Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Андреева  Инна Николаевна

Цель урока: формировать  представление о типах склонения имён существительных, учить распознавать склонение по окончанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx219 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Три склонения имен существительных. 4 класс

Учитель Андреева Инна Николаевна

МБОУ СОШ № 2 г. Слюдянки

Дата проведения

01.02.2020

Тема

 Три склонения имени существительного / УМК «Перспектива»/

Тип урока

Урок открытия нового знания  и систематизация изученного материала.

Цель

Формировать  представление о типах склонения имён существительных, учить распознавать склонение по окончанию.

Задачи

Уметь определять склонение имён существительных на основе  исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности.

Методы

  • словесные (объяснение, беседа);
  • наглядные (демонстрация презентации, наглядные пособия)
  • практические (работа с карточками, учебной книгой, дидактическим материалом)

                           Технологии

  • Элементы игровой технологий.
  •  Информационно-коммуникационные технологии.

                         Формы работы

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая.

Методы

  • проблемный, частично-поисковый

Планируемые результаты

Предметные учащиеся  получат возможность

  •  проявлять интерес к изучению родного языка;
  • формировать умение определять склонение существительных;

Познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность:

  • строить логические рассуждения при анализе заданий;
  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов;
  • творчески относится к распределению слов на группы ( склонения),

Регулятивные УУД

  • уметь обнаруживать проблему и ставить перед собой цель;
  • составлять план учебных задач;
  • определять степень успешности выполнения своей работы по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать других;

договариваться, выполняя роли в группе, сотрудничать в совместном решении ряда задач.

Личностные УУД

  • уметь придерживаться этических норм общения в коллективе, самому выбирать линию поведения в сотрудничестве с окружающими.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
  • контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность:

  • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности слов в предложении, при распределении слов на группы);
  • развивать абстрактное мышление при классификации слов на группы;
  • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
  •  работать со словарями;
  • применять полученные знания для решения практических задач.

Межпредметные связи:

  • окружающий мир;
  • технология;
  • литературное чтение.

Основные понятия

Склонение имени существительного

Ресурсы

Информационный материал

Учебник.   Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – Издание: 2- изд. - М.: Просвещение, 2015

Демонстрационный материал

Презентация в программе Power Point, образовательная платформа LearningApps.org.

Наглядное пособие «Три склонения  имени существительного»

«Снеговик, снежки –слова»;для творческой работы

Слова-карточки

Интерактивный материал

Тренинговое упражнение на образовательной платформе LearningApps.org

Раздаточный материал: веер для самооценки

Ход урока: 

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Ресурсы

Формируемые УУД

I. Орг. момент

Цель:

Создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

II.  Планирование предстоящей деятельности

Уметь выстраивать последовательность предстоящей работы.

III.  Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса. Самоопределение.

Уметь сформулировать проблемный вопрос, открыть тему урока с постановкой цели и задачи.

IV. Физминутка.

Кинезеологические упражнения - повышение продуктивности работы, умственной активности, снятие напряжения и утомления.

V. Применение нового знания.

Формировать умение самостоятельно применять знания.

VI. Закрепление

Закрепить полученный материал, на основе приобретенных знаний составить алгоритм определения склонения у имен существительных.

VII. Творческая работа

Развитие творческих способностей с использованием приобретенных знаний

VIII. Итог.  Представление  творческих работ.

Систематизировать знания, полученные на уроке.

IX. Рефлексия.

Умение оценивать свою деятельность.

1) Прозвенел звонок весёлый.

    Мы начать урок готовы?

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Ребята, а каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (интересным, весёлым, познавательным, запоминающимся…)

- А что вы для этого должны делать? ( Мы должны дружно работать, помогать друг другу, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы)

      Проверь, дружок!

      Готов ли ты начать урок?

      Всё ль на месте,

      Всё ль в порядке?

      Ручки. Книги и тетрадки?

Девизом урока станут слова: 

«Залог успеха — постоянное стремление вперед!»

Вперед, друзья!

Сейчас мы проведем игру «Блиц опрос», проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием.

1 . Имя существительное – это …

  • Часть речи
  • Часть предложения
  • Слово

2 . Имя существительное обозначает …

  • признак предмета
  • действие предмета
  • предмет

3 . Имя существительное отвечает на вопросы:

  • какая? какой? какие?
  • кто? что?
  • что делает? что делал?

4 . Имя существительное изменяется ...

  • по родам
  • по числам
  • по падежам

5 . В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:

  • И.п ; Р.п ; Д.п ; Т.п ; В.п ; П.п
  • И.п ; В.п ; Т.п ; П.п ; Д.п ; Р.п
  • И.п ; Р.п ; Д.п ; В.п ; Т.п ; П.п

6 . Определи склонение данных существительных:

  • Зима, земля, дядя, Юра, снег, конь, степь, дочь.

Проверим, как вы справились с тестовыми заданиями

– Если мы не знаем, то какую задачу поставим перед собой на данном уроке?

– Как определить склонение имени существительного? Что нового хотим узнать?

 «Открываем» тему урока.

- Какое время года?

Отгадайте загадки:

1)Кто зимой метёт и злится,                            

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это – снежная…. (метель)

2) Кружит снег она вдоль улиц,                          

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья …(вьюга)

3) Вам предстоит составить из этих слов предложение.

- Запишите предложение. Разберите по членам и частям речи.

Мы отгадывали загадки о метели и  вьюге. /слайд/

Задание: спишите предложение, определите число, род, падеж, выделите окончание имен существительных.

           

       - Что общего между этими существительными?

       (Отвечают на вопрос -о чём?, неодушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)

- Чем отличаются?  (Окончанием)

-Давайте сформулируем проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

А кто такие исследователи?

Вернемся к нашим словам!

На доске слова-карточки:

  • Зима, земля, дядя, Юра, снег, конь, степь, дочь.

- Давайте разделим существительные на три группы, ориентируясь на мои указания.

  • Назовите сущ. женского рода с окончанием –а, -я.  (зима, земля)
  • Назовите сущ. мужского рода с окончанием –а, -я. (дядя, Юра)
  • Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода (снег, конь)

Назовите окончание.

  • Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончание. (окно, поле)
  • Определите род у оставшихся имён сущ.  (степь, дочь)

В чём особенность этих существительных?

- По какому признаку мы сгруппировали существительные?  ( По роду и окончанию).

ВЫВОД:

[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]

Запомни!  ( Таблица склонение)

Теперь вы сможете ответить на проблемный вопрос «Почему у существительных одного и того же рода в одном и том же падеже окончания разные?»

Ответ: Они относятся к разным склонениям.

Назовите тему урока.

Так какая же цель нашего урока?

(Научиться распознавать склонение имён существительных)

И ваша задача… (уметь определять склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже)

1. Работа по учебнику с. 16. Прочитаем вывод Самоварова.

И к склонению сейчас, перейти нам в самый раз.                  

Учитель следит за посадкой учащихся, за  положением тетради, за правильностью выполнения работы. 

1.«Массаж ушных раковин»

2. «Ухо-нос»

Ухо, носик мы возьмем,

Хлоп - опять играть начнем.

3.«Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Работа с упражнением на образовательной платформе  LearningApps.org.

  Цель: правильно определить склонение имени существительного и распределить по столбикам 1,2,3 склонение

- Ребята, а как вы будете определяете склонение? Давайте составим алгоритм:

Итак,  (на доске табличка)

  • читаю слово,
  • определяю род, / он мой…/
  • нахожу окончание,
  • указываю склонение.

2. .«Хитрый вопрос мудрой совы»  (с. 17)

3.Составим Алгоритм определения склонения.                  

1. Ставлю сущ. в начальную форму – И.п., ед.ч.,

2. Определяю род,

3. Нахожу окончание,

4. По роду и окончанию определяю склонение.

                                                 

4.Самостоятельная работа. ( с.17, упр.25)

Распределить слова в 3 столбика.

 Работа в паре. Взаимопроверка. (по слайду Давайте проверим)

 Оцените работу, если правильно, то поставьте  восклицательный знак. Если есть ошибка, то вопросительный знак.

* Индивидуальная работа с орфографическими словарями (3 человека)

Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы. 

Ребята, вы молодцы! Все справились с заданием.

Зима – это сказочное время года. И поэты, и художники воспевали красоту зимней природы в своих произведениях. И в заключение урока вам предстоит проявить своё творчество и те знания, которые вы получили сегодня на уроке при изучении темы «Три склонения существительных».

Игра «Умелые ручки»

Цель: определить склонение слов и распределить по группам (в нужный ком снеговика)

Слова: 3скл. - морковь, капель и т.д;  2 скл. - лёд, ведро, снег и т.д;  1скл. – сосулька, рябина, дедушка, метелица, Снегурочка и т.д.

Молодцы, ребята! Все успешно справились с заданием.

Посмотрите, какой получился снеговик!

- Наш урок подошёл к концу.

 -Что нового узнали?

– С какой целью необходимо узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).

А теперь оцените свою работу! Возьмите каждый утверждение и закончите его!

Я узнал на уроке…

Я на уроке научился…

Я повторил…

Мне понравилось на уроке…

Я удивлен …

У меня получилось….

Я успешно…..

Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Особенно хочу отметить ребят…

- А кого вы могли бы отметить сегодня на уроке?

Домашнее задание вы сможете посмотреть на страничке Дневника.ру:

С.17, упр.27 – базовый уровень; с.18, упр.28 – повышенный уровень.

Учащиеся оформляют классную работу.

Соблюдение правила посадки во время письма.

Зачитывают девиз.

Повторение об имени существительном.

Умение выделить постоянные и непостоянные признаки.

Индивидуальная работа

 

Дети приходят к выводу что 1, 2, 3, 4, 5 задание они могут выполнить, а при 6 встретились с затруднением

Дети ставят задачу урока.

Дети отгадывают загадки

Работа над предложением. Разбор по членам и частям речи.

Дети придумывают предложение

Записывают предложение в тетрадь

Постановка проблемного вопроса через определение признаков имени существительного.

 

Индивидуальная работа с толковым словарём

Люди, занимающиеся каким-либо научным исследователем.

Учащиеся читают задание, в тетради выполняют задание.

Работа по указанию учителя с наглядным пособием « Три склонения имени существительного»

Учащиеся группируют существительные по роду и окончанию. Делают вывод.

 

Ставят цели и задачи.

Решение проблемного вопроса.

Дети называют тему рока:

«Три склонения имен существительных»

Работа по учебнику.

 

Читают и объясняют правило в стихах.

Существительным зовусь,

На три склонения делюсь:

1-е склонение – с окончаньем -а и -я –

Рода женского и мужского, друзья.

2-е склонение – род мужской без окончанья,

А средний род – -о, -е – плавное звучанье.

3-е склонение – род женский с ь на конце всех слов.

Запомни – это правило для всех учеников!

Выполняют движения

Групповая работа на образовательной платформе с помощью ИКТ

Совершенствование знаний через игру.

Работа по учебнику.

Самостоятельная работа.

Работа в паре.  Взаимопроверка.

Индивидуальная работа с орфографическим словарём

Определить склонение, выбрать правильный ответ.

Каждый учащийся прикрепляет снежок со словом в нужный ком снеговика, который указывает на склонение.

Дети представляют работу

Учащиеся дополняют утверждения своими ответами.

Отвечают на итоговые вопросы учителя. 

Ребята, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Слайд

 

Фронтальный опрос

Наглядный материал

Слайд

Наглядное пособие

Интерактивный тренажёр

Демонстрационный материал

Слайд для проверки

Демонстрационный материал

Организация своего рабочего места (метапредметные)

Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


Личностные УУД
Формируем
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД
Р
азвиваем умение воспринимать информацию, оформлять свои мысли в письменной   форме.

Познавательные УУД
 Развиваем умение:
- раскрывать значение понятий;
- формулировать выводы.

Предметные УУД
 Развиваем умение:
- рассказывать правило;
- определять общее грамматическое значение группы слов, выделяя графически их окончания.

Развиваем умение:
- раскрывать значение понятий;
- формулировать выводы.

Регулятивные УУД
Развиваем умение:
- планировать своё действие в соответствии с целью задания;

- выполнять корректировку учебного задания.

Регулятивные УУД
 Развиваем умение:
- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре.

Личностные УУД
Формируем установку на здоровый образ жизни и ее реализацию на уроке

Познавательные УУД
Развиваем умения:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов;
- творчески относиться к изучению темы.

Личностные УУД
Развиваем:
- способность проводить
самооценку;
- способность адекватно понимать причины успеха или неуспеха.
Регулятивные УУД
Развиваем:
-умение контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативные УУД
Развиваем умение:
-
оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
- выражать свои мысли полно и точно;
- формулировать  и аргументировать своё мнение.

Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.


Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Конспект "Три типа склонения имени существительных"

Цель: закрепить знание таблицы умножения и деления числа 6 и на 6. Задачи.Обучающие:  повторить таблицу умножения и деления до 6; отрабатывать вычислительные навыки; решение задач на н...

Конспект "Три типа склонения имени существительных"

Краткие разработки уроков по чтению УМК "Перспектива" 1 класс...

Конспект открытого урока "Род имен существительных".

Урок русского языка с использованием ИКТ...

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...