Урок русского языка в 4-в классе "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дамбиева Аюна Цыденовна

Конспект урока русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4klass_dambieva_ats.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок русского языка в 4-в классе

"Обобщение знаний о глаголе как части речи"

(районный семинар учителей начальной школы)

                                                                                                              Подготовила: Дамбиева Аюна Цыденовна – учитель начальных классов

                                                                                              2015 год

                                                                     

Тема: "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

Планируемые результаты:

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять  грамматические признаки  глагола,
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные:

Познавательные: умение сравнивать, устанавливать аналогии; обобщать,  выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планировать, контролировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников, проводить самооценку своих знаний, умений, определять, что еще нужно повторить и закрепить о глаголе.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

  • развитие умения сотрудничать со сверстниками при работе в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов;
  • развитие внимания, восприятия, умение наблюдать и делать выводы.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Примечание

  1. Оргэтап

- организация внимания учащихся;      

 - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться “Доброе утро”

- Поприветствуйте гостей,  пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.

приветствуют

- Наш урок начнём с небольшого выступления детей.

«Интервью - шутка»

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы  и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

-Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

  1. Подготовка

учащихся к работе на основном этапе работы.

- О какой части речи мы будем говорить на уроке?

- Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?

- Определите  у себя на линеечках ваши знания о глаголе.

Мы знаем о  глаголе уже немало, однако, не все.

- Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы теста в первой колонке « В начале уроке».
 

- Какую цель вы поставите на уроке?

- Глагол – это самая  сложная часть речи русского языка. И сегодня мы  приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

- о глаголе

- нет, мы многое знаем о глаголе

Учащиеся определяют свои знания.

- Дети самостоятельно работают с тестом.

- повторить все о глаголе, закрепить свои знания о глаголе, понять, что я умею хорошо делать, а над чем мне еще надо поработать…

  1. Этап

обобщения и систематизации знаний

Прочитайте фразеологизм.  Не ударить в грязь лицом.

– Как понимаете его значение? 

Запишите этот фразеологизм.

– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

 Что означает слово «глагол»? «Глаголить?»

Знаете ли вы, что название части речи образовалось от русского слова «глаголити»  говорить,  оказывается слово «глагол» это - стилистический синоним таких слов, как «слово, речь»

- Что такое глагол?

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?


– Действительно, они всю работу взяли на себя
.

- На каком месте по употреблению стоит глагол?

- Сделать всё наилучшим образом.

- слово, речь, говорить

- Это часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? И другие подобные вопросы

- То мы не сможем рассказывать, что мы делаем, какие действия происходят с предметами вокруг нас…

- на втором после имени существительного

А) Работа в группах

- У вас на столах карточки, поработайте с ними в группе.

Защита заданий по группам.

- В каких случаях слова «пила», «белила» являются глаголами, а каких –существительными? Как называются такие слова?

1 группа.  Распределите слова на группы. Назовите какие группы получились. Как отличить глагол от других частей речи?

быстро          потолок     задержит

толково        ручеёк        играет

медленно     пила            пила

2 группа.  Распределите слова на группы. Назовите какие группы получились. Как отличить глагол от других частей речи?

яркий                  цвет               поздравит

радостные        красота        удивляет

солнечная          белила            белила

3 группа. Распределите слова на группы. Назовите какие группы получились. Как отличить глагол от других частей речи?

мне         деньки       танцевать

мы           ели            поставят

твой        василёк      ели

4 группа.

- Распределить слова по группам. Назовите какие группы у вас получились. Что объединяет эти слова? Докажите.

Переходит, бежит, светает, болеет, холодит, грустит, сидит, морозит, лежит, поет, веселится.

Действие обозначающие движения, действия происходящие природе, действия обозначающие состояние человека.

переходит   светает     болеет

бежит         холодит    грустит

прыгает       морозит    веселится          

Это глаголы, в Н.в., 3-е лицо, ед. числа.

- Мама белила потолок. Глагол. Мама купила белила. Существительное.

- омонимы

Б) чистописание (на доске)

Работа в парах.

- А сейчас внимание на доску. Проведем чистописание данных соединений

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

-Что это за соединения?

-Как называются эти окончания? Почему? В каких случаях пишутся окончания 1строки? А второй?

- Как проверить безударное окончание глаголов?

- Что еще надо помнить?

- Будете работать в парах. Вы проверите, как вы усвоили правописание безударных личных окончаний глаголов. После выполнения задания, выполните взаимопроверку.

- Кто справился с заданием? Кому надо повторить правило правописания безударных личных окончаний?

- В каких глаголах после окончания пишется суффикс?

Что вы расскажете о глаголах 2 го лица, единственного числа.

- Личные окончания глаголов

- Глаголы изменяются по лицам.

- когда глагол 1 спр.

 - когда глагол 2 спр

- определить спряжение по н.ф. глагола, если и перед –ть, 2 спр. Пишем в окончании гласную –

и, а если другие гласные перед -ть, то 1 спр., пишем в окончании гласную е

-Помнить, что есть глаголы-исключения.

садимся

Тороплюсь, торопимся, торопишься, торопитесь, торопится, торопятся.

Торопимся

Сажусь, садимся, садишься, садитесь, садится. Садятся.

Спускаемся

Поднимаюсь, поднимаемся, поднимаешься, поднимаетесь, поднимается, поднимаются.

Поднимаемся

Спускаюсь, спускаемся, спускаешься, спускаетесь, спускается, спускаются.

- в возвратных глаголах

- Пишется ь в окончаниях – ешь, -ешься, -ишь,

-ишься. Это орфограмма.

В) Каждой группе дается задание, грамматические признаки глаголов (по лицам, числам, по временам)

- каждая группа вытягивает задание.

- В какую форму “оделись” глаголы? Оцените работу групп.

 Вини- Пух и Пятачок спрятали в таблице слова. Найдите глаголы. Определите время,число,лицо, спряжение.

Алдар  выписал  глаголы и определил время,число,лицо, спряжение. Проверьте, всё ли он сделал верно. Если есть ошибки, то исправьте их. Какое умение должен закрепить Алдар.

Отвечает - Н.в., 1 –е лицо, ед.ч., 1-е спр.

Построим – Н.в., 3 – е лицо, мн.ч., 2 –е спр.

Рассказал – П.в., 2 – е лицо, ед.ч., 1 спр.

Видите – Б.в., 1 –е лицо, мн.ч., 2 спр.

Напишешь  - Б.в., 2 –е лицо, ед.ч., 1 спр.

Прочитайте текст. Вам необходимо вставить по смыслу подходящие слова, внизу вам даны слова для справок. Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради.

Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк. _____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.

Слова для справок: жужжат, зеленеет, зажелтеют, стоишь, посмотришь, расцветает, журчит, вдыхаешь.

1.Выберите картинку картинку и запишите по нему глаголы. 2.Составьте одно простое предложение и одно сложное предложение. 3.Запишите и подчеркните в них грамматическую основу. 4.Какую роль играет глагол в предложении?

- грам.признаки:время, спряжение, лицо, число, род (у глаголов в Прош.вр.)

4.Рефлексия

 

- На линеечках определите свои знания о глаголе в конце урока.

А теперь вновь оцените свои знания и умения о глаголе во второй колонке теста
 «В конце урока».
- Что изменилось в вашей самооценке?
- Спасибо вам, ребята, за объективную самооценку своих умений. Над чем надо вам еще поработать по этой теме?

- в начале урока я …, а в конце …

Или – у меня все совпало

- мне надо повторить …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о глаголе как части речи

Итоговый урок обобщения по глаголу для 2 класса....

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Урок по русскому языку, 3 класс, "Школа России"...

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Русский язык в 3-м классе. "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; закрепить знания учащихся о существенных признаках глагола и его ролью в нашей речи. Задачи:образовательные:·...

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ»

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе как части речи» Цели:1.            Систематизировать знания детей о глаголе, развивать у...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» (Презентация)

Цели:1.            Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.2....