- Чистописание
| - Откройте тетради, запишите число и классная работа (слайд 1).
- Я тетрадь свою открою, Уголочком положу. Я друзья от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь (слайд 2).
- Начинаем мы наш урок с минутки чистописания. А для чего нам нужно уметь красиво писать, где нам это пригодиться в жизни?
- Молодцы. Все верно. Сегодня, для отработки каллиграфии, я приготовила вот такие соединения (слайд 3).
- Что нужно соблюдать при их написании? - Верно. Проверьте свою посадку и пропишите эти две строчки у себя в тетради.
- Ребята, а как вы думаете, почему я предложила вам именно эти сочетания букв?
- Какое задание вы можете предложить?
- Хорошо, еще, что можно выполнить?
- Молодцы! Выполните то задание, которое вам больше всего понравилось из предложенных, или предложите свое.
| Дети записывают 29 ноября. Классная работа.
- Нам нужно будет писать заявление, когда мы захотим устроиться на работу. - Подписывать красиво поздравительные открытки. - Писать обращение к президенту. - На асфальте красиво написать маме с днем рождения.
- Наклон, высоту, размер букв, соединения между элементами. Дети пишут сс тт сс тт вв зз вв зз
- Это удвоенные согласные. - Буквы в и з состоят из общих элементов. - Разбить на группы (звонкие согласные и глухие согласные). - Составить слова с этими удвоенными согласными. - Дописать какие еще бывают удвоенные согласные. - Записать их в алфавитном порядке. - Найти лишнее.
Учащиеся выполняют задание в тетради. |
Личностное УУД, смыслообразование, речевая ситуация
Регулятивное УУД, контроль, речевая ситуация
Познавательное, логическое УУД, анализ, сочетания букв
Регулятивное УУД, прогнозирование, речевая ситуация |
- Определение темы. Постановка цели и задач урока
| - Ребята, вы правильно сказали, что это удвоенные согласные. А что это такое? - В чем заключается сложность ее написания?
- Над чем бы вы сегодня хотели поработать. Сформулируйте тему нашего урока.
- Отлично, какие вы у меня молодцы. Тема нашего урока «Закрепление способа написания удвоенных букв согласных на стыке приставки и корня» (слайд 4).
- Ребята, а почему в теме урока есть слова на стыке приставки и корня? Это орфограмма разве еще где-то встречается? - Так значит, какие опорные слова нашего урока?
(слайд 5)
Замечательно. Но я вот думаю, зачем нам еще один урок по этой теме. Мы с ней познакомились вчера, может и хватит?
- Верно, ребята (слайд 6)
- Все согласны? Есть дополнения и замечания? - Хорошо. | - Орфограмма в русском языке. Сложный случай написания.
- При произношении мы слышим один, но долгий звук, а на письме это нужно показать удвоенной буквой.
- Письмо слов с удвоенными согласными. - Разбор этих слов по составу. - Составление транскрипции этих слов. - Я бы хотел узнать новые слова с этой орфограммой.
- Да, эта орфограмма может быть и в корне слов.
- Стык. - Орфограмма. - Приставка. - Корень. - Удвоенные согласные.
- Нет, нам нужно еще потренироваться в письме этих слов. - Повторить правило, которое мы учили. - Может быть, потренироваться переносить эти слова, как раз на стыке. - Вспомнить, а как отличить эту орфограмму на стыке она, или в корне.
- Согласны. - Давайте еще поиграем.
|
Регулятивное УУД, целеполагание, вырази свою мысль
Познавательное, логическое УУД, синтез на основе ключевых слов
Регулятивное УУД, целеполагание, планирование, умение применять и сохранять учебную задачу, речевая ситуация |
- Закрепление способа правописания удвоенных букв согласных на стыке приставки и корня
| - Чтобы нам с вами осуществить все, что мы запланировали, давайте вспомним, а что такое приставка, корень и стык?
- Правильно. И вот я вам предлагаю выполнить первое задание, применяя все эти знания (слайд 7).
- Посмотрите на эти слова. Как вы думаете, что я вам предложу сделать с этими словами? - Вам предстоит списать слова, раскрыть скобки, выделить орфограммы, которые есть в этом слове. Прочитаем хором эти слова. - Задание понятно? Есть вопросы?
- Проверим, как вы справились с этим заданием.
- Оцените свою работу на полях смайликом. - Какой из данных слов является лишним?
- Возьмем для работы слово суммировать, т.к. оно лишнее по существенному признаку темы нашего урока. Вы согласны со мной? - Назовите однокоренное существительное к этому слову. - Вот с ним мы и поработаем. Посмотрите на слайд. Предлагаю вам быть расшифровщиками (слайд 8).
- Нам предстоит расшифровать интересное предложение. Каждое слово начинается на первую букву слова сумма. Подсказка- это часть речи нужного слова.
- Составьте и запишите к себе в тетрадь предложение, которое вы можете составить из данных слов. - Кто затрудняется, попросите помощи у соседа.
- Молодцы. - Почему я сказала, что это слово лишнее по существенному признаку?
- Как вы действовали, чтобы это определить?
- Как нужно действовать, если окажется, что это орфограмма не в корне? - Для этого я вам предлагаю составить алгоритм. - Я вам раздам схему-алгоритм, а вы со своим соседом заполните ее (слайд 9).
(слайд 10)
(Слабеньким детям предлагается поработать с деформированным планом. Необходимо установить порядок работы. - Обозначить орфограмму.
- Прочитать слово.
- Записать слово.
- Сравнить согласные буквы на стыке приставки и корня.
- Подобрать однокоренные слова.
- Сделать вывод.
- Выделить приставку.
- Выделить корень).
- Молодцы. Оцените вашу работу с соседом на листке с алгоритмом. - Теперь, пользуясь этим планом работы, проведем экспресс-диктант. - Я вам диктую слова, а вы составляете в тетради только схемы этих слов.
- Оттащу, аппетит, Геннадий, ссохлись, Россия, раззвонил, вверх, суббота, ванна, поддаться. (Некоторые слова взяты из упр.№159).
- Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте деятельность своего соседа. Оцените его работу на полях смайликом.
| - Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Корень – это общая часть родственных слов. - Стык – место, где соединяются морфемы. - Место, где заканчивается одна морфема и начинается другая.
- Списать, раскрыть скобки. - Списать, разобрать по составу. - Списать и разделить на группы.
- Поддержка, суммировать, рассвирепел, оббить, ввинтил, без билета.
- Вопросов нет. Дети приступают к выполнению задания. Дети по очереди выходят к интерактивной доске и лазерной указкой делают исправления, раскрывают скобки.
Оценивают свою работу. - Поддержка – это существительное. - Оббить – это слово начинается с гласной. - Ввинтил – в приставке этого слова одна буква. - Без билета – это существительное с предлогом. - Суммировать – удвоенная согласная в корне слова.
-Да.
- Сумма.
- С – собака. - У – умная. - М – мечтает. - М – мыслить. - А – арбуз. - Умная собака мыслит и мечтает об арбузе. - Арбуз и умная собака мечтают и мыслят. - Умная собака мыслит, а арбуз мечтает. - Умный арбуз мечтает и мыслит о своей собаке.
- В слове суммировать удвоенная согласная в корне, а тема нашего урока – на стыке морфем. - Прочитали слово, подобрали однокоренное, выделили корень, увидели, что орфограмма в корне.
Дети работают в парах со своим соседом.
Дети выкладывают правильный порядок карточек у себя на парте.
Далее осуществляется фронтальная проверка на доске.
Дети предлагают схематическое изображение орфограмм. (слайд 11)
Работа в тетради. Взаимопроверка, оценка деятельности соседа.
Двое детей работают за доской на оценку. Фронтальная проверка. | Познавательное, общеучебное УУД, построение речевого высказывания, вспомни определения
Регулятивные УУД, прогнозирование, работа с группой слов
Личностное УУД, самопознание и самоопределение, смайлы
Познавательное, логическое УУД, анализ, доказательство
Познавательное УУД, постановка и решение проблемы, «Расшифровщик»
Коммуникативное УУД, планирование учебного сотрудничества
Регулятивное УУД, планирование
Коммуникативное УУД, планирование учебного сотрудничества
Регулятивное УУД, планирование
Регулятивное УУД, оценка, коррекция, контроль
Познавательное, общеучебное УУД, знаково-символические действия
Коммуникативное УУД, управление поведением партнера
|
- Самостоятельная работа детей по анализу слов
| - Предлагаю вам поработать самостоятельно. Выполните упражнение №160. - Орфограммы веселились, В салки бегали, резвились. Вы порядок наведите, Слова на группы разделите. - Мальчики выписывают слова с орфограммой в корне, а девочки на стыке морфем. Желаю удачи. Эту работу оценю у вас я. - Посмотрите на все эти слова, и найдите то, в котором есть 4 орфограммы. - 1 ряд запишите с этим слово повествовательное предложение. - 2 ряд – вопросительное. - 3 ряд – побудительное. - Хорошо работаете вы сегодня. | Работаю с учебником, читают задание. Записывают в тетрадь Упражнение №160. Приступают к его выполнению. Выделяют орфограммы.
- Рассмешил. - Кирилл рассмешил весь класс. - Учитель нас всех рассмешил. - Папа меня рассмешил? - Рассмеши меня.
| Познавательное, общеучебное УУД, выбор способа решения задачи, построение речевого высказывания |
- Творческая работа детей
| - А сейчас, ребята, я вас попрошу помочь мне, пожалуйста, разгадать ребусы. Вчера в кроссворде они мне попались, но я что-то не могу никак их разгадать. Поможете? (слайды 12-16)
- Хорошо мы с вами поработали. Спасибо большое! - А как вы думаете, что еще можно сделать с этими словами?
- Хотите, я вам открою тайну? - Эти слова были ключевыми в кроссворде! И тот, кто разгадает их и составит с ними либо рассказ, либо стихотворение, либо сказку, тот получит приз. Может поучаствуем? (слайд 17) - Чтобы у нас с вами получилось выполнить это задание, работать мы будем в группе. Каждый ряд – это отдельная группа. Сядьте удобно, вспомните, что мнение каждого в группе нужно уважать и приступайте к работе.
- Ребята, слова можно использовать в любом порядке, формы слов тоже можно менять. Удачи! - Теперь, давайте послушаем, что у вас получилось.
- Какие вы МОЛОДЦЫ!!! Как вы думаете, получим мы приз? - Хорошо, тогда я сегодня же отправлю это письмо по адресу и будем ждать ответа.
|
- Конечно!!!
Дети разгадывают ребусы. Каждое слово записывается в тетрадь и выделяют орфограмму.
- Рассказывают, бессердечная, рассердились, беззвучно, беззащитные.
- Составить предложения или словосочетания. - Выполнить разбор как часть речи. - Найти лишнее. Разобрать по составу. - Выполнить фонетический разбор.
- Да!!!
- Да!!!
Дети объединяются в группы и приступают к работе.
- Эту историю мне рассказала бабушка. Когда-то она жила в деревне Бузино, и был у нее сосед дядя Иван. Он был очень плохой, бессердечный человек. Его собака Жужа – маленькая, беззащитная дворняга. Когда бабушка проходила мимо дома, Жужа радовалась ей, громко лаяла и виляла хвостом. Рассерженный лаем дядя Иван, начал ругать бедную собачку. Бабушка вступилась за Жужу и отругала дядю Ваню, а маленькая собачка убежала в будку и там беззвучно сидела, только иногда выглядывала на своего бессердечного хозяина.
- Рассказывают люди об одной семье, в которой жила красивая, но бессердечная жена, а муж был крепкий и сильный. Было в этой семье двое беззащитных детей. Боялись они свою маму, но похулиганить все же любили. Вот однажды за очередную шалость рассердились родители на своих детей. Наругали их мать с отцом и прогнали из дому. Дети беззвучно собрались и ушли. До вечера бродили дети по городу, но поняли свои ошибки, вернулись домой и попросили впервые у родителей прощение. С тех пор мама стала доброй. И жила эта семья в мире и согласии.
- В деревне Счастливой жители рассказывали о бессердечной женщине. Не любила она ни зверей, ни птиц. Всегда кричала на них, устраивала ловушки. Рассердились на нее жители деревни и прогнали прочь. Собрала женщина свои вещи и ушла куда глаза глядят. Долго бродила она по свету и поняла, какая она беззащитная, одинокая, такая же, как звери. И с тех пор она стала относиться к ним с любовью, и даже организовала приют для бездомных кошек и собак.
- Получим! - Да!
|
Познавательное УУД, знаково-символические действия
Регулятивное УУД, прогнозирование
Познавательное УУД, постановка и решение проблемы
Коммуникативное УУД, управление поведение партнера, планирование учебного сотрудничества |