Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Повторить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительных падежах, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, разбор по членам предложения, родительный падеж имен существительных. Закреплять навыки каллиграфии.
Развивать умение работать с опорными текстами.
Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе, уважение к хлебу и труду хлебороба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_39.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цели. Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Повторить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительных падежах, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, разбор по членам предложения, родительный падеж имен существительных. Закреплять навыки каллиграфии.
Развивать умение работать с опорными текстами.
Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе, уважение к хлебу и труду хлебороба.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Я постараюсь донести до каждого из вас новые знания, а ваша задача – оправдать мои ожидания:
быть активными на уроке. Думаю, что у нас с вами все получится. Удачи всем!
II. Введение в тему.
- Назовите себя по «цепочке».
- Что Вы сейчас называли?
- К какой части речи относятся имена собственные?
- Что знаете об имени существительном?
- Как изменяются имена существительные?
- Имена существительные изменяются по падежам, а как об этом можно сказать по-другому? (Склоняются).
- С какими частями речи вы еще знакомы?
- Что знаете об имени прилагательном? (Правило).
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род, число или падеж имени прилагательного?
• Среди всех частей речи найти только имена прилагательные. (Снежок, пушистый, сверкает, он,
прекрасный, второй, поляна, зимнее).
- Какое из этих прилагательных можно назвать «лишним»? (Зимнее).
- Почему? (Зимнее - имя прилагательное среднего рода, а другие мужского рода).
III. Повторение пройденного материала.
- На прошлом уроке вы учились писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.
1. Индивидуальная работа.
Школьники п…весили к…рмушки на высокий тополь, на огромный ду…, на м…л…дой клен.
- Чем усложнено данное предложение?
- Назовите главные члены предложения.
- Для кого школьники повесили кормушки?
- Зачем?
- Кто из вас оказывает помощь пернатым?
2. Работа с классом.
• Выборочное письмо (задача учащихся на слух узнать имя прилагательное мужского или среднего
рода в именительном или винительном падежах и записать его вместе с именем существительным,
к которому оно относится, обозначить окончание имени прилагательного, доказать написание окончания.)
☼М. Ю. Лермонтов.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
☼И. С. Никитин
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
☼С. А. Есенин
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.
☼Ф. И. Тютчев.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
☼С. Я. Маршак
В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс.
3. Повторение правила.
Имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос, какой? и имеют окончание -ой – под ударением; -ый, -ий – в безударных позициях.
IV. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
V. Сообщение темы и целей урока.
1. Выразительное чтение отрывка из произведения В. Кожевникова.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
- О чем писал автор? (О бережном отношении к хлебу.)
2. Списывание текста.
3. Коллективная работа.
- Найти в тексте имена существительные в родительском падеже, определить их род.
- С какими именами прилагательными связаны по смыслу данные имена существительные?
- Определить род данных имен прилагательных.
- Зададим вопросы от имен существительных, к именам прилагательным.
- Обозначим окончания у имен прилагательных.
- Сформулируем вывод.
Вывод. Имена прилагательные мужского рода и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончание – ого.
- Сравним свой вывод с выводом в учебнике.
- Какого окончания в нашем тексте нет? (- его).
4. Работа с учебником.
• Упражнение 33 (устно).
• Упражнения 34, 35, 36 (письменно).
• Словарная работа: аппетит.
VI. Закрепление изученного материала.
1.Творческая работа.
Дополнить текст недостающими именами прилагательными.
Зимний лес.
Хорошо в зимнем лесу. Все засыпано снегом.
Около ________ куста следы ___________ зайца.
Вот с дерева упал ком _________ снега.
Далеко в воздухе слышен стук ___________ дятла.
Ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
- Какими именами прилагательными дополнили текст?
- Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском и среднем роде в родительном падеже?
- Проверьте окончания у данных имен прилагательных.
2. Объяснительный диктант.
- Объяснить написание окончаний имён прилагательных в мужском и среднем роде в родительном падеже.
С голубого неба донесся трубный клик лебедей.
Ласково смотрит солнце с синего неба.
Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением.
VII. Итог урока.
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворного труда,
хорошего настроения, крепкого здоровья,
большого счастья, удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»
Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...
Тесты " Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода"
Тесты по русскому я зыку 4 класс УМК "Школа России". Автор учебника Канакина....
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения
отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...
Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
конспект урока по русскому языку в 4 классе,направленный на закрепление материала....
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода (презентация)
Презентация к уроку русского языка в 4 классе....
Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"
Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...