Методическая разработка урока. Русский язык. 2 класс. Разделительный мягкий знак.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Учащиеся изучат правило употребления разделительного мягкого знака, научатся соотносить произношение и написание слов с разделительным мягким знаком, различать мягкий знак разделительный и мягкий знак для обозначения мягкости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. Русский язык. 2 класс. Разделительный мягкий знак. | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема урока | Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
Класс | 2. |
Образовательная программа | Школа России. |
Цель деятельности | Дать понятие мягкого знака как разделительного, формировать умения и навыки, в основе которых лежит активное орфографическое ориентирование, развивать сообразительность, языковое чутьё, способствовать заинтересованности, яркости восприятия, образности впечатлений путём сочетания образов. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний с мультимедийной презентацией. |
Планируемые | Предметные: учащиеся изучат правило употребления разделительного Ь, научатся соотносить произношение слов с разделительным Ь и их написание, различать Ь -показатель мягкости и разделительный Ь. Метапредметные: учащиеся овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться эталонами. Личностные: научатся понимают значение орфографических навыков в собственной жизни. |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Ход урока.
I. Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, активности, уверенности в знаниях.
II. Введение в тему урока.
Сегодня мы отправимся в дальнейшее путешествие по страницам русского языка. Нашими помощниками будут эти ребята – такие же второклассники, как и вы. Давайте познакомимся с ними и узнаем, как их зовут.
Узнаем имя девочки:
1 буква есть в слове дом и обозначает парный согласный звук.
2 буква есть в слове трава и обозначает безударный гласный звук.
3 буква есть в слове радуга и обозначает непарный звонкий согласный звук.
4 буква – «все смягчает он добряк, эта буква …(мягкий знак)».
5 буква есть в слове яблоня и обозначает два звука.
Назовите имя девочки (Дарья).
Узнаем имя мальчика.
1 буква есть в слове грибы и обозначает безударный гласный звук.
2 буква есть в слове лес и обозначает непарный звонкий согласный звук.
3 буква есть в слове лось, но звука не обозначает.
4 буква есть в слове ягода и обозначает два звука.
Как зовут детей?
III. Самоопределение к деятельности.
Что общего в именах детей?
Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока?
Прочитаем тему урока на слайде.
Учитывая тему урока и опираясь на записанные на доске слова, сформулируйте цели нашего урока:
- Познакомиться со словами, в которых …
- Учиться писать …
IV. Работа по теме урока.
1. Группировка слов по роли мягкого знака.
Первое задание для вас подготовили Илья и Дарья.
Прочитайте слова на доске:
ФЕВРАЛЬ МЕТЕЛЬ ВЬЮГА СНЕГИРЬ ВЕСЕЛЬЕ
ВОРОБЬИ ПАЛЬТО ДРУЗЬЯ ЖИЛЬЁ КОНЬКИ
Выполните задание ребят – для Дарьи выберите слова с мягким знаком – показателем мягкости, а для Ильи – с мягким знаком разделительным.
Что общего между словами первой группы? (Они все словарные.)
Чем слова этой группы отличаются? (Мягкий знак стоит или на конце слова, или в середине).
Что общего между словами второй группы? (Они все с разделительным Ь).
Понаблюдайте и скажите, когда в слове пишется разделительный Ь?
(После согласных перед гласными Е,Ё И, Ю, Я).
Разделительный Ь – это орфограмма. Она обозначается так: согласную и гласную будем подчеркивать двумя чертами, а мягкий знак одной чертой.
Запишите в тетрадь через запятую слова с разделительным Ь, обозначьте орфограмму. (Письмо с комментированием).
Дополните данные слова до предложений.
2.Знакомство с правилом употребления разделительного Ь.
Когда в словах надо писать разделительный Ь?
Чтобы лучше запомнить, Илья и Дарья познакомят нас с рифмовкой.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в словах стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё,
Перед я, ю, и, е, ё.
В русском языке есть похожие слова, например:
солю солью
полю полью
Как определить, в каких из этих слов надо употреблять Ь, а в каких нет?
(Предположения детей).
Мы с вами столкнулись с проблемой, которую нам предстоит решить.
3.Звуко-буквенный разбор слова.
Выполним звуко-буквенный разбор слова с разделительным Ь и попробуем догадаться, когда в словах надо употреблять Ь разделительный.
Друзья – [друз,й,а] 2 слога.
Д-[д]-сог.л, зв., тв.
Р-[р]-согл., зв., тв.
У-[у]-гл., безуд.
З-[з,]-согл., зв., мяг.
Ь-[-]
Я-[й,-]-согл., зв., мяг.
[а]-гл., уд.
___________________________
6 б., 6 з.
Какой звук мы слышим после согласного звука [з,]?
Вывод: если после согласного звука слышим звук [й,], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак.
Физкультминутка.
4.Упражнение в употреблении разделительного Ь в словах.
Повторим правило употребления разделительного Ь.
Если после согласного звука слышим звук [й,], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак.
Дарья и Илья тоже столкнулись с проблемой. Учитель продиктовал ребятам предложения:
Птицы собираются в … (полёт, польёт).
Скоро (полёт, польёт) осенний дождь.
Эти предложения вызвали у ребят затруднения. Помогите Дарье и Илье правильно подобрать пропущенные слова.
Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте орфограмму разделительный Ь.
Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
5.Тренировка умения осознанно писать слова с разделительным Ь.
Упр. 53 с.32.
(Вьюнок (QE)? Листья (ЙА), жильё (ЙО), счастье (ЙЭ), обезьяна (ЙА), ульи (ЙИ) братья (ЙА)).
Физкультминутка.
Если в слове надо писать разделительный Ь – хлопаем в ладоши, если не надо – приседаем:
Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь, огоньки, ручьи, пальто.
6. Работа в парах.
Решите кроссворд от Дарьи и Ильи.
Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:
- Снежная буря.
- Домики для пчёл.
- Мать, отец, дети.
- Животное.
- Ягоды, сваренные в сахаре.
V.Тест
Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. В какое слово надо вставить разделительный Ь?
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с разделительным Ь.
А) л…динка
Б) в…юга
В) метел…
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.
VI.Итог урока.
Какую тему мы сегодня изучали?
Как зовут ребят, которые вместе с нами изучали новую орфограмму.
Почему в их именах надо писать разделительный Ь?
Когда в словах пишется разделительный Ь?
VII.Рефлексия.
Урок заканчивается. Я хотела бы узнать выше мнение. Начните ответы со слов, данных на доске.
Сегодня на уроке мне понравилось …
Мне было интересно …
Сегодня я научился …
Я доволен собой, потому что …
Мне было трудно …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание мягкого знака в именах числительных»
Методическая разработка урока русского языкаучителя начальных классов Бугаковой Татьяны АлексеевныКласс 4, УМК "Начальная школа XXI века"Тема урока «Правописание мягкого знака в именах числительных»Ти...
Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"
Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"
Урок открытия новых знаний, направлен на формирование у обучающихся предметных знаний по теме и метапредметных результатов освоения программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,...
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе «Правописание заглавной буквы и разделительного мягкого знака в словах»
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе «Правописание заглавной буквы и разделительного мягкого знака в словах»...
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА С НАРУШЕННЫМ ПОРЯДКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе посвящена теме «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком?» к УМК «Школа России» и включа...