Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Хашханок Светлана Ибрагимовна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc420 КБ

Предварительный просмотр:

  Рабочая программа по  русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с :

 -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

 -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

  -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания русского языка обучающиеся  приобретут общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;

развивать внимание к устной и письменной речи;

формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;

составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки

правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов

писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

Результаты обучения

В конце 1 классе обучающиеся узнают:

название букв русского алфавита;

признаки гласных и согласных звуков;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);

деление на слоги;

правила переноса;

употребление прописной буквы в именах собственных;

правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн;

 Обучающиеся будут иметь представление:

- о грамматических группах слов;

- о различии предложений по цели высказывания;

- о признаках текста и его оформлении;

- об основных признаках согласных звуков и букв;

Обучающиеся научатся:

вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

переносить слово по слогам;

вычленять слова из предложений;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;

составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;

употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;

писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.

 - списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и    заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему.

                                 Содержание учебного предмета

 В соответствии с федеральным  учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе автора Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» ,В.Г.Горецкого, Л. Ф.Климановой «Азбука»  из расчета  2 часа в неделю, 66 часов в году.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Добукварный период (4 часа) На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать  элементы букв.

Букварный период (22 часа) Дети  осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный период(4 часа) Дети закрепляют  письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Слово. Предложение.Текст.(3ч)

Понятие о предложении. Интонация.

Группа слов, выражающая законченную мысль. Группа слов, не составляющая предложение. Связь слов в предложении по смыслу и по форме. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки.  Развитие речевого слуха. Монологические высказывания по результатам наблюдении за фактами языка по теме «Предложение» Предложение-сообщение. Предложение-вопрос. Предложение-просьба (совет, приказ). Интонация. Восклицательная и невосклицательная интонация.  Вопросительная интонация.  Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение словарного состава речи учащихся, введение в активный словарь учащихся формулировок: предложение-сообщение, предложение-просьба (совет, приказ), предложение-вопрос, восклицательная и невосклицательная интонация, вопросительная интонация.

Заглавная буква в словах (1ч)

Оформление предложений в устной и письменной речи. Раздельное написание слов в предложении. Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Повышение и понижение тона речи. Пауза. Развитие речевого слуха. Ведение диалога в процессе наблюдений изучаемых фактов языка Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с предложением, текстом. Чёткое и правильное произношение звуков в слове, сочетаний звуков в слове. Словарные слова: морковь, петух, медведь

Предлог(2ч) Раздельное написание со словом, с которым употребляется предлог.

Звуки  и буквы (2ч)

Слово звучащее и слово написанное. Сравнение и различение слова звучащего и слова написанного. Звуки и буквы, их обозначающие.Смыслоразличительная роль звуков (букв) в слове. Развитие речевого слуха детей. Обогащение словарного состава речи учащихся

 Особенности гласных звуков.  Произнесение гласных звуков. Буквы основных гласных звуков: а, о, у, ы, э, и. Запись звуков при помощи специального знака [ ].Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.  

Азбука или алфавит.(1ч)

Количество гласных звуков и букв, их обозначающих. Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, я, ё, ю.   Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков.   Развитие речевого слуха. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом.    

Cлово и слог (3ч)

Предметы окружающего мира и слова, их называющие.Слово — название предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Орфоэпически правильное произношение гласных и согласных звуков их сочетаний в слове. Словарные слова: мальчик, девочка, лимон, ворона, сорока, заяц. 

Перенос слов (1 ч). 

Деление слов на слоги и для переноса.  Деление слов на слоги с мягким знаком (ь) и буквой й в середине слова.   Чёткое и правильное произношение звуков и сочетание звуков в слове.  Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков на письме

(3 ч).

 Согласные парные по твёрдости-мягкости (без терминологии). Только твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].Только мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].Произнесение в слове согласных перед звуком [и].Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я.  Развитие речевого слуха детей.   Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

Шипящие согласные звуки(3ч)

 жи—ши, ча—ща, чу—щу   (3 ч).

 Правописание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.    Развитие речевого слуха. Словарное слово: карандаш

Сочетания чк и чн(1ч)

Парные и непарные согласные звуки. (3ч)

Согласные звуки, парные и непарные по звонкости и глухости (без терминологии).Особенности их произношения.    Непарные согласные звуки. Произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных звуков. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языковым предложением.

Чёткое и правильное произношение звуков в слове и сочетаний звуков в слове.

Гласные буквы в ударном слогах и их обозначение на письме.(3 ч).

Ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове. Место ударного гласного звука (слога) в слове. Подвижность ударного гласного звука (слога) в слове. Ударение и смысл слова. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

С лова. Которые отвечают на вопросы кто? и что? (2ч)- обозначение предмета.

Слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая? какие ?(3 ч).

Признак предмета (реальный, действительно существующий) и слово, которое называет этот признак.

Слово-называние признака предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом. Словарное слово: арбуз.

Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей, клички животных. Имена собственные: названия городов, сел, деревень, озер, морей. Правописание имён собственных.

Словарные слова: Россия, Москва

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? (2ч). Действие предмета (реальное, действительно существующее) и слово, которое называет это действие. Слово — название действия предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Составление предложений по рисункам. Словарное слово: воробей.

Повторение (2ч)

Защита проектной работы «Гласные и согласные буквы»

Этапы проекта

1.Подготовительный

1.1 Обсуждение темы проекта и выбор формы защиты.

1.2 Подбор материала для реализации проекта (в течение учебного года при выполнении итоговой проектной работы)

1.3  Работа с методическим материалом.

2. Выполнение проекта.

2.1 Самостоятельная работа по выполнении заданий.

2.2 Подготовка школьниками презентации или публикации по отчету ( по выбору ученика)

Формы организации учебных занятий:

-проектная деятельность;

-различные виды разбора;

-списывания с заданиями;

-творческие работы;

-самостоятельная работа;

-сочинение;

-групповые;

-индивидуально-групповые;

-фронтальные;

-классные;

-внеклассные

                     

                   

                                                                         

   

                                      Учебно- тематический план

Наименование раздела

Количест

во часов

Лабо

ра

тор

ные, практические рабо

ты

Экскур

сии

Кон

троль

ные работы

Конт

роль

ные срезы

1

Добукварный период.

4

2

Букварный период.

22

3

Послебукварный период.

4

4

Слово. Предложение. Текст.

3

5

Заглавная буква в словах.

1

6

Предлог.

2

1

7

Звуки и буквы.

2

8

Азбука  или алфавит.

1

9

Слово и слог.

3

1

10

Перенос слов

1

11

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков

на письме.

3

12

Шипящие согласные звуки.

3

1

13

Сочетания чк, чн.

1

14

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

3

15

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение  на письме.

3

16

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2

17

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

3

1

18

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?

2

19

Повторение.Защита проектов.

3

ИТОГО:

66

                             

         

                      Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

План.

Дата

Факт.

Добукварный период

4

1

Рабочая строка. Верхняя

и нижняя линии рабочей строки. Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов.

1

2

Письмо длинных прямых наклонных  линий. Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

1

3

Письмо элементов букв. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.

1

4

Письмо коротких и длинных линий. Повторение и обобщение пройденного материала .Письмо элементов букв.

1

Букварный период

22

5

Письмо строчных  и заглавных букв Аа, Оо.

1

6

Письмо строчных и заглавных букв Ии, ы.

1

7

Письмо строчной  и заглавной буквыУу.

1

8

Письмо строчных  и заглавных букв Нн, Сс.

1

9

Письмо строчных  и заглавных букв Кк, Тт. Письмо слогов и слов с буквами Кк,Тт.

1

10

Письмо строчной  и заглавной  буквы  Лл.

1

11

Письмо строчных  и заглавных букв Вв, Рр.

1

12

 Письмо строчной  и заглавной

 Буквы Ее.

1

13

Письмо строчных  и заглавных букв Пп, Мм. Письмо слов и слогов с буквами Пп, Мм.

1

14

Письмо  слов и предложений с буквой Зз.

1

15

Письмо строчных и заглавных букв Бб, Дд. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание текста с изученными буквами.

1

16

Письмо заглавной и строчной букв Яя

17

 Письмо строчных

 и заглавных букв  Гг, Чч.

1

18

Письмо  буквы  ь, слов и предложений с ь.  

1

19

Письмо  буквы  ь, слов и предложений с ь.  

1

20

Письмо заглавных и строчных букв Жж,Шш

1

21

Письмо заглавных и строчных букв Ее,Йй

1

22

Письмо заглавных и строчных букв Хх,Юю

1

23

Письмо строчной и заглавной букв Цц.

1

24

 Письмо строчных и заглавных букв Ээ,  Щщ.Закрепление  правописаия сочетаний  ча, чу, жи, ши.

25

Письмо строчной и заглавной буквыФф .Письмо слов и предложений с буквой Фф.

1

26

Письмо ь,ъ знаков

1

Послебукварный период

4

27

Письмо  слогов, слов и предложений

1

28

Списывание с прописного текста.

1

29

Списывание с доски.

1

30

Списывание с печатного текста.

1

Слово. Предложение. Текст

3

31-33

Русский алфавит.Слово. Предложение. Текст.

Заглавная буква в словах

1

34

Заглавная буква в словах.

 Предлог

3

35-36

Предлог.

2

37

Диктант.

1

 Звуки и буквы

2

38

Работы над ошибками. Звуки и буквы.

1

39

Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами.

1

Азбука или алфавит

1

40

Азбука  или алфавит.

1

Слово и слог

3

41-42

Слово и слог.

2

43

Контрольное списывание

1

Перенос слов

1

44

Перенос слов.

1

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков

на письме

3

45-47

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков

на письме.

3

Шипящие согласные звуки

3

48-49

Шипящие согласные звуки.

Буквы после шипящих в сочетаниях жи,ши,ща. ча.чу.

2

50

Диктант.

1

Сочетания чк, чн

1

51

Сочетания чк, чн.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

3

52-54

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение  на письме

3

55-56

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение  на письме.

2

57

Контрольное списывание.

1

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2

58-59

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?-

3

60-61

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2

62

Диктант.

1

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?

2

63-64

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?

2

65-66

Повторение. Закрепление изученного.Защита проектов.

2

ОВЗ

  Рабочая программа по  русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с :

 -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

 -адаптированной   программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

  -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания русского языка обучающиеся  приобретут общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;

развивать внимание к устной и письменной речи;

формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;

составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки

правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов

писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

Результаты обучения

В конце 1 классе обучающиеся узнают:

название букв русского алфавита;

признаки гласных и согласных звуков;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);

деление на слоги;

правила переноса;

употребление прописной буквы в именах собственных;

правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн;

 Обучающиеся будут иметь представление:

- о грамматических группах слов;

- о различии предложений по цели высказывания;

- о признаках текста и его оформлении;

- об основных признаках согласных звуков и букв;

Обучающиеся научатся:

вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

переносить слово по слогам;

вычленять слова из предложений;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;

составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;

употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;

писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.

 - списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и    заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему.

                                 Содержание учебного предмета

 В соответствии с федеральным  учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе автора Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» ,В.Г.Горецкого, Л. Ф.Климановой «Азбука»  из расчета  23часа в неделю, 99 часов в году.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Добукварный период (8 часов) На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать  элементы букв.

Букварный период (44 часа) Дети  осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный период(8 часов) Дети закрепляют  письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов, списывают с доски, с книги, с печатного и прописного текста.

Слово. Предложение.Текст.(3ч)

Понятие о предложении. Интонация.

Группа слов, выражающая законченную мысль. Группа слов, не составляющая предложение. Связь слов в предложении по смыслу и по форме. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки.  Развитие речевого слуха. Монологические высказывания по результатам наблюдении за фактами языка по теме «Предложение» Предложение-сообщение. Предложение-вопрос. Предложение-просьба (совет, приказ). Интонация. Восклицательная и невосклицательная интонация.  Вопросительная интонация.  Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение словарного состава речи учащихся, введение в активный словарь учащихся формулировок: предложение-сообщение, предложение-просьба (совет, приказ), предложение-вопрос, восклицательная и невосклицательная интонация, вопросительная интонация.

Заглавная буква в словах (1ч)

Оформление предложений в устной и письменной речи. Раздельное написание слов в предложении. Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Повышение и понижение тона речи. Пауза. Развитие речевого слуха. Ведение диалога в процессе наблюдений изучаемых фактов языка Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с предложением, текстом. Чёткое и правильное произношение звуков в слове, сочетаний звуков в слове. Словарные слова: морковь, петух, медведь

Предлог(2ч) Раздельное написание со словом, с которым употребляется предлог.

Звуки  и буквы (2ч)

Слово звучащее и слово написанное. Сравнение и различение слова звучащего и слова написанного. Звуки и буквы, их обозначающие.Смыслоразличительная роль звуков (букв) в слове. Развитие речевого слуха детей. Обогащение словарного состава речи учащихся

 Особенности гласных звуков.  Произнесение гласных звуков. Буквы основных гласных звуков: а, о, у, ы, э, и. Запись звуков при помощи специального знака [ ].Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.  

Азбука или алфавит.(1ч)

Количество гласных звуков и букв, их обозначающих. Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, я, ё, ю.   Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков.   Развитие речевого слуха. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом.    

Cлово и слог (3ч)

Предметы окружающего мира и слова, их называющие.Слово — название предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Орфоэпически правильное произношение гласных и согласных звуков их сочетаний в слове. Словарные слова: мальчик, девочка, лимон, ворона, сорока, заяц. 

Перенос слов (1 ч). 

Деление слов на слоги и для переноса.  Деление слов на слоги с мягким знаком (ь) и буквой й в середине слова.   Чёткое и правильное произношение звуков и сочетание звуков в слове.  Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков на письме

(3 ч).

 Согласные парные по твёрдости-мягкости (без терминологии). Только твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].Только мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].Произнесение в слове согласных перед звуком [и].Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я.  Развитие речевого слуха детей.   Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

Шипящие согласные звуки(3ч)

 жи—ши, ча—ща, чу—щу   (3 ч).

 Правописание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.    Развитие речевого слуха. Словарное слово: карандаш

Сочетания чк и чн(1ч)

Парные и непарные согласные звуки. (3ч)

Согласные звуки, парные и непарные по звонкости и глухости (без терминологии).Особенности их произношения.    Непарные согласные звуки. Произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных звуков. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языковым предложением.

Чёткое и правильное произношение звуков в слове и сочетаний звуков в слове.

Гласные буквы в ударном слогах и их обозначение на письме.(3 ч).

Ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове. Место ударного гласного звука (слога) в слове. Подвижность ударного гласного звука (слога) в слове. Ударение и смысл слова. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

С лова. Которые отвечают на вопросы кто? и что? (2ч)- обозначение предмета.

Слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая? какие ?(3 ч).

Признак предмета (реальный, действительно существующий) и слово, которое называет этот признак.

Слово-называние признака предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом. Словарное слово: арбуз.

Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей, клички животных. Имена собственные: названия городов, сел, деревень, озер, морей. Правописание имён собственных.

Словарные слова: Россия, Москва

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? (2ч). Действие предмета (реальное, действительно существующее) и слово, которое называет это действие. Слово — название действия предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Составление предложений по рисункам. Словарное слово: воробей.

Повторение (2ч)

                                           

                                      Учебно- тематический план

Наименование раздела

Количест

во часов

Лабо

ра

тор

ные, практические рабо

ты

Экскур

сии

Кон

троль

ные работы

Конт

роль

ные срезы

1

Добукварный период.

8

2

Букварный период.

44

3

Послебукварный период.

8

4

Слово. Предложение. Текст.

3

5

Заглавная буква в словах.

1

6

Предлог.

2

1

7

Звуки и буквы.

2

8

Азбука  или алфавит.

1

9

Слово и слог.

3

1

10

Перенос слов

1

11

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков

на письме.

3

12

Шипящие согласные звуки.

3

1

13

Сочетания чк, чн.

1

14

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

3

15

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение  на письме.

3

16

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2

17

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

3

1

18

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?

2

19

Повторение.Защита проектов.

1

ИТОГО:

66

                             

         

                      Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

План.

Дата

Факт.

Добукварный период

8

1

Рабочая строка. Верхняя

и нижняя линии рабочей строки. Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов.

2

2

Письмо длинных прямых наклонных  линий. Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

2

3

Письмо элементов букв. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.

2

4

Письмо коротких и длинных линий. Повторение и обобщение пройденного материала .Письмо элементов букв.

2

Букварный период

44

5

Письмо строчных  и заглавных букв Аа, Оо.

2

6

Письмо строчных и заглавных букв Ии, ы.

2

7

Письмо строчной  и заглавной буквыУу.

2

8

Письмо строчных  и заглавных букв Нн, Сс.

2

9

Письмо строчных  и заглавных букв Кк, Тт. Письмо слогов и слов с буквами Кк,Тт.

2

10

Письмо строчной  и заглавной  буквы  Лл.

2

11

Письмо строчных  и заглавных букв Вв, Рр.

2

12

 Письмо строчной  и заглавной

 Буквы Ее.

2

13

Письмо строчных  и заглавных букв Пп, Мм. Письмо слов и слогов с буквами Пп, Мм.

2

14

Письмо  слов и предложений с буквой Зз.

2

15

Письмо строчных и заглавных букв Бб, Дд. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание текста с изученными буквами.

2

16

Письмо заглавной и строчной букв Яя

2

17

 Письмо строчных

 и заглавных букв  Гг, Чч.

2

18

Письмо  буквы  ь, слов и предложений с ь.  

2

19

Письмо  буквы  ь, слов и предложений с ь.  

2

20

Письмо заглавных и строчных букв Жж,Шш

2

21

Письмо заглавных и строчных букв Ее,Йй

2

22

Письмо заглавных и строчных букв Хх,Юю

2

23

Письмо строчной и заглавной букв Цц.

2

24

 Письмо строчных и заглавных букв Ээ,  Щщ.Закрепление  правописаия сочетаний  ча, чу, жи, ши.

2

25

Письмо строчной и заглавной буквыФф .Письмо слов и предложений с буквой Фф.

2

26

Письмо ь,ъ знаков

2

Послебукварный период

8

27

Письмо  слогов, слов и предложений

2

28

Списывание с прописного текста.

2

29

Списывание с доски.

2

30

Списывание с печатного текста.

2

Слово. Предложение. Текст

3

31-33

Русский алфавит.Слово. Предложение. Текст.

Заглавная буква в словах

1

34

Заглавная буква в словах.

 Предлог

3

35-36

Предлог.

2

37

Диктант.

1

 Звуки и буквы

2

38

Работы над ошибками. Звуки и буквы.

1

39

Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами.

1

Азбука или алфавит

1

40

Азбука  или алфавит.

1

Слово и слог

3

41-42

Слово и слог.

2

43

Контрольное списывание

1

Перенос слов

1

44

Перенос слов.

1

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков

на письме

3

45-47

Обозначение мягкости  и твердости согласных звуков

на письме.

3

Шипящие согласные звуки

3

48-49

Шипящие согласные звуки.

Буквы после шипящих в сочетаниях жи,ши,ща. ча.чу.

2

50

Диктант.

1

Сочетания чк, чн

1

51

Сочетания чк, чн.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

3

52-54

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение  на письме

3

55-56

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение  на письме.

2

57

Контрольное списывание.

1

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2

58-59

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?-

3

60-61

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2

62

Диктант.

1

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?

2

63-64

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?

2

65-66

Повторение. Закрепление изученного.Защита проектов.

2

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...