Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Имя существительное"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Конспект открытого урока по  русскому языку во 2 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx49.75 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx128.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по  русскому языку во 2 классе.

Балакирева Инна Николаевна, учитель начальных классов

 МБОУ «Лицей № 1» г. Волгореченск

Тема: « Имя существительное».

Тип урока: обобщение, систематизация знаний.

Образовательная программа: "Школа России".

Время проведения: 5 марта 2017 г.

Учебник: В.П.Канакина , В.Г.Горецкий  Русский язык. Учебник для 2 класса. – 2-е изд.,  Москва, «Просвещение», 2012год

Цели урока: 

  1. Обобщить и проверить знания учащихся о части речи - имени существительном.
  2. Развивать умение сравнивать, логически излагать свои мысли, оценивать свой труд.
  3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.
  4. Содействовать воспитанию любви к предмету и формированию  коммуникативных отношений среди учащихся.

Оборудование:

  1. Компьютер, интерактивная доска, документ камера.
  2. Учебник, электронное приложение к учебнику (тема «Имя существительное»).             3.   Презентация в Microsoft PowerPoint.

4.   Раздаточный материал с заданиями.

                                                                Ход урока.

  1.  Организационный момент (вступительное слово учителя)

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!

 Ребята, сегодня наш урок русского языка необычный, так как на нем присутствуют гости, учителя, родители. Для доброй атмосферы и хорошего настроения подарите друг другу свои улыбки. А теперь повернитесь и, приветствуя, улыбнитесь нашим гостям.

- Придумано кем-то просто и мудро.

   При встрече здороваться – Доброе утро!

   Доброе утро, солнцу и птицам,

   Доброе утро, улыбчивым лицам!

 Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у моих ребят, ведь они пришли учиться. А чтобы учеба пошла им на пользу, просьба к вам, ребята, не отвлекаться, вести себя правильно, соблюдая все школьные правила, и хорошо работать на уроке.

- А сейчас проверь, дружок,

  Все готово на урок.

  Учебник, ручка и тетрадка

  Все на месте, все в порядке.

  Все ли правильно сидят,

  На учителя глядят.

Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы к нашему уроку.

  1.  Актуализация знаний (включение в учебную деятельность)

1.Словарная работа.

- Для разминки отгадайте, пожалуйста, ребус и загадку:

images.jpgimages (1).jpg

  ТЕТ

- То я в клетку, то в линейку,

  Написать по ним сумей-ка.

  Можешь и нарисовать,

  Что такое я? …... (тетрадь)

- Объясните значение этого слова.

- В толковом словаре слово «тетрадь» обозначает – сшитые листы чистой бумаги в обложке.  А раздел русского языка  этимология так объясняет нам историю происхождения этого слова.

Слово «тетрадь» произошло от греческого слова «тетро», что значит сложенный вчетверо. Раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, а потом еще пополам, разрезали, сшивали посередине и тетрадь готова. Тетрадь – «тетро – четвертая часть листа». ( Объясняя, учитель наглядно демонстрирует на листе бумаги).

- А теперь прослушайте стих и выполните то, что в нем говорится.

-  Я тетрадь свою открою

   И наклонно положу.

   Я от вас, друзья, не скрою,

   Ручку я вот так держу.

   Сяду прямо, не согнусь,

   За работу я возьмусь.

(На интерактивной доске запись: число, классная работа, слово «тетрадь», однокоренные слова, пословицы. Открываются поочерёдно шторкой интер.доски).

- Прочитайте слово, проговорим его хором. Обратите внимание на непроверяемую безударную гласную букву Е. Правильно запишите в тетрадь новое словарное слово, выделите орфограмму и запомните его правописание.

-Прочитайте следующие слова: тетрадка, тетрадочка, тетрадный.

- Что это за слова? Почему их можно назвать однокоренными? Запишите эти слова в тетрадь.

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

    Покажи свою тетрадь, и я скажу кто ты.

    Тетрадь – зеркало ученика.

-  Для подтверждения ваших слов и смысла пословиц посмотрим тетради наших одноклассников через документ камеру ( демонстрируются записи в тетради у девочки и мальчика по русскому языку и математике).

- По записям в тетради можно сказать, что эти ученики аккуратные и старательные. Не у всех получается грамотно писать, но каждый из вас может постараться написать красиво и аккуратно, чтобы получить отметку «5». Ведь недаром говорят «Над чем постараешься, тому и порадуешься».

2. Орфографическая минутка 

     ( Запись предложения под диктовку с комментированием орфограмм на доске и в тетради)

Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки.

  1. Самоопределение к деятельности (введение в тему урока)

- Прослушайте стих и доскажите слова ( слайд №1)

Люблю я очень называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама – ответы!

Вопросы эти – «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет.

Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...( имя существительное).

- Правильно. Назовите тему нашего урока?

- Тема нашего сегодняшнего урока: имя существительное.

 Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных  для того, чтобы правильно использовать их в нашей речи и грамотно писать. Будем учиться применять наши знания при выполнении заданий.

  1.  Работа по теме урока.
  1. Выполнение задания №1 на стр. 67 учебника « Проверь себя».

( Выбираются два ученика: один помощник учителя читает текст об имени существительном с пропущенными словами, а второй ученик дополняет текст нужными словами. Остальные ученики класса сигнализируют правильность ответов светофором: зеленый цвет правильно, красный – неправильно.

1)Имя существительное – это ____________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _______

Имена существительные бывают ___________  и __________; а также бывают ____________ и ___________

2) Одушевленные имена существительные называют ____________ и ___________, а неодушевленные называют _____________. Собственные имена существительные называют ____________ , _____________, названия ___________ ,___________ , ________. Собственные имена существительные пишутся___________________.

2. Задание №2  из учебника.

- Выполнять это задание мы будем в игре. Я читаю слова, если слово является именем существительным: вы хлопните в ладоши, если нет –  не хлопаете.

( в ходе игры ученики ставят вопросы к словам и объясняют свой выбор)

- Назовите, какие из перечисленных имен существительных являются одушевленными.  

  1. Физкультминутка ( слайд №2)

- У оленя дом большой,

  Он глядит в свое окно.

  Зайка по лесу бежит

  В дверь к нему стучит:

  «Тук тук тук, дверь открой,

   Там в лесу охотник злой.

   «Зайка, зайка, забегай-ка,

   Руку мне давай-ка»

(Дети произносят стих и инсценируют его движениями).

  1.  Закрепление материала. Рефлексия.

- Хватит нам уже играть,

  Продолжаем мы писать.

  Вы пишите, не спешите,

  Буквы лучше выводите.

1.Словарный диктант.

- Сейчас мы вспомним и запишем изученные недавно словарные слова:

улица, Россия, отец, город, фамилия.

( Взаимопроверка в паре, вторая проверка при выполнении задания на диске).

- Назовите, какое из слов может быть лишним. ( Россия – собственное, отец – одушевленное)

2.  Задания от Незнайки « Найди ошибку и исправь ее».

     (На листках текст с ошибками, нужно самостоятельно их исправить. Проверка выполняется учеником на интерактивной доске с объяснением изученных орфограмм).

Машина  мчялась по глаткой дароге. Мы едем к Бабушке дарйе. Скоро москва. бабушка жывет на улице мира.

3. Упражнения для глаз (слайд №3)

4. Игра от Незнайки (выполнение задания по диску на интерактивной доске. Метапредметные связи с литературным чтением).

  1. Подведение итогов урока

1. Прочитайте и продолжите фразы (слайд №4)

    Я понял….

    Я затрудняюсь….

    Я могу………

2. Ответьте на вопросы:

     - Что нового узнали на уроке?

    - Что понравилось?

    - Какое задание вам было интересно выполнять?

    - Оцените свою работу на уроке с помощью светофора. (Учитель дает словесную оценку работе учащихся и ставит отметки).

3. Чтение учениками стихотворений.

- Имя Существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное Имя Существительное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.

 -Знаю я теперь отныне,
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет,
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя-

Существительным ура!

   

 4. Вывод

         - В устной и письменной речи нельзя обойтись без имен существительных. Мы повторили эту часть речи, но еще не все знаем о ней. В третьем классе мы будем узнавать о других признаках имени существительного. В благодарность за работу на уроке я говорю вам: «Молодцы» (слайд №5). Урок окончен, всем спасибо!

Домашнее задание:

Проверочный тест «Имя существительное» 
1. Продолжи:

    Имена существительные – это ___________________________,которые

    обозначают__________________и отвечают на вопросы____________________.

2.Выберите и подчеркните имена существительные:

 провод       думать      опасный    ошибка     доктор

3. Какие существительные отвечают на вопрос КТО? Подчеркните их:

 стена         медведь   Иванов     рябина      художник

  4. В каких группах существительных все слова отвечают на вопрос ЧТО?

           ветер           учитель             лес                гриб              заяц

      стол      дядя        хлеб      Коля      мел


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Люблю я очень называть В грамматике предметы И на вопросы отвечать, Ведь я сама - ответы! Вопросы эти - «что?» и « кто ?» Без них не может жить никто! А кто на них даёт ответ, Тот называет вам предмет. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я … имя существительное.

Слайд 2

Пришло время отдохнуть!

Слайд 4

Проверка теста. 1.Продолжи: Имена существительные –это часть речи, которые обозначает п редметы и отвечают на вопросы кто? что? 2.Выберите и подчеркните имена существительные. провод опасный ошибка доктор 3. Какие существительные отвечают на вопрос КТО? Подчеркни. стена медведь Иванов рябина художник 4. В каких группах существительных все слова отвечают на вопрос ЧТО? ветер учитель лес гриб заяц стол дядя хлеб Коля мел 04.03.2013 4

Слайд 5

Итог урока Я понял…. Я затрудняюсь…. Я могу………

Слайд 6

молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»

Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс  УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...