Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashcheniya_slovarya_mladshih_shkolnikov_posredstvom_prilagatelnyh.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.
Морозова Светлана Петровна.
Г.Челябинск, МАОУ СОШ №36.
Технология работы.
I этап.
На начальном этапе у учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов-признаков. Ученики должны научиться узнавать и определять слова- признаки, правильно ставить грамматические вопросы и по ним определять слова , обозначающие признак предмета , оперировать системой признаков, узнаваемых разрядов слов. Приведенные ниже игры, задания и упражнения помогут учителю-логопеду более полно реализовать эти задачи. На данном этапе знакомлю детей с символами и учу соотносить символ со словом –признаком
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
1 Упражнение. Игра «Ищи» , « Узнай фигурку» . Игра по принципу лото. Логопед показывает картинку, спрашивает : «Кому нужна эта картинка?» Ребенок, у которого на большой карте есть такая фигурка отвечает: « Мне нужна эта картинка Это спелая ягода.» и т. д. Выигрывает тот кто первый закроет свою карту.
2. Упражнение. Игра «Угадай, что это Ребенок из мешочка достает плод, называет его форму свойства вкус, запах, размер. Логопед для помощи выставляет схемы.
3. Упражнение. Игра «Найди отличия» Логопед показывает картинки, или предметы, отличающиеся друг от друга несколькими признаками и деталями . Например : две рубашки- полосатая клетчатая. Взрослая, детская, с короткими и длинными рукавами. Дети называют отличительные особенности
4. Упражнение «угадай по описанию»
5. Упражнение « придумай свою загадку»
6. Упражнение. «Закончи предложение»- Лиса –зверь (какой?)- хитрый, умный.
Волк- зверь…….
Тюлень- животное……
Крапива- растение…….
Пряжа- нить………
7. Упражнения. С использованием схем.(радуга)
«Назови признак по цвету» (ромашка, василек, колокольчик)
Раздели слова на слоги, назови ударные гласные.
- «Назови признаки по форме» (мяч, елка, огурец, лента)
- «Назови признаки по свойству» (стакан, кувшин, шуба)
- «Назови свойства по запаху» ( лимон, мед, черемуха)
- «Назови признаки по качеству» (общей оценки: ученик, лиса, мама)
- « Назови признаки по вкусу» (селедка, малина, клюква)
- «Назови признаки по месту» (цветок, житель, медведь)
- «Назови признаки по весу» (перо, штанга, тетрадь)
- «Назови признаки по температуре» (ветер, солнце, лето)
- «Назови признаки по звуку» (пение, музыка)
- «Назови признаки по размеру» (слива, гном, дом, конура)
8.Упражнение. Подбери слово. Логопед показывает картинки, дети называют их основные признаки, используя схемы-символы.
Пример: верблюд- огромный, важный, горбатый.
9.Упражнение. Послушайте стихотворение, назовите слова-признаки, встречающиеся в тексте
Вот вам сладкая морковка, Яблоко спелое, красное, сладкое,
красная головка, яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
вот вам желтая репка, яблоко я пополам разломаю,
и огурчик крепкий яблоко с другом своим разделю
10. Упражнение. Назови третий лишний.
Голубой, красный, спелый
Горький, соленый, тяжелый
Ароматный, пахучий, кислый
11.Упражнение. Назовите признак, на который указывает данное прилагательное: (твердый, высокий, горький, железный и т.д.)
12. Упражнение. Кто больше запомнит:
Аня рисует желтую репу
Аня рисует желтую репу, красный редис
Аня рисует желтую репу, красный редис и сочное яблоко
Аня рисует желтую репу, красный редис, сочное яблоко и сладкий перец
13. Упражнение. Найдите слова-признаки в предложении, и назовите их
в начальной форме:
Ната ест сочные, кислые гранаты, а Лена- вкусные бананы
14. Упражнение. Подобрать слово, подходящее по смыслу.
У детей предметные картинки: гвоздика, книга, поганка, утюги, пауки,
кофта, кот, уголь.
Логопед называет слова-признаки: ядовитое, душистое, резиновые,
Горячие и т.д.
Образец: - Какое слово я задумала?
Ядовитая….. (поганка)
Затем логопед называет слово-предмет, дети подбирают слова-
Прилагательные.
15. Упражнение. Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:
стальные……., рыжая…….., чайная…….., крикливая и т.д.
16. Упражнение. Подбери к словам-предметам подходящие слова-
признаки:
яблоко……., фамилия……., шампунь……., кофе……., туфля
17. Упражнение. Вписать в предложения-загадки подходящие по смыслу
имена-прилагательные:
Шерстка……., а коготок…….. (кошка)
Хвост……., мех……..в лесу живет, кур крадет (лиса)
Летом в огороде……..,……….а зимой- в бочке……,……… (огурцы)
Летом………., зимой…….. (заяц)
Назвать имена прилагательные в уменьшительно-ласкательной
форме.
18. Упражнение. Составь текст загадки по образцу:
Непоседа, непоседа пестрая, птица длиннохвостая , птица
говорливая, самая болтливая. (сорока)
На доске изображения животных, вещей. Дети описывают и узнают
по описанию предметы.
- Упражнение. Составить словосочетание, задать вопрос.
Книга , концерт, сообщение, дело-( интересный)
Характер, мысль, требование, звонки (настойчивый)
Плод, ягоды, лекарства, слезы (горький)
- Упражнение. Вставить подходящие по смыслу прилагательные:
Этот…..зверек живет в лесу. У него…….. уши,……. Хвост.
Передние лапы…….., а задние……. Шубка у зверька летом……,
а зимой…….. ……… морковь,…….., капуста- любимые лакомства
животного. А зимой…….. кора хороша. Кто это?
- Упражнение. Подобрать к именам прилагательным имена
существительные, с использованием картинного материала и без.
Глубокое……бурый……топкое…….привокзальное…….глубокое
………….ночная и т.д.
Образовать форму множественного числа.
- Упражнение. Подобрать имена прилагательные, близкие по
значению:
Сырая погода, душистые цветы, могучий дуб, старый город,
крикливые птицы, прозрачный лес, модная одежда.
- Упражнение. Вставить окончания, задать вопрос от
существительных к прилагательным
Вечерн.. звезда, мягк.. одеяло, верхн.. этаж, скрипуч… дерево,
грустн.. картина, серебрист.. иней, золот.. шар.
Лето здесь длин.., а зима корот…
На син.. небо наплывают легк… облака.
Желт… дыни на тепл.. земле и т.д.
- Упражнение. Подобрать словосочетания, противоположные по
значению:
холодная вода, жаркий день, худой человек, вкусный обед,
приятный человек, заботливый товарищ, аккуратный почерк,
осенняя погода, плохой хозяин, ранняя осень ,ближняя роща,
жесткий диван, большой дом, широкая река, высокая елка,
теплые руки, яркий свет.
II этап.
Восполнить у учащихся пробелы в понимании структурных и семантических отношений в слове . в практическом овладении способами образования слов . На втором этапе работа по обогащению лексического запаса учащихся именами прилагательными строится на подборе родственных слов, на восполнении пробелов в словообразовательных моделях
На этом этапе учащиеся восполняют пробелы в овладении навыками подбора и сопоставления родственных слов ; в умении образовывать слова с помощью суффиксов и приставок ; в умении выделить в родственных словах общий корень и осознавать семантические особенности этих слов ; в умении производить словообразовательный анализ, устанавливать соотношение производной и производящей основы.
Большое внимание следует уделять совершенствованию морфемного анализа , который подготавливает учащихся к освоению словообразовательного анализа. Знание состава слова очень важно и для повышения грамотности орфографических навыков , связанных с правописанием значимых частей слова. Без умения выделять морфемы учащиеся не смогут усвоить правил написания.
Упражнения и задания:
1. Из данных слов выделить однокоренные .
Стул, стол, лыжи, подоконник, ложка, оконный, окно, настольный, лыжный,
лыжник. Назвать имена прилагательные .
2. К существительным подобрать однокоренные прилагательные.
Красота, труд, Груз, заказ, вред, трус.
3.Образовать сданными корнями прилагательные.
Син-, весел-, грусть-, сад-, игр-, цвет-, свет-, крас-.
4. Распределить слова в таблице по составу.
Дело, окрик, столовый, вокзальный, подсолить.
Подобрать самостоятельно слова к таблице.
5. Указать из каких основ образовалось прилагательное: смелый, храбрый, высокий, красивый, грубый, хороший, маленький, тихий, строгий, добрый, твердый, интересный, горячий.
6. Образовать новые слова от существительных: «небо», «земля», используя приставку «под», суффикс и окончание.
По схеме:
под ∩ н
контроль, луна, забор, защита, ложь, надзор, нога, небеса, облако, ложь.
7. Образовать новые слова от глаголов, используя приставки по, за, под и суффиксы – енн, ел, ан.
Жарить, печь, гореть, вязать.
8. Составить слова из следующих частей:
ов, берез, ый; стол, ый, ов; н, пляж, ая; н, картин, ая.
9. Установить значение приставок:
ПОД – подводный, поджелудочный, подзащитный, подоблачный, подзаборный.
НА – настенный, накожный, настольный, нагрудный, напольный, надворный.
ПРИ – пришкольный, придворный, прирельсовый, привокзальный, приозерный.
НАД – надгробный, надземный, надмогильный, надклассовый, надстрочный.
10. Образуйте новые слова при помощи приставок «без», «бес»; объясните какое значение придает слову эта приставка.
Вкусный- безвкусный
Искусный
Интересный
Полезный
Нравственный
Хитростный
Законный
Денежный
Сильный
Ударный
Печальный
Переменный
11.Определить как образованы слова.
Неумелый, неумолимый, сонный, прожиточный, радужный, равнодушный, радушный.
12. Вставь пропущенное звено в слове.
Писать – письмо-….тель,-….ницца- ……енный, -…ский.
Двигать- движ- …, подвиж-….,подвижн-…,движен-…,движу… ,
Космос космон-…, космиче….-космод….
Праздник- праздно….-празднич…-празднос..
13.Выделить корень, объяснить значение слов: подводный, записная, литой, наглядный, накладной, погрузочный.
14. Расположить родственные слова в том порядке, в котором они образовались.
По образцу: учить-учитель-учительница
Трусость, трус, трусить, трусливый
Страх, страшиться, устрашиться, страшный, бесстрашный
Беленький, белизна, белый, белит, побеленный
Старый, стариковский, старик, стареть, устарелый
Испуг, попугать, пугливый, запуганный
15. Заменить словосочетания с предлогом словосочетаниями без предлога по образцу: сад при школе-пришкольный сад.
Вершина на горе- поездка за город-
Стол для письма- час перед рассветом-
Стол для обеда- платок из шелка-
Магазин для книг- статуя из бронзы-
Дом из кирпича- листья из золота-
Повязка на рукаве- трубка от телефона-
Значок на груди- стрелка от часов-
Плата за работу- варенье из малины-
Сторона за рекой- пункт для наблюдения-
Переход под землей- солдатик из олова-
Годы до войны- пуля из свинца-
Камни под водой- нож из стали-
16. Заменить подчеркнутые слова именами прилагательными (словами, к которым можно задать вопрос «какой», «какая», «какое», «какие».)
Писк комара - комариный писк
Следы зверя - звериные следы
Лапы гуся
Яйцо голубя
Укус муравья
Хвост зайца
Ухо собаки
Лапа белки
След лося
Клюв ворона
Хвост мыши
Шерсть овцы
Жир барана
Клюв утки
Крыло орла
17. Подбери имена прилагательные, близкие по значению.
Образец: Сырая погода – дождливая погода.
Душистые цветы; могучий дуб; старый город; шумные птенцы; редкий лес; модная одежда; мирный характер; наблюдательный человек; сильные мышцы; подлинный документ; красное знамя.
18. Подобрать словосочетания, противоположные по значению.
Образец: Холодная вода – горячая вода.
Жаркий день; худой человек; вкусный обед; приятный человек; заботливый товарищ; аккуратный почерк; осенняя погода; весенняя заря; плохой хозяин; ранняя осень; ближняя роща; жесткий диван; широкая река; теплые руки; яркий свет.
Разделить слова на слоги для переноса.
19. Составить слова из следующих частей. Установить значение приставки «под».
Вод, н, ый, под; желуд, под, ый, очн; защит, под, н, ый; под, н, ый, забор.
Объяснить написание приставки со словами.
20. Составить слова из следующих частей. Установить значение приставки «на».
Стен, на, н, ый; на, ый, н, кож; на, столь, н, ый; руч, на, н, ый; груд, ый, н, на
На, поль, ый, н; на, двор, н, ый.
Объяснить написание приставки со словами.
21. Выписать из текста имена прилагательные. Определить, от каких слов они образованы.
Образец: хвойный-хвоя.
И летом и зимой хвойный лес стоит зеленый. На кухонном столе стоял холодный хлебный квас. Красивый альбом лежит на книжной полке. На автобусной остановке собрался народ. Люба ест сочные гранаты, а Лена вкусные бананы.
22. Заполнить таблицу по образцу.
КАК? КАКОЙ?
Хорошо хороший
Быстро
Холодно
Высоко
Медленно
Морозно
Гневно
Дерзко
Глухо
Бегло
Проворно
Просторно
Проветрено
Активно
Надежно
пассивно
23. Выпиши из предложений родственные слова, разбери их по составу.
Антону часто приходилось пугать ворон с подсолнухов. Мальчонку охватил испуг от увиденного. Пугливый взгляд подростка привлекал прохожих. Пугливая ворона куста боится. Этому пареньку не свойственна пугливость.
24. Образовать имена прилагательные с помощью суффиксов ов – ев, по образцу: Свинец – свинцовый.
Кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плющ, вещь, еж, перец, плюш, ключ, глянец.
25. Образовать имена прилагательные с помощью суффиксов чив –лив, по образцу: Доверять – доверчив.
Расчет, услужить, удушить, изменить, устоять, засушить, угодить, увертываться, уклониться, понять.
26. Образовать имена прилагательные с помощью суффиксов ев-ив по образцу: Поле-Полевой.
Бой, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль.
27. Образовать имена прилагательные с помощью суффикса чат по образцу: Бревно-бревенчатый.
Взрыв, узор, веснушка, рассыпать.
28. Образовать имена прилагательные с помощью суффикса ист по образцу: ветвь-ветвистый.
Лес, болото, холм, скала, обрыв, гора, глина, морщина, жила, мускула, плечо, мясо, мука, вода, сахар, бархат, золото, задира, голос, порыв, ерш, навар, земля.
Составить с прилагательными словосочетание или предложение.
29. Вставь пропущенные слова по образцу: В больницу кладут………………….. человека. Книги продают в……………. магазине. Из яблок делают……….. сок. Из груш готовят…………. Повидло. Из смородины делают………….. джем. Из стали изготовляют…………. вилки.
Самостоятельно составить предложения со словами (мех, пух, резина).
30. Объяснить значение выделенных слов путем подбора синонимов.
Крепкий лед; крепкий сон; крепкое здоровье; крепкая дружба.
31. Вставь пропущенное звено в слове.
Писать-пись…, ….. тель, …… ница,…… ский
Двигать-движе….., подвижк….., подвиж…….., движу…..
Космос- космонав……, косми……, космод…….
Праздник-праздно……., празднич……., празд
32. Образовать от слов прилагательных слова существительные.
Звездный, ненатный, лесистый, ужасный, доблестный, мягкий, скрипучий. прелестный.
33. Образовать от имен существительных имена прилагательные.
Сок, стол, небо, земля, снег, шелк, ковер, озеро, час, вечер, утро хзамок.
34 Выписать имена прилагательные из предложений, преобразовать в существительные.
И летом зимой хвойный лес стоит зеленый. На кухонном столе стоял холодный хлебный квас. Красивый альбом лежит на книжной полке. На автобусной остановке собрался народ . Люба ест сочные гранаты, а Лена вкусные бананы.
35 Определить историю имени прилагательного.
Красивый – образовано от имени существительного краса , значит- красивый.
Розовый, сиреневый, лиловый, малиновый, зеленый,.
- Выделенные слова заменить прилагательными по образцу.
Поля покрытые снегом – снежные поля .
Ученики, которые прилежно учатся –
Дали, окутанные туманом –
Товарищи на которых можно надеяться –
Страны, расположенные далеко от нас –
Песни, выражающие радость
Вещи, которые сделаны прочно -
- Составь словосочетания по образцу:
Медведь, берлога – медвежья берлога.
Отец логово
Сестра трубка
Бабушка заколка
Дедушка очки
Заяц веретено
Рыбак ружье
Лиса нора
Охотник сети
Волк кресло
Употреби словосочетания во множественном числе.
38. Подобрать картинки к именам прилагательным, выделить корень, суффикс. Картинный материал: лес, камень, пляж, облако, стекло, тигр, книга, груша и тд.
Тигровый, стеклянный, книжный, грушевый. Каменный, лесной, пляжный, облачный.
39. Выберите для каждого слова соответствующее ему значение, выделите общую часть.
Лесистый С пятнами по цвету
Гористая Относящийся к дому
Домашний Пересеченная горами
Столовая Густо заселенный лесом
Пятнистый Употребляемый за столом
40. Сравните слова: храбрый-смелый. Образуйте однокоренные родственные слова, сравните словообразовательные модели.
41. Выписать группы родственных слов:
а) подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, водовоз
б) горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит
III этап
На этом этапе идет работа с многозначными словами. Этот вид работы дает возможность пополнить словарь учащихся , не увеличивая его количественно, но овладевая новыми значениями слов. Работа с многозначными словами тесно связана с работой над переносным значением слова, которое может быть выявлено лишь на основе сравнения конкретного действия или признака. Учащиеся младших классов, имеющие ограниченные речевые возможности, обычно употребляют слова только в прямом значении, часто не понимая переносного смысла, не чувствуя многозначности слова. Поэтому эти умения учащихся необходимо формировать. Более трудным для понимания является употребление в переносном значении слов, называющих признаки предмета. Детям трудно абстрагировать основной признак у одного ряда предметов, и сопоставлять его с другими признаками, сходство с которым иногда является чисто условным.
Например: « легкий груз»- прямое значение; « легкое ранение»- переносное.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
- Придумайте слова, с которыми могут быть употреблены данные прилагательные.
Образец: яркий- солнце, костюм, выступление, талант, свет, букет
Слова: мягкий, смуглый, резкий, седой, черный, чистый, низкий, твердый
Назвать прямое и переносное значение.
- Определить, где слово « крепкий» употреблено неправильно.
Крепкая веревка, крепкий сон, крепкое дерево, крепкая роща, крепкие нервы
3. Составить возможные словосочетания из слов, данных под чертой и над чертой
ЧИСТЫЙ
ВОЛОСЫ, ПЛАТЬЕ, ТУМАН, НОЧЬ, СОВЕСТЬ, НЕБО.
СЕДОЙ
ВОЛОСЫ, ПЛАТЬЕ, ТУМАН, СНЕГ, СКАТЕРТЬ, НЕБО.
ЧЕЛОВЕК
СОЛЕНЫЙ, СЕДОЙ, ПОРЫВИСТЫЙ, ОСТРЫЙ, ЗЛОЙ.
ВЕТЕР
СОЛЕНЫЙ, СЕДОЙ, ПОРЫВИСТЫЙ, ОСТРЫЙ, ЗЛОЙ.
4. Подобрать к данному слову (слева) слова (справа).
НОЖ НОЧЬ
ПИЩА ДЕЛА
СЛОВО ПРОШЛОЕ
ОСТРЫЙ БРИТВА ТЕМНЫЙ ПАЛЬТО
ПРИПРАВА ВОЛОСЫ
ВОПРОС
Назвать основные значения слова.
5. Составить предложения со словосочетаниями : тяжелый груз, тяжелое наказание, тяжелая промышленность, тяжелые веки.
6. Определить , в каких случаях слово «живой» употребляется неправильно; заменить его другими прилагательными.
Живой рассказ учителя о юных туристах захватил весь класс. Все сидели тихи и слушали. Наука еще не раскрыла многих тайн живой и неживой природы. Будущие летчики уже изучили свои самолеты на земле. Они с нетерпением ждали, когда на своих машинах полетят вверх, живому небу . Умный и живой мальчик все время задавал вопросы родителям. Хотя на дворе была еще зима, в магазине на прилавках появились живые овощи.
7.Составить по два предложения со словами « стальной, сердитый» так чтобы в одном предложении слово было употреблено в прямом, а во втором _ в переносном.
8.Объяснить значение выделенных слов
а) путем подбора синонимов :крепкий лед, крепкий сон, крепкое здоровье, крепкая дружба. (прочный, хороший, глубокий, долгий.)
9.Объяснить , почему так можно сказать:
Золотые руки, медный лоб, стальная воля, оловянные глаза, ледяное сердце.
10. Как изменится значение слова, если к нему присоединить слова, данные справа.
ДЕНЬ
ОДЕЖДА
ТЕПЛЫЙ КВАРТИРА
СЛОВО
ПИСЬМО
11. Ответьте, как вы понимаете словосочетания:
грязные дела, огненные годы, черные мысли, светлый ум
Придумайте с данными прилагательными другие словосочетания.
- Определите значение прилагательного «глухой» в следующих предложениях; в каждом случае подыскать синоним или равнозначное выражение.
- На мой вопрос мальчик показал жестом, что он глухой.
- В зал вошла женщина в глухом синем платье.
- «Иди сюда»,- сказал он глухим голосом.
- С улицы были слышны крики и глухой топот.
- Девочка все время читала, прячась в глухих уголках парка.
- «К сумеркам дым разошелся, и туча, глухая, как ночь, затянула половину неба».
- «В сумерки из-под крыши театра вылетали летучие мыши, и шныряли над
глухими аллеями».
- Определить значение словосочетаний:
Красная площадь, красное слово, видеть в розовом цвете, черный день, зеленая улица, зеленая ягода, медвежья походка, лисья нора, лисья речь, волчий вой, волчий взгляд, заячий след, заячий характер
- Подбери словосочетания, противоположные по смыслу:
Сухие деревья, сухая пища, сухой человек, сухой закон, сухое белье, сухие фрукты, сухая фигура
Вывод :описанные виды работ, варианты заданий, способствуют количественному и качественному росту словарного запаса, позволяют учащимся при изложении своих мыслей, отбирать наиболее подходящие слова и словосочетания, решают задачи по уточнению и коррекции логико-грамматического оформления высказываний, способствуют общему развитию их речевой и умственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с лексическими множествами на уроках иностранного языка как фактор обогащения словаря младших школьников (на примере тематических групп слов)
Обучение лексической стороне речи не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Нами рассмотрены этапы работы над лексикой...
Статья "Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами"
Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий....
Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значе...
Обогащение словаря младших школьников
Изучение лексики человеческих отношений даст больше знаний о языке, обогатит словарный запас, повысит навык правописания. Разнообразные задания можно использовать как на уроке, так и на внекласс...
Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"
Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно...
Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников.
Задания для диагностики уровня словарного запаса детей....
Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений. Консультация для педагогов.
Острой проблемой для ОУ, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениям...