Конспект урока "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».
Цели: развивать умение определять падеж имён существительных; повторить понятиенесклоняемые имена существительные.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Предметный результат:
Знать: несклоняемые имена существительные
Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Орг.момент.
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число.
- Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:
- Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
- Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
- Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
- Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
- Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
- Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней (квартира)
- Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
- Разговор, обмен мнениями (беседа)
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.
- Обобщение знаний об имени существительном.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:
- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план: (слайд)
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
- Просклоняйте существительные:
1 вариант – сестра
2 вариант – окно (ученик).
- Выделите окончания.
( У доски работают 2 человека)
- Проверим, как вы справились с заданием.
- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
4. Минутка чистописания
- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении
Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые,
Через луга медовые,
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось ( шоссе)!
- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе
- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)
сс
шоссе
Составить устно с данным словом предложения.
5.Постановка цели и задачи урока
- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).
Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).
-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).
- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).
- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)
- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)
- Знакома ли вам такая группа слов?
-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).
6. Первичное усвоение, проверка понимания
Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?
- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
слайд №2.
Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо:
|
(Появляется запись на доске:
И.п. – пальто.
Р.п. – пальто.
Д.п. – пальто.
В.п. - пальто.
Т.п.- пальто.
П.п. – в пальто.
- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
б) В русском языке таких слов много.
Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе. |
- Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,
большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину. |
- Итог урока.
- Итак, с какими словами познакомились на уроке?
- Почему он так называются?
9.Домашнее задание
С 88 упр 152
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...
Конспект урока "Имена существительные с мягким знаком на конце" 3 класс "Планета знаний"
Имена существительные с мягким знаком на конце...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...
Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."
Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."...
Конспект урока "Имена существительные с шипящими на конце" (2 класс)
Урок обобщает знания учащихся об именах существительных. Знакомит с правилом написания имён существительных с шипящим на конце....