Методическая разработка урока. Русский язык. 2 класс. Разделительный мягкий знак.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Громова Елена Евгеньевна

Учащиеся изучат правило употребления разделительного мягкого знака, научатся соотносить произношение и написание слов с разделительным мягким знаком, различать мягкий знак разделительный и мягкий знак для обозначения мягкости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Класс

2.

Образовательная программа

Школа России.

Цель деятельности
учителя

Дать понятие мягкого знака как разделительного, формировать умения и навыки, в основе которых лежит активное орфографическое ориентирование, развивать сообразительность, языковое чутьё, способствовать  заинтересованности, яркости восприятия, образности впечатлений путём  сочетания образов.

Тип урока

Урок открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: учащиеся  изучат правило употребления разделительного Ь, научатся  соотносить произношение слов с разделительным Ь и их написание,  различать Ь -показатель мягкости и разделительный Ь.

Метапредметные: учащиеся овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться эталонами.

Личностные: научатся понимают значение орфографических навыков в собственной жизни.

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Ход урока.

I.  Психологический настрой.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.  Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, активности, уверенности в знаниях.

II. Введение в тему урока.

 Сегодня мы отправимся в дальнейшее путешествие по страницам русского языка. Нашими помощниками будут эти ребята – такие же второклассники, как и вы. Давайте познакомимся с ними и узнаем, как их зовут.

Узнаем имя девочки:

1 буква есть в слове дом и обозначает парный согласный звук.

2 буква  есть в слове трава и обозначает безударный гласный звук.

3 буква есть в слове радуга и обозначает непарный звонкий согласный звук.

4 буква – «все смягчает он добряк, эта буква …(мягкий знак)».

5 буква есть в слове яблоня и обозначает два звука.

Назовите имя девочки (Дарья).

Узнаем имя мальчика.

1 буква есть в слове грибы и обозначает безударный гласный звук.

2 буква есть в слове лес и обозначает непарный звонкий согласный звук.

3 буква есть в слове лось, но звука не обозначает.

4 буква есть в слове ягода и обозначает два звука.

Как зовут детей?

III. Самоопределение к деятельности.

Что общего в именах детей?

Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока?

Прочитаем тему урока на слайде.

Учитывая тему урока  и опираясь на записанные на доске слова, сформулируйте цели нашего урока:

  • Познакомиться со словами, в которых …
  • Учиться писать …

IV. Работа по теме урока.

1. Группировка слов по роли мягкого знака.

Первое задание для вас подготовили Илья и Дарья.

Прочитайте слова на доске:

ФЕВРАЛЬ МЕТЕЛЬ ВЬЮГА СНЕГИРЬ ВЕСЕЛЬЕ

ВОРОБЬИ ПАЛЬТО ДРУЗЬЯ ЖИЛЬЁ КОНЬКИ

Выполните задание ребят – для Дарьи выберите слова с мягким знаком – показателем мягкости, а для Ильи – с мягким знаком разделительным.

Что общего между словами первой группы? (Они все словарные.)

Чем слова этой группы отличаются? (Мягкий знак стоит или на конце слова, или в середине).

Что общего между словами второй группы? (Они все с разделительным Ь).

Понаблюдайте и скажите, когда в слове пишется разделительный Ь?

(После согласных перед гласными Е,Ё И, Ю, Я).

Разделительный Ь – это орфограмма. Она обозначается так: согласную и гласную будем подчеркивать двумя чертами, а мягкий знак одной чертой.

Запишите в тетрадь через запятую слова с разделительным Ь, обозначьте орфограмму. (Письмо с комментированием).

Дополните данные слова до предложений.

2.Знакомство с правилом употребления разделительного Ь.

Когда в словах надо писать разделительный Ь?

Чтобы лучше запомнить, Илья и Дарья познакомят нас с рифмовкой.

 Перед е, ё, и, ю, я,
          Я в словах стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё,

Перед я, ю,  и, е, ё.

В русском языке есть похожие слова, например:

солю    солью

полю    полью

Как определить, в каких из этих слов надо употреблять Ь, а в каких нет?

(Предположения детей).

 Мы с вами столкнулись с проблемой, которую нам предстоит решить.

3.Звуко-буквенный разбор слова.

Выполним звуко-буквенный разбор слова с разделительным Ь и попробуем догадаться, когда в словах надо употреблять Ь разделительный.

Друзья – [друз,й,а] 2 слога.

Д-[д]-сог.л, зв., тв.

Р-[р]-согл., зв., тв.

У-[у]-гл., безуд.

З-[з,]-согл., зв., мяг.

Ь-[-]

Я-[й,-]-согл., зв., мяг.

   [а]-гл., уд.

___________________________

6 б., 6 з.

Какой звук мы слышим после согласного звука [з,]?

Вывод: если после согласного звука слышим звук [й,], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак.  

Физкультминутка.

4.Упражнение в употреблении разделительного Ь в словах.

Повторим правило употребления разделительного Ь.

Если после согласного звука слышим звук [й,], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак.  

Дарья и Илья тоже столкнулись с проблемой. Учитель продиктовал ребятам предложения:

Птицы собираются в … (полёт, польёт).

Скоро (полёт, польёт) осенний дождь.

Эти предложения вызвали у ребят затруднения. Помогите Дарье и Илье правильно подобрать пропущенные слова.

Запишите  предложения в тетрадь. Обозначьте орфограмму разделительный Ь.

Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

5.Тренировка умения осознанно писать слова с разделительным Ь.

Упр. 53 с.32.

(Вьюнок (QE)? Листья (ЙА), жильё (ЙО), счастье (ЙЭ), обезьяна (ЙА), ульи (ЙИ) братья (ЙА)).

Физкультминутка.

Если в слове надо писать разделительный Ь – хлопаем в ладоши, если не надо – приседаем:

Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь,  огоньки, ручьи, пальто.

6. Работа в парах.

Решите кроссворд от Дарьи и Ильи.

Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:

http://festival.1september.ru/articles/511831/image3.gif

  1. Снежная буря.
  2. Домики для пчёл.
  3. Мать, отец, дети.
  4. Животное.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

V.Тест

Выберите правильный ответ.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2.  Выбери слово, в котором Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3.  В какое слово надо вставить разделительный Ь?

 А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с разделительным Ь.

 А) л…динка

Б) в…юга

В) метел…

5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

VI.Итог урока.

Какую тему мы сегодня изучали?

Как зовут ребят, которые вместе с нами изучали новую орфограмму.

Почему в их именах надо писать разделительный Ь?

Когда в словах пишется разделительный Ь?

VII.Рефлексия.

Урок заканчивается. Я хотела бы узнать выше мнение. Начните ответы со слов, данных на доске.

Сегодня на уроке мне понравилось …

Мне было интересно …

Сегодня я научился …

Я доволен собой, потому что …

Мне было трудно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Методическая разработка урока русского языкаучителя начальных классов Бугаковой Татьяны АлексеевныКласс 4, УМК "Начальная школа XXI века"Тема урока «Правописание мягкого знака в именах числительных»Ти...

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"

Урок открытия новых знаний,  направлен на формирование у обучающихся предметных знаний  по теме и  метапредметных результатов освоения программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе «Правописание заглавной буквы и разделительного мягкого знака в словах»

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе «Правописание заглавной буквы и разделительного мягкого знака в словах»...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА С НАРУШЕННЫМ ПОРЯДКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе посвящена теме «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком?» к УМК «Школа России» и включа...