Обогащение словаря младших школьников
картотека по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Еремина Ирина Владимировна

Изучение лексики человеческих отношений даст больше знаний о языке, обогатит словарный запас, повысит навык правописания. Разнообразные задания можно использовать как  на уроке, так и на внеклассных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarya_mladshih_shkolnikov.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря младших школьников

        Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, и в частности, по лексике человеческих отношений. Дети порою действуют импульсивно, не задумываясь о последствиях.  Поэтому учителю необходимо, как можно чаще,  уделять внимание нравственному воспитанию подрастающего поколения. Изучение норм человеческих отношений обогатит  словарный запас детей, окажет положительное влияние на навык правописания, повысит интерес к родному языку.

Можно использовать с этой целью задания следующего характера:

  • Узнавание в тексте слов, которые относятся к лексике человеческих отношений;
  • Подбор к данному слову синонимов и антонимов;
  • Работа над прямым и переносным значением;
  • Употребление речевых выражений;
  • Работа с пословицами, поговорками;
  • Выполнение различных творческих работ.

Данную работу можно проводить как на самом уроке, так и на внеклассных занятиях.

Например, задание, в котором использовались слова разных тематических групп.

№1

  1. Прочитай слова

Мороз, доброта, учитель, самосвал, ветер, комбайн, вежливость, продавец…

Выполни по образцу.

Явления природы: снегопад,….

Профессии: лётчик,….

Машины: корабль,…

Человеческие отношения: забота,…..

  1. К слову доброта подбери однокоренное слово
  2. К слову вежливость подбери антоним.

№2

  1. Прочитай. На какой вопрос отвечают. Вставь пропущенные буквы.

с. весть                       н. смешливый

п. з. ботился               бл .городный…

2. Как вы считаете, нужна ли человеку совесть?

3. Определите,  какой частью речи являются слова.

№3

Распределите в два столбика слова, обозначающие положительные и отрицательные качества человека.

Дружный, заботливый, бессовестный, равнодушный, жестокий, честный, любящий…

№4

Найдите пословицы,  поговорки в которых говориться о человеческих отношениях. Как вы понимаете их смысл

№5

Назовите синонимы и антонимы к слову «ЖЕСТОКИЙ»

№6

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное

Равнодушный - …………., заботливый  - ………………..,

упрямый  - ………………….., гостеприимный - ……………….

№7

Как вы понимаете значения данных оборотов речи?

 Рука об руку; золотое сердце, принять близко к сердцу, много думать о себе..

        Все задания направлены на формирование у младших школьников положительного отношения к членам своей семьи, старым людям, товарищам. Большую роль в нравственном воспитании детей играет чтение  и анализ коротких поучительных произведений В.А.Сухомлинского,  В.А.Осеевой, К.Д.Ушинского, к сожалению, сейчас  не так часто встречающихся на страницах учебника  «Литературное  чтение», но на которых выросли их родители, бабушки и дедушки.

Полезные ссылки:  рассказы В.А.Сухомлинского,  В.А.Осеевой, К.Д.Ушинского

https://www.miloliza.com/146-sukhomlinskij-chitat/6236-babushka-otdykhaet -

https://mama-pomogi.ru/dosug/skazki/pouchitelnye-skazki-dlya-detej-v-sukhomlinskij

https://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=585&t=227603

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/prosto-starushka-oseeva-v-a/

https://vsebasni.ru/tolstoi/dva-tovarisha.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с лексическими множествами на уроках иностранного языка как фактор обогащения словаря младших школьников (на примере тематических групп слов)

Обучение лексической стороне речи не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Нами рассмотрены этапы работы над лексикой...

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных....

Обогащение речи младших школьников синонимами в 1 классе.

Требования к речи младших школьников:1. Правильность речи.2. Ясность речи.3. Чистота речи.4. Точность речи.Основная задача начальной школы - развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи являетс...

Статья "Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами"

Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий....

Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы име­ет огромное значе...

Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно...