Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Шуманова Ирина Олеговна

УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_3_klass.doc544.5 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                                                средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол от 29.08.2018  №1

Руководитель методического объединения учителей начальных классов__________С.А. Пихель

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора

по учебно-воспитательной работе

___________Литовко И.В.

30.08.2018

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ № 1

г.Свободного

_____________А.В.Сторожева

Приказ  от 31.08.2018  №315

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

для 3 Д класса

на 2019-2020 учебный год

Учитель  Шуманова Ирина Олеговна

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основании федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку, программы «Русский язык. 1-4 классы» (авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.), основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ № 1 г.Свободного, Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) в МОАУ СОШ № 1 г. Свободного с использованием учебника «Русский язык» (авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.),

Программа рассчитана в 1 классе на 165 часов (33 учебные недели, 5 часов в неделю): обучение грамоте – 115 часов, русский язык – 50 часов; в 2-3 классах – на 204 часа (34 учебные недели, 6 часов в неделю),  4 класс – на 170 часов (34 недели, 5 часов в неделю).

В связи с выделением из школьного компонента учебного плана дополнительного 1 часа на узучение русского языка во 2-3 классах в календарно-тематичексое планирование внесены темы для подготовки к Всероссийской проверочной работе по темам «Развитие речи», «Текст» (34 часа).

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.

Планируемые результаты

Личностные:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение  включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Формы организации учебных занятий:

Основная форма организации учебного процесса – урок.

Форма урока: урок – игра, урок – сказка, урок – тренинг, урок – КВН, урок – путешествие, практическая работа.

Перечень лабораторных и практических работ 

Урок 14 практическая работа «Определение типов текста. Составление текстов разного типа»

Урок 68 практическая работа «Определение типов текста. Составление текстов разного типа»

Урок 119 практическая работа «Определение времени глагола»

Урок 127 практическая работа «Определение  времени действия, обозначаемого глаголом в будущем времени»

Урок  147 практическая работа «Подбор антонимов и синонимов к именам прилагательным»

Урок 160 практическая работа «Разбор имени прилагательного как части речи»

Направление проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся:

Урок 54 Урок-исследование. Многозначные слова. Их отличие от омонимов.

Урок 89 Исследование «Род несклоняемых имен существительных».

Урок 66 Урок-исследование. Отличие приставки от предлога.

Урок 132 Урок-исследование. Роль окончаний при изменении глаголов по числам.

Урок 159 Урок-исследование. Роль имён прилагательных в речи.

Оценка предметных результатов учащихся осуществляется на уроках через устный, письменный контроль, проведение диктантов, изложений, сочинений, тестовых и  самостоятельных работ, промежуточную аттестацию по разделам предмета через контрольные работы.

 Контрольные  работы

Входной диктант с целью проверки знаний за 2 класс.

Контрольная работа №1 по теме «Речевое общение».

Контрольная  работа № 2 по теме «Девять правил орфографии».

Контрольная  работа № 3 по теме «Слово. Словосочетание. Предложение».

Контрольная  работа № 4 по теме «Состав слова».

Итоговый диктант за 1 полугодие

Диктант по теме «Склонение имен существительных по падежам»

Контрольная  работа № 5 по теме «Изменение имен существительных по родам, числам, падежам».

Диктант по теме «Местоимение»

Итоговый диктант за III четверть

Контрольная  работа № 6 по теме «Глагол».

Итоговая комплексная работа.

Контрольная  работа № 7 по теме «Имя прилагательное».

Итоговый контрольный диктант.

 

                  Перечень изложений и сочинений

Урок № 26

 Сочинение «Урожай».

Урок № 48

Изложение по рассказу М. Пришвина «Глоток молока»

Урок № 84

Подробное изложение по коллективно-составленному плану из вопросов к рассказу И. Соколова – Микитова «В берлоге»

                             Урок № 87

Обучающее изложение «Воробей»

Урок № 108.

Изложение с элементами рассуждения по рассказу Г. Скребицкого «На  разливе»

Урок № 130

Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

Урок № 138

Сочинение по личному опыту и наблюдениям «Моя мама»

Урок № 161

Подробное изложение по тексту- рассуждению

Урок № 154

Сочинение текста – описания.        

Урок № 197

Сочинение «Самый радостный день в моей жизни»

Учебно – тематическое планирование

№ п\п

Раздел

Тема раздела

Кол – во часов

В том числе

Изучение материала

Повторение

Развитие

 речи

Контрольная

работа

Диктант

Речевое общение. Повторяем – узнаём новое.

21 час

Собеседники. Диалог.

5

4

1

Культура устной и письменной речи.

3

 

3

Текст.

11

7

3

1

Контрольная работа №1. Работа над ошибками

2

1

1

Язык – главный помощник в общении.

48 часов

Язык – главный помощник в общении

1

1

Звуки и буквы

3

2

1

Слог, ударение.

2

2

Девять правил орфографии.

13

10

3

Контрольная работа № 2. Работа над ошибками

2

1

1

Слово и его значение

15

13

2

Словосочетание.

3

2

Предложение  

1

1

Главные члены предложения.

3

3

Предложения с однородными членами.

3

2

1

Контрольная работа №3. Работа над ошибками

2

1

1

Состав слова.

22 часа

Повторение значимых частей слова.

1

1

Корень.

6

5

1

Приставка.

4

3

1

Суффикс.

2

2

Окончание.

3

2

1

Как образуются  слова.

4

3

1

Контрольная работа №4. Работа над ошибками

2

1

1

Части речи.

 104 часа  

Систематизация знаний по разделу «Части речи»

6

5

1

1

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем.

3

3

Число имён существительных.

5

4

1

Род имён существительных.

5

4

1

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих  

4

3

1

Изменение имён существительных по падежам (склонение).  

14

11

2

1

Как разобрать имя существительное.

3

2

1

Контрольная работа №5. Работа над ошибками

2

1

1

Местоимение.

5

3

1

1

Глагол как часть речи

3

3

Изменение глаголов по временам.

12

9

2

1

Неопределённая форма глагола.

4

3

1

Изменение глаголов по числам.

4

3

1

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

3

3

Не с глаголами

4

3

1

Разбор глагола как части речи.

3

2

1

Контрольная работа № 6. Работа над ошибками

2

1

1

Имя прилагательное как часть речи.

4

4  

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

15

11

3

1

Разбор имени прилагательного как части речи.

1

1

Контрольная работа №7. Работа над ошибками

2

1

1

Повторение изученного за год. 9 часов

9

9

7

1

1

Итого

204 ч

136 ч

18 ч

34 ч

8 ч

6 ч

Календарно – тематическое планирование уроков русского языка (3 класс)

Тема урока

Дата

Виды контроля

Формы контроля

Основные виды учебной деятельности

УУД

Речевое общение. Повторяем – узнаём новое. (21 час)

Собеседники. Диалог. (5 часов)

Текст. Виды текстов.

03.09

Устный

Фронтальный

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения.

04.09

Устный

Фронтальный

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его  результат. Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и подговленности партера к беседе. Использовать и общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику,  жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т. е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать её основную мысль, задавать вопросы. Говорим, выразительно, понятно, логично, четко  формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации речи (ролевые отношения и цели общения) на примере общения литературных героев.

05.09

Устный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах (ученик – ученик, ученик- учитель, дети – родители)

06.09

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдение за стилем общения собеседников.

07.09

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Культура устной и письменной речи. (16 часов)

Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выбирать языковые средства в зависимости oт ситуации  общения. Следить за чёткостью дикции, нужной громкостью

голоса, верной  интонацией. Писать буквы, слова и предложения в  соответствии  с требованиями правил орфографии. Объяснять значение правильного написания слова  для лучшего восприятия письменной речи.

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Регулятивные: 

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Умение  включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Структура повествовательного текста.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики орфографии.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Аккуратность в ведении записей, четкость и изящество выполнения письменных работ.

Устный, письменный

Фронтальный, самостоятельная работа

Входной контрольный диктант  

Письменный

Диктант

Распознавать предложения, словосочетания, текст.

Отличать текст от набора предложений, устанавливать связь

между предложениями в тексте. Делить текст  на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и  самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Писать сочинение-описание (после предварительной подготовки). Составлять текст - рассуждения на заданные темы.

Контролировать процесс письма, сверяя спою запись с  исходным текстом или образцом.

Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Виды текстов. (текст – описание, текст – рассуждение, текст- повествование). Словарный  диктант №1

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Отличие текста от группы предложений. Определение темы и главной мысли текста.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Связь предложений в тексте, опорные слова, основные части - вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец).

Устный, письменный

Индивидуальный опрос

План текста.

Устный, письменный

Индивидуальный опрос

Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя)

Устный, письменный

Индивидуальный опрос

Определение типов текста. Составление текстов разного типа.

Устный, письменный

Практическая работа.

Списывание текстов различных типов.

Письменный

Самостоятельная  работа

Распознавание основной мысли текста при письменном предъявлении.

Устный, письменный

Индивидуальный опрос

Обобщение темы «Речевое общение»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Контрольная работа №1 по теме «Речевое общение».

Письменный

Контрольная работа

Язык – главный помощник в общении. (48 часов)

Язык – главный помощник в общении (1 час)

Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывание писателей о русском языке.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Доказывать, что язык является главным средством общения

людей, помогающим выразить их мысли и чувства: что  язык —

это великая ценность и культурное достояние русского народа.

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные:

Умение  включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные:

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Звуки и буквы (3 часа)

Звуки и буквы.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Проводить звуко - буквенный анализ слов.

Составление плана прочитанного текста.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Звуко – буквенный анализ слов.

Словарный диктант №2.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Слог, ударение. (2 часа)

Деление слов на слоги.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.

Слог, ударение. Роль ударения в словах.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Девять правил орфографии. (15 часов)

Прописная буква в именах собственных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

Проверяемые безударные гласные

в корне слова.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Деление текста на смысловые части. Составление плана текста.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Сочинение «Урожай»

Письменный

Сочинение

Проверяемые парные по звонкости – глухости согласные в корне слова.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Непроизносимые согласные.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разделительный (ъ) и мягкий (ь) знаки.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Работа с текстом. Составление рассказа по его началу.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Удвоенные согласные.

Словарный диктант № 3

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Правописание буквосочетании жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Правила переноса слов.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обобщение по теме «Девять правил орфографии»

Устный, письменный

Контрольная работа №2 по теме «Девять правил орфографии»

Письменный

Контрольная работа

Составление вопросов и описательного текста по картине

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Слово и его значение (15 часов)

Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова.

Жесты в общении людей.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Связь звуко-буквенной формы слова и его значения.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Многообразность и обширность словарного состава языка.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изложение по рассказу М.Пришвина «Глоток молока»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик) Словарный диктант № 4

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Как слова образованы, какие предметы  или явления они отражают. Этимологический анализ слов.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Синонимы. Их роль в речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Антонимы. Их роль в речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Омонимы. Их роль в речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Работа с текстом. Составление вопросов к тексту

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Урок-исследование. Многозначные слова. Их отличие от омонимов.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Слова с обобщающим значением.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.

Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов)

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Словосочетание. (3 часа)

Отличие словосочетания от слова и от предложения.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их

главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям.

Находить словосочетания в предложении.

Сравнение предложения и словосочетания, их различие на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание – для называния.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Работа с деформированным текстом. Составление связного рассказа.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Предложение  (1 час)

Типы предложений по цели высказывания и по  интонации, связь слов по смыслу и по форме. Словарный диктант № 5.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Проводить синтаксический разбор предложений, определять их

вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки

препинания в конце предложения.

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Регулятивные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 

Познавательные:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Главные члены предложения. (3 часа)

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выделять главные и второстепенные члены предложения,

устанавливать связь между ними по вопросам.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Предложения распространённые и нераспространённые..

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос. Диктант

Предложения с однородными членами. (3 часа)

Интонация перечисления.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Работа с деформированным текстом. Составление связного рассказа.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Запятая в предложениях с однородными членами.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обобщение темы «Язык – главный помощник в общении»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Контрольная работа №3 по теме «Слово.  Словосочетание. Предложение»

Письменный

Контрольная работа

Состав слова. (22 часа)

Повторение значимых частей слова. (1 час)

Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложения и словосочетании)

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень,

суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем

(корня, приставки, суффикса)

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные:

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные:

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Коммуникативные:

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Корень. (6 часов)

Корень слова. Однокоренные слова.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Находить в слове орфограмму, определять её тип,

 применять нужный алгоритм для её проверки.

Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня,

слова с мягким знаком (ь). Каллиграфически правильно

списывать предложения и тексты, проверять написанное.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при

необходимости проверять их написание по орфографическому

словарю. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих

в конце имён существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания

в конце предложения и при перечислении. Самостоятельно

определять ударение в словах, делить слова на слоги, переносить

слона по слогам. Составлять с помощью условных обозначений

схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам.

Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река – реченька, снег – снежок, бег – бежать)

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Словарный диктант № 6.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии)

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Приставка. (4 часа)

Приставка.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Объяснять написание основных приставок русского языка,

различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое

привносит в слово приставка.

Составление плана прочитанного текста. Пересказ по плану.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Урок-исследование. Отличие приставки от предлога.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Суффикс. (2 часа)

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин)

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс

(простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Образование слов с помощью суффиксов

Устный, письменный

Практическая работа

Окончание. (3 часа)

Окончание. Формы слова.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Находить окончания в изменяемых словах.

Понимать роль окончания для связи слов в предложении и

словосочетании.

Подробное изложение по коллективно-составленному плану из вопросов к рассказу И. Соколова – Микитова «В берлоге»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Окончание и его роль в словосочетании

 и предложении. Словарный диктант № 7.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Как образуются  слова. (6 часов)

Сложные слова  - слова с двумя корнями (ознакомление)

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний

слов. Разбирать сложные слова по составу.

 Исторические изменения в морфемном составе слов при помощи приставки – пра, суффикса – арь.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Наблюдение за образованием новых слов при помощи соединительных гласных  -о, -е.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обобщение темы «Состав слова»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Контрольная работа №4 по теме «Состав слова»

Письменный

Контрольная работа

Части речи. (103 часа)  

Систематизация знаний по разделу «Части речи»   6 часов

Принципы выделения частей речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности,

действия, признака и по вопросам; правильно использовать их

в речи.

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Регулятивные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

 Познавательные:

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Определение частей речи  по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Различия между самостоятельными и служебными частями речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. Словарный диктант № 8.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Деформированный текст. Связь предложений в тексте.  

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Итоговый диктант за 1 полугодие

Письменный

Диктант

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем. (3 часа)

Имя существительное как часть речи. Имена существительные со значениями «явление природы», «животное», «техническое средство»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Собственные и нарицательные имена

существительные.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Число имён существительных. (5 часов)

Изменение имен существительных по числам.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Употреблять имена существительные в составе словосочетаний

и предложений. Образовывать формы множественного числа

имён существительных при наличии вариантных окончаний.

Редактирование текста. Замена в тексте слов синонимами

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Имена существительные в составе словосочетаний и предложений.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (мёд, молоко, листва) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли).

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обучающее изложение.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Род имён существительных. (5 часов)

Род имен существительных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Определять род имён существительных, согласовывать с ними

другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные

с «проблемным» определением рода.

Определение рода имен существительных. Исследование «Род несклоняемых имен существительных».

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изложение с элементами рассуждения по рассказу Г.Скребицкого «На разливе»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Роль окончания в определении рода имени существительного. Словарный диктант № 9.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Значение категории рода имени существительного для правильного образования словосочетаний.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих  (4 часа)

Написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Сопоставлять написание имён существительных женского

и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

Правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разграничение случаев употребления мягкого знака: а) мягкий знак служит для указания

на мягкость согласных; б) мягкий знак служит для указания на существительные женского рода.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Деформированный текст. Определение порядка предложений. Наблюдение над композицией описания

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изменение имён существительных по падежам (склонение).  (14 часов)

Этимология названия падежей.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Называть падежи имён существительных по порядку.

Называть вопросы падежей имён существительных.

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж имён существительных по предложенному

 алгоритму.

Алгоритм определения падежа имени существительного.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Именительный падеж имён существительных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Родительный падеж имён существительных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Написание окончаний существительных в родительном падеже.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Раскрытие темы текста.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Дательный падеж имён существительных. Словарный диктант № 10.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Винительный падеж имён существительных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Творительный падеж имён существительных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Предложный падеж имён существительных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Ударные и безударные падежные окончания.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Деление текста на части. Составление плана.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Работа с текстом. Определение падежей имен существительных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Диктант по теме «Склонение имен существительных по падежам»

Письменный

Диктант

Как разобрать имя существительное. (5 часов)

Порядок анализа имени существительного как части речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разбирать имя существительное как часть речи: называть

начальную форму, определять, собственное оно или

нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое,

указывать род, число, падеж.

Упражнение в определении рода, числа и падежа имени существительного. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обобщение темы « Имя существительное как часть речи» Словарный диктант № 11.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Текст. Определение в тексте лишних предложений.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Контрольная работа №5 по теме «Изменение имён существительных по родам, числам, падежам»

Письменный

Контрольная работа

Местоимение. (5 часов)

Личные местоимения (общее представление)

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Сравнивать по значению и по функции имена существительные

и местоимения. Редактировать тексты, используя личные

местоимения.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные:

Умение  включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Познавательные:

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Наблюдение за ролью местоимений в речи  (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями).

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Наблюдение за грамматической связью местоимений с другими словами в предложении.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Диктант по теме «Местоимение»

Письменный

Диктант

Сочинение по личному опыту и наблюдениям «Моя мама»

Глагол как часть речи (3 часа)

Общее значение глаголов, вопросы.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения

 и грамматических признаков.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные:

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Познавательные:

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Определение лексического значения глагола.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Этимология термина «глагол». Роль глагола в предложении.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изменение глаголов по временам. (12 часов)

Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего

и будущего времени.

Определение времени глагола.

         

Устный, письменный

Практическая работа.

Составление рассказа по предложенному началу текста. Озаглавливание текста

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Безударные гласные в окончаниях

глаголов. Словарный диктант № 12.

         

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Глаголы настоящего времени.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

 Глаголы настоящего  времени.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Глаголы прошедшего времени.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Диктант по теме «Изменение глаголов по временам»

Письменный

Диктант

Определение темы прочитанного текста. Озаглавливание текста

Устный, письменный

Практическая работа.

Образование форм глаголов в прошедшем

Времени при помощи  суффикса -л-

Устный, письменный

Практическая работа.

Глаголы будущего времени.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Определение  времени действия, обозначаемого глаголом в будущем времени.

       

Устный, письменный

Практическая работа

Неопределённая форма глагола. (4 часа)

Определение термина «неопределенная форма глагола»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы.

Стиль текста. Определение стиля текста

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Правописание мягкого знака (ь) после ч в глаголах неопределённой формы.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Текст. Основное содержание текста. Письменная работа

Письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изменение глаголов по числам. (4 часа)

Изменение глаголов по числам. Словарный диктант №13.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Наблюдать за изменением глаголов по числам.

 Урок-исследование. Роль окончаний при изменении глаголов по числам.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Работа с текстом. Определение глаголов по временам и числам.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Подробное изложение по тексту- рассуждению

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.( 3 часа)

Окончание глаголов в прошедшем времени.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Наблюдать за изменением глаголов по лицам

(без введения термина).

Изменение по родам глаголов в прошедшем времени  в единственном числе.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Определение рода глаголов в прошедшем времени.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Не с глаголами (4 часа)

Значение частицы не и правила ее написания с глаголами.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Писать раздельно не с глаголами.

Правописание не с глаголами.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Составление текста объявления

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Правописание не с глаголами. Выборочный диктант.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разбор глагола как части речи. (5 часа)

Алгоритм письменного разбора глагола как части речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Определять грамматические признаки глаголов (время и число).

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

Время, число и род глагола. Словарный диктант № 14.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Обобщение темы «Глагол»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Контрольная работа № 6  по теме «Глагол»

Письменный

Контрольная работа

Определение типа текста

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Имя прилагательное как часть речи. (3 часа)+1ч из резерва

Общее значение прилагательных, вопросы.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имён прилагательных.

Определять связь имени прилагательного с именем существительным.

Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах.

Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них.

Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи.

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Регулятивные:

Умение  включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Познавательные:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Определение роли имен прилагательных в речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Правописание имен прилагательных.

 Сравнительное описание.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Подбор антонимов и синонимов к именам прилагательным. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение).

Устный, письменный

Практическая работа

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. (15 часов)

Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с

существительными разного рода и разного числа.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имён прилагательных.

Определять связь имени прилагательного с именем существительным.

Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах.

Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них.

Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи

Сочинение по личному наблюдению «Вот весна пришла!»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Подготовка к итоговой комплексной работе.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Итоговая комплексная работа.

Письменный

Контрольная работа.

Изменение имен прилагательных по числам.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изменение имен прилагательных по числам.

Словарный диктант № 15.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Изменение имен прилагательных

 по падежам.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Текст. Стили текста.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Сочинение текста – описания.

Письменный

Сочинение

Проверка безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Правописание окончаний имён прилагательных.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Тексты с именами прилагательными и без них.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Составление вопросов к тексту.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Урок-исследование. Роль имён прилагательных в речи.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разбор имени прилагательного как части речи. (3 часа)

Разбор имени прилагательного как части речи.

Устный, письменный

Практическая работа

Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

Обобщение темы «Имя прилагательное»

 Словарный диктант № 16.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Контрольная работа №7 по теме «Имя прилагательное»

Письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Повторение изученного за год. (9 часов)

Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи: слова,предложения, текст.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Регулятивные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Коммуникативные:

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

 Сочинение «Самый радостный день в моей жизни»

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Систематизация знаний  о значении слова, сопоставление слов с конкретным

предметным значением и с обобщающим значением.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Итоговый контрольный диктант.

Письменный

Диктант.

Типы текстов по сфере употребления: научные

и художественные

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Правила орфографии.

 

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выборочное изложение

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола как части речи

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос

Главные и однородные члены предложения.

Устный, письменный

Фронтальный, индивидуальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...