Конспект урока по русскому языку по теме :Текст-рассуждение "Что такое доброта?"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дубина Грета Георгиевна

В 4 классе дети изучают типы текстов. Самым трудным по структуре построения является текст - рассуждение. В этом уроке показана работа над этим типом текстов. Тема текста очень актуальна и интересна для ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор

Дубина Грета Георгиевна

Предмет

Русский язык

Класс

4-а

Тема урока

Сочинение рассуждение «Что такое доброта».

Цели урока

Формировать умение строить текст рассуждение.

Задачи урока

-формировать умение планировать рассуждение

-формировать умение отличать текст – рассуждение от других

-совершенствовать монологическую и диалогическую речь

Технологии

Проблемное обучение, творческая мастерская, развивающее обучение.

Универсальные учебные действия

Познавательные

-развивать смысловое восприятие текста

-формировать умение выделять существенную информацию

-формировать умение владеть алгоритмом построения рассуждения

-строить речевое высказывание в устной форме

Личностные

-проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков

Регулятивные

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-принимать и сохранять учебную задачу

-проявлять познавательную инициативу

Коммуникативные

-строить рассуждения, использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

-доносить свою позицию до других людей

-высказывать свою точку зрения, приводя аргументы

                                                           Содержание урока

                               Учитель

                                       Ученик

-Прочитайте тему урока.

-Что значит рассуждать?

-Я сейчас открою то, что вы  мне проговорили.

(карточки)

-Сочинение – рассуждение, значит, мы в конце урока,  что должны получить?

-Тему я скажу чуть позднее. Это пока тайна.

-Рассуждение строится по цепочке. Назовите смысловые части рассуждения.

Первая часть.

-О чем будем писать в тезисе?

-Вторая часть.

-Что будем в этой части писать?

-Как называется заключительная часть?

-Структура рассуждения может быть и другой. Тогда тезис формулируется  как вопрос, дальше ответ на вопрос, который лучше всего начать со слов : во – первых, во – вторых. Такое сочинение мы и будем писать. Потренируемся. Предлагаю порассуждать на тему : «Какой урок ты больше всего любишь?»

-С чего начнем?

-Какое предложение будет у нас тезисом?

-Начиная со слова во- первых, коротко обоснуйте любовь к русскому языку.

-Настал момент сообщить тему текста – рассуждения, которое мы будем сегодня писать.

(Открывается тема)

-А как вы понимаете, что такое доброта?

На листочках в левом столбике запишите значение этого слова, используя слова или словосочетания.

-Послушаем что получилось. Справа вы можете записать то, что вам понравится. Важно расширять свой кругозор.

-Как можно начать наше сочинение?

-А как проявляется доброта?

-А если беда, что мы делаем?

-Что является мерой добра?

Значит, добрыми нас делают поступки, отношение к миру, к людям, к животным.

-Приведите примеры добрых дел.

-Добро – поступок, за который не приходится краснеть.

-Назовите  противоположное чувство добру.

-Как поступать по – хорошему или по плохому, кто решает?

Основа добра и зла в нас самих. Выбор делает каждый сам за себя.

-Как закончим , какой вывод сформулируем?

-Мера добра – совесть. Добро говорит голосом совести.

-А теперь пишем сочинение.

-Кто хочет прочитать, что у него получилось?

-Сочинение-рассуждение.

-Беседовать, объяснять, говорить, думать, размышлять, судить, доказывать.

-Мы должны порассуждать и написать текст на определенную тему.

-Тезис.

-Тезис – это тема рассуждения, его сформулированная мысль. Значит, в первой части мы напишем тему, утверждение.

-Доказательство.

-В этой части мы будем доказывать тему, обосновывать её.

-Вывод.

-С тезиса.

-Из всех уроков я больше всего люблю русский язык.

-Дети приводят свои примеры.

-Идет самостоятельная работа.

-Доброта – это качество человека.

Доброта, что это такое?

-В словах, в поступках, в чувствах.

-Сочувствуем, соболезнуем.

-Совесть, поступок.

-Навестить заболевшего товарища, поздравить друга за победу в соревнованиях, утешить если плохо.

-Зло.

-Мы сами.

-Предложения детей.

-Ученику пишут сочинения.

-Несколько сочинений зачитывается.

                                                              Примерный текст.

Доброта? Мне кажется, что этой мерой измеряются все земные труды.

Добрыми нас делают поступки, отношение к миру, людям, животным.

Если человек помогает людям, заботится о них, то он не забудет навестить заболевшего товарища, поздравит друга с удачей, а если у того беда, то найдет добрые слова, которые помогут утешить и успокоить товарища.

Добро – поступок, за который не приходится краснеть.

Я считаю, что основа добра и зла в нас самих. Выбор делает каждый сам для себя.

Уверена, что добро – созидающая сила, оно говорит голосом совести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"

Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»...

Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»

Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)

Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить  с приставкой как з...

Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол. Что такое глагол», 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение...