Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: формировать представление о типах склонения имён существительных, учить распознавать склонение по окончанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Три склонения имен существительных. 4 класс
Учитель Андреева Инна Николаевна
МБОУ СОШ № 2 г. Слюдянки
Дата проведения | 01.02.2020 |
Тема | Три склонения имени существительного / УМК «Перспектива»/ |
Тип урока | Урок открытия нового знания и систематизация изученного материала. |
Цель | Формировать представление о типах склонения имён существительных, учить распознавать склонение по окончанию. |
Задачи | Уметь определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности. |
Методы |
|
Технологии |
|
Формы работы |
|
Методы |
|
Планируемые результаты | Предметные учащиеся получат возможность
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
договариваться, выполняя роли в группе, сотрудничать в совместном решении ряда задач. Личностные УУД
Метапредметные результаты Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
Межпредметные связи:
|
Основные понятия | Склонение имени существительного |
Ресурсы | Информационный материал Учебник. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – Издание: 2- изд. - М.: Просвещение, 2015 Демонстрационный материал Презентация в программе Power Point, образовательная платформа LearningApps.org. Наглядное пособие «Три склонения имени существительного» «Снеговик, снежки –слова»;для творческой работы Слова-карточки Интерактивный материал Тренинговое упражнение на образовательной платформе LearningApps.org Раздаточный материал: веер для самооценки |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы | Формируемые УУД |
I. Орг. момент Цель: Создание благоприятной обстановки, положительного настроя. II. Планирование предстоящей деятельности Уметь выстраивать последовательность предстоящей работы. III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса. Самоопределение. Уметь сформулировать проблемный вопрос, открыть тему урока с постановкой цели и задачи. IV. Физминутка. Кинезеологические упражнения - повышение продуктивности работы, умственной активности, снятие напряжения и утомления. V. Применение нового знания. Формировать умение самостоятельно применять знания. VI. Закрепление Закрепить полученный материал, на основе приобретенных знаний составить алгоритм определения склонения у имен существительных. VII. Творческая работа Развитие творческих способностей с использованием приобретенных знаний VIII. Итог. Представление творческих работ. Систематизировать знания, полученные на уроке. IX. Рефлексия. Умение оценивать свою деятельность. | 1) Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Давайте поздороваемся с нашими гостями. - Ребята, а каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (интересным, весёлым, познавательным, запоминающимся…) - А что вы для этого должны делать? ( Мы должны дружно работать, помогать друг другу, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы) Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Ручки. Книги и тетрадки? Девизом урока станут слова: «Залог успеха — постоянное стремление вперед!» Вперед, друзья! Сейчас мы проведем игру «Блиц опрос», проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием. 1 . Имя существительное – это …
2 . Имя существительное обозначает …
3 . Имя существительное отвечает на вопросы:
4 . Имя существительное изменяется ...
5 . В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:
6 . Определи склонение данных существительных:
Проверим, как вы справились с тестовыми заданиями – Если мы не знаем, то какую задачу поставим перед собой на данном уроке? – Как определить склонение имени существительного? Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. - Какое время года? Отгадайте загадки: 1)Кто зимой метёт и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель? Это – снежная…. (метель) 2) Кружит снег она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки-зимы подруга, Северная гостья …(вьюга) 3) Вам предстоит составить из этих слов предложение. - Запишите предложение. Разберите по членам и частям речи. Мы отгадывали загадки о метели и вьюге. /слайд/ Задание: спишите предложение, определите число, род, падеж, выделите окончание имен существительных.
- Что общего между этими существительными? (Отвечают на вопрос -о чём?, неодушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.) - Чем отличаются? (Окончанием) -Давайте сформулируем проблемный вопрос: Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? -Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование. А кто такие исследователи? Вернемся к нашим словам! На доске слова-карточки:
- Давайте разделим существительные на три группы, ориентируясь на мои указания.
Назовите окончание.
В чём особенность этих существительных? - По какому признаку мы сгруппировали существительные? ( По роду и окончанию). ВЫВОД: [В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение] Запомни! ( Таблица склонение) Теперь вы сможете ответить на проблемный вопрос «Почему у существительных одного и того же рода в одном и том же падеже окончания разные?» Ответ: Они относятся к разным склонениям. Назовите тему урока. Так какая же цель нашего урока? (Научиться распознавать склонение имён существительных) И ваша задача… (уметь определять склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже) 1. Работа по учебнику с. 16. Прочитаем вывод Самоварова. И к склонению сейчас, перейти нам в самый раз. Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы. 1.«Массаж ушных раковин» 2. «Ухо-нос» Ухо, носик мы возьмем, Хлоп - опять играть начнем. 3.«Перекрестное марширование» Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Работа с упражнением на образовательной платформе LearningApps.org.Цель: правильно определить склонение имени существительного и распределить по столбикам 1,2,3 склонение - Ребята, а как вы будете определяете склонение? Давайте составим алгоритм: Итак, (на доске табличка)
2. .«Хитрый вопрос мудрой совы» (с. 17) 3.Составим Алгоритм определения склонения. 1. Ставлю сущ. в начальную форму – И.п., ед.ч., 2. Определяю род, 3. Нахожу окончание, 4. По роду и окончанию определяю склонение.
4.Самостоятельная работа. ( с.17, упр.25) Распределить слова в 3 столбика. Работа в паре. Взаимопроверка. (по слайду Давайте проверим) Оцените работу, если правильно, то поставьте восклицательный знак. Если есть ошибка, то вопросительный знак. * Индивидуальная работа с орфографическими словарями (3 человека) Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы. Ребята, вы молодцы! Все справились с заданием. Зима – это сказочное время года. И поэты, и художники воспевали красоту зимней природы в своих произведениях. И в заключение урока вам предстоит проявить своё творчество и те знания, которые вы получили сегодня на уроке при изучении темы «Три склонения существительных». Игра «Умелые ручки» Цель: определить склонение слов и распределить по группам (в нужный ком снеговика) Слова: 3скл. - морковь, капель и т.д; 2 скл. - лёд, ведро, снег и т.д; 1скл. – сосулька, рябина, дедушка, метелица, Снегурочка и т.д. Молодцы, ребята! Все успешно справились с заданием. Посмотрите, какой получился снеговик! - Наш урок подошёл к концу. -Что нового узнали? – С какой целью необходимо узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного). А теперь оцените свою работу! Возьмите каждый утверждение и закончите его! Я узнал на уроке… Я на уроке научился… Я повторил… Мне понравилось на уроке… Я удивлен … У меня получилось…. Я успешно….. Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Особенно хочу отметить ребят… - А кого вы могли бы отметить сегодня на уроке? Домашнее задание вы сможете посмотреть на страничке Дневника.ру: С.17, упр.27 – базовый уровень; с.18, упр.28 – повышенный уровень. | Учащиеся оформляют классную работу. Соблюдение правила посадки во время письма. Зачитывают девиз. Повторение об имени существительном. Умение выделить постоянные и непостоянные признаки. Индивидуальная работа
Дети приходят к выводу что 1, 2, 3, 4, 5 задание они могут выполнить, а при 6 встретились с затруднением Дети ставят задачу урока. Дети отгадывают загадки Работа над предложением. Разбор по членам и частям речи. Дети придумывают предложение Записывают предложение в тетрадь Постановка проблемного вопроса через определение признаков имени существительного.
Индивидуальная работа с толковым словарём Люди, занимающиеся каким-либо научным исследователем. Учащиеся читают задание, в тетради выполняют задание. Работа по указанию учителя с наглядным пособием « Три склонения имени существительного» Учащиеся группируют существительные по роду и окончанию. Делают вывод.
Ставят цели и задачи. Решение проблемного вопроса. Дети называют тему рока: «Три склонения имен существительных» Работа по учебнику.
Читают и объясняют правило в стихах. Существительным зовусь, На три склонения делюсь: 1-е склонение – с окончаньем -а и -я – Рода женского и мужского, друзья. 2-е склонение – род мужской без окончанья, А средний род – -о, -е – плавное звучанье. 3-е склонение – род женский с ь на конце всех слов. Запомни – это правило для всех учеников! Выполняют движения Групповая работа на образовательной платформе с помощью ИКТ Совершенствование знаний через игру. Работа по учебнику. Самостоятельная работа. Работа в паре. Взаимопроверка. Индивидуальная работа с орфографическим словарём Определить склонение, выбрать правильный ответ. Каждый учащийся прикрепляет снежок со словом в нужный ком снеговика, который указывает на склонение. Дети представляют работу Учащиеся дополняют утверждения своими ответами. Отвечают на итоговые вопросы учителя. Ребята, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения. Записывают домашнее задание в дневник. | Слайд
Фронтальный опрос Наглядный материал Слайд Наглядное пособие Интерактивный тренажёр Демонстрационный материал Слайд для проверки Демонстрационный материал | Организация своего рабочего места (метапредметные) Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Предметные УУД Развиваем умение: Регулятивные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
урок русского языка по теме "Глагол" УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...
Конспект "Три типа склонения имени существительных"
Цель: закрепить знание таблицы умножения и деления числа 6 и на 6. Задачи.Обучающие: повторить таблицу умножения и деления до 6; отрабатывать вычислительные навыки; решение задач на н...
Конспект "Три типа склонения имени существительных"
Краткие разработки уроков по чтению УМК "Перспектива" 1 класс...
Конспект открытого урока "Род имен существительных".
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Конспект открытого урока "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
Урок русского языка ПНШ...
конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"
Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...