Технологическая карта по русскому языку на тему "Сложные слова" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическя карта по русскому языку. Тема "Сложные слова". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_slozhnye_slova_3_klass.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема | Сложные слова | |||
Предмет | Русский язык | |||
Класс | 3 класс | |||
Тип урока | Освоение новых знаний. | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты урока | ||||
Предметные - уметь находить сложные слова; - понять способ образования сложных слов; - расширять знания о составе слова, учиться писать в сложных словах соединительные гласные. | Метапредметные Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; -формулировать учебные задачи; -учить планировать свою деятельность на уроке; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные : -слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | Личностные - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | ||
Межпредметные связи: окружающий мир. | ||||
Основные ресурсы урока: Учебник Русский язык 3класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Карточки с заданиями, презентация. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||
Мотивация к учебной деятельности | ||||
Дети, вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? А хотите ли вы учиться? Значит можно всем садиться! -Начинаем урок русского языка. - Ребята, возникли ли у вас трудности в выполнении домашнего задания? Отлично, тогда мы преступаем к работе на уроке. - Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.
- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. | - Да! - Да! - Да! - Нет! - Да! - Да! - Нет. | |||
Чистописание | ||||
Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Ребята отгадайте, какие буквы мы будем писать на уроке. Обруч, мяч и колесо Вам напомнят букву … Енот жует, жует енот, Ежевику он жует, И на розовой стене Он рисует букву … Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы о и е, что общего у этих букв? В чем различие? (обратите внимание на то, как правильно соединяются буквы, пропишите до конца строки) о е оео еое Эти буквы сегодня на уроке нам важны! | Записывают число, классная работа. - о - е - Это гласные буквы. - Буква о - обозначает твердость предыдущего согласного, буква е – обозначает мягкость. | |||
Актуализация знаний | ||||
На доске записана группа слов: НОС НОСИЛКИ НОСОВОЙ (на доске) Выделите корень. (Вызываю ученика) - Можно ли назвать эти слова однокоренными? - Почему? - Так что же такое однокоренные слова? - А что такое корень? - Какой вывод можно сделать? Отгадайте загадку: Он совсем не кровожадный, С помощью каких слов образовано это слово? Выделите в этих двух словах корень. СЛАЙД - Как вы думаете, какой корень будет в слове носорог? - Предположите, каким словам будет посвящен сегодняшний наш урок? - Совершенно верно, именно о словах с двумя корнями пойдет сегодня речь. Такие слова называются СЛОЖНЫМИ. - Запишите тему урока в тетрадь СЛОЖНЫЕ СЛОВА. - Какая цель нашего урока? | - Нет, слово носилки имеет другой смысл. - Однокоренные слова – это те слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. - Общая часть однокоренных слов. - Без корня нет слова, это главная часть слова, в которой содержится значение слова. - Носорог. - Нос и рог. - Нос и рог. - Словам, у которых два корня. - Научиться находить сложные слова, выделять в них корень. | |||
Работа по теме урока | ||||
Найдите в словах все орфограммы и правила, подчеркните грамматическую основу.
Лист пад Лес руб Мор ход Пул мет Какую работу выполняют гласные О и Е в сложных словах? -Как называются эти гласные. - И других букв быть не может, ЗАПОМНИТЕ ЭТО! Выделите эти буквы. -Рассмотрите 2 первых слова. -На какой согласный твердый или мягкий оканчивается первый корень? СЛАЙД -Какая соединительная гласная стоит после твердого согласного? -Рассмотрите 2 последних слова? -На какой согласный твердый или мягкий оканчивается первый корень? СЛАЙД -Какая соединительная гласная стоит после мягкого согласного? -Сформулируйте вывод. Когда пишется соединительная «о», а когда «е».
СНЕГ ХОДИТ, ЗЕМЛЯ МЕРИТ, запишите в тетрадь, выделите корень и соединительную гласную. СЛАЙД | - Носорог живет в Африке. (предположительно) Ответ учащегося у доски. Учащиеся выходят по очереди и образовывают сложное слово. - Соединяют корни. - Соединительные. - Твердый. - О. Мягкий. - Е. - Гласная о пишется после твёрдого согласного, гласная е – после мягкого согласного. Прочитайте правило и проверьте наши предположения. - Снегоход, землемер. | |||
Физминутка | ||||
Ложка - это ложка Ложка — это ложка, (Шагаем на месте.) Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.) Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.) У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.) Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.) Тряпкой вытру стол.(Прыжки на месте.) Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.) Оделся и пошел. (Прыжки на месте.) А я придумал слово, (Руки в стороны на пояс.) Смешное слово — плим.(Присели.) Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.) Плим, плим, плим! (Присели.) Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте.) Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.) И ничего не значит (Прыжки на месте.) Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.) | Выполняют движения зарядки. | |||
Работа по теме урока | ||||
Откройте учебник на стр.77, прочитайте задание к упражнению 138. Девочки выбирают из этого упражнения 5 слов с соединительной гласной 0 –, а мальчики выбирают 5 слов с соединительной гласной е. (Проверка)
Разгадайте небольшой кроссворд. Сейчас работаем в группах. Я буду говорить вам лексическое значение слов, а вы должны записать это слово в кроссворд. Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат. Луноход – устройство, которое ходит на луне. Корни лун, ход Снегоход – устройство, которое ходит по снегу. (Проверка) | Ответы учащихся. Выполняют задание в парах. | |||
Подведение итогов | ||||
Какие задачи мы перед собой ставили? -Как вы считаете, мы справились с задачей?
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите зеленый карандаш, если не согласны – красный. 1.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную – О. 2. Слова, у которых 2 корня, называются сложными. 3. Соединительные буквы – О и –Е в сложных словах - это орфограммы. 4. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную –Е.
| Ответы детей. - Показывают зеленый карандаш. Оценивают результаты своей работы на уроке. | |||
Домашнее задание | ||||
Дома составить слова с соединительной гласной Е, упр. 140. (объяснение) | Записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов"
Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов". УМК "Школа 2100". Учебник Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой....
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:- опре...
Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...
технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...
технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Технологическая карта урока...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...