Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Демченко Елена Сергеевна

УМК "Перспектива", рабочая программа по русскому языку для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_kl.docx140.55 КБ

Предварительный просмотр:

                         

город Миллерово              Ростовской области

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  № 8

              "Утверждаю"

      Директор  МБОУ СОШ №8

Приказ  №  251  от  30.08.2019г. 

____________      В. А.   Лут

           

                       

         

                                     

                                                                Рабочая программа

                                                            по курсу «Русский язык»

                                                              начальное общее образование 4 класс

                                         Количество часов :    136 часов

                                         Учитель:                      Демченко Е.С.

                               

               Программа разработана на основе учебника   «Русский язык   4класс» в 2-х частях  Л .Ф. Климанова,    

                                                      Т.В. Бабушкин.   Издательство М: «Просвещение», 2017г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая  характеристика учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089;

- Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8;

- Обязательный минимум содержания ООП ФК ГОС начального общего образования от 5.03.2004г. №1089;

- Учебный план МБОУ СОШ № 8;

- Устав МБОУ СОШ № 8;

- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ СОШ № 8.

                  -Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В., М., «Просвещение», 2017год;

               - Учебного плана школы на 2019-2020учебный год.

         Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

 В  содержании учебного предмета  «Русский язык» раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Познавательная направленность предмета  обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона)

  1. Цели  и задачи:

Программа «Русский язык» для 4 класса направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи:

•        развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

•        обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

•        пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

•        формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

•        обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

•        развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

•        развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

         В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание  собственных текстов.

         

Каждый учитель имеет право редактировать учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование и объединять часы по своему усмотрению. На изучение данной программы по базисному плану  отводится 136 (4ч в неделю). Решением педагогического совета№1от29.08.2019года продолжительность учебного года во 2-8-10 классах -34 учебные недели, так как МБОУ СОШ № 8 является ППЭ № 103.  Данная программа рассчитана  на 131 час, т.к. часть уроков 2019-20 уч.г. выпадает на праздничные дни.

                                                                                                   

  1. Обоснование  выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования

 

- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования.

      Особенностью  курса  «Русский язык» является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

  1. Основные  содержательные линии курса.

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Повторение изученного.

     Язык и речь. (Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

Предложение.

    Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи.

       Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     

Имя существительное.

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное.

   Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

    Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

   Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

     Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

   Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

   Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение.

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол.

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). 

                               

Повторение изученного. Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

При работе с первым разделом «Мир общения.  Повторяем — узнаем новое»

- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,

-углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.

-познакомить с основными правилами ведения диалога,

- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,

- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,

- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,

- систематизировать знания детей об орфографических правилах.

     

 Раздел «Язык – главный помощник в общении» 

-  познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,

- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,

-  сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),

-  познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,

- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.

 Раздел  «Состав слова».

       Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.

- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),

- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,

- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.

- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).

       В разделе «Части речи» 

- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,

- вводится определение местоимения,

- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

 изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

                                 

обучающиеся должны уметь:

   орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

   производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

   производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

   производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

    определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

    определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

   писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

    в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.

3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.

4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.

5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.

6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.

8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).

9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ –  РУССКИЙ ЯЗЫК

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Повторяем – узнаём новое.

18 часов

2.

Язык как средство общения.

26  часов

3.

Состав слова.

18 часов

4.

Слово как часть речи.

62 часа

5.

Повторение

12 часов

Итого

136

                                             

  1.  КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛНИРОВАНИЕ -  РУССКИЙ ЯЗЫК

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и

выработки умений)

КЗ – урок контроля, оценки и коррекции знаний

с/к - самоконтроль

и/к - итоговый контроль

и- индивидуальный

ф - фронтальный

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип уро-ка

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы

содержания

Формы контроля

УУД

Дата проведения

Дата фактического проведения

Повторяем – узнаем новое (18 ч)

1 четверть.                                                                   Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч)

1

 Речевое общение.  Речь устная и письменная.

1

ОНЗ

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный).

Организация беседы, в результате которой ученики познакомятся с учебником и правилами работы по нему; выяснение и уточнение представления о речи и ее значении в жизни человека

Ф

Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.

Владеть позитивным настроем при общении.

2.09

2

Монолог и диалог.

1

ОНЗ

Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению

Актуализация знаний учащихся об основных требованиях к ведению диалога; введение понятий «диалог» и «монолог»

Ф

Определение цели, темы, способов и результатов общения. Контролирование и корректировка своего высказывания в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.

3.09

Цель речевого общения (3 ч)

3

Цель речевого общения

1

ОНЗ

Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части.

Представление об общении как процессе, в котором есть определенная цель и должен быть достигнут результат; определение цели речевого общения

Ф

Использование родного языка в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения

Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения.

Проявление к собеседникам необходимого уважения, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения, анализ речи партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

4.09

4

Правила общения

1

ОНЗ

Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации.

Определение условий получения нужного результата общения; формирование у школьников коммуникативных навыков ведения диалога, доброжелательного и толерантного отношения к собеседнику

Ф

5.09

5

Правила общения. Закрепление

1

Р

Формирование у школьников коммуникативных навыков ведения диалога, доброжелательного и толерантного отношения к собеседнику

Ф

И

9.09

Речевая культура. Обращение (6 ч)

6

Речевая культура. Обращение.

1

Р

КЗ

Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.

Зависимость выбора слов от цели общения; пополнение лексического запаса учащихся словами-обращения-ми; знакомство с правилами постановки знаков препинания при обращении

Ф

И

Навык ведения диалога, умение соотносить особенности речи с речевой ситуацией; представление различий о научной, официально-деловой и разговорной речи; умение ставить знаки препинания при обращении Выборочный диктант

10

09

7

Обращение. Знаки препинания при обращении

1

ОГЗ

Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения.

Представление о различии научной, официально-деловой и разговорной речи; закрепление умения ставить знаки препинания при обращении; повторение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова

Ф

11.

09

8

Деловая речь. Составление планов

1

ОНЗ

Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.

Формирование умения составлять элементарные тексты в жанре делового стиля речи (заявление, инструкция, объяснительная, план), научного стиля речи

Ф

Коммуникативные умения строить текст в зависимости от речевой ситуации, знание средств создания образности выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора); отработка УУД сравнения, умение создать элементарный текст в жанре художественной речи; УУД-использование алгоритма для проверки непроизносимых согласных.

12.

09

9

Научная речь и художествен-ная речь.

1

ОНЗ       КЗ

КЗ

Представление об отличительных особенностях научной и художественной речи

Ф

И

16.

09

10

Метафора и сравнение.

1

ОНЗ

Знакомство  с метафорой; определение роли синонимов в художественном тексте;

Ф

Обобщение знаний о средствах создания выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение);

формирование умения составлять элементарные тексты в художественном стиле. Словарный диктант

17.

09

11

Входной контрольный  диктант.

1

КЗ

Уметь определять в тексте место, где легко допустить ошибку, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем

Проверка умения определять, к какому типу речи относится текст, находить в тексте средства речевой выразительности.

И

Самопроверка и самостоятельное выставление оценки

18.

09

Текст как речевое произведение (4 ч)

12

Работа над ошибками.

Текст. Признаки текста

1

Р

Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи.

Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Составлять тексты делового характера и художественные тексты.

Обобщение знания о признаках текста и его составных частях; закрепление умения определять тему и основную мысль текста; развитие орфографической зоркости при объяснении изученных ранее орфограмм и допущенных ошибок

И

Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировка темы и главной мысли текста. Составление план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых.

19.

09

13

План текста простой и развернутый. Типы текстов

1

ОНЗ

Обобщение знаний о признаках текста, его составных частях, типах текстов. План текста простой и развернутый.

И

23.

09

14

Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование

1

ОНЗ

Анализ выбора языковых средств текста в зависимости от основной цели автора; формирование умения определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов

. Обобщение знаний о речевом общении; развитие орфографической зоркости при объяснении изученных ранее орфограмм

И

Представление  об особенностях текста, как единицы речи; умение  распознавать повествовательные. описательные тексты, тексты-рассуждения.

Умение писать под диктовку и выполнять  грамматические   задания Проверь себя. Тест по теме «Текст»

Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание.

Умение писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.

Выборочный диктант

24.

09

15

Составление текстов разных типов.

Обучающее изложение (упр. 37)

1

Р

Углубление знаний об особенностях текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения

Обобщение знания об особенностях текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения

И

25.

09

Язык как средство общения (26 ч)

Средства общения (5 ч)

16

Средства общения. Роль языка в общении

Способы передачи сообщения

1

ОНЗ

Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни.

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам.

Находить в слове орфограмму и определять алгоритм ее проверки.

Представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения; активизация знаний об основных языковых единицах

Представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения.

Ф

Знание основных единиц языка. Понимание преимуществ фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография), общение с помощью жестов, мимики

26.

09

17

Повторение. Звуки и буквы русского языка.

1

КЗ

 Роль гласного и согласного звуков в различении слов.

И

Закрепление знания о звуках и буквах русского языка, об алфавите.

30.

09

18

Основные правила орфографии

Словесное творчество.

1

Р

Представление о единообразии бук-венного состава слова. Закрепление знаний о неоднозначном соответст-

вии звука и буквы. Выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки. Знакомство с историческими корнями некоторых традиционных написаний. Важность значения орфографии для эффективного письменного общения.

И

Умение находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их.

Повторение определения орфограммы. Обобщение знаний детей обо всех известных орфограммах

Закрепление навыков нахождения орфограмм в словах и выбора нужного алгоритма для их проверки.

Закрепление навыков проверки орфограмм в словах.

1.

10

И

19

Повторение изученных орфограмм. Ударение

1

Р

Показать роль ударения в русском языке.

И

2.

10

20

Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»

1

КЗ

Контроль усвоения изученного материала

И

Проверка усвоения орфографических навыков

3.

10

Предложение (2 ч)

21

Работа над ошибками Различение предложений и словосочета-ний

1

ОНЗ

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных)

Систематизация известных детям сведений о предложении и словосочетании. Смысловая функция знаков препинания в конце предложения, при выделении значимых отрезков предложения

И

Умение расставить знаки препинания в конце предложений и при однородных членах предложения; умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предложения в зависимости от цели высказывания и правильно его построить; воспитание потребности обращаться к словарям русского языка (к толковому словарю).

Развитие речи учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания.

7.

10

22

Виды предло

жений по цели высказывания и по интон

ации. Знаки препинания.

1

Р

Роль интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелительном наклонении, вопросительные слова) в формировании определенного типа предложений по цели высказывания и по интонации.

И

8.

10

Главные и второстепенные члены предложения (4 ч)

23

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения

1

ОНЗ

Выделять главные и

второстепенные члены предложения и определять их роль в предложении. Распространять предложения второстепенными членами. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Устанавливать связь слов в предложении

Закрепление умения находить в предложении главные члены. Развитие орфографической зоркости. Выявление свойств объектов. Способность использовать знаково-символические средства.

Ф

Создание представления детей о

модели (схеме) предложения (введения тер-мина), т. е. о том, что разные по словарному составу предложения могут быть построены одинаково. Составление собственных предложений по данной модели (схеме)

9.

10

24

Главные и второстепенные члены предложения

1

р

Закрепление умения находить в предложении главные и второстепенные члены предложения. Находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов.

Тест по теме «Предложение»

И

Умение находить в предложении подлежащее, выраженное именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения; навык нахождения орфограмм и применение нужного алгоритма их проверки.

10.

10

25

Способы выражения подлежащего и сказуемого

1

р

Определять особенности и назначение каждого типа предложений.

Выделять главные и второстепенные члены предложения

И

14.

10

26

Связь слов в предложении

1

р

И

15.

10

Предложение с однородными членами (3 ч)

27

Однородные члены предложения.

1

ОНЗ

Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с одно-родными членами, соединенными и не соединенными союзами.

Ставить запятые в предложениях с союзами а, и, но и без союзов.

Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Отличать простое предложение от сложного. Использовать и конструировать предложения с однородными членами

Роль однородных членов предложения в речи. Навык нахождения однородных членов в простых предложениях. Знакомство со знаками препинания при однородных членах с соединительными и разделительными, неповторяющимися и повторяющимися союзами

Ф

И

Умение расставить знаки препинания в конце предложений и при однородных членах предложения; умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предложения в зависимости от цели высказывания и правильно его построить; воспитание потребности обращаться к словарям русского языка (к толковому словарю).

Умение находить в предложении однородные члены, умение ставить знаки препинания при однородных членах; коммуникативный навык использования и конструирования предложений с однородными членами.

16.

10

28

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления

1

Р

Выработка навыка употребления знаков препинания при однородных членах предложения.

И

17.

10

29

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

КЗ

Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Важная роль знаков препинания в предложениях с однородными членами.  Тест по теме «Однородные члены предложения»

И

21.

10

Простые и сложные предложения (2 ч)

30

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но

1

ОНЗ

Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Составлять элементарные сложные предложения.

Введение понятия «сложное предложение». Формирование умения различать простое и сложное предложения. Знакомство с правилами постановки запятых в сложном предложении.

И

Определение типа предложения по цели высказывания и по интонации, объяснение особенности каждого типа предложений.

Сравнение простых и сложных предложений, объяснять роль союзов в сложном предложении.

22.

10

31

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

Р

Совершенствование умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать со-держание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями.

И

Умение делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его, писать изложение по составленному плану.

23.

10

Словосочетание (3 ч)

32

Анализ диктанта. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением

1

р

Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетание

Различие между словосочетанием, словом и предложением. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

И

Закрепление умения находить словосочетания в составе предложения.

24.

10

33

Обучающее изложение

1

КЗ

Проверка усвоения навыков постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

И

Усвоение  навыков постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

28.

10

34

Анализ изложения. Обобщение знаний о предложении и словосочетании

1

Р

Систематизация знания учащихся о предложении и словосочетании.  Корректировка знания учащихся при проведении работы над ошибками.

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

29.

10

Слово и его значение (5 ч)

35

Обобщение знаний о значении слова

 Различные виды лингвистических словарей

1

ОНЗ

Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенной и формально-грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план со-держания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова

Систематизация представления о слове как языковом знаке и средстве общения

Формирование потребности обращения к словарям русского языка. Знакомство с различными типами лингвистических словарей.

Ф

Умение различать слова разных частей речи на основе общности их значений,  грамматических признаков и роли в предложении,

доказывать принадлежность слова к определённой части речи, сравнивать лексическое и грамматическое значение слова.

30.

10

36

Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение

1

Р

Представление о слове как языковом знаке – его звукобуквенной форме и соответствующем ей содержании

И

31.

10

37

2 четверть.

Синонимы, антонимы, омонимы

1

ОНЗ / Р

Закрепление знаний понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», умение использовать их в речи. Пользование различными типами лингвистических словарей

И

Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами. Распределение синонимов по группам в зависимости от сферы их употребления  

Нахождение антонимов . Анализ антонимов с использованием моделей слова Подбор антонимов к словам разных частей речи

Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов. Нахождение омонимов в текстах, определение их значений . Составление предложений с омонимами

Нахождение многозначных слов в тексте. Самостоятельное нахождение учащимися общего компонента в значениях многозначного слова

Составление предложений с фразеологизмами.

11.

11

38

Многозначные слова

Прямое и переносное значение слова

1

ОНЗ

Выявление знаний учащихся об однозначных и многозначных словах

Выявление знаний учащихся  о прямом и переносном значении слов

Ф

И

12.

11

39

Проверь себя. Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

1

КЗ

Проверка знаний по разделу, умение работать с различными типами лингвистических словарей

И

13.

11

Состав слова. Однокоренные слова (18 ч)

40

Состав слова. Разбор слова по составу

1

ОНЗ

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема.

Находить значимые части слова (корень, пристав-ку, суффикс), опираясь на их единообразное написание.

Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Различать приставки и предлоги, верно писать их. На основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях.

Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

Систематизация и закрепление знаний о значимых частях слова. Повторение алгоритма разбора слов по составу

Ф

Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; кмение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях.

14.

11

41

Образование новых слов с помощью приставок

1

Р

Представление о семантике приставок и о единообразии написания морфем.

Повторение алгоритма отличия приставки от предлога на письме

И

18.

11

42

Разделительный твердый знак

1

Р

Повторение алгоритма проверки орфограммы «Разделительный твердый знак»

И

19.

11

43

Разделительный мягкий знак

1

Р

Алгоритм проверки орфограммы «Разделительный мягкий знак»

И

Повторение алгоритма проверки орфограммы «Разделительный мягкий знак»

20.

11

44

Разделительные твердый и мягкий знаки

1

Р

Слова  с орфограммами «Разделительный твердый знак», «Разделительный мягкий знак»

И

Закрепление умения различать написание слов с орфограммами «Разделительный твердый знак», «Разделительный мягкий знак»

21.

11

45

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

1

КЗ

Орфографические  навыки на основе изученных тем

И

Проверка усвоения орфографических навыков

25.

11

46

Образование новых слов с помощью суффиксов

Правописание суффиксов

 –ик-, -ек-

1

Р

ОНЗ

Семантика суффиксов и единообразии их написания

Знакомство с орфограммой «Правописание суффиксов –ик-, -ек- в именах существительных»

И

Ф

Закрепление представления о семантике суффиксов и единообразии их написания

26.

11

47

Однокоренные слова

1

Р

Закрепление знаний о корне и однокоренных словах. Формирование навыков разбора слова по составу

И

Понимание основных принципов выделения частей речи; умение определять имя существительное., имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические признаки.

27.

11

48

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

Р

Закрепление правописания орфограмм корня. Представление о единообразии написания морфем

И

Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях.

Систематизация и закрепление знаний о значимых частях слова.

28.

11

49

Правописание гласных и согласных в корне слова

Удвоенные согласные в корне слова

1

Р

Закрепление знаний о семантике морфем. Развитие орфографической зоркости при правописании орфограмм корня

Правописание орфограмм корня, показать, как выбор орфограммы может повлиять на значение слова

Построение различных видов текстов

И

2.

12

50

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

1

Р

Уметь определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями.

Развивать  умение определять тему картины, описывать картины, определять вида текста, составлять текст-описание

Темы  текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план,  связь между предложениями

И

 Умение  определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями

3.

12

51

Работа над ошибками. Правописание слов с орфограммами корня

1

Р

Работа над ошибками, допущенными в тексте.

И

Закрепление правописания слов с двумя безударными гласными в корне

4.

12

52

Однокоренные слова и формы слова

Правописание соединительных гласных в сложных словах

1

Р

. Анализ объектов с целью выделения признаков

 Сложные слов с соединительными гласными о и е

И

Закрепление правописания орфограмм корня

Закрепление навыка написания сложных слов с соединительными гласными о и е

5.

12

59

Контрольный диктант за I полугодие

1

КЗ

Проверка усвоения орфографических навыков на основе изученных тем

И

Усвоение  орфографических навыков на основе изученных тем, умение разбирать слова по составу

18.

12

60

Работа над ошибками.

1

Р      

КЗ

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

Закреплять представления о семантике морфем и их роли в слове.

Проведение работы над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях

Систематизация представления о семантике морфем и их роли в слове.

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

Закрепление представления о семантике морфем и их роли в слове. Проверочный тест Проверь себя.

19.

12

Слово как часть речи (62 ч)

Целостное представление о частях речи.  Их роль в предложении (3 ч)

53

Различие и общность частей речи

1

ОНЗ

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, понимая более отвлеченный, обобщающий характер значения грамматического.

Общее представление о понятии «грамматическое значение». Актуализация знаний об изученных частях речи.

Ф

Представление  о понятии «грамматическое значение».

9.

12

54

Грамматические значения частей речи. Распределение слов по частям речи

1

ОНЗ

Понятие «часть речи» как группа слов, имеющих общие грамматические значения.

Ф

Различие между лексическим и грамматическим значениями слова. Понятие «часть речи» как группа слов, имеющих общие грамматические значения.

10.

12

55

Роль частей речи в предложении.

Систематизация знаний о частях речи

1

ОНЗ /КЗ

Роль в предложении слов каждой части речи.

Систематизация полученных знаний о частях речи.

И

Знание роли в предложении слов каждой части речи.

Закрепление представлений о роли окончаний в выражении с грамматических значений.

Закрепление представлений о роли окончаний в выражении с грамматических значений.

11.

12

Имя существительное (18 ч)

56

Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

ОНЗ   Р

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное; род, число, падеж.

Повторение изученного об имени существительном. Актуализация знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных и их роде.

Ф

Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Распределение одушевленных имен существительных по группам  с обязательным объяснением значений непонятных слов.

Умение сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Нахождение  имен существительных, определять их особенности.

Умение анализировать имя существительное как часть речи.

Применение алгоритма при: определении падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Распознавание склонения имен существительных

12.

12

57

Число и род имен существительных

1

Р

Род имен существительных (постоянный признак). Число, падеж (изменяемые признаки)

И

16.

12

58

Алгоритм определения падежа имен существительных

1

ОНЗ

Применять алгоритм определения падежа существительного. Определять падеж несклоняемых имен существительных.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Закрепление алгоритма определение падежа имени существительного

И

17.

12

61

Упражнение в распознавании падежа имен существительных.

1

Р

Развитие умения распознавать падеж имен существительных

И

23.

12

62

Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существи

тельные.

1

Р     ОНЗ

Определение падежа имен существительных. Падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги

И

24.

12

63

Три склонения имен существительных (общее представление)

1

ОНЗ

Представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Знакомство с признаками каждого склонения имен существительных.

И

26.

12

64

Обучающее изложение

1

КЗ

Развитие умения определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания

И

25.

12

65-66.

3 четверть

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения

2

ОНЗ

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания

Развитие умения распознавать имена существительные 1-го склонения. Наблюдение за изменением окончаний имен существительных 1-го склонения. Проверка написания безударных окончаний ударными

Ф

Применение алгоритма при: определении падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения.

13.

01

И

14.

01

67.

68.

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

2

Р   КЗ

Признаки имен существительных 2-го склонения. Умение писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

И

Применение алгоритма при: определении падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения.

15.

01

16.

01

69.

70

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения

2

Р     КЗ

Развитие умения распознавать имена существительные 3-го склонения. Умение писать безударные падежные окончания существительных 3-го склонения

И

Применение алгоритма при: определении падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.

Проверочный тест

20.

01

И

21.

01

71

72.

Падежные окончания имен существительных в единственном числе.

2

Р     КЗ

Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи.

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число

Распознавание склонения имен существительных. Умение писать безударные окончания имен существительных.

Ф

Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор). Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи. Словарный диктант

22.

01

И

23.

01

73

74

Склонение имен существительных во множественном числе.

2

ОНЗ

Знакомство с изменением имен существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имен существительных. Разбор имени существительного как части речи.

Роль имен существительных в речи и в составе предложений

И

Определение грамматических  признаков   имён существительных (морфологический разбор). Умение находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи. Проверочная работа

27.

01

Ф

28.

01

75

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

КЗ

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Проверка усвоения правил правописания безударных гласных в окончаниях имен существительных, умение определять грамматические признаки существительного

И

Контроль усвоения изученного материала

29.

01

76

Работа над ошибками

1

Р

Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

30.

01

Имя прилагательное (10 ч)

77

Повторяем, что знаем

1

ОНЗ

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приемы запоминания.

Общее значение: приз-нак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам

Ф

Умение выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным,

анализировать имя прилагательное как часть речи.

Умение применять алгоритм при: определении падежа, безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

Тест

3.

02

78

79.

Безударные окончания имен прилагательных

2

ОНЗ

Способы проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе

 (кроме имен прилагательных на –ья, -ье, -ов, -ин)

И

4.

02

5.

02

И

80.

81

Склонение имен прилагательных

1

Р

Знакомство со склонением имен прилагательных. Написание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе и во множественном числе. Определение падежа имен прилагательных во множественном числе

Ф

6.

02

Контрольное списывание

1

КЗ

И

10.

02

82.

83.

Склонение имен прилагательных во множ. числе.

2

Р/ КЗ

И

11.

02

12.

02

84.

Разбор имени прилагательного как части речи

1

Р/КЗ

Формирование умения разбирать имя прилагательное как часть речи

Обобщение, проверка и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Ф

И

13.

02

Контроль усвоения изученного материала Проверь себя

85.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

КЗ

Проверка умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных, обозначать буквами изученные орфограммы

И

Контроль усвоения изученного материала

17.

02

86.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Р

Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

18.

02

Местоимение (5 ч)

87

Местоимение как часть речи

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица

1

ОНЗ

Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах.

Общие сведения о местоимении как части речи. Отличие его от других частей речи

Ф

И

Умение доказывать принадлежность слова к определённой части речи;

анализировать местоимение как часть речи.

Сравнивнение местоимения с существительными по функции и грамматическим формам.

Контроль усвоения изученного материала

19.

02

Знакомство с изменением личных местоимений по падежам

88

Склонение личных местоимений 3-го лица.

1

ОНЗ   КЗ

И

20.

02

89

Развитие речи. Составление рассказа по заданному плану.

1

Р  / КЗ

Развитие умения правильно писать и употреблять местоимения, определять морфологические признаки местоимений

Обобщение, проверка и систематизация знаний по теме «Местоимение»

И

25.

02

90

Контрольный диктант

1

КЗ

Проверка умения правильно писать местоимения. Обозначение буквами изученных орфограмм

И

26

.02

91

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Р

Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

27.

02

Глагол (16 ч)

92

Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке

1

ОНЗ

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид (без использования термина)

Обобщенное лексическое значение глагола, его роль в языке. Распознавание глаголов среди омонимичных форм слов, относящихся к разным частям речи

Ф

Умение доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

2.

03

93

Прошедшее время глагола

1

ОНЗ

Актуализация знаний об изменении глаголов по временам. Умение определять временные формы глагола, род глаголов в прошедшем времени

Ф

Образование форм глаголов в прошедшем времени по образцу, выделение суффикса - л

Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени

3.03

94

Неопределенная форма глагола

1

ОНЗ  

Расширение представления об особенностях неопределенной формы глагола. Постановка вопросов к глаголам в неопределенной форме

Ф

Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам Что делать? и  Что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов.

4.03

95

Спряжение глаголов в настоящем времени

1

ОНЗ

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Знакомство с изменением глаголов по лицам и числам. Формирование умения спрягать глаголы в настоящем времени

Ф

Применение  алгоритма при определении спряжения глаголов;

при написании личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Контроль усвоения изученного материала

5.03

96

 Спряжение глаголов в будущем времени

Проверь себя. Тест

1

ОНЗ/КЗ

Знакомство с изменением глаголов по лицам и числам. Формирование умения спрягать глаголы в будущем времени

Ф

И

10.

03

97

2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

1

ОНЗ

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Знакомство с особенностью окончаний глаголов 2-го лица.

И

Формирование умения писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа

11.

03

98

I и II спряжение глаголов

1

ОНЗ

Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Знакомство с окончаниями глаголов I и II спряжения.

И

Умение различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Формирование умения различать личные окончания глаголов I и II спряжения

12.

03

99

Способы определения спряжения глаголов

1

ОНЗ

Знакомство со способами определения I и II спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями

И

16.

03

100

101

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Контрольный диктант за 3 четверть

2

ОНЗ

Закрепление умения правильно писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

И

Применение  алгоритма при определении спряжения глаголов;

при написании личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

17.

03

И

18.

03

102

Работа над ошибками.

Правописание глаголов на –тся и -ться

1

ОНЗ

Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограмма-ми –тся и –ться

Умение обосновывать правильность написания изученных орфограмм. Распознавание формы 3-го лица и неопределенной формы возвратных глаголов

И

Умение сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться.

19.

03

103

104

4 четверть.

Глаголы-исключения

2

ОНЗ

Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений

Знакомство с глаголами-исключения-ми. Умение писать глаголы с безударными окончаниями

И

Умение отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.

30.

03

31.

03

105

Написание безударных окончаний глаголов

1

ОНЗ

Отработка написания безударных окончаний глаголов, глаголов-исключений

И

Умение применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений, отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.

1.

04

106

Разбор глагола как части речи.

1

ОНЗ

Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределенную) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени

Грамматические категории глагола; закреплять написание безударных окончаний глаголов, глаголов-исключений

И

Написание  безударных окончаний глаголов, глаголов-исключений

2.

04

107

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

КЗ

Проверка умения правильно писать глаголы. Обозначение буквами изученных орфограмм

И

Контроль усвоения изученного материала

6.

04

108

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Р

Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

7.

04

Имя числительное (3 ч)

109

Общее представле-ние об имени чис-лительном как части речи

1

Р

Рассмотреть общее значение имен числительных. Объяснять различие функций имен числительных разных разрядов. Научить по вопросам сколько? и который? различать количественные и порядковые имена числительные. Осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи)

Знакомство с частью речи «имя числительное» и ее значением

И

Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

Находить числительные, определять их особенности.

8.

04

110

Количественные и порядковые чис-лительные, их раз-личение по вопро-сам и функциям

1

Р

Знакомство с видами имен числительных. Закрепление их написания

Ф

9.

04

111

Разряды числитель

ных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление их в речи

1

Р

Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя числительное»

И

13.

04

Наречие (5 ч)

112

Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий

1

ОНЗ

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость).  Находить наречия в речи по вопросам как? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? Распространять предложения наречиями.

Знакомство с частью речи «наречие» и ее значением.

Ф

Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

Находить наречия, определять их особенности.

14.

04

113

Образование наречий от имен прилагательных

1

Р

Умение распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение. Формировать умение правильно писать некоторые группы наречий

И

15

04

114

Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Тест «Наречие»

1

ОНЗ  КЗ

И

16.

04

115

Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие»

1

КЗ

Повторить умения различать имена числительные и наречия, находить их в тексте

И

20.

04

116

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Р

Совершенствовать умения анализировать ошибки, классифицировать их и подбирать аналогичные примеры

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

21.

04

Служебные части речи (2 ч)

117

Общее представле-ние о предлогах и союзах

1

Р

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры),

писать их с разными частями речи

Общее представление о предлогах и союзах.

Значение и роль их в речи

И

Умение различать предлоги, частицы и союзы (элементарные примеры),

писать их с разными частями речи

22.04

118

Значение предло-гов и союзов и их роль в предложе-нии

1

ОНЗ

И

23.

04

119-120

ВПР

Повторение

121

122

Повторение. Слово

Повторение. Части речи

2

Р

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия,

оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий

Рассмотреть слово с разных точек зрения. Закрепить и обобщить знания по теме «Слово»

Повторить изученное о частях речи.

И

Закрепление   знания по теме «Слово»

Совершенствование умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями

5.056.

05

123

Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану

1

р

Совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями

И

Определение темы текста, передача содержания теста с опорой на вопросы плана; составление плана текста, определение главной мысли каждой части; отработка орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм

7.

05

124

Повторение. Правила правописания.

1

р

Повторить изученные орфограммы.

И

Выполнение заданий по аналогии

13.

05

127

Повторение. Части речи

Тест

1

р

Повторить части речи, написание окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов

И

Закрепление умения писать предлоги со словами раздельно

18.

05

128

Повторение. Правила правописания

1

р

Повторить изученные орфограммы.

И

19.

05

125

Итоговый контрольный диктант

1

кз

Проверить знания по изученным темам

И

14.

05

126

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

р

Совершенствовать умения анализировать ошибки, классифицировать их и подбирать аналогичные примеры

И

Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

15.

05

129

131

Повторение. Части речи. Правила правописания.

р

Повторить части речи, написание безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов

И

Повторение  части речи, написание безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов

20-21.

25.

05

 Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...