Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Имя существительное"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 49.75 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 128.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Балакирева Инна Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 1» г. Волгореченск
Тема: « Имя существительное».
Тип урока: обобщение, систематизация знаний.
Образовательная программа: "Школа России".
Время проведения: 5 марта 2017 г.
Учебник: В.П.Канакина , В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса. – 2-е изд., Москва, «Просвещение», 2012год
Цели урока:
- Обобщить и проверить знания учащихся о части речи - имени существительном.
- Развивать умение сравнивать, логически излагать свои мысли, оценивать свой труд.
- Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.
- Содействовать воспитанию любви к предмету и формированию коммуникативных отношений среди учащихся.
Оборудование:
- Компьютер, интерактивная доска, документ камера.
- Учебник, электронное приложение к учебнику (тема «Имя существительное»). 3. Презентация в Microsoft PowerPoint.
4. Раздаточный материал с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент (вступительное слово учителя)
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!
Ребята, сегодня наш урок русского языка необычный, так как на нем присутствуют гости, учителя, родители. Для доброй атмосферы и хорошего настроения подарите друг другу свои улыбки. А теперь повернитесь и, приветствуя, улыбнитесь нашим гостям.
- Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у моих ребят, ведь они пришли учиться. А чтобы учеба пошла им на пользу, просьба к вам, ребята, не отвлекаться, вести себя правильно, соблюдая все школьные правила, и хорошо работать на уроке.
- А сейчас проверь, дружок,
Все готово на урок.
Учебник, ручка и тетрадка
Все на месте, все в порядке.
Все ли правильно сидят,
На учителя глядят.
Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы к нашему уроку.
- Актуализация знаний (включение в учебную деятельность)
1.Словарная работа.
- Для разминки отгадайте, пожалуйста, ребус и загадку:
ТЕТ
- То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Что такое я? …... (тетрадь)
- Объясните значение этого слова.
- В толковом словаре слово «тетрадь» обозначает – сшитые листы чистой бумаги в обложке. А раздел русского языка этимология так объясняет нам историю происхождения этого слова.
Слово «тетрадь» произошло от греческого слова «тетро», что значит сложенный вчетверо. Раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, а потом еще пополам, разрезали, сшивали посередине и тетрадь готова. Тетрадь – «тетро – четвертая часть листа». ( Объясняя, учитель наглядно демонстрирует на листе бумаги).
- А теперь прослушайте стих и выполните то, что в нем говорится.
- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(На интерактивной доске запись: число, классная работа, слово «тетрадь», однокоренные слова, пословицы. Открываются поочерёдно шторкой интер.доски).
- Прочитайте слово, проговорим его хором. Обратите внимание на непроверяемую безударную гласную букву Е. Правильно запишите в тетрадь новое словарное слово, выделите орфограмму и запомните его правописание.
-Прочитайте следующие слова: тетрадка, тетрадочка, тетрадный.
- Что это за слова? Почему их можно назвать однокоренными? Запишите эти слова в тетрадь.
- Прочитайте пословицы и объясните их смысл:
Покажи свою тетрадь, и я скажу кто ты.
Тетрадь – зеркало ученика.
- Для подтверждения ваших слов и смысла пословиц посмотрим тетради наших одноклассников через документ камеру ( демонстрируются записи в тетради у девочки и мальчика по русскому языку и математике).
- По записям в тетради можно сказать, что эти ученики аккуратные и старательные. Не у всех получается грамотно писать, но каждый из вас может постараться написать красиво и аккуратно, чтобы получить отметку «5». Ведь недаром говорят «Над чем постараешься, тому и порадуешься».
2. Орфографическая минутка
( Запись предложения под диктовку с комментированием орфограмм на доске и в тетради)
Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки.
- Самоопределение к деятельности (введение в тему урока)
- Прослушайте стих и доскажите слова ( слайд №1)
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама – ответы!
Вопросы эти – «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...( имя существительное).
- Правильно. Назовите тему нашего урока?
- Тема нашего сегодняшнего урока: имя существительное.
Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных для того, чтобы правильно использовать их в нашей речи и грамотно писать. Будем учиться применять наши знания при выполнении заданий.
- Работа по теме урока.
- Выполнение задания №1 на стр. 67 учебника « Проверь себя».
( Выбираются два ученика: один помощник учителя читает текст об имени существительном с пропущенными словами, а второй ученик дополняет текст нужными словами. Остальные ученики класса сигнализируют правильность ответов светофором: зеленый цвет правильно, красный – неправильно.
1)Имя существительное – это ____________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _______
Имена существительные бывают ___________ и __________; а также бывают ____________ и ___________
2) Одушевленные имена существительные называют ____________ и ___________, а неодушевленные называют _____________. Собственные имена существительные называют ____________ , _____________, названия ___________ ,___________ , ________. Собственные имена существительные пишутся___________________.
2. Задание №2 из учебника.
- Выполнять это задание мы будем в игре. Я читаю слова, если слово является именем существительным: вы хлопните в ладоши, если нет – не хлопаете.
( в ходе игры ученики ставят вопросы к словам и объясняют свой выбор)
- Назовите, какие из перечисленных имен существительных являются одушевленными.
- Физкультминутка ( слайд №2)
- У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучит:
«Тук тук тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
«Зайка, зайка, забегай-ка,
Руку мне давай-ка»
(Дети произносят стих и инсценируют его движениями).
- Закрепление материала. Рефлексия.
- Хватит нам уже играть,
Продолжаем мы писать.
Вы пишите, не спешите,
Буквы лучше выводите.
1.Словарный диктант.
- Сейчас мы вспомним и запишем изученные недавно словарные слова:
улица, Россия, отец, город, фамилия.
( Взаимопроверка в паре, вторая проверка при выполнении задания на диске).
- Назовите, какое из слов может быть лишним. ( Россия – собственное, отец – одушевленное)
2. Задания от Незнайки « Найди ошибку и исправь ее».
(На листках текст с ошибками, нужно самостоятельно их исправить. Проверка выполняется учеником на интерактивной доске с объяснением изученных орфограмм).
Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к Бабушке дарйе. Скоро москва. бабушка жывет на улице мира.
3. Упражнения для глаз (слайд №3)
4. Игра от Незнайки (выполнение задания по диску на интерактивной доске. Метапредметные связи с литературным чтением).
- Подведение итогов урока
1. Прочитайте и продолжите фразы (слайд №4)
Я понял….
Я затрудняюсь….
Я могу………
2. Ответьте на вопросы:
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора. (Учитель дает словесную оценку работе учащихся и ставит отметки).
3. Чтение учениками стихотворений.
- Имя Существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.
-Знаю я теперь отныне,
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет,
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя-
Существительным ура!
4. Вывод
- В устной и письменной речи нельзя обойтись без имен существительных. Мы повторили эту часть речи, но еще не все знаем о ней. В третьем классе мы будем узнавать о других признаках имени существительного. В благодарность за работу на уроке я говорю вам: «Молодцы» (слайд №5). Урок окончен, всем спасибо!
Домашнее задание:
Проверочный тест «Имя существительное»
1. Продолжи:
Имена существительные – это ___________________________,которые
обозначают__________________и отвечают на вопросы____________________.
2.Выберите и подчеркните имена существительные:
провод думать опасный ошибка доктор
3. Какие существительные отвечают на вопрос КТО? Подчеркните их:
стена медведь Иванов рябина художник
4. В каких группах существительных все слова отвечают на вопрос ЧТО?
ветер учитель лес гриб заяц
стол дядя хлеб Коля мел
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пришло время отдохнуть!
Проверка теста. 1.Продолжи: Имена существительные –это часть речи, которые обозначает п редметы и отвечают на вопросы кто? что? 2.Выберите и подчеркните имена существительные. провод опасный ошибка доктор 3. Какие существительные отвечают на вопрос КТО? Подчеркни. стена медведь Иванов рябина художник 4. В каких группах существительных все слова отвечают на вопрос ЧТО? ветер учитель лес гриб заяц стол дядя хлеб Коля мел 04.03.2013 4
Итог урока Я понял…. Я затрудняюсь…. Я могу………
молодцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»
Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...
Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...
конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"
Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...
Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"
Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...
Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...