Технологическая карта урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Михеева Дарья Олеговна

Тип урока: рефлексии

Цель урока:создание условий для формирования представлений по теме: «Что обозначает глагол?»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать, что обозначает глагол

  2. Знать употребление глагола

  3. Знать как использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы

  4. Знать как отличать лексическое значение глаголов

Развивающие

  1. Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

  2. Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения за языковым материалом.

Воспитательные:

  1. Содействовать развитию интереса к изучению русского языка через упражнения. 

  2. Воспитывать чувство уважения к собеседнику через парную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_1.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 19.04.2022.

Школа: МБОУ СОШ № 131

Класс:

Урок: 2

Время: 9:00-8:40   Кабинет:  

Студентка: Михеева Дарья Олеговна

Группа: 43

Учитель: Выползова Наталья Юрьевна

Методист:

Тема урока «Значение и употребление глаголов в речи»

Тип урока: рефлексии

Цель урока:создание условий для формирования представлений по теме: «Что обозначает глагол?»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать, что обозначает глагол
  2. Знать употребление глагола
  3. Знать как использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы
  4. Знать как отличать лексическое значение глаголов

Развивающие:

  1. Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  2. Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения за языковым материалом.

Воспитательные:

  1. Содействовать развитию интереса к изучению русского языка через упражнения. 
  2. Воспитывать чувство уважения к собеседнику через парную работу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образов. цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактич. средства и интер. Оборуд-ние

Самоопределение к

деятельности

(2

мин)

Включение в учебную деятельность

Фронтальная

 Словесный (беседа)

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой.

-Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.

Мир строит, а война ... .

-Назовите в пословице глаголы.

-Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют зна­чение?

-Как называются слова, имеющие противоположное значение?

-Как называются слова, имеющие близкое значение?

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы.

-Строит, разрушает

- Они имеют противоположное значение

- Антонимы

-Синонимы

Предметные:

уметь правильно отвечать на вопросы.

Метапредметные: К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение.

Компьютер, учебная презентация

Актуализация

знаний и мотивация

(6

мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная,

Практический (упражнение)

Актуализирует работу по изученной теме

-Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь у проруби, хвост у него и ... . 3) Емеля ... с печки, ..., ... вёдра да топор.

.

Выполняют задание

1) Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. 2) Волк выл целую ночь у проруби, хвост у него и замерз . 3) Емеля слез с печки, оделся, взял вёдра да топор.

Предметные:

знать и уметь подбирать глаголы по значению;

знать сказки

Метапредметные:

Расширить общий кругозор младшего школьника.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(3

мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный (беседа)

Создание ситуации для определения темы урока учащимися.

-Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Какую цель  мы можем поставить?

Слушают учителя, предполагают, какова тема урока.

-Значение глаголов

-узнать, как правильно использовать глаголы, их употребление.

Предметные: знать тему урока. Метапредметные: П: анализ, синтез

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация  

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Практический (упражнение)

 

Фронтальная

Практический (упражнение)

Организует работу над упражнением

-Открываем учебник на с.103 упражнение 175.  Назовите сказку.

- Назовите слова (спишите глаголы), обозначающие действия зайцев. К какой части речи они относятся?

-Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

- Какие это глаголы?

- Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.

- А как называются слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо  противоположные лексические значения?

- Попробуем подобрать глаголы – антонимы.

-Для чего нужны глаголы- синонимы и глаголы- антонимы?

Динамическая пауза

-Упражнение 176.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы-синонимы.

 

- Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов глаголы употреблены в переносном значении.

-Упражнение 177.

- Найдите глаголы. Почему автор использует такие глаголы?

- К каким глаголам можно подобрать синонимы, антонимы?

- Спишите. Подчеркните глаголы.

 

Работают вместе с учителем над упражнением.

- Сказка про храброго зайца. Д. Мамин - Сибиряк.

- 1.Собрались, сбежались, приплелись 2.Хихикнули, засмеялись, улыбнулись. 3.Кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли. Часть речи- глагол.

 

- Глаголы-синонимы.

-1.не повторятся 2.точнее передать свою мысль (собрались - старые,   сбежались- маленькие, приплелись- старые)

 3.сделать речь выразительной.

Сино́нимы — слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

- антонимы

-1.Разошлись, разбежались, разбрелись. 2.Всплакнули, загрустили, расстроились.3 Приседали, лежали, отставали.- Чтобы сделать речь выразительной, точной (передать свое отношение).

- 1.Сияло, блестела, сверкала.

  2.Светит.

  3.Горят.

-    Прямое значение: сверкнула молния, горят свечи, блестят огни   Переносное значение: сверкнула мысль,горят звёзды, блестят глаза (от радости)

- сравнивает

 -    Синонимы: смеётся- улыбается, звенит- шумит, скачет- прыгает.

Антонимы: смеется- плачет, звенит- молчит, скачет –сидит.

А речка эта по лугам и склонам …

Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,

Звенит, лопочет, скачет по камням

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Рефлексия деятельности

(2

мин)

Самооценка результатов деятельности.

Фронтальная Словесный (беседа)

Подводит итог урока, задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии.

-Ребята, чем вы занимались сегодня на уроке?

-Какие цели вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы поставленных целей?

Отвечают на вопросы учителя

-Мы вспоминали, что обозначает глагол.

-Цели на урок:значение и употребление глагола в рчеи

-Всех целей мы достигли

Метапредметные: П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: контроль результатов собственной деятельности. Личностные: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС

Технологическая карта урока разработана  с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...

Технологическая карта урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: «Значение и употребление глаголов в речи.»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, опред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, «Повторение. Что обозначает глагол?», УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глагола, как части речи.Задачи урокаДидактические:учить распознавать глагол с...

Технологическая карта урока по русскому языку "Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме." 3 класс

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о неопределенной форме глагола Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Обобщить и систематизировать знани...

Технологическая карта урока по русскому языку "Значения заимствованных слов" УМК «Начальная школа XXI века" 2 класс

Цель урока: формирование умения определять значение заимствованных слов, работать со словарями. Дидактические:1)дать представление о значении заимствованных слов;2) формировать умение определять ...