Проект по русскому языку. "Экология нашего языка"
проект по русскому языку (4 класс)
Проект по русскому языку " Экология нашего языка". 4 класс. Слова-паразиты и как от них избавиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект проекта по русскому языку " Экология нашего языка" | 53.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей КГТИ»
Проект по русскому языку
«Экология нашего языка»
4 «Б» класс
г. Кисловодск
Подготовила:
учитель начальных классов
Гордиенко В.В.
2019-2020 уч. год
Содержание.
І. Введение.
ІІ. Основная часть.
1.Теоретическое содержание исследования:
1) Определение термина.
2) Причины возникновения.
3) Рейтинг подслушанных слов паразитов учащихся лицея КГТИ.
4) Истинное значение слов – паразитов.
5) Как слова характеризуют человека?
2. Подготовка выступлений:
Участники: весь класс.
1) Создание подгрупп.
2) Распределение ролей.
3) Поиск и подборка вопросов для викторин.
3. Выступления.
4.Рекомендации избавления от слов-паразитов .
5. Вывод.
ІІІ. Заключение.
Литература.
Введение.
«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»
Сегодня все чаще в речи детей и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовательском проекте я попыталась ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся лицея
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашего лицея, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Задачи проекта:
Определить, что такое слова-паразиты;
Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
Методы исследования: Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)
Метод эмпирического исследования ( изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение, метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)
Проблемные вопросы:
Теоретические подходы к рассмотрению употребления слов-паразитов
Основополагающий вопрос:
Исследование частоты употребления слов-паразитов в лицее
Как избавиться от навязчивых слов-паразитов
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи
II. Основная часть
1.Теоретическое содержание исследовательского проекта
1).Определение термина
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там
2).Причины возникновения
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:
Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Мода на некоторые слова
3). Рейтинг подслушанных слов паразитов учащихся лицея КГТИ.
и так далее | прямо | |
блин | как бы | скажем |
буквально | как говорится | собственно говоря |
ведь | как его | |
видишь / видите (ли) | как сказать | так |
в натуре | короче | так вот |
в некотором роде | можешь/ете вообразить | так сказать |
в общем (-то) | можешь/ете представить | там |
вообще (-то) | на самом деле | типа |
вот | на фиг | типа того |
в принципе | того | |
в самом деле | нет | только |
все такое | ну | то есть |
в целом | ну вот | уже |
дело в том, что... | правда | это |
ёшкин кот | понимаешь | это самое / эт самое |
знаешь / знаете (ли) | послушай | я имею ввиду |
значит | прикинь | (я) скажу |
итак | просто |
4) Как слова-паразиты характеризуют человека
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
5) Истинное значение слов – паразитов.
1. | Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
2. | Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
3 | Типа | Желание выделиться
Заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
4 | Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
5 | Факт | Уверенность в своих словах | Так всё и было, факт. |
6. | Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
7 | Понимаешь, понимаешь ли | Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова | Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... |
8 | Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
2. Подготовка выступлений
1) Распределение детей по подгруппам и по ролям.
Подгруппа № 1 (4 участника).
Сценка для первоклассников. ( с муз. сопровождением)
Леталка.
Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки,
И глядели в небосвод...
Вдруг глядим - летит Леталка,
То ли муха, то ли галка,
То ли целый самолет!
Мы решили сбить Леталку,
Запустили в воздух палку...
Может палка попадет
В неизвестную леталку,
То ли муху, то ли в галку,
То ли в целый самолет!
Не попали мы в Леталку,
И ни в муху, и ни в галку...
А на встречу из ворот
Выезжала Проезжалка,
И попала наша палка
С жутким грохотом в капот:
БАХ!
Мы бежать во все Бежалки,
А водитель Проежалки
Как в оралку заорёт,
Что открутит нам Бежалки,
Оторвёт Соображалки
И Сиделки надерёт!
Укатила Проезжалка.
Улетела вдаль Леталка.
Грелка по небу плывёт...
Мы сидели на Сиделке
И свистели в две Свистелки:
Может, Гавкалка пройдёт?!
Подгруппа №2 ( 5 участников)
Подгруппа № 3 (5 участников)
Подгруппа № 4 ( 5 участников)
Шуточная сценка: « Вирус в Королевстве грамматики». Для 4-7 классов
Действующие лица:
Королева Грамматики ,
Принцесса Морфология (Марфуша),
Всезнайка,
Министр Глагол,
Вирус
Сцена оформлена, как тронный зал, стоят трон и банкетка для принцессы, кушетка для Всезнайки и Глагола
Вступление.
Уже много лет во дворце королевы Грамматики все спокойно, выполняются все правила и законы. Давным-давно закончились все войны, даже споры бывают очень редко. Королева неустанно обучает свою дочь, принцессу Морфологию; и всех придворных.
Входит Всезнайка/
Всезнайка. Ваше Грамматическое величество, к вам с докладом министр Глагол.
Глагол. Ваше Грамматическое величество, довожу до вашего сведения, что во вверенном мне хозяйстве поддерживается полнейший порядок.
Принцесса. Мамочка, можно я задам нашему глубокоуважаемому министру Глаголу вопрос?
Королева. Конечно, Марфуша.
Принцесса. А не скажет ли глубокоуважаемый министр Глагол, как поживает моя кузина Орфограмма? Как ее здоровье? Говорят, что все население их королевства поразил вирус.
Глагол. Ваша светлость, только что прибыл посыльный от вашей кузины. Если желаете, я могу расспросить его, чтобы довести до вашего сведения все события, происходящие в королевстве вашей любимой кузины.
Королева. Пригласите посыльного сюда.
Принцесса. Он нам расскажет все новости из королевства Орфограммы.
( Входит по-современному одетый мальчик, руки в карманах. Он-то и есть Вирус )
Вирус. Хэлоу, чувихи! Чо, прикалываетесь?
Принцесса. Мамочка, он что, француз?
Королева. Да нет, слова, как будто бы русские, только не понятно, о чем говорит.
Принцесса. Надо спросить у Всезнайки.
Королева. Вот именно. Господин Глагол, пригласите нашего Всезнайку.
Глагол приводит Всезнайку.
Королева. Любезный Всезнайка, можете ли вы перевести речь этого юноши?
Всезнайка. Конечно, Ваше Грамматическое величество.
Вирус. Ты, чо, матуха, в таком прикольном прикиде и баклашнишь?
Всезнайка (переводит). Э-э-э... Ваше Величество в таком красивом наряде и так странно разговаривает.
( Принцесса хлопает в ладоши, хохочет.)
Вирус. Ты чо, бронявая? Быстро припухни!
Всезнайка. Ты что, девочка? Перестань смеяться.
Вирус. Слушай, баланда, давай стопудово мутить, будем по трубе бакланить.
Всезнайка. Слушай, девочка, давай обязательно дружить. Будем разговаривать по сотовому телефону, разыгрывать родителей.
Принцесса. Вот здорово! Уважаемый, скажи, пожалуйста, как поживают дядюшка с тетушкой.
Вирус. Матуха в отстойном прикиде собирается на тусу.
Всезнайка. Их светлость в ужасном платье готовится к балу.
Вирус. А батон слушает гранж и рокерит с бакланами.
Всезнайка. Их светлость слушает тяжелый рок и катается на мотоциклах со своими приятелями.
Принцесса. Вот прикольно. А сестрица Орфограмма?
Вирус. А Мармазявка колбасится, рамсит, понтуется.
Всезнайка. А сестрица веселится, несет всякую чушь, красуется, собирает у себя пати
Всезнайка. Орфограмма собирает молодежную вечеринку.
Принцесса. Вот прикольно! Мамочка, я тоже хочу на пати!
Королева. Так, достаточно. Теперь мне все понятно. Это и есть тот самый Вирус, который называется «подростковый сленг». Наша дорогая кузина не придумала ничего лучше, чем отправить его к нам. Всезнайка, я приказываю взять его в ваше хозяйство, и пока он не забудет все эти слова, никуда его не отпускать. А мы с принцессой Морфологией пока будем офигевать. Ой! (Уходят за кулисы.)
Всезнайка. Испытывать сильные положительные эмоции.
Словарь уводит Вируса.
Глагол. А зараза-то, оказывается, распространяется очень быстро. Побегу к Всезнайке, прослежу, чтобы Вирус не вырвался, а то тогда всех поколбасит...
Всезнайка: О-о-ой, какой страшный вирус!!! Я не знаю. Что же делать?
3) Вопросы к викторине ребята сами подбирают соответственно возрасту и теме проекта. Согласовав с учителем.
3. Выступление детей перед аудиториями (1кл, 4кл, 6кл, 7кл.)
4.Способы избавления от слов-паразитов
Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».
Читай хорошую литературу;
Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;
Наказывай себя штрафом;
Практикуй выступления перед аудиторией;
Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
5. Вывод
Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашего лицея, я:
изучила лингвистическую литературу по теме исследования,
изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся нашего лицея,
нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью
В ходе исследовательского проекта я убедилась, что среди детей нашего лицея существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». III.Заключение
Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче»
Данный исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев
IV. Литература
1. Дараган,Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В. Дараган. – М,1996. -142 с.
2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.
3 Левонтина И. Б. «О словах-паразитах»/И.Б. Левонтина. - Журнал «РЯШ» №15, 2004.-68 с
4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.
5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.
6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
http://www.philology.ru
http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты
http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Приложение 1
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Приложение 2
Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
Приложение 3
Рейтинг подслушанных слов паразитов учащихся лицея КГТИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...
Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Материал презенации поможет обобщить и систематизировать знания по теме "Глагол" в 3 классе...
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...
Презентация проекта по русскому языку в 3 классе "Наши загадки"
Проектная работа «Имена прилагательные в загадках» проводилась в рамках недели русского языка. Дети самостоятельно придумывали загадки в стихотворной форме, используя имена прилагательные....