Урок по русскому языку в 1 классе. Буква Яя
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Добрынина Наталья Васильевна

Урок по русскому языку в 1 классе. Буква Яя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 37

Тема

Гласные буквы Я, я

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а] [’а] и букву я.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Речевая разминка

– Пропойте по «ленте букв» гласные звуки

Поют буквы

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы узнаем еще одну гласную букву

Слушают учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 111)

На доске размещены предметные картинки с изображением яблок и маяка и начерчены схемы к этим словам.

– Рассмотрите картинки.

– Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, обозначающих рисунки.

– Произнесите слово яблоки 
по слогам.

– Сколько слогов в слове?

– Какой первый?

– Какой второй? Третий?

– Медленно произнесите первый слог [й’аб].

Он состоит из трех звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

– Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния

Какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой?

– Выполните анализ слова маяк.

– Если гласная буква Я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

– Слияние еще двух звуков обозначается одной гласной буквой е

2. Знакомство с бук-вой Я

Показывает на «ленте букв» букву Я.

– Это буква Я. Читать слова
с буквой
Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а].

– На что похожа буква Я?

Куча яблок на прилавке...

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Находят букву Я
на «ленте букв».

Высказывают свое мнение

– Выложите из шнурка или нитки букву Я

Из шнурка или нитки выкладывают букву Я

Физкультминутка

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям – физкульт-привет!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 111)

– Прочитайте слоги.

– Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я?

– Прочитайте слова.

– Сколько звуков вы слышите, произнося букву я?

Хором читают слоги-слияния и слова с буквой Я.

– Согласные перед буквой Я мягкие

4. Работа с текстом
(учебник, с. 111)

– Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

– Поработайте в паре: составьте к тексту вопросы и ответьте на них

Читают текст. Работают в паре, задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них

5. Работа с картой
(учебник, с. 110)

– Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте?

– Составьте рассказ (задание
в учебнике)

Рассматривают карту. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ о своей малой родине, о Родине

Физкультминутка

МЫ ПРОЙДЁМСЯ
ПО ДОРОЖКЕ

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт

не отпускает

одьба на месте).

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

(вращение головой вправо и влево).

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд, другой – вперёд,

А потом наоборот

(руки к плечам, вращение вперёд и назад).

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься

(дети садятся за парты).

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с пословицами (учебник, с.110)

– Прочитайте пословицы.

– Объясните смысл пословиц.

– Найдите в пословицах букву Я

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Я

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац...

Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.

Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Буква Ц"

Отправляемся на поиски сбежавшей буквы...