Конспект урока по русскому языку для 3 класса.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Демченко Елена Сергеевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Не с глаголами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_glagolami._3_kl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цели:

Познакомить с ролью частицы НЕ, с её раздельным написанием с глаголами.

Познакомить с глаголами- исключениями.

Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать.

Оборудование:

Магнитная доска.

Таблица с глаголами-исключениями.

В.Волина “Весёлая грамматика”.

Пословицы.

Ход урока.

I. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Не  Гл

II. Повторим части речи:

Уч. - С орфограммами справились, а теперь найдите в тексте часть речи, которая бывает одушевлённой и неодушевлённой.

( Учащиеся находят в тексте имена существительные).

 – Как называется эта часть речи?

Уч. – О какой части речи говорят, что она не называет предметы, а только указывает  на них? Есть ли эта часть речи в тексте?

– А знаете ли вы часть речи, которая служит для связи слов в предложении?

Приведите пример из текста.

 – Как называется часть речи, которая указывает на признак предмета?

 – Найдите в этом тексте часть речи, которая спрягается?

Дети называют глаголы: устроил, забрался , съел.

 – Расскажите мне всё, что знаете о глаголах.

 – Письменно сделайте морфологический разбор глагола.

Ответы детей: Устроил – глагол, что сделал?, начальная форма – устроить, в пр. в., м.р., ед. ч.

III. Частица не и глагол.

Уч. – Почему же этот ученик допустил столько ошибок? Отвечайте мне только глаголами.

Ответы детей учитель записывает на доске в первый столбик.

не учил                       учил

не думал                     думал

не слушал                  слушал

не трудился               трудился

не работал                  работал

 – Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он…(На доске появляется второй столбик).

 – Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков. (Глаголы первого столбика отрицают действие).

 – Что указывает на отрицание действий?(Маленькое слово не).

 – Это маленькое слово называется частица.

– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

 – Что вы знаете о служебных частях речи?

Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

             Они не являются членами предложения.

             К ним нельзя поставить вопрос.

Уч. – Как пишется частица НЕ с глаголами?

 – А знаете почему? Слушайте сказку:

Сила любви.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол .Печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю”,а она ему “Не люблю”. Он признавался “Верю”, а она ему: “НЕ верю”.

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах.

Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”.

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

IV. Работа с пословицами.

Уч. – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.

Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!

Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает                           торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

 – Запишите пословицы, раскрывая скобки.

 – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

 – Как написали эти слова, почему?

V. Творческая работа: “Правила поведения на уроке”.

Уч. – Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения на уроке”. А там все глаголы с частицей НЕ. Как думаете, что там было написано?

Дети на доске мелом цветным записывают составленные предложения.

НЕ опаздывать в школу.

НЕ разговаривать на уроке.

НЕ мешать своему соседу по парте.

НЕ рисовать на партах.

НЕ дергать девочек за косички.

НЕ жевать после звонка.

Уч. – Ребята, что же опять увидел благородный Глагол ?

Дети – Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

VI. Глаголы –исключения.

Уч – Печальный Глагол возвратился к своей любимой. Она как обычно,

отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” и вдруг замерла

от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.

 – Прочитайте эти глаголы (На доске таблица с глаголами- исключениями).

Неволить,

недомогать,

ненавидеть,

негодовать,

недоумевать.

 – Объясните значение слова негодовать.

Дети - Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.

 - Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению:

Дети – растеряться ,не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

 - Каким действием человек иногда показывает своё недоумение?

Дети – Чешет затылок,  пожимает плечами, округляет глаза.

 – Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами?

Дети – Без частицы НЕ эти глаголы не употребляются.

 – Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

– Проверим - насколько вы на уроке были внимательными. Поднимите руки над

головой, если глаголы надо писать слитно и положите руки на стол, если писать их

надо раздельно.

Глаголы для упражнения.

Ненавидеть,    Не решает,

неволить,    не бегает,

недомогать,    не боится,

негодовать,    не знает,

недоумевать.    не скучает.

VII. Заключение.

 – Ребята, каждый урок мы пытаемся добраться до планеты “Открытий”, узнать   что-то новое для себя. Кому-то везёт и он открывает для себя это новое, кому-то нет.

Кому повезло сегодня? Кто попал на планету “Открытий” и узнал новое?

Домашнее задание. Составить несколько предложений на тему “Поведение детей дома, когда нет взрослых”, используя глаголы с частицей НЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....