"Правописание слов, написание которых надо запомнить"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Методическая разрабока урока по русскому языку предназначена для 1 класса. Подходит к УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
УМК «Школа 2100»
УМК «Школа России»
Русский язык
Технологическая карта темы
Авторы разработки: И.Б. Виноградова, О.А. Григорьева, Т.А. Понизовская
Тема | Правописание слов, написание которых надо запомнить (3 часа) | ||
Цели | Сформировать представление о правописании словарных слов. Ввести алгоритм работы с орфографическим словарем. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ||
Основное содержание темы | Актуализация знаний о правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов. | ||
Термины и понятия | Алфавит, безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные непроверяемые ударением, орфографический словарь, словарные слова, толковый словарь. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Грише; - ответственное отношение к процессу создания и оформления записки; - осознание успешности при освоении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре; - различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение; - определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение; - определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение; - определять слова, написание которых надо проверять по словарю и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания для составления и оформления записки. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Предметные умения - писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной; - писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь; - определять значение слова, используя словарь; - подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения; - определять словарные слова в тексте, ставить ударение, выделять графически непроверяемую безударную гласную; - составлять и оформлять текст записки, с использованием словарных слов. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Литературное чтение Тема – С. Маршак. «Багаж» Окружающий мир Тема – «Ты – школьник», «Наши помощники – домашние животные и культурные растения». | Информационный материал Учебник «Русский язык» 1 класс, рабочая тетрадь 1 класс, Демонстрационный материал Электронная презентация Орфографический и толковый словари Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Гриши. | Папа Гриши занимается строительством своего загородного дома. Он уезжает по делам и просит сына записать информацию, которую передадут для него по телефону. Вот что записал Гриша: Папа! Звонила тётя. И сказала, что в 19:00 привезёт на дачу битон. Гриша. Прочитав записку, папа отправляется на дачу встречать машину с бетоном для строительства фундамента. Но в 19:00 соседка тётя Лена принесла бидон парного молока. Отец обрадовался, выпил стакан вкусного молока и продолжал ждать бетон. Но в этот вечер машина не приехала. Расстроенный папа отправился домой. Почему папа Гриши не дождался машину с бетоном? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание узнать причину недоразумения в семье Гриши, чтобы помочь ему написать записку правильно? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Грише. | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | |
Блок А. Работа с орфографическим и толковым словарями | |||
Цели: • Актуализировать знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной. • Ввести понятие «словарь», «орфографический словарь». • Научить: - раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре; - различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение; - определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение. - рассказывать о правописании слов с проверяемой безударной гласной; - рассказывать о том, как найти слово в словаре; - решать кроссворд и писать словарные слова; - писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной; - писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Сообщение учителя Словарь – это сборник слов, в алфавитном порядке с толкованием, правописанием или переводом на другой язык. Словарь, который раскрывает значение каждого слова, называют толковым. Словарь, который учит правильно писать слова, называют орфографическим. Алгоритм работы с орфографическим словарем Чтобы найти нужное слово, надо: - определить букву, с которой оно начинается; - определить страницу, которая содержит слова с этой буквой; - найти искомое слово и посмотреть, как оно пишется; - написать слово в тетрадь, сверяя его правописание по словарю. Например, слово «пенал» - слово начинается с буквы «п»; - определяем страницу словаря, на которой находятся слова, начинающиеся на букву «п»; - находим слово «пенал»; - определяем по словарю его правописание. Задание 1 (З) Назовите значение слова «словарь». Назовите известные вам словари. Расскажите, как найти слово в словаре. Расскажите о правописании слов с проверяемой безударной гласной. Задание 2 (П) Можно ли определить правописание слова «огород», используя толковый словарь? Обоснуйте своё мнение. Можно ли определить значение слова «помидор» по орфографическому словарю? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что проверку написания слова «молоток» можно выполнить только по орфографическому словарю? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) Учебник с.51 №.61 Решите кроссворд на тему «Школа», используя орфографический словарь, и напишите каждое слово. Задание 4 (У) Прочитайте каждое слово и впишите пропущенную гласную, используя правило и соответствующий словарь: к…лосок, в…лосок, м…лоток, в…робей. Определите и подчеркните лишнее слово. | Диагностические задания 1. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему «Огород». Познавательные умения: - раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре; - различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение; - определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание, используя алгоритм. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать о правописании слов с проверяемой безударной гласной; - рассказывать о том, как найти слово в словаре; - решать кроссворд и писать словарные слова; - писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной; - писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь. | |
Блок Б. Работа со словами, написание которых надо запомнить | |||
Цель - научить школьников: - определять слова, написание которых надо проверить по словарю и обосновывать свое мнение; - определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение; - писать слова, используя орфографический словарь; - выделять в слове ударение; - определять значение слова, используя словарь; - подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. | Задание 1 (З) Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака и назовите слова, написание которых надо проверить по словарю. Дама сдавала багаж: Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Задание 2 (П) Можно ли написать словарные слова без ошибок, не запоминая наизусть их правописание? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) Выберите из текста стихотворения словарные слова и напишите их. Дама сдавала багаж: Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Поставьте ударение в тех словах, написание которых надо проверить по словарю. Определите значение слова «саквояж», используя толковый словарь. Задание 4 (У) Учебник с. 52 № 62 с взаимопроверкой Подчеркните слова, которые можно использовать для рассказа на тему «Осенний сад»: Рябина, яблоко, яблоня, ягода, капуста, помидор, клубника, ландыш, корзина, огород. Напишите каждое слово, поставьте ударение, выделите непроверяемую безударную гласную. Выберите два слова на тему «Осенний сад», и составь с каждым предложение. Задание 5 (У) Учебник с. 53 № 65 с взаимопроверкой Прочитайте каждую загадку и напишите к ней отгадку. 1. Сто одёжек, и все без застёжек (капуста). 2. Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется (топор). 3. Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер). Задание 6 (У) Учебник с. 53 № 66. с взаимопроверкой Прочитайте каждое предложение, подберите нужное по смыслу слово и напишите его. 1. Сунул старик … за пояс и … в лес по дрова. (топор, пошёл) 2. … от яблони недалеко падает. (яблоко) | Диагностические задания 1. Выпишите из каждого предложения слова, написание которых надо проверить по словарю. Выделите графически непроверяемую безударную гласную. Сорока и воробей – зимующие птицы. Ребята увидели в лесу зайца. Корова на лугу жуёт сочную траву. Познавательные умения: - определять слова, написание которых надо проверить по словарю и обосновывать свое мнение. - определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. Предметные умения: - писать слова, используя орфографический словарь; - выделять в слове ударение; - определять значение слова, используя словарь; - подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения. | |
Блок К. Диагностика качества освоения темы | |||
Цель – установить степень усвоения темы, а именно: - писать слова, правописание которых надо запомнить; - определять словарные слова в тексте, ставить ударение, выделять графически непроверяемую безударную гласную; – проверять написание слов, вносить исправления. | Контрольное задание Диктант Урожай Наступила осень. Вырос богатый урожай. Ребята пришли на огород со своим учителем. Мальчики срезали капусту, собирали помидоры. Девочки срывали яблоки с яблони и складывали в корзины. Хорошо потрудились ученики. слова для справок: вырос, урожай. Грамматическое задание В каждом словарном слове поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную. | Регулятивные умения: – проверять написание слова, вносить исправления. Предметные умения: - писать слова, правописание которых надо запомнить; - определять словарные слова в тексте, ставить ударение, выделять графически непроверяемую безударную гласную. | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | |
• Стимулировать ответственное отношение к процессу создания и оформления записки. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания; - составлять и оформлять текст записки. - представлять результат свой деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Составьте и напишите текст записки Гриши для папы так, чтобы не возникло недоразумение, и папа знал, что его ждет на даче. Для этого используйте слова для справок. Папа!* Звонила _________________________. Она сказала, что в 19:00 привезет на дачу _________. __________________ Слова для справок: дядя, тётя, бетон, бидон, ведро. Импровизационный вариант Исправьте ошибки Гриши в тексте записки так, чтобы не возникло недоразумение, и папа знал, что его ждет на даче.
Эвристический вариант Составьте и напишите текст записки Гриши для папы так, чтобы не возникло недоразумение, и папа знал, что его ждет на даче. *Папа! Звонила тётя. Она сказала, что в 19:00 привезёт на дачу бетон. Гриша.
| Личностные умения: - проявлять ответственное отношение к процессу создания и оформления записки. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для составления и оформления записки папе. Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять и оформлять текст записки, в которой есть словарные слова. | |
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1 Мне важно научиться работать с орфографическим словарём, потому что…… 2. Чтобы написать записку без ошибок, нужно …………. II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) запиской, которую я написал(а) …………..(сам, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление о правописании словарных слов. Ввести алгоритм работы с орфографическим словарем. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять ответственное отношение к процессу создания и оформления записки. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания при создании и оформлении текста записки. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога; Предметные умения: - составлять и оформлять текст записки, с использованием словарных слов. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта темы "Правописание слов, написание которых надо запомнить", 1 класс
Технологическая карта – это новый вид методической продукции,это способ графического проектирования урока в виде таблицы. В ней спланирована деятельность учителя и работа ученика.Обучение ...
конспект урока - закрепления Повторение Правописание слов, написание которых надо запомнить
1 классРусский язык Технологическая карта...
Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"
Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой....
Правописание слов, корни которых различаются одной гласной буквой
Достаточно трудная тема для изучения в начальной школе. Данный материал поможет лучше усвоить базовый уровень знаний по данной теме. В презентации использованы авторские рисунки....
Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить
Работа с суффиксом -чив-...
Конспект по рус.языку. Повторение слов, написание которых надо запомнить
Тема: «Повторение слов, написание которых надо запомнить»Цели:повторить слова, написание которых надо запомнить;развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;развивать воображе...
Технологическая карта урока русского языка "Почему в буквосочетаниях Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу написание гласных надо запомнить?"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе на тему "Почему в буквосочетаниях Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу написание гласных надо запомнить?". УМК "Школа России". Цель урока: созд...