.п., Втор.чл.

Зайцы – сущ. (кто?). Н.ф. – заяц. Одуш., нариц., м.р., в И.п., в мн.ч. Подлеж.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VIII.Рефлексия деятельности

Словес.: беседа

2 мин.

- Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке?

- Какие цели мы ставили?

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Назовите самое интересное задание.

- Какое задание для вас было самым трудным?

«Значение и употребление глаголов в речи»

Цели:

-закрепить знания о значении и употреблении глаголов

П.: анализирование результатов своего труда

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Домашнее задание

- Откройте дневник, запишите домашнее задание.

- Запишите слово завтрак в словарь.

Записывают домашнее задание.

Уч. Стр. 104, упр. 178.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Написание Ь после шипящих во всех формах глагола"

Тема: «Написание Ь после шипящих во всех формах глагола»Тип урока: изучение нового материала Цели урока:1.    Познакомить с правилом правописания Ь после шипящих во всех форм...

Конспект урока по русскому языку «Распознавание глаголов среди однокоренных слов», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.Планируемые результаты: Предметные:- знать о существенных призн...

Конспект урока "Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Планируемые результаты Предметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Учимся определять начальную форму слова" (ПНШ)

Цели деятельности учителя: формирование умения ставить существительные в начальную форму; формирование умения определять начальную форму слов – названий предметов множественного числа; закреплен...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: «Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов»

Цель урока: формирование умения у обучающихся распознавать глаголы среди однокоренных слов и форм.Задачи урокаДидактические:1.Формировать понимание находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу ...