Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Грамыко Екатерина Ивановна

Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов". УМК "Школа 2100". Учебник Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_gramyko.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Технологическая карта урока

Учитель нач. классов: Грамыко Екатерина Ивановна

Тема урока: Буква ь в конце и в середине слова

Тип урока: урок развития умений

  • Цель: Развитие умения обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и в середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.

Задачи: 1. Закрепить умение видеть орфограмму в слове.

2. Закрепить умение правильно переносить слова с буквой ь в середине слова.

3. Закрепить умение классифицировать способы обозначения мягкости согласных.

4. Развивать умение составлять небольшой текст на заданную тему, сочинять двустишья по предложенным рифмам, подбирать подходящие по смыслу слова с орфограммой.

5. Развивать умение строить речевые высказывания, общаться в диалоге.

6. Повысить учебную мотивацию.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • уметь обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и в середине слова
  • уметь переносить слова с буквой ь в середине слова.
  • Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с ь

Метапредметные

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
  • учиться работать по составленному плану
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
  • выполнять задание в группе: договариваться о результатах

Личностные

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов
  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Межпредметные связи: внеурочная деятельность, окружающий мир, математика, литературное чтение.

Ресурсы урока: учебник Бунеева Р.Н. «Русский язык: 2 класс». М.: Баллас 2012., изображения скворечников, карточки со словами, индивидуальные карточки (письмо Авсеня, справочный материал «Апрель», 3 варианта творческого задания), капелька из бумаги, карточки для работы в группе, весы, капельки, Ь, компьютер

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации

Запишем дату и слова «Классная работа».

Какое время года началось? Кто из вас ждал прихода весны с нетерпением?

В древности люди считали, что у весны есть помощник. Называли его Авсень. Думали, что именно он помогает природе проснуться после зимнего сна.

 Закройте глаза, послушайте фрагмент весенней мелодии, представьте, какие изменения происходят в природе.

Какие ассоциации у вас со словом «весна»?

А вот какие слова подсказал мне Авсень. Их принесли нам птички, вернувшиеся из тёплых стран. Прочитайте.

Что происходит в жизни птиц весной?

Иногда и люди строят для птиц домики…

Поселим наших птиц по скворечникам, учитывая способ обозначения мягкости согласных в каждом слове.

Как должен называться последний скворечник?

Какова тема урока?

  1. Постановка цели  на урок

Вспомним, как пишется ь. Поэт Александр Шибаев так сказал в своём стихотворении:

« Нарисуем мягкий знак.

Нежно, капелькой, вот так.»

Показ на доске.

С чем сравнил автор ь?

Если множество мельчайших капелек воды находится в воздухе, и сквозь них проходят лучи солнца, то капельки начинают сверкать разными цветами. О каком явлении природы я говорю?

Раньше люди считали, что радуга – это мост в будущее. Поэтому Авсень часто изображался идущим по радуге, как будто он ведет нас в наступающую прекрасную весну. Дома можете нарисовать. Как вы представляете себе бога весны – Авсеня.

Сколько цветов в радуге? Перечислите их.

Каждый цвет соответствует какому-либо нашему настроению. Выберите ручку того цвета .который соответствует вашему настроению. Возьмите капельку из бумаги ,обведите ь. Эта капелька сегодня поможет вам сегодня оценивать свою работу. После каждого задания будете писать 2-3 мягких знака выбранным цветом.

Капелька – это много или мало?

Проверим это за урок. Сможем ли мы. Собирая наши знания по капелькам, изучить нелегкую, можно сказать, тяжёлую тему –ь. Поставлю символ нашей темы на одну чашу весов.  А на вторую будем складывать капельки, полученные за каждое хорошо выполненное задание. Увидим, сможет ли наша чаша перевесить?

Решим, о чём должны узнать на уроке? Составим план:

  1. характеристика ь
  2. роль ь
  3. место ь в словах
  4. перенос слов с ь

Учащиеся записывают в тетрадь.

-весна.

Учащиеся слушают муз. фрагмент.

Высказывания учащихся.

Дождь, роща, проталины, сосулька, луч, тепло.

Вьют гнёзда, высиживают птенцов.

Учащиеся распределяют слова по группам, обосновывая свой выбор.

Ь

Ь- показатель мягкости.

С капелькой.

Радуга.

7. Красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Учащиеся обводят ь.

Высказывания учащихся.

Учащиеся с помощью учителя составляют план.

Организация познавательной деятельности

  1. Рассмотрим слова с ь  из скворечника: дождь, сосулька. Выполним транскрипцию и определим количество букв и звуков.

Что заметили?

Почему букв больше, чем звуков?

Это первый вывод, который мы сделали на уроке. Можем положить первую капельку на весы. Оцените свою работу.

  1. Помогите разобраться. Я получила письмо, в котором Авсень описал случай, произошедший в весеннем лесу. Но я не поняла его смысл. Прочитайте текст на карточке.

В чём причина?

Объясните лексическое значение слов «пенка», «хор».

Запишем парами слова с ь и без него.

Какими звуками различаются слова? Обозначим цветом.

Сделаем вывод, какую роль играет ь в словах?

Какую роль играет ь в имени бога весны?

Заработали капельку? Оцените свою работу.

  1. В названии какого весеннего месяца букв больше, чем звуков?

Как раньше называли апрель?

Нам поможет справочный материал. Прочитайте, найдите ответ на этот вопрос.

Почему апрель называли цветень?

Отгадайте названия растений, цветущих весной, с помощью цветика-восьмицветика. Работать будете в группах. Отгаданные слова запишите в нужном месте на карточке.

Какие травянистые растения отгадали?

Назовите деревья.

Рассмотрим получившиеся слова, сделаем вывод, где может быть ь в словах?

Получаем капельку, оцениваем работу.

  1. Запишем названия травянистых растений, разделяя их для переноса.

Как ведет себя ь при переносе?

Выполнили последний пункт плана. Оценим работу, положим четвёртую капельку.

Учащиеся выполняют задание в тетради и на доске.

Букв больше, чем звуков.

Буква ь звука не обозначает.

Учащиеся записывают 2-3 ь выбранным цветом.

«Наконец настали тёплые деньки! На веточках деревьев набухли почки. А на пенке появился молодой росток. Даже хор пришёл посмотреть на это чудо!»

Авсень допустил ошибки, пропустил ь.

Учащиеся объясняют значение слов.

Учащиеся записывают на доске и в тетради:

На пенке – на пеньке

Хор – хорь

Ь обозначает мягкость согласных.

Обозначает мягкость согласного  [н ‘]

Учащиеся записывают 2-3 ь выбранным цветом.

Апрель

Не знаем…

Учащиеся самостоятельно читают справочный материал.

В апреле зацветает большинство растений.

Тюльпан, колокольчик, мальва.

Тополь, ель.

Ь может находиться в середине слов между согласными, в конце слов после согласного.

Учащиеся записывают 2-3 ь выбранным цветом.

Учащиеся выполняют задание в тетради и на доске.

При переносе ь не отрывается от предыдущего согласного.

Учащиеся записывают 2-3 ь выбранным цветом.

Закрепление

Авсень – волшебник. Какие чудеса он творит весной! Но и мы с вами немного волшебники. Наша сила - в наших знаниях. Поможем Авсеню. Вырастим весеннюю березовую рощу. Что происходит с деревьями весной?

Для того, чтобы оживить свою березку, вам понадобиться капля творчества, капля фантазии, настроения и, конечно, знаний. Задание можете выбрать. Кто любит сочинять стихи, может выбрать розовую карточку (выбираем рифму сочиняем двустишье о весне). Кому нравится писать рассказы, берет желтую карточку (составить текст из 3-4 предложений о весне, используя опорные слова с ь). Остальные могут взять голубую карточку ( В готовый текст вставить подходящие по смыслу слова с ь). Выполнив задания, карточку скручиваем и опускаем в ствол березки, крепим на доску.

Выросла чудесная березовая  роща нашего творчества. В слове «береза» нет ь, подберите однокоренное слово, чтобы эта буква появилась в слове?

Домашнее задание будет связано с названием хвойного дерева, название которого мы получили в предыдущем задании. Вспомните и запишите слова, в которых есть часть ЕЛЬ.

  Кто писал стихи? Кто сочинял рассказ? Кто подбирал слова? За каждый вид работы получаем капельку. Оцените работу.

Сокодвижение.

Учащиеся выполняют задания на карточках.

Берёзонька

Учащиеся записывают 2-3 ь выбранным цветом.

Рефлексия учебной деятельности

Посмотрите  на ваши капельки. Они символизируют вашу работу на этом уроке. Довольны ли вы своей работой? Имеет ли ваша капелька вес? Кто доволен, тот может положить ее на чашу весов.

Что произошло?

 Каждая ваша капля имеет значение, особенно, когда мы работаем все вместе, дружно. Об этом есть пословица: «Капля мала, а по капле – море».

Урок окончен. Спасибо за работу!

Наша чаша перевесила.

Приложение 1:

роща

проталина

дождь

тепло

сосулька

луч

Приложение 2:

«Наконец настали тёплые деньки! На веточках деревьев набухли почки. А на пенке появился молодой росток. Даже хор пришёл посмотреть на это чудо!»

Приложение 3:

«Апрель - второй месяц весны. Бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда.

Раньше апрель  назывался Цветень, так как это время цветения. Это удивительный месяц — за считанные дни он превращает застывшую землю в зеленеющие поля и луга. Набухают почки, появляются первоцветы и трава, прилетают грачи, скворцы, жаворонки.»

Приложение 4:

Приложение 5:

-Выбери два рифмующихся слова. Сочини стихотворение о весне.

Апрель, трель, капель

Авсень, день, деревень, тень

Рысь, берегись, держись

Приложение 6:

-Используя опорные слова, составь и запиши текст о весне из 3-5 предложений.

Деньки, сосульки, капель, льдины, трель, зелёненькие

Приложение 7:

-Вставь в текст подходящие по смыслу слова с мягким знаком.

Наступили весенние ______________. На крышах домов заплакали _____________________. Звенит частая _______________. По реке, толкаясь, плывут большие ____________________. На ____________________сидит заяц, глядит вокруг. Из берлоги вылез __________________. Все рады весне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.            ...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание парных согласных в корне слова"

Урок "открытия" нового знания. Раздел "Орфография и пунктуация", второй урок по теме "Правописание парных согласных в корне слова"....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....

технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Слог. Перенос слов"

В технологической карте представлена подробная методическая разработка урока  по теме "Слог.Перенос слов" с использованием презентационного материала по теме. Урок разработан в системно...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Знаки препинания в конце предложения»

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.Познав...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...