ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_itogovoy_otsenki_po_rus.yazyku.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Итоговая оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по русскому языку имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценки достижений требований стандарта.
На итоговую оценку выносится достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам курса русского языка. Достижение планируемых результатов свидетельствует:
• об осознании безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, о способности применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов;
• об овладении первоначальными представлениями о системе и структуре русского языка, об освоении таких учебных действий с языковыми единицами, как нахождение, характеристика, сравнение, классификация, преобразование (эта группа планируемых результатов представлена в содержательной линии «Система языка»);
• о наличии начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; об осознанных ориентировках выпускников в целях, задачах, средствах и условиях общения как основе выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных высказываний и письменных текстов (эта группа планируемых результатов представлена в содержатель;
ной линии «Развитие речи»).
Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника начальной школы по русскому языку складывается из накопленной оценки (портфолио) и результатов выполнения итоговой работы.
Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение учащимися более высоких уровней формируемых учебных действий. Это особенно важно для освоения курса русского языка начальной школы, поскольку письменная и устная речь, навык грамотного, безошибочного письма младшего школьника находятся в стадии формирования.
Накопленная оценка, или портфолио, ученика по русскому языку складывается в первую очередь из работ обучающегося, демонстрирующих достижение им планируемых результатов.
Именно устная и письменная речь ученика начальной школы, находящиеся в стадии формирования, должны быть прежде всего отражены в его портфолио, а именно: в сочинениях, изложениях, текущих (тематических) и промежуточных проверочных работах (как устных, так и письменных), аудиозаписях устных (монологических и диалогических) высказываний детей.
Таким образом, портфолио позволит продемонстрировать индивидуальную траекторию речевого развития обучающегося и послужит средством объективной и прозрачной оценки достижения планируемых результатов по русскому языку, как длясамого ученика, так и для любого проверяющего.
Накопленная оценка строится на основе приведенных ниже планируемых результатов, в которых выделены основные умения, характеризующие достижение учащимися данного планируемого результата, и приведены примеры, иллюстрирующие особенности оценки достижения этого результата, как особенности формата рекомендуемых заданий, так и особенности оценки правильности их выполнения.
В примерах заданий отражены и различия в сложности заданий, используемых для оценки достижения одного и того же результата на базовом и повышенном уровнях. А комплексные задания (например, диктант или ряд заданий по развитию речи) демонстрируют различия в требованиях к результатам выполнения на базовом и повышенном уровнях.
Примеры подобраны так, чтобы с их помощью наглядно показать широту диапазона сложности и типов заданий, которые могут быть использованы для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку, а также продемонстрировать на примерах особенности оценки результатов их выполнения.
В русском языке часто вывод о достижении планируемого результата может быть сделан только при условии, если ребенок неоднократно применяет проверяемый алгоритм или правило кряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных). Поэтому в ряде заданий по русскому языку дается набор специально подобранных словили словосочетаний, а планируемый результат считается достигнутым, если правило или проверяемая орфограмма правильно применяется ребенком не в одном, а в нескольких случаях.
В предложенных примерах заданий наряду с приведенным образцом правильного ответа представлены и критерии достижения планируемого результата. Это связано с тем, что, как показывает опыт педагогических измерений, в ряде случаев можно считать, что планируемый результат достигнут, даже если задание выполнено не в полном объеме. Например, планируемый результат может считаться достигнутым, если из шести необходимых слов ученик выбрал не менее четырех слов. В заданиях со свободным ответом (например, по развитию речи) образец правильного ответа не сводится к приведению единственно правильного эталонного ответа, а включает в себя указание на
элементы, которые должны присутствовать в ответе. Это сделано для того, чтобы оценка результатов выполнения таких заданий позволяла оценить индивидуальные особенности ребенка в выражении собственных мыслей, но при этом не допускала произвольного толкования.
Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей — итогового диктанта
и проверочной работы.
Основным назначением и целью итогового диктанта является оценка способности выпускника начальной школы применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста.
Основным назначением и целью проверочной работы является оценка уровня присвоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний по русскому языку на момент окончания начальной школы, проявляющаяся в способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку.
Первую группу (соответствуют базовому уровню заданий)составляют задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Учащимся предлагаются стандартные учебные или практические задания,в которых довольно легко обнаруживаются способы решения.
Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют. Задания, составляющие эту группу, могут быть названы заданиями повышенного уровня сложности. В эту же группу входят и задания, проверяющие способность учащихся применять комплексные умения для решения поставленной задачи
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Планируемый результат: Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• знать последовательность букв в русском алфавите;
• пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Примеры заданий
Умение: знать последовательность букв в русском алфавите.
Задание 14 базового уровня
Запиши 5 букв русского алфавита, следующих за буквой «с».
Ответ: с,___________
Образец правильного ответа: с, т, у, ф, х, ц.
Критерий достижения планируемого результата: правильно перечислены идущие за буквой «с» буквы.
Задание 15 повышенного уровня
В каком ряду фамилии стоят в алфавитном порядке? Обведи номер ответа.
1) Александров, Ветров, Клюев, Зиновьев.
2) Арбузова, Братеева, Надеждина, Маркина.
3) Любимов, Никулин, Седова, Федоров.
4) Васильев, Ивченкова, Харитонов, Липатов.
Образец правильного ответа: 3) Любимов, Никулин, Седова, Федоров.
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
Рекомендации по оценке выполнения итогового
диктанта
Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне». Результатнаписаниядиктанта учащимся оценивается как «справился на базовомуровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (сучетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то жеправило», объясняемом ниже в первом критерии), «справилсяна повышенном уровне», если учащийся допустил не более двухошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
1. Количество ошибок определяется после классификациидопущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибокна одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в приведенном тексте диктанта встречается 24 примера на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», еслиученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке: стоит, хорошо, весеннюю (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как
одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту жеорфограмму, например, в словах теплом, дождя, появилась,зелёная, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступениобучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение подобратьпроверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.
2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются ине влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы невлияют на оценку выполнения итогового диктанта
Структура проверочной работы и характеристика заданий
Проверочная работа содержит 20 заданий, различающихсяпо содержанию, типу и уровню сложности.
Работа содержит две группы заданий.
Первая группа — базовые задания, позволяющие проверитьосвоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Вторая группа — задания повышенного уровня, проверяющие способность учащихся решать учебные или практическиезадачи по русскому языку, в которых способвыполнения неочевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют.
В первую группу входят 14 заданий, что составляет 70 % отобщего количества заданий, во вторую группу входят 6 заданий, что составляет 30 % от общего количества заданий.
В проверочной работе внутри содержательного блока одновременно представлены задания как базового, так и повышенного уровней (в отличие от итоговой работы по математике, в которой задания повышенного уровня расположены вконце работы после базовых заданий). Задания повышенногоуровня отмечены специальным значком: ❂, что позволит учащимся сориентироваться в трудности задания и правильно рассчитать свои силы и время
Максимальный балл за выполнение всей работы — 26 баллов (за задания базового уровня сложности — 14, повышеннойсложности — 12 баллов).
Если ученик получает за выполнение всей работы 8 баллови менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку порусскому языку.
Если ученик получает от 9 до 16 баллов, то его подготовкасоответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
При получении более 16 баллов (16—26 баллов) учащийсядемонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку в начальной школе" /доклад
Доклад для выступления на Районном Методическом Объединении....
Контрольно – измерительные материалы для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку 2 класс
Задания ориентированы на проверку сформированности следующих универсальных и специфических для учебного предмета способов действий: Регулятивные:· ...
Контрольно-измерительные материалы для текущей оценки достижения планируемых результатов по русскому языку в 3 классе по теме: «Имя существительное»
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов по теме: «Имя существительное» в 3 классе....
Задания для итоговой оценки достижения планируемых результатов. Русский язык.
Здесь представлены задания на проверку знаний,умений и навыков по окончанию начальной школы.Эти задания дают возможность учителю увидеть результаты усвоения программного материала за курс начальной шк...
Оценка достижения планируемых результатов по русскому языку 4 класс
Работа по оценке достижения планируемых результатов по русскому языку для 4 класса ( 1 полугодие) составлена на основе материалов сборника "Оценка достижения планируемых результатов в начальной ш...
Оценка достижения планируемых результатов по русскому языку в начальной школе
В презентации в соответствии с образовательными линиями предмета "Русский язык" представлены разноуровневые задания для оценки планируемых результатов в начальной школе....
Задания для итоговой оценки достижения планируемых результатов, русский язык 3 класс
Задания для итоговой оценки достижения планируемых результатовРУССКИЙ ЯЗЫК, 3 КЛАСС...