Технологическая карта русский язык сочинение "Кружевница" 4 класс школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
сочинение "Кружевница" 4 класс школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhevnitsa.docx | 33.22 КБ |
kruzhevnitsa.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
УМК «Школа России» 4 класс
Р/р Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»
Тип урока | Развитие речи, применение знаний на практике |
Педагогичес кие задачи | Создать условия для составления текста по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; способствовать развитию умений составлять предложения с однородными членами, редактировать текст, самостоятельно составлять план текста; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям |
Образовательные ресурсы | Биография В. А. Тропинина. – Режим доступа : http://www.nearyou.ru |
Предваритель ная подготовка | Учащиеся готовят сообщение о жизни и творчестве В.А.Тропинина, рассказ о плетении кружева |
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
II. Актуализация знаний
Устный диктант (уч-ся показывают карточку с буквой в падежном окончании имени существительного)
На краю деревни (Р.п.1 скл.), появились на сирени (П.п.3 скл.), послышались в роще (П.п.1 скл.),
рассказ учителя (Р.п.2 скл.), нашёл под елью (Т.п.3 скл.), идти по улице (Д.п.1 скл.)
(САМООЦЕНКА)
III. Послушайте стихотворение (см Приложение 1)
О ком рассказывает поэт?
Кого называют кружевницами?
Что такое кружево? (Декоративные элементы из ткани и ниток. Отличительным признаком всех видов кружева являются отверстия между нитками разного размера, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды.)
С чем можно сравнить узоры на кружеве?
Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать?
Какие знания и умения нам понадобятся?
Умение определять тему картины, жанр, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение
IV. Работа по теме урока.
Мы сегодня будем работать с картиной. Посмотреть на которую увидеть мало. Нам нужно будет постараться понять художника, понять человека, рука которого творит чудо – картину.
Жизнь этого художника пришлась на эпоху крепостного права, да и сам он почти всю свою жизнь был крепостным и испытал все тяготы подневольной жизни на себе. Он был современником Пушкина, жил в эпоху, когда все мечтали о свободе и стремились к освобождению крестьян от многовекового рабства.
Познакомит нас с удивительной судьбой великого русского художника ВАСИЛИЯ АНДРЕЕВИЧА ТРОПИНИНА ..
- Рассказ ученика о В.А.Тропинине.
- Беседа по картине
Рассмотрите внимательно картину. Почему она так названа?
Всмотритесь в лицо миловидной девушки, плетущей кружева.
«Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, воспевающее человека труда. К какому жанру можно отнести эту картину?
Портрет – изображение человека или группы людей на картине или фотографии. Слово образовано от французского глагола ПОРТРЭР – «рисовать, выставлять».
Как мы назовем художника, работающего в жанре портрета? (Портретист)
Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия. Во избежание досадных повторов в сочинении, подумайте, какими словами можно заменить в тексте данные термины. Запишите синонимические ряды (Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец)
Для того, чтобы понять картину, необходимо знать, как работали кружевницы.
- Рассказ ученика о кружевницах.
– Все необходимые для кружевоплетения атрибуты мы видим на картине В. А. Тропинина «Кружевница». Но главное на полотне не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого трудом, ведь труд для русского человека всегда был одной из главных ценностей.
- Беседа по картине (продолжение)
– Теперь мы многое знаем и о самом художнике, и о его картинах, об истории кружевоплетения в России, об отношении автора полотна к труду. Но сама картина для нас пока еще загадка, и для того чтобы разгадать ее, давайте внимательно рассмотрим это произведение живописи.
Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создается картина? Картина создается с помощью красок. Художник выбирает золотистые, коричневые, оливковые тона, которые придают задушевность этому полотну.
Какое настроение создает выбранная художником гамма красок? От нее веет каким-то теплом, спокойствием.
Чем привлекла ваше внимание кружевница?
Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд;
полулукавая, полутаинственная улыбка, освещающая лицо;
быстрый взгляд, на мгновенье оторвавшийся от работы;
темные, гладко причесанные волосы; непокорные пряди, выбивающиеся из прически.
Волосы собраны в пучок, чтобы не мешали работе.
Обратим внимание на одежду девушки. Она одета в простое, но чистое платье, на плечах светлая косынка.
Опишите одежду кружевницы, выбрав правильный вариант из предложенных:
на ней (одето, надето) платье;
на плечи (накинута, наброшена) косынка
Движения маленьких рук кружевницы грациозны и изящны.
Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы в реальной жизни был каторжным, но художник изображает свою героиню так, что зрителю понятно: девушке нравится то, что она делает.
Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кружевница, мастерица, работница, труженица)
- Составим примерный план, по которому мы будем описывать картину.
- Творчество В.А.Тропинина
Откуда мы возьмем материал для вступления ( Можно рассказать о самом художнике и его творчестве)
- Колорит картины.
Рабочие материалы
- Описание девушки: её лицо, взгляд, волосы, светлая одежда, руки, труд мастерицы.
Рабочие материалы
- Моё впечатление.
V. Написание сочинения на черновике
VI. Рефлексия
Чтение и анализ нескольких работ
Оцените свою работу на уроке
Продолжают высказывания:
• Своей работой на уроке я…
• Материал урока мне был…
• Мне больше всего удалось…
• Могу похвалить своих одноклассников…
VII. Подведение итогов урока.
С творчеством какого художника вы познакомились на уроке?
Какие его картины вам запомнились?
Что означает слово портрет в живописи?
Как называют художника, работающего в жанре портрета?
VIII. Определение дом. задания
Переписать сочинение в тетрадь. Записать в словарик слово портрет.
Приложение 1.
То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы …
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.
Будто слышится пение птиц,
Тихий звон родников потаённых …
Оживает в руках мастериц
То, что каждому сердцу знакомо.
Вологодские кружева …
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
Кружева – к узелку узелок –
Нам родные рисуют картины:
Полевой расцветает цветок,
И качает ветвями рябина.
Словно сказка, они хороши!
В них умелой работы прилежность,
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
Вологодские кружева …
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
Л.Юдников
Приложение 2. Рабочие материалы
- Цветовая гамма
Краски тёплые Тона спокойные, гармоничные Нет резких контрастов Используются мягкие золотисто- коричневые тона | Краски холодные Тона кричащие, привлекающие внимание Используется приём контраста Яркие тона |
- Описание девушки
Удивительно женственное, миловидное __________, сразу привлекающее взгляд; полулукавая, полутаинственная ________________, освещающая лицо;
быстрый ______________ девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы;
темные, гладко причесанные _____________;
непокорные ____________, выбивающиеся из прически.
Опишите одежду девушки, выбрав правильный вариант:
На ней (одето, надето) платье;
На плечи (накинута, наброшена) косынка.
Самостоятельно опишите руки девушки, выбрав и дополнив предложения. ( Как ловко и умело проворные пальчики плетут кружево. У девушки на картине маленькая изящная рука. Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны. )
Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы очень тяжёлый, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем: ей нравиться то, что она делает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вологодские кружевные изделия
Вологодские кружевные изделия
Василий Андреевич Тропинин
Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, — самые популярные материалы для легких коклюшек.
Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Рисунок кружева наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.
Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки .
Своей работой на уроке я … Материал урока мне был … Мне больше всего удалось … Могу похвалить своих одноклассников …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 3 класс. "Школа России".Технологическая карта темы "Главные и второстепенные члены предложения".
Тема ( 2 урока ) разработана с использованием следующих технологий: 1. ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетентности, автор Л.Панфилова); 2. Проектная деятельность; 3. Разн...
Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"
Данный урок содержит алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....
Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России" с использованием системы "1 ученик -1 компьютер"...
Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс. «Школа России» Тема: Письмо прописной буквы Т.
Цели: Знакомство с написанием буквы Т, слов с буквой Т Задачи: · учить писать букву Т, развивать графические навыки;· развивать словарный запас учащих...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Школа России"
Именительный и винительный падежи...
Урок русского языка 4 класс "Школа России"( Технологическая карта )
Урок русского языка на тему " Род имен прилагательных" 4 класс "Школа России"(технологии проблемного обученя)...
Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"
Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3 класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи ...