Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_klass_russkiy_yazyk.docx | 114.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа по русскому языку В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова
Русский язык. 2 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
- программы В.В.Репкина «Русский язык 2 класс» по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
- учебника «Русский язык. 2 класс», авторы Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова
Т.В.; методических разработок «Методический комментарий к учебнику русского языка. 2 класс», автор Некрасова Т.В.
- основной образовательной программы МАОУ «СОШ №9»;
-в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стан- дарта общего образования;
- в соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО».
Работа по русскому языку во 2 классе направлена на формирование у учащихся орфографического действия, т.е. работу по обнаружению орфограмм в слове, выбору адекватного способа проверки, а также применению на практике этого способа про- верки орфограмм.
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» 2 класс Личностные:
- осознание языка как основного средства человеческого общения, осознание необходимости изучения родного языка, обычаев и культуры своего народа;
- понимание того, что устная и письменная речь является показателем культуры человека;
- умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклас- сников с точки зрения культуры речи, соблюдения этикетных норм;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нрав- ственных представлений, таких как толерантность, уважительное отношение к другим ученикам школы, готовность прийти на помощь;
- знание основ культурного поведения и взаимоотношения со взрослыми, сверст- никами, старшими и младшими детьми в коллективе;
- владение нормами сотрудничества, умение слушать и слышать друг друга в ходе парной, групповой и классной дискуссии;
Метапредметные:
- умение формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться к взрослому, к доступной справочной литературе – орфографическому, толковому сло- варю;
- уметь формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
- умение определять границы собственных знаний;
- умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или со- ставленными в ходе совместной работы, принимать оценку учителем и одноклассни- ками результата своей работы;
- умение составлять план действий совместно с учителем;
- совместное с учителем или одноклассниками знаково-символическое моделиро- вание;
- совместный с учителем анализ способа действия, выбор наиболее эффективного;
- допущение различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собствен- ной;
Предметные:
- понимать, что такое родственные слова;
- понимать, что такое позиционное чередование звуков;
- различать признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков;
- различать типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций);
- применять общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение зву- ка к сильной позиции в той же значимой части слова);
- определять с помощью толкового словаря лексическое значение слова;
- находить для мотивированного (производного) слова мотивирующее (произво- дящее) слово (простейшие случаи типа снежный — снег, приехать — ехать и т.п.);
- выделять в слове значимые части путем изменения слова и сопоставления моти- вированного (производного) и мотивирующего (производящего) слов;
- подбирать к заданному слову 3-4 однокоренных (связанных словообразователь- ной мотивацией) слова;
- различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова;
- выделять в слове орфограммы слабых позиций и изученные орфограммы силь- ных позиций и определять их принадлежность к той или иной значимой части слова;
- проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, пар- ные по звонкости-глухости) в корне слова путем его изменения или подбора одноко- ренных слов;
- проверять изученные орфограммы сильных позиций;
- пользоваться орфографическим словарем;
- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2- м классе;
- записывать под диктовку текст (35-45 слов) с изученными орфограммами;
- списывать высказываниями несложный по содержанию текст;
- подобрать заголовок к тексту, отражающий его тему или основное сообщение (основную мысль);
- письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с про- пуском неизученных орфограмм);
- самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
- составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропус- ком неизученных орфограмм);
- прочитать выразительно незнакомый текст с ориентировкой на знаки препина- ния (темп чтения — 55-65 слов в минуту), ответить на вопросы по содержанию прочи- танного текста;
- прочитать незнакомое стихотворение, соблюдая стихотворный ритм.
Содержание учебного материала.
Повторение материала, изученного в первом классе. (15 часов)
Слово как значимая (номинативная) и звуковая (фонетическая) единица языка. Ударе- ние как средство организации слогов в слово. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозна- чения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после со- гласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [й]. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипя- щих и Ц, разделительные знаки Ь и Ъ).
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание.
Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме. Дополнительный материал для факультативного изучения. Ритм и рифма в стихо- творной речи (наблюдения).
Позиционное чередование гласных звуков. (15 часов)
Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередо- вание). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозна- чение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблем- ный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосред- ственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).
Дополнительный материал для факультативного изучения. Условия, влияющие на позиционное чередование гласных звуков.
Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости. (17 часов)
Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).
Дополнительный материал для факультативного изучения. Звукопись в поэтиче- ской речи (наблюдения).
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. (23 часа)
Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфогра- фически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Орфографический словарь как источник норм ударения
Проверка орфограмм по сильной позиции. (31 час)
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важней- шие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и паде- жам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Причины появления в русском языке неизменяемых слов, называющих предметы.
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции. (21 час)
Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и ос- нов в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Слова с окончаниями внутри слова (на примере глаголов с –ся).
Проверка орфограмм с помощью родственных слов. (27 часов)
Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Ко- рень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданно- му (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помо- щью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родствен- ных слов.
Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Родственные слова и слова, связанные общностью происхождения (наблюдения). Связанные корни (наблю- дения).
Систематизация изученного материала. (15 часов)
Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и оконча- ние; корень и аффиксы.
Звуки как „строительный материал“ языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.
Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (системати- зация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (Ь и Ъ, гласные А,У,И,Е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помо- щью орфографического словаря.
Развитие речи.
Содержательная линия «Развитие речи» увеличена в объеме. В нее добавлены уроки работы с текстом. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.
Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представле- ние). Прямое и переносное значение слова. 1
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос (повторение). Восклицательные вы- сказывания, их оформление на письме (повторение). Смысловые части высказывания (повторение).
Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержа- ния сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смыс- ловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (те- мы) или основного сообщения (основной мысли).
Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящем из реплик без слов автора).
Рифма и ритм в поэтической речи.
Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки).
1 Курсивом выделен материал, предлагаемый для изучения, но необязательный для усвоения всеми учащи- мися.
Календарно-тематическое планирование
Уроки развития речи (РР) в планировании выделены жирным шрифтом и курсивом.
Тема №1 Повторение материала, изученного в первом классе (15 часов) Определение задач учебного года.
Цель:
- восстановление утраченных за лето знаний по предмету;
- подготовка учащихся к этапу решения учебных задач.
Развитие речи. Учебная задача: «Что такое текст?»
Цель: продолжить работу по отличию текста от набора предложений, по озаглавливанию текста, по определению основной мысли текста.
Тема урока | № уро- ка | Кол- во ча- сов | Элементы содержания. | Предметные резуль- таты | Личностные результаты, УУД: | Вид кон- троля Формы ра- боты. | Дата про- веде- ния |
Фаза запуска.1 четверть (45 ч.) | |||||||
Стартовая контроль- ная работа Составление справоч- ника ошибок. Состав- ление «карты» основ- ных задач года и плана работы над ликвида- цией проблемных «зон» учащихся. Анализ результатов стартовой работы. Составление плана ликвидации ошибок. | 1-2 | 2 | Письмо текста под диктовку Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся. Определение «дефи- цитов» в знаниях и умениях уча- щихся. Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы. Определение задач учебного года через анализ стартовой работы «на разрыв». Коллективное обсуждение ре- зультатов работы, определение проблем и трудностей. Подбор заданий для ликвидации ошибок. | Выявить - в какой ме- ре утрачены знания, умения, навыки, полу- ченные в предыдущем году. План ликвидации про- блем и трудностей. Что такое текст, тема текста, | выделение и формулирование учебной задачи; составление плана и последо- вательности действий; оценивание на основе заданных крите- риев отображение результата оценива- ния в знаково-символической форме планирование учебного сотрудниче- ства с учителем и сверстниками; Л. развитие познавательных интересов и учебных мотивов Становление рефлексивности | Урок оценки и контроля. Индивиду- альная рабо- та. Рефлексия. Коллективная работа. Работа в ма- лых группах. | |
Высказывание | 3 | 1 | Виды высказывания и способы обозначения на письме | научатся определять вид высказывания, оформлять высказыва- ние на письме в зави- симости от его вида. | выделение и формулирование познава- тельной цели, проблемы; знаково-символическое моделирование и преобразование модели; составление целого из частей; | Решение частных за- дач. Коллективная и индивиду- |
обобщение и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов; умение строить устное или письменное высказывание, владение монологиче- ской и диалогической формами речи; | альная рабо- та. Работа с точками зре- ния детей (учебный диалог). | ||||||
Правила графики Р.Р. Текст. Что та- кое связный текст? | 4 | 1 | Письмо под диктовку Моделирование позиции [й´] в слове. Умение отличать текст от набора предложений | Научатся: -обозначать звук [й´], мягкость согласных, -отличать связный текст от набора пред- ложений. | планирование - составление плана и последовательности действий; знаково-символическое моделирова- ние, преобразование модели; умение структурировать знания; Л. умение анализировать собственные действия | Рефлексия Решение частных за- дач. Коллективная и индивиду- альная рабо- та. | |
Домашняя самостоятельная работа № 1
| |||||||
Орфограмма Р.Р. Тема и заголовок текста. | 5-11 | 7 | Уточнение, что такое орфограм- ма. Повтор всех известных орфо- грамм Обращение в репликах. Повторение орфограмм, написа- ние которых ученики объяснить пока не могут. Упражнение в письме под дик- товку, самодиктовку. Умение определять тему текста, озаглавливать текст по теме. | Научатся писать текст под диктовку и само- диктовку с обозначе- нием в словах изучен- ных орфограмм Совершенствование правил списывания. научатся делать про- пуск на месте орфо- граммы, написание которой пока объяс- нить не можем. Научатся определять тему текста, озаглав- ливать текст по теме. | способность принимать цель, сохра- нять и следовать ей в учебной деятель- ности; составление плана и последова- тельности действий; осуществление пошагового и итогового контроля, сравнение результата с за- данным эталоном с целью обнаруже- ния отклонений от эталона; управле- ние действием партнёра – контроль, оценка, коррекция его действий Л.формирование чувства сопричастно- сти к своей Родине, народу, истории и гордости за них (по содержанию упражнений на отработку орфограмм); развитие доброжелательности, доверия к людям, развитие эмпатии, отзывчи- вости (при коллективной работе с тек- стами); становление рефлексивности, умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны); | Решение частных задач. Индивиду- альная, пар- ная и коллек- тивная рабо- та. | |
Наблюдение над изме- | 12 | 1 | Наблюдение за изменением в ре- | Научатся писать текст | Установление причинно-следственных | Решение |
нением в речи одного и того же слова | чи одного и того же слова, назы- вающего предмет, выяснение причин данных изменений. Тренировка письма под диктовку и по образцу. | под диктовку с выде- лением изученных ор- фограмм находить в тексте из- менения одного и того же слова | связей умение строить устное и пись- менное высказывание, владение моно- логической и диалогической формами речи; допущение различных точек зре- ния, в т.ч. не совпадающих с его соб- ственной; умение договориться и прид- ти к общему решению в совместной деятельности; | частных задач Коллективная и индивиду- альная работа класса | |||
Проверочная работа Диктант | 13 | 1 | Проверка сформированности способа письма текста под дик- товку | Научатся писать текст под диктовку. Обозначать в словах изученные орфограм- мы. | умение структурировать знания; выде- ление объекта оценки, критериев оцен- ки, сравнение, отображение результата оценивания в знаково-символической форме; адекватное восприятие оценки и от- метки; Л.принятие образца «хорошего» ученика | Тематический диктант. Урок контроля Индивиду- альная работа учащихся | |
Р.Р. Основная мысль текста. Заголовок по содержанию | 14 | 1 | Проверка сформированности способа письма по образцу. Определение основной мысли текста. Заголовок по содержанию текста. | Научатся писать текст по образцу. Обозначать в словах изученные орфограм- мы. Научатся озаглавли- вать текст по содержа- нию | умение структурировать знания; выде- ление объекта оценки, критериев оцен- ки, сравнение, отображение результата оценивания в знаково-символической форме; адекватное восприятие оценки и от- метки; Л.принятие образца «хорошего» ученика | Индивиду- альная и кол- лективная работа | |
Урок оценки. Систе- матизация. | 15 | 1 | Анализ результатов проверочных работ: -Диктант -Списывание Определение проблемных мест учащихся и построение плана работы над ошибками. Систематизация знаний. | Анализ проверочных работ Систематизация до- пущенных ошибок, выявление причин ошибок | выделение объекта оценки, критериев оценки, сравнение, отображение ре- зультата оценивания в знаково- символической форме; адекватное восприятие оценки и от- метки; умение стуктурировать знания составление плана и последовательно- сти действий Л. ориентация на понимание причин успеха или неуспеха, связывание успе- ха с усилиями, старанием, трудолюби- ем | Урок оценки Индивиду- альная и кол- лективная работа |
Итоги темы (предметный аспект) учащийся научится: - обозначать при написании безошибочно звуки, используя известные правила орфографии; - писать текст под диктовку и по образцу с обозначением изученных орфограмм; -отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст и определять основную мысль текста. | |||||||
ФАЗА РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Тема №2. Позиционное чередование гласных звуков (15 часов) Учебная задача № 1 (учебно – исследовательская задача): Как записывать без ошибок слова с ОСП? Цель: открыть закон русского письма и «найти» рациональный способ письма, позволяющий записывать безошибочно слова с ОСП («письмо с пропусками»). Развитие речи. Учебная задача: «Что такое ключевые слова?» Цель: научить выделять ключевые (опорные слова) | |||||||
ПУЗ «Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?» | 1 | 1 | Наблюдение за обозначением одной буквой нескольких разных звуков с целью обнаружения факта замены звуков в изменени- ях одного слова (фиксация в виде схемы). Осознать особенности звучащего слова (в изменениях одного слова звуки разные). Тре- нировка письма под диктовку. | Научатся писать текст под диктовку Обозначать в словах изученные орфограм- мы Научатся наблюдать за изменением звуков в словах | выделение и формулирование познава- тельной цели, проблемы; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков знаково-символическое моделирова- ние; Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов | ПУЗ Коллектив- ная работа, индивиду- альная) | |
Позиционное чередо- вание гласных звуков | 2-3 | 2 | Обнаружение факта замены зву- ков в изменении одного и того же слова. Обнаружение причины перемены звуков в изменениях одного и того же слова. Трени- ровка письма под диктовку | Научатся писать под диктовку. Обозначать в словах изученные орфограм- мы. Научатся выделять и сравнивать звуки в разных позициях, сравнивать их пози- цию в слове | допущение различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; умение договориться и придти к обще- му решению в совместной деятельно- сти; определение основной и второстепен- ной информации; выбор оснований для сравнения, клас- сификации, установление причинно- следственных связей; знаково-символическое моделирование Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов; | Моделиро- вание Работа в парах. коллектив- ное обсуж- дение ре- зультатов исследова- ния | |
Сильные и слабые по- зиции звуков. Р.Р. Основная мысль теста. | 4 | 1 | Понятие о слабых и сильных по- зициях звуков Установление признаков слабых и сильных позиций Появление нового класса орфо- грамм – орфограммы слабых по- | Научатся различать слабую и сильную по- зицию гласных определять позицию гласного звука в слове. Научатся соотносить | Работа в малых группах, коллектив- ное обсуж- дение ре- |
зиций (ОСП) Моделирование Умение определять основную мысль текста, соотносить основ- ную мысль текста с заголовком текста. | основную мысль тек- ста с заголовком тек- ста. | зультатов работы групп | |||||
Домашняя самостоятельная работа № 2
| |||||||
Закон русского письма | 5 | 1 | Знакомство с законом русского письма. Введение нового вида орфограмм – орфограммы сла- бых позиций. Конструирование нового способа письма, в кото- ром не будут обозначаться орфо- граммы слабых позиций моделирование | Научатся различать слабую и сильную по- зицию гласных определять позицию гласного звука в слове | составление плана и последовательно- сти действий знаково-символическое моделирование анализ способа действия умение стуктурировать знания Л.развитие познавательных интересов. Принятие образца «хорошего ученика» | Моделиро- вание Коллектив- ная работа класса (задание 5) | |
Письмо с пропуском орфограмм слабых по- зиций (ОСП) Диагностическая рабо- та № 1.ОСП гласных звуков. Р.Р. Ключевые (опор- ные слова) | 6-11 | 5 | Письмо с пропуском ОСП. Умение выделять в тексте опор- ные (ключевые) слова. . | Научатся различать позицию гласного зву- ка в слове, фиксировать на пись- ме пропуском букв на месте ОСП. Умение выделять в тексте опорные (клю- чевые) слова. | Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов; установление связи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществ- ляется; осуществление пошагового контроля анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков; знаково-символическое моделирова- ние; обобщение и выведение общности для целого ряда объектов (гласные зву- ки, не являющиеся орфограммами); умение договориться в совместной де- ятельности | Решение частных за- дач Парная, ин- дивидуаль- ная работа, коллектив- ная | |
Р.Р. Ключевые (опор- ные слова) | 12 | 1 | Пересказ несложного текста по- вествовательного характера Письмо под самодиктовку | Научатся строить вы- сказывания Составлять план тек- ста Писать текст под са- модиктовку | Л.ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по- ступках других людей Развитие отзывчивости доброжела- тельности(по тексту упр.) Планирование-составление плана и последовательности действий | Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная ра- бота |
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков; Умение строить монологическое вы- сказывание в письменной форме. Определение основной и второстепен- ной информации | |||||||
Письмо с пропуском ОСП | 13 | 1 | Письмо с пропуском ОСП | Научатся различать позицию гласного зву- ка в слове Фиксировать слова на письме с пропуском букв на месте ОСП | составление плана и последовательно- сти действий знаково-символическое моделирование анализ способа дей- ствия умение структурировать знания Л. развитие познавательных интересов принятие образца «хорошего ученика» | ||
Проверочная работа. Диктант. Анализ до- пущенных ошибок. | 14- 15 | 2 | Письмо под диктовку с пропус- ком ОСП гласных звуков | Научатся писать текст с пропуском ОСП | составление плана и последовательно- сти действий; Л. смыслообразование. Самоанализ Выделение объекта оценки, критериев оценки, отображение результата в гра- фической форме Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков | Тематиче- ский, Диктант Урок кон- троля, оцен- ки. | |
Итоги темы (предметный аспект) учащийся научится:
Тема № 3. Позиционное чередование согласных звуков (17 ч) Учебная задача: Есть ли слабые и сильные позиции у согласных звуков? Цель: проверить действие закона русского письма на согласных звуках в словах. Развитие речи. Учебная задача: «Как запомнить и записать текст?» Цель: продолжить работу по определению основной мысли текста; выделению ключевых (опорных слов); научить письменно передавать со- держание текста. | |||||||
ПУЗ «Есть ли слабые и сильные позиции у согласных звуков?» | 1 | 1 | Постановка задачи на выяснение наличия слабых и сильных пози- ций согласных звуков | Научатся писать текст с пропуском ОСП Сравнивать позиции | Выделение и формулирование познава- тельной цели Знаково-символическое моделирование | Коллектив- ная работа по исследо- |
Исследование «поведения» со- гласных звуков в разных позици- ях Письмо под диктовку и самодиктовку | согласных звуков Сравнивать согласные звуки | Допущение различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб- ственной Анализ объекта с целью выделения существенных и несущественных при- знаков Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов | ванию зву- ковых обо- лочек слов. Работа с точками зрения де- тей (учеб- ный диалог) | ||||
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с про- пуском орфограмм слабых позиций. Р.Р. Ключевые (опор- ные слова) | 2- 7 | 6 | Обнаружение слабой и сильной позиции согласных звуков Анализ, моделирование выде- ленных признаков слабых и сильных позиций Распространение письма с про- пуском на обозначение соглас- ных в слабой позиции Отработка письма с пропуском ОСП. Упражнение в выделении опор- ных слов в тексте. | Научатся писать текст с пропуском ОСП Узнавать слабые и сильные позиции со- гласных и гласных звуков. Научатся восстанавли- вать текст по опорным словам. | Планирование последовательности действий. Осуществление пошагового контроля. Знаково-символическое мо- делирование Обобщение и выделение общности для целого ряда единичных объектов. Управление действиями партнёра- контроль, коррекция, оценка его дей- ствий. Умение договориться и прийти к общему решению в совместной дея- тельности. Умение структурировать знания. Л. развитие познавательных интересов, развитие эмпатии, знание моральных норм и ориентация на их выполнение | Урок реше- ния частных задач, моде- лирование, конкретиза- ция модели Работа в малых группах, коллектив- ное обсуж- дение ре- зультатов исследова- ния, инди- видуальная работа, пар- ная | |
Домашняя самостоятельная работа № 3
| |||||||
Контрольная работа | 8 | 1 | Проверка степени сформирован- ности умения писать с пропус- ком ОСП гласных | Научатся писать текст с пропуском ОСП гласных | Сыслообразование Самоанализ Выделение объекта оценки, критериев оценки, отображение результата в гра- фической форме Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков | Итоговый контроль | |
Оценка освоения спо- | 9 | 1 | Задания на соотнесение и оценку | Перечень трудностей и ошибок уча- | Индивиду- |
соба выделения ОСП согласных звуков. Ди- агностическая работа № 2 | разных точек зрения освоенного способа | щихся | альная ра- бота | ||||
Сильные и слабые по- зиции согласных зву- ков. Письмо с пропус- ком орфограмм слабых позиций. | 10-12 | 3 | Письмо с пропуском ОСП | Научатся писать текст с пропуском ОСП Узнавать слабые и сильные позиции со- гласных и гласных звуков | Осуществление пошагового контроля Знаково-символическое моделирование Планирование | Урок реше- ния частных задач | |
Слабые и сильные по- зиции согласных зву- ков | 13 | 1 | Систематизация изученных при- знаков сильных и слабых пози- ций согласных звуков Письмо с пропуском ОСП | Научатся писать слова с пропуском ОСП Фиксировать позицию звука с помощью схе- мы | Составление плана последовательности действий. Осуществление пошагового контроля. Знаково-символическое мо- делирование Анализ способа действия.Умение стро- ить устное высказывание Л.смыслообразование,развитие позна- вательных интересов | Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная ра- бота, кол- лективная | |
Р.Р. Изложение. | 14 | 1 | Конструирование текста по серии сюжетных картинок Письмо с пропуском ОСП под самодиктовку | Научатся выделять смысловые части; строить высказывание; писать текст с пропус- ком ОСП | Л.ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступках других людей Развитие отзывчивости доброжела- тельности(по тексту упр.) Планирование-составление плана и последовательности действий Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков; Умение строить монологиче- ское высказывание в письменной фор- ме. Определение основной и второсте- пенной информации | Урок реше- ния частных за- дач Индивиду- альная ра- бота | |
Письмо с пропуском ОСП. Предъявление результатов и оценка освоения темы «Пози- ционное чередование звуков». Проверочная работа № 2 | 15 | 1 | Письмо с пропуском ОСП. Определение готовности уча- щихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, само- оценка учащихся | Соотнесение оценок учащихся и учителя . | Осуществление пошагового контроля. Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия Л. принятие образца «хорошего» уче- ника | Урок реше- ния частных задач. индивиду- альная ра- бота |
2 четверть ( 35 часов ) | ||||||||
Письмо с пропуском ОСП (продолжение) | 16- 17 | 2 | Отработка письма с пропуском ОСП | Научатся писать текст с пропуском ОСП | Осуществление пошагового контроля Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия Л. принятие образца «хорошего» уче- ника | Урок реше- ния частных задач индивиду- альная ра- бота, кол- лективная | ||
Итоги темы ( предметный аспект) учащийся научится:
учащийся получит возможность научиться: - выделять смысловые части текста и ключевые слова -письменно передавать содержание текста с пропусками ОСП. | ||||||||
Тема № 4. «Проверка ОСП с помощью орфографического словаря» 23 ч. Учебная задача № 2 (учебно–практическая задача): Как проверить ОСП в словах с помощью словаря? Цель: научить детей заполнять пропуски слабых позиций с помощью словаря; Развитие речи. Учебная задача: «Как запомнить и записать текст ?»(продолжение) Цель: продолжить работу над устной и письменной передачей содержания текста. | ||||||||
ПУЗ Проверка ОСП по сло- варю. | 1 | 1 | Постановка задачи о проверке ОСП по словарю Знакомство с орфографическим словарём и приёмами работы с ним Письмо слов под диктовку с пропуском ОСП | Научатся узнавать ор- фографический словарь и выделять необходи- мый словарь для рабо- ты и получения инфор- мации Пользоваться орфогра- фическим словарём | Л. формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности своей Родине Целеполагание Составление плана действий Осуществление пошагового контроля Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от кон- кретных условий Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания | Урок поста- новка учеб- ной задачи групповая, индивиду- альная ра- бота, класс- ная дискус- сия | ||
Проверка ОСП по сло- варю | 2-4 | 3 | Установление последователь- ности при списывании слов из словаря Письмо слов с пропуском ОСП. | Научатся находить сло- во в словаре Списывать слово из словаря | Л. формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности своей Родине Составление плана действий | Урок реше- ния частных задач |
Введение группы слов, предна- значенной для заучивания («словарные слова») | Писать текст под дик- товку с пропуском ОСП | Осуществление пошагового контроля Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания | ||||||
Домашняя самостоятельная работа № 3 учащихся:
| ||||||||
Проверка ОСП по сло- варю. Р.Р. Пересказ тек- ста | 5-6 | 2 | Письмо предложений под дик- товку или самодиктовку с пропуском ОСП Обнаружение орфограммы «удвоенные согласные буквы» Выделение опорных слов в тек- сте. | Научатся выполнять алгоритм при списы- вании слова из слова- ря. Умение на основе опорных слов созда- вать текст. | Л. формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности своей Родине Составление плана действий Осуществление пошагового контроля Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания | Урок реше- ния частных задач | ||
Печатный текст как источник орфографи- ческого написания. | 7 | 1 | Определение текста как источни- ка орфографического написания, способе решения орфографиче- ских задач Составление алгоритма списыва- ния текста с ОСП Списывание текста по установ- ленному алгоритму | Научатся выделять этапы действий при списывании текста Научатся следовать определённой после- довательности при списывании текста | формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика планирование- составление плана действий и следова- ние им осуществление пошагового кон- троля коррекция – внесение необходи- мых дополнений, исправлений исполь- зование различных видов чтения в со- ответствии с целью чтения (изучающее) | Конкрети- зация. индивиду- альная ра- бота, дис- куссия | ||
Приёмы списывания текста с ОСП | 8-10 | 3 | Списывание текста по установ- ленному алгоритму Письмо под диктовку с ОСП | Научатся следовать определённой после- довательности при списывании текста | формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика осуществление поша- гового контроля коррекция – внесение необходимых дополнений, исправлений использование различных видов чтения в соответствии с целью чте- ния(изучающее) | Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная | ||
Р.Р. Подробный пере- сказ. | 11 | 1 | Конструирование текста. Письмо текста под самодиктовку Проверка ОСП известным спосо- бом (по словарю) | Научатся подробно пересказывать текст. | Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по- ступках других людей развитие отзыв- чивости доброжелательности(по тексту упр.) Планирование-составление плана и последовательности действий. Анализ объектов с целью выделения суще- | Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная ра- бота, кол- лективная |
ственных и несущественных признаков; Умение строить монологическое выска- зывание в письменной форме | |||||||
Приёмы списывания текста с ОСП | 12- 15 | 4 | Списывание текста по установ- ленному алгоритму Обнаружение новых орфограмм при списывании текста «О-Ё по- сле шипящих», «ТСЯ-ТЬСЯ в словах, называющих действия» | Списывание текста с установленной после- довательностью | формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика осуществление поша- гового контроля коррекция – внесение необходимых дополнений, исправлений | Решение частных за- дач Индивиду- альная, кол- лективная | |
10 РР. Работа с тек- стом. | 16 | 1 | Работа с текстом, упорядочива- ние деформированного текста Списывание текста по установ- ленному алгоритму | Научатся следовать алгоритму при списы- вании текста Научатся устанавли- вать последователь- ность событий в рас- сказе | Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по- ступках других людей развитие отзыв- чивости доброжелательности (по тек- сту) установление причинно- следственных связей (по тексту упр.) определение темы и главной мысли текста | Урок реше- ния частных задач индивиду- альная ра- бота, дис- куссия | |
Приёмы списывания текста с ОСП | 17- 18 | 2 | Списывание текста по установ- ленному алгоритму Письмо под диктовку с ОСП | Научатся следовать определённой после- довательности при списывании текста | формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика осуществление поша- гового контроля коррекция – внесение необходимых дополнений, исправлений использование различных видов чтения в соответствии с целью чте- ния(изучающее) | Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная ра- бота | |
Р.Р. Изложение. | 19 | 1 | Письмо текста под самодиктовку Пересказ текста повествовательного характера | Научатся структури- ровать текст (выделять части) Писать под самодик- товку | Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по- ступках других людей развитие отзывчивости доброжелатель- ности (по тексту) Планирование-составление плана и по- следовательности действий Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных при- знаков; Умение строить монологиче- ское высказывание в письменной форме | Урок реше- ния частных задач индивиду- альная ра- бота | |
Предъявление резуль- татов домашней само- | 20 | 1 | Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой | Урок-презентация (публичное представ- | Фиксация на доске достижений лучших результатов класса. |
стоятельной работы № 3 и их обсуждение | задач года» | ление самостоятель- ной работы отдельных учащихся) | Фиксация достижений и трудностей на «карте задач» | ||||
Р.Р. Подробный пере- сказ. | 21 | 1 | Пересказ текста повествовательного характера | Формирование уме- ния воссоздавать со- держание текста близко к исходному. | Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по- ступках других людей развитие отзывчивости доброжелатель- ности (по тексту) Умение строить монологическое выска- зывание в письменной форме | Урок реше- ния частных задач индивиду- альная ра- бота | |
Проверочная работа. | 22- | 2 | Списывание текста по алгоритму | Проверка умения сле- | Л. Смыслообразование | Тематиче- | |
Контрольное списы- | 23 | довать установленной | Ориентация на понимание причин | ский, | |||
вание. | очерёдности при спи- | успеха и неуспеха в учебной деятельно- | списывание | ||||
Анализ выполненных | сывании | сти. Становление рефлексивности, | урок кон- | ||||
работ. | Определение про- | умение видеть свои действия со сторо- | троля, оцен- | ||||
блемных мест уча- | ны. Умение структурировать знания | ки | |||||
щихся и построение | Оценка | ||||||
плана работы над | Знаково-символическое моделирование | ||||||
ошибками | Анализ объектов с целью выделение | ||||||
существенных и несущественных при- | |||||||
знаков |
Итоги темы( предметный аспект)
учащийся научится:
-проверять орфограммы, пользуясь орфографическим словарём;
- списывать высказываниями несложный по содержанию текст;
учащийся получит возможность научиться:
- пересказывать тексты с использованием ключевых слов;
- пересказывать тексты кратко и подробно;
-письменно передавать содержание текста с пропусками ОСП.
Тема № 5. Проверка орфограмм по сильной позиции 31 ч.
Учебная задача: Как проверить ОСП без словаря?
Цель: вооружить учащихся способом проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции.
Развитие речи. Учебная задача: «Как составить план текста?»
Цель: продолжить работу над устным и письменным пересказом текста с использованием плана; научить различать слова-синонимы, слова-антонимы.
Тема урока | № уро- ка по теме | Кол- во часов | Элементы содержания | Предметные результаты | Личностные результаты, УУД | Вид кон- троля, измерители, тип урока, формы ра- боты | Дата про- веде- ния |
ПУЗ о способе про- верки орфограмм без орфографического словаря | 1 | 1 | Постановка задачи о проверке ОСП без сло- варя | Уметь проверять ОСП по сло- варю Писать под диктовку и самодиктовку | Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Принятие образца «хорошего» ученика. Целеполагание как ПУЗ на основе того, что усвоено, а что ещё нет Выделение и формулирование познава- тельной цели | ПУЗ общекласс- ная дискус- сия | |
Приведение звука к сильной позиции как общий способ провер- ки ОСП. Изменение слова как приём при- ведения звука к силь- ной позиции. | 2 | 1 | Конструирование спосо- ба проверки ОСП Применение способа к гласным и согласным в слабой позиции Наблюдение за измене- нием позиции звука при изменении слова | Научатся различать звук при изменении позиции Выделять из слова необходи- мый звук | Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия Обобщение для целого ряда единичных объектов | Урок анали- за, модели- рования | |
Р.Р. Краткий пере- сказ | 3 | 1 | Передача на основе опорных слов основного содержания текста. | Уметь писать под диктовку связный текст с пропуском ОСП Формирование умения на ос- нове опорных слов передавать основное содержание текста. | Смыслообразование Оценка Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков | Индивиду- альная ра- бота. | |
Домашняя самостоятельная работа № 4 учащихся:
| |||||||
Проверка ОСП путём приведения звука к сильной позиции. Ди- агностическая работа № 3. | 4-5 | 2 | Наблюдение за измене- нием слов, за типами из- менения слов. Задания на проверку умения проверять ОСП в словах-названиях предметов по сильной |
| Знаково-символическое моделирование, анализ способа действия Обобщение для целого ряда единичных объектов. Планирование-составление плана последовательности действий. Определение основной и второстепенной информации | Решение частных задач, кон- кретизация модели Общекласс- ная дискус- |
позиции. | Л. развитие познавательных интересов | сия, инди- видульная | |||||
Проверка ОСП путём | 6 | 1 | Установление возмож- | - научатся изменять слова | Знаково-символическое моделирование | Тематиче- | |
приведения звука к | ности изменения слов, | названия предметов по паде- | Анализ способа действия | ский кон- | |||
сильной позиции . | называющих предметы, | жам | Обощение для целого ряда единичных | троль, сло- | |||
Изменение названий | по падежу | - Находить слова-названия | объектов | варный | |||
предметов по падежам | Установление возмож- | предметов в тексте | Планирование-составление плана после- | диктант | |||
ности проверки ОСП по | - проверять ОСП путём изме- | довательности действий | «Слова с | ||||
сильной позиции в изме- | нения по падежу | Определение основной и второстепенной | НН» | ||||
нении по падежу | информации | Конкрети- | |||||
Проверка ОСП путём | Л. развитие познавательных интересов | зация и | |||||
изменения по падежу | уточнение | ||||||
модели | |||||||
Общекласс- | |||||||
ная дискус- | |||||||
сия, инди- | |||||||
видульная | |||||||
Проверка ОСП по | 7 | 1 | Проверка ОСП путём | - научатся находить неизме- | Знаково-символическое моделирование | Конкрети- | |
сильной позиции в | изменения по падежу и | няемые слова | Анализ способа действия | зация и | |||
изменениях по числу и | по числу | - проверять ОСП путём изме- | Обощение для целого ряда единичных | уточнение | |||
падежу. Неизменяе- | Неизменяемые слова, их | нения по падежу и по числу | объектов | модели, Ин- | |||
мые слова. | особенности | - Находить слова-названия | Планирование-составление плана после- | дивидуаль- | |||
Выяснение невозможно- | предметов в тексте | довательности действий | ная, дискус- | ||||
сти проверки ОСП из- | Л. развитие познавательных интересов | сия | |||||
вестным способом в не- | |||||||
изменяемых словах | |||||||
Проверка по словарю | |||||||
Изменение названий | 8 | 1 | Изменение слов дей- | Научатся находить слова- | Планирование-составление плана после- | Индивиду- | |
действий по лицам и | ствий по лицам и числам | названия действий в тексте | довательности действий | альная, дис- | |||
числам. | Проверка ОСП путём | Уметь проверять ОСП путём | Л. развитие познавательных интересов | куссия | |||
Р.Р. Краткий пере- | изменения по лицу и по | изменения по лицу и по числу. | |||||
сказ | числу. | Передача на основе опорных | |||||
Передача на основе | слов основного содержания | ||||||
опорных слов основного | текста. | ||||||
содержания текста. | |||||||
Проверка ОСП по сильной позиции. Из- менение названий | 9 | 1 | Изменение слов дей- ствий по лицам и чис- лам. Изменение названий | Научатся находить слова- названия действий в тексте изменять названия действий | Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия Обобщение для целого ряда единичных | Конкрети- зация и уточнение |
действий по временам | действий по време- нам.Установление воз- можности проверки ОСП по сильной позиции в изменении по временам. Проверка ОСП путём изменения по лицу и по числу, по времени | по лицу и числу, времени проверять ОСП путём измене- ния по лицу и по числу, по времени | объектов Планирование-составление плана после- довательности действий Л. развитие познавательных интересов | модели Индивиду- альная, дис- куссия | |||
Проверка ОСП по | 10 | 1 | Изменение слов дей- | научатся изменять названия | Знаково-символическое моделирование | Конкрети- | |
сильной позиции. Из- | ствий по лицам и чис- | действий по лицу и числу, | Анализ способа действия | зация и | |||
менение названий | лам, родам, временам | времени, роду | Обобщение для целого ряда единичных | уточнение | |||
действий по родам. (в | Проверка ОСП путём | определять род у слов назва- | объектов | модели, ин- | |||
прошедшем времени) | изменения по лицу и по | ний предметов | Планирование-составление плана после- | дивидуаль- | |||
Род слов, называющих | числу, по времени, роду. | проверять ОСП путём измене- | довательности действий | ная, обсуж- | |||
предметы. | Определение рода у | ния по лицу и по числу, по | Л. развитие познавательных интересов | дение обще- | |||
слов, называющих пред- | времени, роду | класное | |||||
меты, постоянство этой | |||||||
категории | |||||||
Установление возмож- | |||||||
ности проверки ОСП по | |||||||
сильной позиции в изме- | |||||||
нении по родам | |||||||
Проверка ОСП по | 11 | 1 | Изменение слов, назы- | Научатся находить слова- | Понимание информации, представленной | Урок реше- | |
сильной позиции. | вающих предметы, по | названия действий, слова, | в виде схемы | ния частных | |||
числам, падежам | называющие предметы, в тек- | Анализ способа действия | задач, инди- | ||||
Изменение слов, назы- | сте | Обобщение для целого ряда единичных | видуальная, | ||||
вающих действия, по | изменять названия действий | объектов. Планирование-составление | парная ра- | ||||
временам, лицам, числам | по лицу и числу, времени | плана последовательности действий. | бота | ||||
Проверка ОСП извест- | изменять слова-предметы по | Управление поведением партнёра – кон- | |||||
ными способами | числу, падежу | троль, оценка, коррекция его действий. | |||||
проверять ОСП известными | Л. развитие познавательных интересов. | ||||||
способами | Знаково-символическое моделирование |
Проверка ОСП по | 12 | 1 | Изменение слов дей- | научатся изменять названия | Анализ способа действия | Конкрети- | |
сильной позиции. Из- | ствий по лицам и чис- | действий по лицу и числу, | Обобщение для целого ряда единичных | зация и | |||
менение названий | лам, родам, временам | времени, роду | объектов. Планирование-составление | уточнение | |||
действий по родам. (в | Проверка ОСП путём | определять род у слов назва- | плана последовательности действий | модели, ин- | |||
прошедшем времени) | изменения по лицу и по | ний предметов | Л. развитие познавательных интересов | дивидуаль- | |||
Род слов, называющих | числу, по времени, роду. | проверять ОСП путём измене- | ная, обсуж- | ||||
предметы. | Определение рода у | ния по лицу и по числу, по | дение об- | ||||
слов, называющих пред- | времени, роду | щеклассное | |||||
меты, постоянство этой | |||||||
категории. Установление | |||||||
возможности проверки | |||||||
ОСП по сильной пози- | |||||||
ции в изменении по ро- | |||||||
дам | |||||||
Неопределённая фор- | 13 | 1 | Обнаружение особенно- | Научатся проверять ОСП пу- | Знаково-символическое моделирование, | Конкрети- | |
ма слов, называющих | стей неопределённой | тём изменения по лицу и по | фиксация информации | зация и | |||
действия. | формы слов, называю- | числу, по времени, роду, па- | Понимание информации, представленной | уточнение | |||
Р.Р.План текста | щих действия | дежу | разными способами. | модели | |||
обнаружить возмож- | находить неопределённую | Умение структурировать знания | индивиду- | ||||
ность проверки ОСП с | форму и образовывать её от | Осуществление пошагового контроля | альная, дис- | ||||
помощью неопр. формы. | любых форм слов названий | куссия. | |||||
Деление текста на смыс- | действий | ||||||
ловые части. Заголовки к | Научатся делить текст на | ||||||
ним. | смысловые части и озаглавли- | ||||||
вать их. | |||||||
Предъявление резуль- | 14 | 1 | Работа по оценке резуль- | Урок-презентация | Фиксация на доске достижений лучших | ||
татов домашней само- | татов детских работ, ра- | (публичное представление са- | результатов класса. | ||||
стоятельной работы | бота с «картой задач го- | мостоятельной работы отдель- | Фиксация достижений и трудностей на | ||||
№ 4 и их обсуждение | да» | ных учащихся) | «карте задач» | ||||
Изменения слов, | 15 | 1 | Изменение слов, назы- | Научатся находить слова, | Выделение и формулирование познава- | Конкрети- | |
называющих призна- | вающих признаки, по | называющие признаки пред- | тельной цели. | зация и | |||
ки, по числам, родам, | числам, родам, падежам | метов | Умение структурировать знания | уточнение | |||
падежам | Проверка ОСП с помо- | изменять слова признаки | Осуществление пошагового контроля | модели | |||
щью известных типов | Знаково-символическое моделирование, | Дискуссия, | |||||
изменений слов | фиксация информации | парная ра- | |||||
Понимание информации, представленной | бота |
разными способами (схема) Оценка Умение строить устное высказывание Умение договориться , прийти к общему решению. | |||||||
Важнейшие типы из- менений слов (систе- матизация) | 16 | 1 | Систематизация слово- изменительных типов слов | Научатся находить слова названия предметов, призна- ков, действий. Изменять сло- ва-названия в соответствии с типами изменений проверять ОСП с помощью известных типов изменений слов. | Умение структурировать знания Осуществление пошагового контроля Знаково-символическое моделирование, фиксация информации Понимание информации, представленной разными способами (схема) | Урок реше- ния частных задач индивиду- альная, кол- лективная работа | |
Способы проверки ОСП | 17-20 | 4 | Повторение известных способов проверки ОСП Проверка ОСП с помо- щью известных типов изменений слов Проверка написания слов с помощью орфо- графического словаря | Научатся находить слова названия предметов, призна- ков, действий проверять ОСП с помощью известных типов изменений слов работать с орфографическим словарём | поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий, умение строить устное и письменное вы- сказывание, владение монологической и диалогической формами речи; допущение различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; выполнение пошагового контроля. Л.развитие положительного отношения к школе | Решение частных задач Тематиче- ский Тестовая работа | |
Р.Р.Изложение. | 21 | 1 | Конструирование текста повествовательного ха- рактера Упражнение в самодик- товке Проверка ОСП извест- ными способами (по сильной позиции, по словарю) | Научатся писать текст по па- мяти под самодиктовку; проверять ОСП с помощью известных типов изменений слов; работать с орфографиче- ским словарём | Определение основной и второстепенной информации, определение темы и основ- ной мысли текста Составление целого из частей Л. развитие доброжелательности, дове- рия к людям, развитие эмпатии, отзывчи- вости; установка на здоровый и безопасный об- раз жизни | Решение частных задач Индивиду- альная ра- бота | |
Способы проверки ОСП | 22-25 | 4 | Повторение известных способов проверки ОСП Проверка ОСП с помо- щью известных типов изменений слов | Научатся находить слова названия предметов, призна- ков, действий проверять ОСП с помощью известных типов изменений слов работать с орфографическим | поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий, выполнение пошагового контроля Знаково-символическое моделирование, фиксация информации Понимание информации, представленной разными способами (схема) | Решение частных задач Парная, ин- дивидуаль- ная работа |
Способ выделения окончания в слове. | 5 | 1 | Отработка выделения окончания в словах- предметах Выделение окончаний в словах, неизменяющихся по числу Проверка ОСП извест- ными способами | Научатся изменять слова- предметы в соответствии с типами изменений Сравнивать звуки выделять окончание выделять окончание в словах, неизм. по числу | умение анализировать собственные дей- ствия, видеть себя со стороны; развитие познавательных интересов | Уточнение и конкрети- зация моде- ли | |
Способ выделения окончания | 6 | 1 | Отработка выделения окончания в словах- предметах Обнаружение отсутствия окончания в неизменя- ющихся словах | Научатся выделять окончание в словах-предметах Узнавать неизменяющиеся слова Выделять окончание в «осо- бенных» словах | |||
Р.Р.План текста. | 7 | 1 | Конструирование текста повествовательного ха- рактера по готовому плану. Упражнение в самодик- товке Проверка ОСП извест- ными способами. | Научатся составлять текст повествовательного характе- ра , выделять части текста проверять ОСП известным способом, записывать текст под самодиктовку. | Информационные: поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий, с использо- ванием учебной литературы; составление целого из частей умение строить письменное высказыва- ние в письменной форме Определение темы и основной мысли текста. Л.развитие доброжелательности, доверия к людям, развитие эмпатии, от- зывчивости; установка на здоровый и безопасный образ жизни; | Решение частных задач | |
Способ выделения окончания в слове. | 8 | 1 | Отработка выделения окончания в слове Особенности выделения окончаний в названиях действий настоящего и прошедшего времени | Научатся находить слова названия действий изменять слова названия дей- ствий в соответствии с типами изменений выделять окончание в наст. и прош. времени | выделение и формулирование познава- тельной цели, проблемы; знаково-символическое моделирование и преобразование модели; умение структурировать знания; анализ способа действия; анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков; составление плана и последовательности действий; осуществление пошагового и итогового | Уточнение и конкрети- зация моде- ли | |
Способ выделения окончания в слове. Окончание неопре- делённой формы | 9 | 1 | Упражнение в выделе- нии окончаний в разных словах названиях Особенности окончаний | Научатся находить слова названия действий изменять слова названия дей- ствий в соответствии с типами | Уточнение и конкрети- зация моде- ли |
в неопределённой форме Уточнение о наличии окончаний в словах- помощниках | изменений различать неопределённую форму и выделять в ней окон- чания | контроля; сравнение результата с результатами то- варищей; Л.становление рефлексивности; умение анализировать собственные дей- ствия, видеть себя со стороны; развитие познавательного интереса | |||||
Способ выделения окончания в слове. | 10-11 | 2 | Упражнение в выделе- нии окончаний в разных словах названиях Уточнение особенностей окончаний в словах, называющих признаки Обнаружение кратких окончаний у названий признаков | Научатся находить слова названия признаков изменять слова названия при- знаков выделять окончания в соответ- ствии с изменениями различать краткие окончания в словах признаках | Уточнение и конкрети- зация моде- ли | ||
Р.Р. Составление текста | 12 | 1 | Составление текста по- вествовательного харак- тера по серии картинок. Письмо под самодиктов- ку Проверка ОСП извест- ными способами | Научатся записывать текст под самодиктовку проверять ОСП известным способом составлять предложения по картинкам | Л.установка на здоровый и безопасный образ жизни; Составление целого из частей Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков. Умение строить письменное выска- зывание. Определение темы и основной мысли текста | Решение частных задач Индивиду- альная ра- бота | |
Основа как значимая часть слова | 13 | 1 | Понятие об основе как значимой неизменяемой обязательной части сло- ва. Конструирование способа выделения осно- вы слова | Научатся различать основу и окончание Выделять основу слова | выделение и формулирование познава- тельной цели, проблемы; знаково-символическое моделирование и преобразование модели; умение структурировать знания; анализ способа действия; составление плана и последовательности действий; осуществление пошагового и итогового контроля; умение строить устное высказывание управление поведением партнёра – кон- троль, коррекция его действий Л. Развитие познавательного интереса | Уточнение и конкрети- зация моде- ли дискуссия | |
Изменение одного и того же слова и раз- ных слов | 14 | 1 | Упражнение в выделе- нии основы и окончания в слове. Установление способа различения из- менения одного и того же слова и разных слов | Научатся выделять окончание и основу слова Изменять слова в соответствии с типами изменений различать изменения одного и того же слова (формы) и раз- ные слова | Уточнение и конкрети- зация моде- ли Парная, ин- дивидуаль- ная | ||
Неприменимость способа проверки ОСП в окончании слова путём его из- | 15 | 1 | Упражнение в выделе- нии основы и окончания в слове. Установление невозможности проверки | Уметь выделять окончание и основу слова Уметь различать изменения одного и того же слова (фор- | Словарный диктант (слова с не- проверяе- |
менения | ОСП в окончании путём его изменения. Отнесе- ние способа проверки ОСП по сильной к осно- ве слова | мы) и разных слов Научатся проверять ОСП из- вестным способом ( в основе) | мым напи- санием) | ||||
Необходимость уче- та состава слова при проверке орфограмм Р.Р. Типы тек- стов. | 16-17 | 2 | Упражнение в выделе- нии основы и окончания в слове. Упр. в проверке ОСП с учётом состава слова. Выделение трех типов текста. | Научатся проверять ОСП из- вестным способом ( в основе). Понимать особенности каждо- го тип текста. | Решение частных задач | ||
Предъявление ре- зультатов домашней самостоятельной ра- боты № 5 и их об- суждение. | 18 | 1 | Работа по оценке резуль- татов детских работ, ра- бота с «картой задач го- да» | Фиксация на доске достижений лучших результатов класса, Фиксация достижений и трудностей на «карте задач» | Урок- презентация (публичное представле- ние само- стоятельной работы от- дельных учащихся) | ||
Проверочная рабо- та | 19 | 1 | Контроль уровня овла- дения способами про- верки ОСП Письмо с проверкой ОСП | Научатся проверять ОСП изу- ченными способами | Оценка – выделение критериев оценки, объекта оценки, фиксация результата в знаково-символической форме Умение различать объективную слож- ность задачи и субъективную сложность. Становление рефлексивности. Умение структурировать знания | Урок кон- троля, оценки, тематиче- ский | |
РР. Работа с тек- стом | 20 | 1 | Сравнение и анализ «чу- жих» текстов Проверка основы из- вестными способами | Научатся проверять ОСП из- вестным способом Строить предложения в соот- ветствии с основной мыслью текста | Л. установка на здоровый и безопасный образ жизни. Планирование- установление последовательности дей- ствий. Определение основной и второ- степенной информации Определение темы и главной мысли тек- ста. Умение строить устное и письменное высказывание | Решение частных задач | |
Контрольная рабо- та | 21 | 1 | Письмо с постановкой орфографических задач в процессе письма Решение орфографиче- | Демонстрация успешности умения выделять окончание и основу слова проверять ОСП известным | Л. смыслообразование Оценка-выделение объекта оценки, кри- териев, отображение результата в знако- во-графической форме | Урок кон- троля |
ресов, формирование основ гражданской идентичности, сопричастности своей Ро- дине | |||||||
Домашняя самостоятельная работа № 6 учащихся: (работа с ЦОР)
| |||||||
Способ определения родственных (одно- коренных слов) Р.Р. План текста. | 3-7 | 5 | Уточнение способа определения родствен- ных. Нахождение в тексте родственных слов. Определение корня в однокоренных словах. Конструирование текста повествовательного ха- рактера по готовому плану. | Научатся находить в тексте однокоренные слова Подбирать ряда родственных слов, выделять корень в одно- коренных словах. Научатся составлять текст повествовательного характе- ра , выделять части текста проверять ОСП известным способом, записывать текст под самодиктовку. | Л. развитие познавательных интересов, формирование основ гражданской иден- тичности, сопричастности своей Родине Анализ способа действия Понимание информации представленной разными способами(схема) Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков. Управление поведением партнера, коррекция ,контроль его действий. Пла- нирование учебного сотрудничества | Решение частных задач Парная, ин- дивидуаль- ная работа | |
Непозиционное че- редование звуков в корне | 1 | Отработка способа опре- деления корня Обнаружение в корнях чередование звуков, не связанное с изменением их позиции | Научатся различать измене- ния одного и того же слова (формы), родственные слова и разные слова выделять корень слова в ряду однокоренных слов подбирать ряд однокоренных слов | Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных признаков Знаково-символическое моделирование Планирование-составление плана дей- ствий | Решение частных задач | ||
Непозиционное че- редование звуков в корне. | 9 | 1 | Знакомство с аффиксами Образование слов с по- мощью аффиксов Классификация аффик- сов по их положению относительно корня | Научатся различать измене- ния одного и того же слова (формы), родственные слова и разные слова выделять корень слова в ряду однокоренных слов подбирать ряд однокоренных слов различать аффиксы | Л. восприятие языка как основного сред- ства общения Формирование сопричастности к народу, её прошлому Знаково-символическое моделирование Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных признаков | Уточнение и конкрети- зация моде- ли Дискуссия |
Способ выделения в слове значимых ча- стей | 10-11 | 2 | Уточнение последова- тельности действий при выделении значимых частей в слове Образование слов с по- мощью нескольких суф- фиксов или нескольких приставок | Научатся выделять в слове значимые части | Л. восприятие языка как явления нац. культуры, формирование чувства со- причастности к истории, народу Знаково-символическое моделирование Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных признаков Управление действиями партнера, кон- троль, оценка, коррекция | Решение частных задач Парная, ин- дивидуаль- ная работа | |
Р.Р.Составление | 12 | 1 | Конструирование рас- | научатся составлять текст по- | составление плана и последовательности | Решение | |
рассказа по серии | сказа по серии сюжет- | вествовательного характера | действий; | частных | |||
сюжетных карти- | ных картинок | по серии сюжетных картинок | составление целого из частей | задач | |||
нок. | упражнение в письме | проверять ОСП известным | умение строить письменное высказыва- | индивиду- | |||
под самодиктовку | способом | ние | альная | ||||
проверка ОСП извест- | записывать текст под само- | определение темы и главной мысли тек- | |||||
ным способом | диктовку | ста | |||||
Л.развитие доброжелательности, отзыв- | |||||||
чивости, эмпатии | |||||||
Установка на безопасный и здоровый об- | |||||||
раз жизни | |||||||
Проверка ОСП по сильной позиции с помощью одноко- ренных слов | 13 | 1 | Установление возмож- ности проверки ОСП по сильной позиции с по- мощью однокоренных слов уточнение границ при- менения способа (в той же значимой части) | Научатся выделять в слове значимые части проверять ОСП известным способом (формами, однокоренными словами) | составление плана и последовательности действий; анализ способа действия понимание информации, представленной разными способами (схема) планирование учебного сотрудничества с учителем, учениками умение договориться в совместной дея- тельности знаково-символическое моделирование Л. восприятие языка как явления нацио- нальной культуры | Уточнение и конкрети- зация моде- ли Дискуссия | |
Проверка ОСП с по- мощью однокорен- ных слов | 14-17 | 4 | Упражнение в проверке ОСП с помощью одно- коренных слов, форм слова | Научатся проверять ОСП из- вестным способом (формами, однокоренными словами) | Решение частных задач Парная, ин- дивидуаль- ная Тематиче- ский, те- стовая ра- бота | ||
Предъявление ре- | 18 | 1 | Работа по оценке резуль- | Фиксация на доске достижений лучших | Урок- |
зультатов домашней самостоятельной ра- боты № 6 и их об- суждение | татов детских работ, ра- бота с «картой задач го- да» | результатов класса, Фиксация достижений и трудностей на «карте задач» | презентация (публичное представле- ние само- стоятельной работы от- дельных учащихся) | ||||
Р. Р. Изложение | 19 | 1 | Пересказ несложного текста повествователь- ного характера по памя- ти Упражнение в письме под самодиктовку Проверка ОСП извест- ным способом | Научатся передавать содер- жание текста повествователь- ного характера проверять ОСП известным способом записывать текст под само- диктовку | составление плана и последовательности действий; умение строить письменное высказывание определение темы и глав- ной мысли текста Л.развитие доброжелательности, отзыв- чивости, эмпатии Установка на безопасный и здоровый об- раз жизни | Решение частных задач индивиду- альная | |
Проверка ОСП с по- мощью однокорен- ных слов | 20-21 | 2 | Упражнение в проверке ОСП с помощью одно- коренных слов, форм слова | Уметь проверять ОСП извест- ным способом (формами, однокоренными словами) | анализ способа действия; составление плана и последовательности действий; управление действиями партнера, кон- троль, коррекция, оценка Оценка | Решение частных задач Парная, инд. работа | |
Правописание разде- лительных ь и ъ зна- ков | 22-23 | 2 | Упражнение в проверке ОСП всеми известными способами Конструирование прави- ла выбора разделитель- ных знаков Упражнение в примене- нии этого правила | Научатся проверять ОСП из- вестным способом (формами, однокоренными словами) Узнавать место зна- ка в слове Выбирать необходимый раз- делительный знак писать слова с разделитель- ными знаками | Выделение познавательной цели Знаково-символическое моделирование. Выделение общности для целого ряда единичных объектов. Осуществление по- шагового контроля. Анализ способа дей- ствия. Л. развитие познавательных инте- ресов и учебных мотивов | Решение частных задач Дискуссия, инд. работа | |
Проверка ОСП Р.Р. Типы текстов. Текст-описание. | 24-25 | 1 | Упражнение в проверке ОСП всеми известными способами. Выделение отличитель- ных признаков текста- описания. | Научатся проверять ОСП из- вестным способом (формами, однокоренными словами) Понимать отличительные признаки текста-описания. | анализ способа действия; составление плана и последовательности действий; Оценка Л. смыслообразование | Решение частных задач индивиду- альная | |
Проверочная рабо- | 26-27 | 2 | Письмо текста под дик- | Научатся ставить орфографи- | Л. самооценка, смыслообразование | Диктант |
та. Анализ допу- щенных ошибок. | товку Проверка ОСП извест- ными способами с учё- том части слова | ческие задачи в процессе письма проверять ОСП известным способом Учитывать состав слова при проверке ОСП | Оценка | Урок кон- троля , оценки Инд.раб. | |||
Итоги темы (предметный аспект): учащийся научится : -находить родственные (однокоренные) слова;
-различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова; -выделять в слове орфограммы, определять их принадлежность к той или иной значимой части; -проверять орфограммы слабых позиций в корне путем подбора родственных слов. учащийся получит возможность научиться:
| |||||||
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА Тема № 8: «Систематизация изученного материала. 15 ч.» Цель: - повторить все известное о типах изменения слов-названий;
- сформулировать вопросы, на которые необходимо найти ответ на уроках русского языка в третьем классе. Развитие речи. Учебная задача: «Как запомнить и записать текст ?»(продолжение) | |||||||
Слово и его измене- ния | 1-2 | 2 | Постановка задачи на повторение материала, изученного в 1 классе Повторение типов изме- нений слов названий | Научатся проверять ОСП из- вестным способом различать изменения одного и того же слова (формы), род- ственные слова и разные слова | Л.становление рефлексивности, умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; | ПУЗ Решение частных задач Дискуссия, индивиду- альная | |
Значимые части сло- ва | 3-7 | 5 | Повторение алгоритма выделения значимых частей слова Разбор слов по составу | Научатся выделять морфемы слова проверять ОСП известным способом | анализ способа действия; составление плана и последовательности действий; осуществление пошагового контроля; | Решение частных задач Рефлексия |
Упражнения в нахожде- нии одноморфемных слов Проверка ОСП извест- ными способами | Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов, положительное отно- шение к школе, принятие образца «хо- рошего ученика»; | Работа по карточкам | |||||
Р.Р. Изложение.. | 8 | 1 | Пересказ несложного | Научатся восстанавливать | составление плана и последовательности | Решение | |
текста повествователь- | текст повествовательного ха- | действий; | частных | ||||
ного характера по памя- | рактера по памяти | умение строить письменное высказыва- | задач | ||||
ти | проверять ОСП известным | ние | индивиду- | ||||
Упражнение в письме | способом | определение темы и главной мысли тек- | альная | ||||
под самодиктовку | записывать текст под самодик- | ста | |||||
Проверка ОСП извест- | товку | Л.развитие доброжелательности, доверия | |||||
ным способом | к людям, развитие эмпатии, отзывчиво- | ||||||
сти; | |||||||
Виды орфограмм и | 9-13 | 5 | Систематизация знаний | Научатся проверять ОСП из- | Осуществление пошагового контроля | Решение | |
способы их проверки | об орфограммах и спо- | вестными способами | Оценка качества и уровня усвоения | частных | |||
собах их проверки | Учитывать состав слова при | Умение структурировать свои знания | задач | ||||
Повторение закона рус- | проверке ОСП | Анализ способа действия | Инд. и пар- | ||||
ского письма | Выполнять разбор слова по | Планирование учебного сотрудниче- | ная работа | ||||
Упражнение в проверке | составу | стватЛ. становление рефлексивности | Слов. дик- | ||||
орфограмм разных видов | Принятие образца «хорошего ученика» | тант | |||||
Контрольная рабо- | 14-15 | 2 | Проверка уровня овла- | Научатся проверять ОСП из- | Л.смыслообразование, способность к са- | Урок кон- | |
та | дения способами про- | вестным способом | мооценке | троля, | |||
итоговая, её анализ | верки ОСП | Учитывать состав слова при | Планирование – составление плана дей- | оценки | |||
Проверка умения выде- | проверке ОСП | ствий осуществление контроля; | Итоговый | ||||
лять значимые части | Выполнять разбор слова по | умение структурировать знания | диктант | ||||
слова. Проверка умения | составу | оценка – выделение критериев оценки, | |||||
различать формы слова, | Определение достижений и | объекта, отображение результата оцени- | |||||
разные слова, родствен- | проблемных мест учащихся | вания в знаково-символической форме | |||||
ные слова | |||||||
Рефлексия. ( 6 ч) Подготовка учащихся к презентации предмета. Совместная работа по составлению. таб- лицы «Мой путь в русском языке во 2 классе», «Мои достижения в русском языке» и т.д. |
Итоги темы (предметный аспект):
Учащийся научится:
- применять алгоритм выделения значимых частей слова; Резерв – 6 ч.
- проверять ОСП известным способом;
-записывать под диктовку текст (35-45 слов) с изученными орфограммами;
- списывать высказываниями несложный по содержанию текст;
метапредметные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения;
- определять круг своего незнания;
- находить нужную информацию в учебнике и других источниках;
- оценивать выполнение задания;
личностные:
- принимать образец «хорошего ученика»;
- владеть нормами сотрудничества, уметь слушать и слышать друг друга в ходе парной, групповой и классной дискуссии;
- знание основ культурного поведения и взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в коллективе;
Учебно – методическое обеспечение
В.В. Репкин «Русский язык 2 класс» 1,2 ч. «Вита – Пресс», 2013
Т.В. Некрасова «Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса», Вита – Пресс, 2012 А. Б. Воронцов «Сборник примерных программ для начальной школы», Вита – Пресс, 2012
И.А. Кузьмина «Новый школьный орфографический словарь русского языка. 100 000 слов», Москва, ООО «Дом Славянской книги», 2015 год О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Русский язык. Правила и упражнения». Москва, «АСТ. Астрель.» 2015 год.
Набор цифровых образовательных ресурсов к учебникам по русскому языку В.В.Репкина (1 – 4кл.) на сайте http://www.shool-collection.edu.ru//
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
- Экран
- Проектор
- CD MP
- Ноутбук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...