Рабочая программа по русскому языку 3 класс. "Начальная школа 21 века".
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной программы НОО МАОУ «СОШ№9» и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс русского языка 3 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часов в год ( 34 учебные недели по 5 часов в неделю )
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор третьеклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
В третьем классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова Вентана-Граф, 2013.
Пишем грамотно: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Кузнецова.., Вентана-Граф, 2013.
Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательный учреждений. М.И. Кузнецова. - 3-е изд., дораб. - М., Вентана-Граф, 2013
Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. В.Ю.Романова, Л.В.Петленко. Вентана-Граф. 2012. (Оценка знаний)
Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение. 3 класс. Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Клчурова. Вентана-Граф. 2012
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Фонетика. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетического анализа слов | 3 |
2 | Состав слова. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения разбора по составу | 4 |
3 | Синтаксис | 18 |
4 | Морфология | 40 |
5 | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 54 |
6 | Развитие речи | 35 |
7 | Проверочные и контрольные уроки | 16 |
ИТОГО | 170 |
Содержание программы (170 часов)
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) (65 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3ч)
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4ч)
Синтаксис. (18ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология. (40ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
Правописание (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)
Повторение правил правописание, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний ичк, ечк.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но)
Развитие речи. (35 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов – повествование, описание, рассуждение – и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и редактирование заданных текстов, развитие правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученный во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе
Аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вкус, вокруг, восток, впереди, газета, галерея, гигант, горячий, девочка, животное, живот, забота, запад, заря, здесь, инженер, интересный, календарь, картофель, кастрюля, когда, комната, конечно, костюм, лагерь, лимон, лучше, магазин, малина, мебель, медленно, метро, минута, морковь, обычный, огород, один, океан, организм, орех, осина, остров, охрана, очень, песок, пирог, погода, помидор, потом, прекрасный, привет, природа, профессия, пшеница, ракета, расстояние, салют, сапог, север, сейчас, счастье, тарелка, территория, трактор, трамвай, учитель, фамилия, человек, шампунь, шелест, шоколад, шофёр, яблоко.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить:
собственные имена существительные;
личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные)
решать учебные и практические задачи:
определять род изменяемых имен существительных;
устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
определять принадлежность имен существительных к 1, 23-ему склонению;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
составлять план собственного и предложенного текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
приставки, заканчивающейся на з и с;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
буквы о, ё в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных, результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»
У третьеклассника продолжат формироваться:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык»
У третьеклассника продолжат формироваться:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения курса «Русский язык»
У третьеклассника продолжат формироваться:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных или предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемых большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижение предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешности, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.;
Примерное количество контрольных и проверочных работ в 3 классе
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год | |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 .( |
Тест | 2 | 1 | 1 | - | 4 I |
Контрольная работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Текущее изложение | 1 | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа по развитию речи | 1 | 1 | 2 |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Объём текста для диктанта | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-60 слов | 60-65 слов . |
Объём текста для списывания | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-60 слов | 60-65 слов |
Объем текста для изложения | 55-60 слов | 55-60 слов | ||
Объем словарного диктанта | 12 слов |
Виды контрольных работ, их проведение и оценивание
Контрольные работы разделены на три большие группы:
- текущие контрольные работы;
- итоговые контрольные работы;
- комплексные итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы.
По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только
что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Цель проведения итоговых контрольных работ - проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, полугодие, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.
Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год (после каждой четверти). за исключением тех случаев, когда предусмотрена комплексная итоговая контрольная работа.
Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трех
блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Проводятся в конце
3 класса. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на
уровень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения
предметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение
на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы - оценить
способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных
действий.
Мониторинг качества освоения программного материала по русскому языку в третьем классе
Примерный тематический план проведения контрольных работ
I четверть | ||
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» | Контрольные работы к урокам блока «Правописание» | Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи» |
Текущая контрольная работа Фонетический анализ слова, разбор слова по составу Тест (вариант текущей контрольной работы). Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы. Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения | Текущий диктант Повторение изученных орфограмм Тест (вариант текущего диктанта). Тема теста совпадает с темой текущего диктанта. Списывание Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта, Итоговый диктант Орфограммы, изученные во 2 классе | Самостоятельная работа Текст; заголовок текста |
II четверть | ||
Текущая контрольная работа Распространённые и нераспространённые предложения; второстепенные члены предложения. Тест. Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы. Итоговая контрольная работа за первое полугодие Фонетика; состав слова; синтаксис простого предложения | Текущий диктант Правописание сложных слов; о и ё после шипящих в корне слова; [ы] после ц. Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. Итоговый диктант за первое полугодие Орфограммы, изученные в первом полугодии | Самостоятельная работа Текст; последовательность частей текста |
III четверть | ||
Текущая контрольная работа Части речи, род и число имён существительных Тест. Род, число, падеж, склонение имён существительных Итоговая контрольная работа Грамматические признаки имени су ществ ител ьн о го | Текущий диктант Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имён существительных. Списывание Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. Итоговый диктант Орфограммы, изученные в III четверти | Текущее изложение |
IV четверть | ||
Текущая контрольная работа Имя прилагательное и его грамматические признаки | Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён существительных. Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Списывание Орфограммы, изученные в 3 классе. Итоговый диктант за год | Текущее изложение |
Комплексная итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа XXI века
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа XXI века" 1-2классы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012..)....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века
В программе предоставлены: пояснительная записка, содержание программы, тематический план, результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, литература...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс, Школа 21 века.
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс. УМК "Школа 21 века"....
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...