Статья "Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами"
статья на тему

Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гуртовая Ольга Васильевна

МБОУ «Музыкально – эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»

г. Энгельс Саратовская область

Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами

          Среди многих и важных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста обучение родному языку, речевому общению, развитие речи одна из главных.

           В общей системе речевой работы в начальной школе обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому, словарная работа в начальных классах тесно связана с познавательным развитием.

          В младшем школьном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи.

          Немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка. Этот подход имеет языковое, речевое развитие ребенка  и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умение сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня общей речевой культуры.

          Характеризуя требования, предъявляемые к речи младших школьников, можно выделить следующие признаки:

1.Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);

2.Ясность речи (доступность для понимания);

3.Чистота речи (отсутствие «паразитических слов»);

4.Точность речи (умение передавать свои мысли, рассказать о каком – либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью; умелый выбор слов для точной передачи этой действительности; выбор из ряда синонимов наиболее подходящих для данных целей);

5.Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи);

6.»Богатство» (относительное) языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения в небольшом отрезке текста одних и тех же слов, конструкций.

         Развивать речь – значит, систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложения, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Постоянно работать над грамотным оформление мыслей.

         Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа. Этапы словарной работы можно представить так:

  1. Семантизация слова;
  2. Актуализация слова;
  3. Использование слова в речи.

          Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед школьниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности. Обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста синонимами способствует : избеганию в речи повторения одних и тех же слов; формированию умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими словами; умению выбрать наиболее точное слово из синонимического ряда и наиболее точно передать свою мысль в зависимости от контекста, замысла или речевой ситуации; воспитанию чуткости к смысловым оттенкам слова; пониманию выразительности речи; пониманию того, как говорящий относится к тому, о чем говорит.

           Среди многообразных видов работы над словом особое место занимает работа над антонимами. Обогащение словарного запаса антонимами расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, глубже осознать многозначность слова. Знакомство с антонимами помогает понимать слова не только в прямом, но и переносном значении. Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам. Кроме того, она способствует активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные, которыми бедна речь младших школьников. Антонимы используются  как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений, воспитывают чуткость к смысловым оттенкам слова.

           Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.

Возможно использование заданий:

1.Работа с пословицами и поговорками;

2. Работа со словарями;

3. Употребление речевых оборотов;

4. Работа над прямым  и переносным значение слов;

5. Подбор к данному слову синонимов (антонимов) и нахождение их в тексте (предложении); выяснение сходства и различия в значении;

6. Выполнение различных видов творческих работ.

          Задания должны быть комплексными, чтобы заставит ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать. Целесообразно вводить лексику таким образом, чтобы не нарушать логики учебного процесса в целом, логики построения учебника.

           Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУПА:

Г.В.Бобровская Активизация словаря младших школьников // Начальная школа – 2003 г. № 4. – с.47 – 51

Г.В.Бобровская Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа – 2002 г. № 6. – с.76 – 79

М.Р.Львов «Развитие речи младших школьников» - М.: Просвещение, 1987 г.

Р.Г.Измайлова  Обогащение речи младших школьников синонимами и антонимами// Начальная школа – 1995 г. № 10. – с.11 – 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык "Начальная школа XXI века"

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Работа с лексическими множествами на уроках иностранного языка как фактор обогащения словаря младших школьников (на примере тематических групп слов)

Обучение лексической стороне речи не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Нами рассмотрены этапы работы над лексикой...

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных....

Активизация словаря младших школьников

Активизация словаря младших школьников...

Обогащение речи младших школьников синонимами в 1 классе.

Требования к речи младших школьников:1. Правильность речи.2. Ясность речи.3. Чистота речи.4. Точность речи.Основная задача начальной школы - развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи являетс...

Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно...