Мастер класс "Обогащение, уточнение и активизация словаря младших школьников"
методическая разработка
Работа над развитием речевого аппарата,уточнение и обогащение словарного запаса, работа над связной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 53 КБ |
Презентация | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам свой мастер класс по теме «Обогащение, уточнение и активизация словаря младших школьников» (слайд 1)
В данный момент современная школа уделяет много внимания развитию интеллекта в процессе обучения. Возникают следующие вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям и можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? По мнению М.Р. Львова мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. Знание слова, обозначающее понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями. Обогащение речи в свою же очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает младший школьник, наполнялись реальным смыслом. Это и обеспечивает связь мышления и речи.
(слайд 2)
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
(слайд 3)
С целью активизации словаря свою работу я представляю в виде следующих основных этапов.
1. Толкование слов с помощью одного или нескольких приемов:
- контекста
- подбора синонима или антонима
- оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово
- описательного оборота
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)
- Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)
- Работа над семантическими связями слова.
(слайд 4)
Мною были выбраны следующие направления работы по речевому развитию учащихся:
1. работа над развитием речевого аппарата;
2. уточнение и обогащение словарного запаса;
3. формирование грамматического навыка;
4. работа над связной речью;
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроках я использовала:
- игровые приемы;
- занимательный текстовый материал;
- задания, направленные на развитие творческого воображения.
(слайд 5)
- Работа над развитием речевого аппарата включает в себя постановку правильного дыхания и развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка.
(слайд 6)
2. С целью уточнения и обогащения словарного запаса учащихся мною использовались задания следующего характера:
- подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
- подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
- работа над прямым и переносным значением слов:
- работа с пословицами и поговорками;
- работа с фразеологическими оборотами;
- работа со словарями;
- выполнение различных видов творческих работ (составление предложений, пересказ прочитанного с использованием ключевых слов и по картинному плану, рассказы по наблюдениям, по картинам, инсценирования небольших диалогов).
(слайд 7)
3. Формирование грамматических навыков правильной речи включает:
- предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи;
- правильное употребление слов в предложении;
- осознанное построение предложений.
(слайд 8)
4. Работа над связной речью.
Для этого необходимо учить:
- рассуждать (продумывать, аргументировать,);
- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное;
- строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.
При этом важнейшим условием работы является создание специальных коммуникативных ситуаций, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то. Высказывания детей могут быть в форме загадки, рассказа, сказки, воспоминания, непринуждённого разговора и т. д.
(слайд 9)
Работа с синонимами и антонимами имеет важное значение не только для обогащения словарного запаса учащихся, но и для формирования стилистических умений.
В практике чаще всего наблюдаются два вида работы с синонимами и антонимами:
- Упражнения на выбор слов из ряда представленных близких (противоположных) по значению.
- Упражнения на подбор слов, близких (противоположных) по значению представленного.
Работа над антонимами осуществляется на занятиях, начиная с первого класса. Однако слова с противоположным значением возникают перед детьми и раньше. В народных сказках противопоставляется богатство и бедность, правда и ложь, добро и зло, любовь и ненависть. Немало стихотворений для детей также содержат в своем составе антонимы.
(слайд 10)
Работа над антонимами способствует всестороннему усвоению школьниками смыслового контраста слов, знакомит с их образно-стилистическими функциями. Среди различных видов упражнений при изучении лексики место занимают упражнения с антонимами, цель которых - обогатить словарный запас учащихся, выработать у них умение ярко и образно выражать свои мысли. Кроме того, выполняя упражнения с антонимами, школьники пользуются такими логическими операциями, как сравнение, сопоставление, противопоставление, которые способствуют развитию умственных способностей детей.
Обогащение речи школьников синонимами способствует точному пониманию различных оттенков значения слова, приучает детей вдумываться в его содержание, семантически правильно строить словосочетания, используя наиболее точные слова и избегая повторов. Поэтому вырабатывать привычку образно выражать свои мысли нужно с первых дней обучения шестилетнего ребенка в школе, повседневно работать над словом: объяснять значение слов, подбирать синонимические пары, вводить слова в предложения, выявлять слова-синонимы в иллюстративном материале и текстах.
(слайд 11)
Итак, при работе со словом следует, прежде всего, обратить внимание на его лексическое значение путем установления взаимосвязей между словом и соответствующим объектом, выработки умений определять существенные свойства предмета или явления с помощью анализа.
(слайд 12)
Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий долгой и кропотливой работы учащихся и учителя.
В своей дальнейшей работе я ставлю цели:
- продолжать использовать комплекс заданий по теме;
- создавать на уроках и внеклассных мероприятиях коммуникативные ситуации, направленные на развитие речи школьников;
- работать над развитием письменных форм речи;
- продолжать проводить минутки доброты на уроках русского языка и активно использовать упражнения и задания, содержащие лексику человеческих отношений.
(слайд 13) Практическая часть
А теперь предлагаю вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений для обогащения и активизации словаря младших школьников.
(слайд 14)
Уважаемые учителя, у вас на столах лежат листы с заданиями. Возьмите задание № 1 Игра «Кто больше напишет слов?»
К каждому слову нужно подобрать синонимы и записать их. Вспомним, какие слова мы называем синонимами (слово, отличающееся от другого по звучанию или написанию, но совпадающее или близкое ему по значению). На это задание отводится 2 минуты…….
- Кто уже готов отвечать? (ответы учителей)
Давайте посмотрим, какие синонимы можно было еще подобрать к этим словам.
(слайд № 15)
Досадно (прискорбно, жалко, неприятно, обидно, достойно сожаления)
Умный (рассудительный, мудрый, понятливый, разумный, смышленый, толковый, сообразительный, здравый)
Проблема (трудность, сложность, задача, препятствие, преграда, затруднение, загвоздка)
(слайд № 16)
Возьмите, пожалуйста, второе задание. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»
Например, С «е» можно быстро обойти все кругом, с «и», то чего нельзя делать по отношению к слабым
(Обежать – обижать)
Выполните задания, которые вы видите на своих листах. На это задание отводиться 2 минуты.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. Выслушиваются ответы.
(слайд № 17) РАЗМИНКА
А теперь немного поиграем. Я называю категорию, к которой должны относиться слова, а вы, передавая мяч, друг другу называете по три слова из этой категории. Повторяться нельзя. Будьте внимательны. Например, категория «школьные принадлежности» (ручка, тетрадь, карандаш, ластик и т. д.)
Задание № 3 Подбор антонимов. Давайте для начала вспомним, что такое антоним (слово, противоположное по значению другому слову.)
(слайд 18)
К каждому слову нужно подобрать антоним и записать его, картинки послужат вам маленькой подсказкой. На это задание отводиться 1 минута.
Пожалуйста, озвучьте свои ответы (слайд № 19)
Задание № 4 На ваших столах вы видите конверты, в которых находятся слова, ваша задача, составить из слов два предложения. И пазлы, которые нужно собрать. Один собирает из слов предложения, другой пазл. На это задание отводиться 3 минуты.
(слайд № 20)
Давайте прочитаем хором, что у нас получилось.
(Слайд № 21)
Резерв: вы собирали пазлы на которых записаны небольшие поздравления, зачитайте их, пожалуйста.
На этой замечательной нотке, я хочу закончить свой мастер – класс. Всем спасибо за внимание.
(Слайд № 22)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми.
Основные этапы: Толкование слов с помощью одного или нескольких приемов; Чтение и запись слова; Работа над образцами употребления слова; Работа над семантическими связями слова.
Направления работы по речевому развитию учащихся: Работа над развитием речевого аппарата; Уточнение и обогащение словарного запаса; Формирование грамматического навыка; Работа над связной речью.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ЧИСТОГОВОРКИ СКОРОГОВОРКИ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ЗАРЯДКА
Уточнение и обобщение словарного запаса: Подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении; Подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений; Работа над прямым и переносным значением слова; Работа с пословицами и поговорками; Работа с фразеологическими оборотами; Работа со словарем; Выполнение различных видов творческих работ.
Формирование грамматических навыков правильной речи: 1. Предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи; 2. Строить логически обоснованное, правильное высказывание; 3. Правильное употребление слов в предложении.
Работа над связной речью Для этого необходимо: Рассуждать; Выделять главное и второстепенное в объекте; Строить логически обоснованное, правильное высказывание.
Два вида работы с синонимами и антонимами: Упражнения на выбор слов из ряда представленных близких по значению. Упражнения на подбор слов, близких по значению представленного.
СИНОНИМЫ
Результат При работе со словом следует, прежде всего, обратить внимание на его лексическое значение путем установления взаимосвязей между словом и соответствующем объектом, выработки умений определять существенные свойства предмета или явления с помощью анализа.
Вывод Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий долгой и кропотливой работы учащихся и учителя.
Практическая часть
1. Игра «Кто больше напишет слов?» К каждому слову нужно подобрать синонимы ДОСАДНО ПРОБЛЕМА УМНЫЙ
2.Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» С «е» нужно старость уважать, с «и» можно просто отдохнуть С «е» можно делать с обувью, одеждой, а с «и» можно восстанавливать дружбу С «о» всегда будешь чистым и опрятным, а с «а» - нежным и добрым
2. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» С «е» нужно старость уважать, с «и» можно просто отдохнуть (поседел - посидел) С «е» можно делать с обувью, одеждой, а с «и» можно восстанавливать дружбу (примерять - примирять) С «о» всегда будешь чистым и опрятным, а с «а» - нежным и добрым (полоскать - поласкать)
3.Подбор антонимов Тяжелая – Мокрый – Веселый – Чистый – Кислый -
3. Подбор антонимов
4. Собери рассыпанные предложения . Самый, каждого, мама, в мире, - это, человек, для, родной. 4 ноября, коллеги, наступающим, праздником, День народного единства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык "Начальная школа XXI века"
Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...
Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»
Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...
Работа с лексическими множествами на уроках иностранного языка как фактор обогащения словаря младших школьников (на примере тематических групп слов)
Обучение лексической стороне речи не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Нами рассмотрены этапы работы над лексикой...
доклад по теме "свойства, особенности и активизация внимания младших школьников"
На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, мы учителя начальных классов встречаемся с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудност...
Проблемное обучение как эффективное средство активизации мышления младших школьников.
На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности, отстаивают...
Активизация словаря младших школьников
Активизация словаря младших школьников...
Активизация словаря младших школьников
В статье рассказывается об одном из важнейших этапов словарной работы на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе - активизации словаря учащихся. Подробно описываются следующие н...