Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3 класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока. Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_kanakina.zip | 2.7 МБ |
russkiy_yazyk_3_klass_kanakina.rar | 2.1 МБ |
russkiy_yazyk_3_klass_3chast.zip | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Цель деятель- | Создать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой, для актуализации знаний учащихся о речи и ее значении в жизни человека, ознакомления с содержанием понятия «хорошая речь» |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Методы и формы обучения | Парная, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / 2. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками: пособие для учителей общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 3. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. |
Окончание табл.
4. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций: 5. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012. | |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- | Таблички со словарными словами (здравствуй, вместе), запись задач раздела, темы, пословиц по теме урока |
Основные понятия и термины | Учебник (учебное пособие), рабочая тетрадь, авторы учебных пособий, условные обозначения, справочный |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проводит работу по эмоциональной и психологической подготовке учащихся | Выражают Готовят рабочее место | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | Р** – владеют | Провер-ка готовности | |
| и мотива-ционная | к уроку. | Л – владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок | ||||
II. Знакомство | Беседа по теме «Что изучает предмет “Русский язык”» | – Перед вами лежит книга. Возьмите ее, рассмотрите, прочитайте название. Понравился ли вам сам учебник? Чем? Как называется книга? – У этой книги – особое назначение: она помогает учиться. Обратите внимание на оборотную сторону титула. Вы увидите, что эта книга – – Кто написал его для вас? Чтобы узнать это, откройте концевой титул и прочитайте имена, отчества и фамилии авторов учебника. – Рассмотрите условные обозначения. Найдите их на страницах учебника. – Откройте последние страницы учебника. – Ознакомьтесь с оглавлением книги. Какие | Рассматривают учебник. – «Русский язык». – Всеслав Гав-рилович Горецкий, Валентина Павловна – Справочный материал, – В 3 классе | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, состав-ляют произвольное речевое вы-сказывание Р – принимают | Правильное обращение | |
| Далее учитель акцентирует внимание учащихся на правилах обращения с учебным пособием – Еще одним помощником на уроке и дома у вас | ся знания, | К – умеют слушать, вести диа- лог, признавать возможность Л – проявляют эстетические | ||||
III. Постановка | Формулирование учебных задач | – Откройте учебник на стр. 5–6. Прочитайте – Что означают слова, составляющие название | – Название Ответы | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – извлекают Р – ориентиру-ются в учебнике, осознают | ||
| – Проверим ваши предположения. Прочитайте – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим • Речь, виды речи. • Значение речи в жизни человека. • Отличие языка и речи. • Почему надо знать русский язык. • Какой должна быть наша речь. – На какие вопросы вы можете дать ответы? | Выполняют Ответы уча- | и принимают К – обмениваются мнениями; Л – осознают границы своего знания и «незнания» | ||||
IV. Изучение нового мате- 1. Словарная работа | Работа по учебнику над упражнением. Работа над словами | – Откройте в учебнике с. 6. Найдите упр. 1. – Прочитайте второе задание к упражнению. Что значит определить тему и главную мысль текста? Определите тему и главную мысль данного текста. – Объясните значение выражения «звонок | Выполняют Ответы уча- Дают объяс- | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, Р – контролируют учебные дейст- | Запись | |
| и словосочетаний «к знаниям дорога», «праздник сентября». – Прочитайте слова, записанные на доске. – Прочитайте про себя первое слово. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «праздник» – словарное. Необходимо – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом. Аналогично проводится работа со словарным словом «вместе». – Дома заучите правильное написание слов | и словосоче- – Праздник, вместе. Ответы уча- – Непроизносимая согласная Выполняют | вия, замечают К – слушают, Л – принимают | ||||
2. Работа | Работа по учебнику над упражнением | – В учебнике на с. 6 найдите упр. 2. Какое условное обозначение дано слева рядом с номером упражнения? Что оно обозначает? – Обсудите вопросы, данные ниже, а затем | Работа в паре. Выполняют | Парная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, | Устные ответы | |
| актуализации зна-ний о речи, видах речи, значении Упражнения физкультми-нутки | – Чем связаны все эти вопросы? – Что такое речь? Какие виды речи вы знаете? – О каком виде речи вы впервые прочитали – Для чего человеку нужна устная речь? – Как вы думаете, какую речь называют хорошей? – Прочитайте пословицы, записанные на доске: • Хорошие речи приятно и слушать. • Говорит день до вечера, а слушать нечего. • По речи узнают человека. • Сначала подумай, потом говори. – В каких пословицах говорится о хорошей речи? Запишите одну из них в тетради. Проверьте написанное. Физкультминутка Упражнения для глаз 1. Горизонтальные движения глаз: направо- 2. Вертикальные движения глаз: вверх-вниз. | – Они о речи. – Устную, – О внутренней речи. Отвечают – Содержательную, логичную, правильную, точную, ясную, выразительную речь. Выполняют Выполняют движения согласно инструкции учителя | (из материалов учебника). Р – ориентируются в учебнике, К – обмениваются мнениями; Л – владеют на- | проверка написанного. Выполнение движений физкультминутки | ||
| 3. Круговые движения глазами: по часовой 4. Интенсивное сжимание и разжимание век 5. Движения глаз по диагонали: скосить глаза 6. Сведение глаз к носу: поставить палец к переносице, посмотреть на него. 7. Частое моргание глазами. 8. Работа глаз «на расстояние»: внимательно | лыми и сверст- | |||||
3. Работа | Работа над упражне- | – Откройте с. 8. Найдите упр. 5. Отгадайте – Объясните лексическое значение слова «язык». Учитель обращает внимание на многозначность слова (орган вкуса, находящийся во рту; способность человека говорить и понимать – Для чего нужен язык? – Человеческий язык – самое удивительное, | – Слово-отгад-ка – «язык». | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, извлекают информацию из разных источ-ников. Р – осознают | Устные ответы. Списывание, проверка написанного | |
| Язык состоит из множества слов, каждое | К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают свою этническую и национальную принадлежность; имеют целостный, социально ориентирован-ный взгляд на мир в его единстве и разнообразии народов, культур | |||||
4. Работа | – Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 8, упр. 7. Определите, на каком языке приветствуют ребята друг друга. Какие языки изучаете вы? Какой язык для вас родной? Почему? На каком языке общаются люди разных национальностей | Отвечают на вопросы | |||||
5. Работа | – На с. 8 найдите упр. 6. Прочитайте высказывание Л. Успенского о русском языке. Как вы – Прочитайте высказывание о русском языке – Спишите одно из высказываний в тетрадь. Проверьте написанное | Высказывают предполо- Выполняют | |||||
6. Работа | – Прочитайте отрывок из стихотворения | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Подошел к концу первый урок русского языка. Что вы узнали на этом уроке? – Какие открытия сделали? – О чем бы вы хотели рассказать своим родителям, друзьям? – Чему бы хотели научиться на уроках русского языка? – С каким настроением вы уходите с урока? Домашнее задание: с. 4, упр. 5 (рабочая | Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение | Фрон-тальная | П – ориентируются в своей системе знаний – Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся |
Предварительный просмотр:
Урок 105
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Педагогическая | Способствовать развитию умения распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры |
Личностные | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; эмоционально «переживают» текст, |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения, отнесение к известным понятиям устанавливают аналогии Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы- |
Основное содержание темы, понятия | Имя существительное. Дательный падеж. Вопросы: кому? чему? Предлоги: по, к. Окончания имен существительных в дательном падеже. Словосочетания. Предложения. Составление текста |
Образовательные | Учебник, с. 46–47. Таблица «Падежи имен существительных» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Проверим готовность | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Наблюдение | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | р рр Р Рр | Выполняют письмо | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо | |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Развитие речи | Фронтальная. Словесный. Упражнение | Организует проверку | Демонстрируют выполнение домашнего задания | Осуществляют контроль, самоконтроль | Упражнение | |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Знакомит с темой и учебной задачей урока | Слушают учителя | Принимают учебную | ||
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Имена сущест-вительные в да- | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Организует работу | Читают словосочетания, отвечают на вопросы, выполняют задания | Определяют падеж имен существительных по падежному вопросу и предлогу | Упражнение | |
тельном падеже | ||||||
2. Басни (упр. 83) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Предлагает прочитать | Читают отрывки из басен. Выполняют задания упражнения | Воспроизводят по па-мяти названия басен. Находят имена существительные в дательном падеже, умеют ставить к ним вопрос | Упражнение | |
3. Работа со схемой (с. 47) | Фронтальная. Работа со схемой, беседа | Организует работу | Изучают схему, отвечают на вопросы учителя | Извлекают необходимую информацию | Работа | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Словосочетания и предложения (упр. 84) | Индивидуальная. Практический. Упражнение | Организует самостоя- | Выполняют упраж- | Сравнивают значения словосочетаний, находят сходство и различие. Составляют | ||
2. Редактирование текста | Индивидуальная, фронтальная. Практический, | – Отредактируйте текст. Постройте предложения так, чтобы в них не было повторения одних и тех же | Читают текст. Заменяют в предложениях | Умеют работать самостоятельно. Выполняют самопроверку и взаимоконтроль | Текст | |
| Работа с текстом | имен существительных. Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. Слова для справок: великан, у него, он, | для справок. Зачиты- | |||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали сегодня на уроке? – Что получилось хорошо? – Что вызвало затруднения? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
Домашнее задание: развитие | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Комментирует задание | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Упражнение |
Предварительный просмотр:
Урок 111
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Педагогические | Способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.), работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного», распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний и способов действий / решение частной задачи |
Планируемые | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грам-матических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуника-тивных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов |
Личностные | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения, отнесение к известным Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы- |
Окончание табл.
Основное содержание темы, понятия | Именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи. Порядок разбора имени существительного. Приставки и предлоги. Фразеологизмы. Составление текста. Потом, вокруг |
Образовательные | Учебник, с. 57–59. Таблица «Признаки падежей» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Проверим готовность | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Наблюдение | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | д дд Д Дд | Списывают с образца | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Выполняют задание | Принимают учебную | ||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Признаки падежей (упр. 102) | Фронтальная. Словесный. Беседа, упражнение, | Организует работу | Выполняют задания, отвечают на вопросы, | Извлекают необходимую информацию | Упражнение, беседа | |
2. Падеж имен существительных. Словосочетания | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение. Предлагает познакомиться с правилом и схемой | Отвечают на вопросы, составляют и записы- Работают с правилом | Объясняют, как определить падеж имен существительных. Извлекают необходимую информацию из правила и схемы | Упражнение, правило | |
3. Развитие речи. Текст (упр. 104) | Групповая, индивидуальная. Словесный, работа с текстом | – Прочитайте. Составьте предложения. – Расположите составленные предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите | Составляют предложения из данных слов. Составляют из предложений текст, озаглавливают его. Записывают текст. Указывают падежи имен существи- | Логически составляют С помощью падежного вопроса и предлога определяют падеж имен существительных | Упражнение | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений | |
4. Работа с памяткой «Порядок | Коллективная. Словесный, | Предлагает прочитать разбором имен существительных | Работают с памяткой. Знакомятся с устным | Извлекают необходимую информацию Осуществляют анализ | Памятка | |
5. Словарно- | Фронтальная. Словесный, Письмо | Знакомит с написанием слов «потом», «вокруг» | Запоминают написание словарных слов | Усваивают правописание слов. Грамотно | Письмо | |
V. Закрепление знаний и способов действий. Разбор имени | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Предлагает разобрать одно из имен существительных как часть речи сначала устно по образцу, потом письменно по памятке | Совместно разбирают имя существительное как часть речи устно | Умеют выполнять Осуществляют разбор имени существительного устно и письменно по памятке | Упражнение | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… | Заканчивают предло- | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
Домашнее задание: упр. 107 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание Проверяет соответст- | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Упражнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...
УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Все падежи"
Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Главные и второстепенные члены предложения"
Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать; закреплять умения находить в предложении второстепенные члены предложения; совершенствование ...
Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова
Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....
УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Все падежи"
Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные...
Технологическая карта по уроку русского языка "Число глаголов", 3 класс, УМК: "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Задачи урокаДидактические:1) дать представление о числе глаголов;2) ...