Урок русского языка во 2 классе (систематизация и обобщение знаний и умений) Тема: «Звуковое значение букв е, ё, ю, я».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Приходько Валентина Евгеньевна

систематизация знаний учащихся по теме урока, формирование способностей к структурированию и систематизации знаний о буквах гласных звуков е, ё, ю, я и способностей к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_28_noyabrya_2019.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

(систематизация и обобщение знаний и умений)

Тема: «Звуковое значение букв е, ё, ю, я».

Деятельностная цель: систематизация знаний учащихся по теме урока, формирование способностей к структурированию и систематизации знаний о буквах гласных звуков е, ё, ю, я и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических знаний учащихся о буквах гласных звуков, их функции и роли в словах, развитие умения различать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных и два звука.   

Структура урока

  1. Этап самоопределения к деятельности   (1 слайд)

- Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.

«Хорошее настроение»   (2 слайд)

-Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом? (в хорошем).

- А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе?

-Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни - улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами, и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь!

2.  Этап актуализации знаний (3 слайд)

 -  Чем гласные звуки речи отличаются от согласных? Сколько в нашем алфавите букв, обозначающих гласные звуки? Назовите буквы гласных звуков.

Парная работа (учащимся предлагается конверт с заданием) – Раздели буквы на 2 группы (а,о,у,э,ы;  я,ё,е,и,ю). (4 слайд)

-Как вы разделили буквы? (Можно взять у одной пары и поместить на доске в две группы) Объясните, почему так? (а,о,у,э,ы дают команду согласным: читайся твердо; я,ё,е,и,ю  дают команду согласным: читайся мягко).

3.  Этап постановки учебной задачи (слайд 5)

Я оставляю только эти буквы: Е,Ё,Ю,Я.

- Сегодня нам особенно интересны слова с буквами е, ё, ю, я.

- Что предстоит вспомнить вам на сегодняшнем уроке?

- Чем будем заниматься, о чем говорить?

- Когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?

   -Запишите число и Классная работа. (слайд 6)

      4.  Этап обобщения и систематизации знаний (слайд 7)

1) Вспомним: (дети работают на интерактивной доске и в тетрадях)

                             

- Сделаем вывод: слайд 8 Какую работу выполняют здесь буквы Е,Ё,Ю,Я?

(дают команду согласным: читайся мягко и обозначают один звук).

2) В следующем задании эти гласные выполняют такую же работу, как вы считаете?  Слайд 9       Проверим. Составим звуковые схемы этих слов.

                     

- Работаем на интерактивной доске и в тетрадях. Выходят двое и двое детей.

- Какой вывод про буквы е,ё,ю,я можно сделать после этого задания?     (слайд 10) ( В начале слова эти буквы обозначают два звука)

3) Посмотрим, составив звуковые схемы к следующим словам, что здесь происходит со звуками, которые обозначают наши буквы е,ё,ю,я.

               ВЬЮГА, СЪЁМКА   (11 слайд, 12 слайд)

- Что происходит с гласными после мягкого и твердого знаков?                       (13 слайд)           Буквы е,ё,ю,я обозначают тоже 2 звука.

4)   Но и это еще не всё. Давайте посмотрим, что будет в ситуациях, когда эти буквы стоят после других согласных в слове. (слайд 14,15)

-Давайте запишем звуковые схемы слов.    МАЯК, КРАСНОЕ

-Что скажете?

(Слайд 16)    Мы можем подвести итог нашим исследованиям.

Есть три случая, когда буквы е,ё,ю,я обозначают два звука. Их нужно помнить.

     И у нас есть возможность закрепить наши знания и заодно подвигаться.

 

  5.  ФИЗМИНУТКА (слайд 17) можно выключить доску

– Я буду называть слова с буквами е, ё, ю, я. Если эти буквы обозначают мягкость согласного, то вы приседаете, если 2 звука, вы делаете 2 хлопка в ладоши над головой.

ЯГОДА, РЕКИ, ЕЛЬ, ПЕНА, ЮЛА, ЛЮДИ, РЯБИНА, ЁМКОСТЬ, КЛЁН, РАКЕТА, ЯЗЫК, ЮБКА ЮЛИЯ, УТЮГ, ЯКОРЬ, ВЬЮГА, КЛЮЧ, РЕЧЬ, ЯГОДА.

    6.  Этап применения знаний и умений в новой ситуации

1) – На доске записаны слова. Составьте из них предложение, запишите в тетрадь и на доске.      (Слайд 18)

Яркий маяк указывал в море путь кораблям. (Разбор по членам предложения)

- Назовите грамматическую основу предложения, второстепенные члены предложения.

- Назови слова, в которых букв больше, чем звуков (путь), букв меньше, чем звуков (яркий, маяк)

2) Работа по учебнику: стр. 68 № 124       (слайд 19)

- Разделите лист на две части линией на 10 строчек  (слайд 20)

-  В конце работы ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Если останется время, выполняем упр. 127 (слайд 21) либо дом. задание

8.  Этап рефлексии деятельности ( слайд 22)

- В завершение урока подведем итоги. Напомните тему урока (Слова с буквами е, ё, ю, я). Правильными были ваши предположения вначале урока.

Продолжите предложения, которые вы видите на экране

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по УМК "школа России" - "Обобщение знаний об имени существительном"

закрепить знания детей по теме  «Имя существительное», совершенствовать умение определять тип склонения, писать окончания имен существительных; создать условия для развития мышления и речи; для в...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Падежи. Обобщение знаний."

На уроке идёт обобщение знаний о падежах, совершенствуются умения определять падежи по вопросам и предлогам, по их признакам. На уроке применяются СОТ. При помощи разнообразных заданий формируются УУД...

Урок русского языка во 2 классе ("Перспектива") "Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание безударных гласных"

Русский язык  (2 класс)Технологическая карта Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание безударных гласных»Тип урока: Урок общеметодологической направленностиТемаОбобщени...

Учебно-методический комплект к уроку обучения грамоте на тему: "Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных" (конспект+презентация) - 1 класс

Цели деятельности учителя: познакомить со звковым значение буквы ю [й’у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и...

Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"

Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....