Урок русского языка в 1 классе «Вежливые слова»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: развивать умения употреблять в речи «вежливые слова, распознавать слова, называющие предметы, признаки предметов, действие предметов, развитие творческого мышления учащихся посредством работы со словарем.
Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СШ с.Выползово Сурского района Ульяновской области.
Урок русского языка в 1 классе
«Словарь вежливых слов»
Фуфыгина Валентина Владимировна
учитель начальных классов
2019
Оглавление
1. Введение | 3 - 4 |
2. Основная часть. | 4 - 6 |
3. Заключение. | 5-6 |
4. Список использованной литературы. | 6-7 |
5. Приложения (конспект урока). | 7-11 |
1.Введение.
В начальных классах работа со словарями проводится, как с источниками культуры речи младших школьников. Выделены несколько словарей: «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля, словари М.Р. Львова, «Словарь русских фамилий» В.А. Никонова, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, а также представлены варианты их использования на уроках в начальной школе. Если словарь не рассчитан на младшего школьника, предложено применение метода чтения-общения, разработанного Н.Н. Светловской. Остро стоит вопрос об отсутствии систематической работы со словарями на уроках либо о наличии эпизодической работы, когда время от времени учитель включает словарь в практическую работу на уроках русского языка или предлагает младшим школьникам самостоятельно обращаться к словарю в случае затруднений. Необходимость развития культуры речи в начальной школе подтверждена государственными документами и учебными программами. Курс обучения русскому языку позволяет наиболее продуктивно использовать словари в этом направлении.
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Ещё Константин Ушинский говорил о том, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”. Действительно, умение пользоваться толковым словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач. Целесообразно проводить работу со словарями не фрагментарно, исходя из конкретных целей и задач урока, а систематически, с первого по четвёртый класс. Чаще всего работа со словарями сводится к тому, что учащиеся прибегают к помощи только толкового словаря, однако, по нашему мнению, даже в начальных классах полезным окажется знакомство учащихся со словарями разных видов: фразеологическими, синонимов, ударений, иностранных слов, этимологическими, энциклопедическими. Желательно, чтобы словари постоянно находились в классной комнате и дети могли свободно пользоваться ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
2.Основная часть
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник. Именно поэтому умение работать с информацией является одним из важнейших познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Планируемые результаты начального общего образования предполагают, что, наряду с другими умениями, выпускники начальной школы должны «научиться ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках» т.е. освоить лексикографическую компетенцию. Словарь должен стать другом и помощником каждого ребенка, приучая его к самостоятельному поиску знаний, без чего невозможно представить себе современного человека.
Можно предположить, что умение работать со словарями и извлекать из них информацию о слове у учащихся начальной школы находится на низком уровне. Таким образом, проблема исследования – как выявить уровень лексикографической компетенции учащихся и с помощью чего повысить этот уровень. Объектом исследования является процесс формирования лексикографической компетенции у младших школьников. Предмет исследования – лексикографическая компетенция младших школьников. Контингент – младшие школьники.
Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
В 1-м классе на первом этапе работы над данной темой важно научить детей правильно и быстро расставлять слова в алфавитном порядке.
3.Заключение
Формирование прочного навыка работы со словарём необходимо начинать с первых шагов обучения ученика в школе, то есть с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постепенно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит небольшое количество времени. Заучивание алфавита может проводиться как одна из физкультминуток, возможно применение приёмов в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет детей проговаривать буквы ритмично, не отставая от одноклассников.
Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого можно использовать игры-задания, например, "Построй ребят своего ряда по алфавиту". Проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое - визуальное: учащиеся видят, что словари бывают разные, узнают, что в них содержится много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдёшь.
Следует помнить, что словари в начальной школе должны быть подобраны по возрасту. Сами по себе "взрослые" словари прекрасны, но они не подходят для работы младшим школьникам, так как эти книги тяжёлые, на страницах даны мелкие буквы, очень большое количество слов. И если ребёнку в этом словаре необходимо отыскать нужное слово, то ему и урока не хватит. Поэтому на уроках русского языка младшим школьникам необходимо использовать только те словари, которые специально предназначены для начальной школы.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, также можно использовать ребусы, картинки, кроссворды и т.д.
4. Список использованной литературы.
Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В.Бобровская// Начальная школа – 2002 - № 6, с. 15-21
Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 2014. - № 2. - с. 41-44.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» 1класс.
О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку.1 кл.
Приложения. Конспект урока.
УМК «Школа России». Учебник «Русский язык» 1класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Интернет рисурсы:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/582806/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648956/
5. Приложения (конспект урока).
Тема урока: «Вежливые слова»
Цель урока: развивать умения употреблять в речи «вежливые слова, распознавать слова, называющие предметы, признаки предметов, действие предметов, развитие творческого мышления учащихся посредством работы со словарем.
Задачи урока:
способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством работы со словарями;
формировать способности к анализу, сравнению и оценке языковых явлений;
развивать навыки творческой работы по заданной модели;
Планируемые образовательные результаты:
учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова .
научатся сравнивать, анализировать, работая со словарем; усовершенствуют коммуникативные умения: изложение своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста.
Содержание урока:
Этап урока | Содержание и виды деятельности учащихся |
1. Вводный (организационно-мотивационный этап. Целеполагание) | -Здравствуйте!— Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? - Здравствуйте! Каждый урок начинаем со слова «здравствуйте»… Как вам кажется, почему? Что таит в себе это слово? -Ребята, скажите, какие слова мы с вами говорим, когда встречаемся? -Как называются эти слова? -Сегодня мы с вами составим словарь «вежливых слов». -Кто знает, что такое словарь? -Это книга, где школьники, и взрослые часто выясняют, как пишутся и что обозначают те или иные слова. -Мы сейчас отправимся в путешествие по стране «Волшебных слов».Звучит музыка к песне «Голубой вагон». |
2. Основной (информационно-аналитический) этап | -1 станция. «Поблагодари». На доске буквы ( С,И,П,А,Б,О,С) -Составьте из букв слово. СПАСИБО. Когда мы так говорим? Что обозначает это слово, нам подскажет словарь. ( работа со словарем) Спасибо, возникло в результате сращения сочетания СПАСИ+БОГ. Этой фразой на Руси выражали благодарность человеку и желали, чтобы его оберегал Бог -2 станция. «Встречи и расставания» Работа по учебнику. Упр.13 (с.25) -Найдите вежливые слова. Когда мы говорим эти слова? Какие слова говорим, когда встречаемся? -Какие слова говорим, когда прощаемся? (работа в парах, со словарем) Добрый, -ая, -ое; добр, добра, добро, добры и добры. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрый день (вечер), доброе утро-приветствие при встрече. Свидание, встреча, преимущ. условленная, двух или нескольких лиц. До свидания или до скорого свидания - приветствие при прощании. -3станция. «Воспитанности». Работа по учебнику упр.15 (с.26) -Какого человека называют вежливым? Бывают люди вежливые, воспитанные. Бывают люди грубыми и невоспитанными. Познакомимся со словами- невежа и невежда. Используем школьный толково-этимологический словарик в конце учебника. -4 станция. «Физкультурная» Физминутка. Что такое доброта? -5 станция «Учимся быть вежливыми». Работа по учебнику.упр.14 (с.26) -Прочитайте слова (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры) -Почему эти слова называют вежливыми. В каких случаях их употребляют ? Какие вежливые слова тебе известны? Разыграйте сценку: обратитесь к товарищу с просьбой дать книгу, ручку или карандаш. Закрепление изученного материала. -6 станция «Что мы узнали?» -Послушайте стихотворение и запишите услышанные вежливые слова, затем прочитайте их. Мы все научились когда-то Встречая друзей и знакомых, Придумалось кем-то красиво- Прощаясь, мы все «До свидания» Давайте посмотрим, какие слова были записаны в наш словарик «Вежливых слов» (записано на доске) Волшебных слов очень много, мы и дальше продолжим с ними знакомиться. Рефлексия. -7 станция «Конечная» На доске записаны слова. Назовите лишнее слово. Какие еще, вежливые слова вы знаете? ( Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста) -Назовите человека, который употребляет эти слова в своей речи? -Как называют грубого, невоспитанного человека? -Кто такой невежа, невежда? -Оцените свою работу на уроке. Что получилось? Над чем необходимо поработать? Что понравилось на уроке? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс. "Корень слова. Родственные слова".
Материал урока и презентация....
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"
Тип урока - «открытие» нового знания; использование технологии проблемного обучения....
Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"
Конспект урока по русскому языку с презентацией...
Урок русского языка 1 класс "Вежливые слова", Школа России
Урок русского языка 1 класс «Вежливые слова»Цель: развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета. Планируем...
Конспект урока русского языка по теме "Вежливые слова" в 3 классе программа "Начальная школа 21 века"
1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);3. Научатся выражать чувства добрыми слов...
Урок русского языка 1 класс "Вежливые слова"
Какие слова мы называем «вежливыми»?Цель урока: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознать слова, называющие предмет, признак предмета, действие пред...