Конспект урока русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце имен существительных женского рода с основой на шипящий"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект проблемного урока открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 320.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме « Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
в 3 классе.
Выполнила Колпакова Валентина Николаевна учитель начальных классов МОУ Задворковской СШ Нижегородской области
Предмет: Русский язык
УМК: Школа России
Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс
Тип урока: Изучение нового знания
Задача урока: Развитие познавательных логических УУД анализа, синтеза, сравнения и классификации на основе самостоятельного открытия учащимися способа написания мягкого знака как показателя имени существительного женского рода.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Умение определять грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода.
- Умение различать существительные мужского и женского рода ед. числа.
- Умение применять открытый способ действия по выбору написания мягкого знака на конце сущ. женского рода.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Умеие ориентироваться в своей системе знаний;
- Умение анализировать, сравнивать, группировать;
- Умение работать по алгоритму
Регулятивные УУД:
- Умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;
- Умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать речь других;
- Умение оформлять свои мысли в устной форме,
- Умение взаимодействоать в группе
Личностные:
- умение адекватно оценивать свою работу;
- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Оборудование: «Русский язык» учебник для 3 класс авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г., часть 2;
рабочая тетрадь; презентация,проектор, карточки для работы в группе, карточки самопроверки.
8. Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Знают об такое имени существительном как о части речи;
Умеют анализировать и классифицировать звуки речи;
Умеют определять смягчающую и разделительную роль мягкого знака;
Умеют работать в парах и группах
9. Этапы урока и хронометраж
№п/п | Этап урока | Хронометраж |
1 | Мотивация познавательной деятельности | 2 мин |
2 | Актуализация необходимых знаний | 6 мин |
3 | Постановка учебной задачи | 5 мин |
4 | Решение УЗ | 8 мин |
5 | Первичное закрепление | 5 мин |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой | 14 мин |
7 | Рефлексия. | 5 мин |
Содержание урока (в таблице)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование УУД |
Мотивация | Мотивирует детей на активную работу на уроке. Слайд 2 Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Знания собираются по капле» | Настраиваются на работу Вступают в диалог.
| Развитие личностного УУД Выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме |
Актуализация знаний | Слайд 3 На доске карточки с буквами: ж ш ь - Какую роль играет мягкий знак в словах? Слайд 4 Мягкий знак – хитрый знак. - Что вы можете сказать про буквы ж и ш? -Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их. | Участвуют в обсуждении, учатся формулировать собственное мнение - ь -Он не обозначает звука. -Смягчающую и разделительную. Буквы ж и ш обозначают согласные звуки парные по глухости –звонкости, непарные твердые звуки. Дети записывают в тетрадь. | Познавательные: Умение выделять новую информацию; Умение анализировать, сравнивать Коммуникативные: Умение оформлять мысли в устной форме.
|
Постановка учебной задачи | - Запишите слова-отгадки
- Сердитая недотрога Живет в глуши лесной Иголок очень много А нитки ни одной.
Махнула птица крылом, Закрыла весь свет одним пером. Живёт в норке. Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки. Слайд 5 -Слова какой части речи мы записали? -Что еще есть общего в этих словах? Проверьте правильность написания слов. Все правильно написали? -Какие затруднения испытывали в написании слов? - Какой вопрос возникает?
Слайд 6 Цель нашего урока ?(учебная задача) | -Ёж. -Ночь. -Мышь. -Это существительные -Оканчиваются на шипящие звуки
На конце шипящие слышатся одинаково, но в словах ночь, мышь мягкий знак пишется. А в слове ёж не пишется. -Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется. Называют тему: Правописание ь на конце существительных после шипящих. Называют цель: Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Умение оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
Решение УЗ (открытие детьми нового знания | Работа в группах Слайд 7 Алгоритм исследования ( на карточках)
Ночь, рожь ,врач, дочь,вещь, мышь, нож,товарищ, ковш. Слайд 8 Слайд 9 - На какие две группы можно разделить эти слова? -Что объединяет слова первой группы? А второй? Слайд 10 -Какой вывод можно сделать?
Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника. Совпадают они?
Проверка
Еж, мышь, ночь. | Дети читают задание упражнения.. -С мягким знаком и без мягкого знака. -сущ женского рода ед ч
-сущ. муж.рода ед ч
- У существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется. Дети читают правило учебника -Да. Частично. На конце имен существительных. Дети в парах составляют алгоритм Составляется следующий алгоритм: Используя алгоритм. Дети объясняют написание слов. | Познавательные: Умение выделять новую информацию, умение анализировать, сравнивать,группировать, обобщать. Личностные: Выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое Регулятивные: Умение выстраивать алгоритм действий. Умение оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с образцом. Коммуникативные: Проявление активности, соблюдение правил общения, умение строить грамотно речевое высказывание, умение осуществлять самомоконтроль. |
Первичное закрепление (усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи) | -Мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. А для чего? - Когда вам пригодится этот алгоритм? Работа в парах
Базовый уровень Слайд 12 Грош…,камыш…, рож…, ключ…, тиш…, стриж…, дич...,
Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его, объясните свой выбор. Грош…,камыш…, рож…, ключ…, тиш…, стриж…, дич... .
-Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется? Самопроверка Слайд 13 | Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи При написании слов, которые оканчиваются на шипящий. Дети в парах по очереди объясняют друг другу правильное написание слов, отрабатывая алгоритм.
(взаимопроверка)
Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. Проверяют индивидуальную работу ученика. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Дети проговаривают правило. | Регулятивные Планирование решения учебной задачи, умение выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Умение воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа в группах.
1. Работа по карточкам. Помогите мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных.
Самопроверка Слайд 14 2.Выполните Упр. 59 стр.34
Самопроверка по образцу Слайд 15 Игра «Четвёртый лишний» Карандаш… плащ… мыш… шалаш… (Взаимопроверка.) Слайд 16
| Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи
Дети выполняют в группе и проверяют по образцу | Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: Развивать операции анализа (карточка №1, сравнения (Игра «Четвертый лишний»), классификации (упр. 59), выполняя задания. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
Рефлексия | - Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какую цель ставили? - Достигли ли мы этой цели? - Что нового вы сегодня узнали о ь знаке? Слайд 17 Продолжите фразы: Слайд 18
|
| Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...
конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"
Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4)....
Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса в свете ФГОС....
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...
Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"
Отзыв методиста на урок русского языка в 4 классе...