Урок русского языка, 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Окунева Лилия Васильевна

Технологическая карта по теме "Глагол как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx320.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык  

Класс: 2 класс

Учитель: Окунева Лилия Васильевна

 

Тема урока

Глагол как часть речи.

Цели урока

Формировать первоначальные  представления о глаголе как части речи,  познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

Развивать умение распознавать  глаголы в устной и письменной речи,  формировать умение работать в группе.

Воспитывать интерес к изучению нового, взаимоотношения между детьми, чувство дружбы; вызвать положительные эмоции.        

Тип урока

Урок открытия новых  знаний

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока

Глагол

Планируемые  образовательные результаты

Предметные:

Знать:

- что обозначают глаголы;

- на какие вопросы отвечают глаголы;

- роль глаголов в предложении;

- с какой целью употребляют глаголы в речи.

Уметь:

- распознавать глаголы среди других частей речи;

- образовывать глаголы;

- правильно употреблять в речи глаголы.

 понимать учебную задачу  и стремиться  её выполнять.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение  (версию)

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт

Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формы работы на уроке

фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Ресурсы

 

Учебник:  Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:  2 ч. – М:  «Просвещение», 2014.

Карточки с заданиями для групповой и индивидуальной   работы,  таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «ГЛАГОЛ», мультимедиа проектор, слайдовая презентация «Глагол как часть речи»,  созданная в программе Micrsoft Offce Power Point,  карта понятий на каждого,  песня «Выглянуло солнышко из-за серых туч», толковый словарь.

Структура урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I этап.

Организационный момент.

 

Цель – активизация обучающихся.

Проверяет готовность обучающихся   к уроку, создает эмоциональный настрой

Обучающиеся получают мотивацию  к  учебной деятельности, готовятся к работе  на  уроке.

-Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, доброжелательны.  Я желаю вам хорошего настроения, проявить себя творчески   и бережного отношения друг другу.

Планирование учебного сотрудничества    учитель-ученик

(Коммуникативные УУД).

II этап.

Минутка чистописания  

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

Организует  написание букв и слогов, даёт рекомендации по правильному написанию соединений.

Записывают число, прописывают минутку чистописания (показ в тетрадях),

-Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать строчные буквы глгл  глгл, а также слоги с этими буквами.

Слоги: ла, го, ол, аг, гл

Уметь правильно писать изученные буквы и соединения

III этап

Актуализация знаний

 

Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока

Организует:           индивидуальную орфографическую работу   на компьютерах  

(тема: безударная гласная в корне слова);  индивидуальная работа для обучающегося с ОВЗ;

коллективная работа со словами

Работают со словами, отвечают на вопросы, выполняют задания на карточках.

Индивидуальная работа (4 человека работают на компьютерах, выполняют задание: вставить пропущенную  букву).

Индивидуальная работа для обучающегося с ОВЗ (карточка: вставить пропущенную безударную гласную букву, сделав выбор)

Коллективная работа:

(Даны слова: нож, лук, чай, окунь, тропа, ученик, шина, лисица, коньки, доска, усы, снежинка, рябина, свеча, печаль, чищу, творог, чудак, паук, тучка, вечный)

-Назовите односложные слова (нож, лук, чай)

-Назовите слова, которые начинаются на мягкий согласный звук (чай, лисица, рябина, печаль, чищу, чудак, вечный)

-Назовите слова, которые соответствуют схеме         ʹ

 (окунь, шина, чищу, тучка, вечный)

Участвовать в учебном диалоге;

формулировать ответы и выводы;

обмениваться мнениями; строить речевые  высказывания.

(Коммуникативные УУД).

IV этап

Мотивация к учебной деятельности.

 

Цель - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

 

Организует  письменную работу со словами, взаимопроверку.

 

Организует формулировку темы урока учащимися.

 Работают со словами, проводят взаимопроверку

С помощью учителя формулируют тему урока.

 С помощью учителя ставят цель урока.

 -Выпишите слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу

(чай, шина, снежинка, свеча, чищу, чудак)

-Какое слово  «лишнее»? Докажите? ( что? чай, обозначает предмет и т.д.)

-В стране Части Речи жили – были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Машина. Кот. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, колыхаться, развеваться, зеленеть, цвести и пахнуть.  Машина  ездить, стоять, перевозить, грузить. Что же произошло? Да просто пришли глаголы. Они всех заставили что-то делать. А что стал делать кот?

(Кот бегать, спать, мяукать, охотиться)

- Чему будет  посвящён урок?

- На какие вопросы мы  сегодня  ответим?  

  Вопросы: Что? Как? Какие?

 

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V этап.

Изучение нового материала.

 

Цель –  формировать первоначальные  представления о глаголе как части речи,  познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает) 

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организует работу над  картой понятий.

Организует работу в парах.

Организует фронтальную работу  по вопросам.

Даёт сведения о происхождении слова «глагол»

Проводит физкультминутку

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют  его. Заполняют карту понятий. Работают в парах

Отвечают на вопросы, обмениваются  впечатлениями.

Слушают и запоминают информацию.

Повторяют движения

- Мы вспомним, что уже знаем о глаголе и оформим наши знания в карту понятий.

-Над какой частью речи мы сегодня работаем? (глагол)

-Что обозначает глагол? (действие)

-На  какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделали?...)

- Запишите вопросы и слова-действия. (обсуждение в парах)

-Сделаем вывод.

- Давайте откроем учебник  на стр. 68 и сравним наш вывод и  правило.

Карта понятий

Часть речи______________________________________

Обозначает _____________________________________

Отвечает на вопросы

_________________       ________________   ______________

_________________       _______________     ________________

_________________       _______________     ________________

_________________       _______________     ________________

-Как  вы думаете, что означает слово «глагол»?

- Где узнать значение слова? (В толковом словаре)

-Давайте познакомимся со значением слова «глагол»

- ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль…  

В древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. 

Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке

Покачайтесь
Покружитесь
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

Уметь оформлять выводы в письменном виде, находить ответы на вопросы

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД).

Проявляют интерес к новому учебному материалу.

(Личностные УУД)

VI этап.

Закрепление изученного.

 

Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе,  развивать умения  применять новые знания при решении учебно-практических задач.  

Организует  коллективную работу

Организует работу в группах, осуществляет

контроль

за выполнением

задания.

Работают коллективно, отвечают на вопросы

Работают  в группах, осуществляют взаимный    контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1)-Записать  глаголы. Работа у доски.  (Обучающиеся  смотрят на  картинки, узнают действие,  устно задают вопросы  и записывают глаголы. Проводится орфографическая работа)

2) Работа в группах.

-Слова какой части речи  записаны на карточках?

-Образуйте от имён существительных глаголы.

(Чтение-          Рисование-           Свист-            

 Плавание-      ходьба-                  треск-)   Проверка.

 

 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую   (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

VII этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует  самостоятельную  дифференцированную работу.  

Выбирают задание для самостоятельной работы. Работают самостоятельно. Проводят самопроверку.

3) Обучающимся даны на выбор упражнения.

-Перед вами карточка с заданиями. Первое задание простое, второе  сложнее. Прочитайте задания и сами выберите какое будете делать.

Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

        Мороз, летит, весна,  скворцы, принесут,  тучи,  красота, ползёт, увидишь,  вернулись.  

Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

          Зима недаром ….

          ….   её пора

          Весна в окно ….

          И … со двора.    (злится, прошла, стучится, гонит)

Самопроверка

Дополнение и расширение имеющихся знаний.

Проявляют интерес к новому учебному материалу.

(Личностные УУД)

VII этап.

Рефлексия деятельности.

 

Цель– подвести итог проделанной работе на уроке.

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты

По  таблице рассказывают о своей работе на уроке.

- Вспомните минутку чистописания. Вставьте гласные а и о, чтобы получилось слово

глгл - глагол

-Вспомните, какие вопросы мы ставили  в самом начале урока.

-Расскажите о своей деятельности  по таблице.

 

 

Д/З

Для всех стр. 69, упр. 118, карта понятий

Для  обучающегося с ОВЗ  упр. 69 (1 столбик)

Дополнительно: из книги выписать 5 глаголов.

Спасибо за урок!

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Приложение

Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

        Мороз, летит, весна,  скворцы, принесут,  тучи,  красота, ползёт, увидишь,  вернулись.  

Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

          Зима недаром ….

          ….   её пора

          Весна в окно ….

          И … со двора.    (злится, прошла, стучится, гонит)

Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

        Мороз, летит, весна,  скворцы, принесут,  тучи,  красота, ползёт, увидишь,  вернулись.  

Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

          Зима недаром ….

          ….   её пора

          Весна в окно ….

          И … со двора.    (злится, прошла, стучится, гонит)

Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

        Мороз, летит, весна,  скворцы, принесут,  тучи,  красота, ползёт, увидишь,  вернулись.  

Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

          Зима недаром ….

          ….   её пора

          Весна в окно ….

          И … со двора.    (злится, прошла, стучится, гонит)

Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

        Мороз, летит, весна,  скворцы, принесут,  тучи,  красота, ползёт, увидишь,  вернулись.  

Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

          Зима недаром ….

          ….   её пора

          Весна в окно ….

          И … со двора.    (злится, прошла, стучится, гонит)

Работа в группах.

Слова какой части речи  записаны на карточках?

Образуйте от имён существительных глаголы.

Чтение-  ______________________________________        

Рисование- ____________________________________          

Свист- ________________________________________            

Плавание- _____________________________________    

Ходьба-  ______________________________________                

Треск- ________________________________________  

Работа в группах.

Слова какой части речи  записаны на карточках?

Образуйте от имён существительных глаголы.

Чтение-  ______________________________________        

Рисование- ____________________________________          

Свист- ________________________________________            

Плавание- _____________________________________    

Ходьба-  ______________________________________                

Треск- ________________________________________

   

Работа в группах.

Слова какой части речи  записаны на карточках?

Образуйте от имён существительных глаголы.

Чтение-  ______________________________________        

Рисование- ____________________________________          

Свист- ________________________________________            

Плавание- _____________________________________    

Ходьба-  ______________________________________                

Треск- ________________________________________  

Работа в группах.

Слова какой части речи  записаны на карточках?

Образуйте от имён существительных глаголы.

Чтение-  ______________________________________        

Рисование- ____________________________________          

Свист- ________________________________________            

Плавание- _____________________________________    

Ходьба-  ______________________________________                

Треск- ________________________________________  

Карта понятий

Часть речи______________________________________

Обозначает _____________________________________

Отвечает на вопросы

_________________       ________________   _________________

_________________       _______________     ________________

_________________       _______________     ________________

_________________       _______________     ________________

Глагол изменяется

____________________________

        _____________________           _______________________

        _____________________           ______________________

        _____________________           ______________________

        _____________________           ______________________

Глагол в предложении __________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

           

                        http://s1.thingpic.com/images/oe/6KXtjVfdDmMiJbFkvHG11E4m.png

Карта понятий

Часть речи______________________________________

Обозначает _____________________________________

Отвечает на вопросы

_________________       ________________   _________________

_________________       _______________     ________________

_________________       _______________     ________________

_________________       _______________     ________________

Глагол изменяется

____________________________

        _____________________           _______________________

        _____________________           ______________________

        _____________________           ______________________

        _____________________           ______________________

Глагол в предложении __________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

           

                        http://s1.thingpic.com/images/oe/6KXtjVfdDmMiJbFkvHG11E4m.png

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

АНАЛИЗ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

ЗНАЮ что обозначают глаголы

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

  Вставь  пропущенные буквы.

        Стр_на, ск_льзить, л_сной, т_скает, гн_здо, цв_тёт, п_щит,

л_пить , н_чной, др_жат, х_лодный,  м_ряк, б_гун,  ст_нать,  

т_жёлые, гр_зовая,  с_довник, к_лосья, пот_плело, кр_чать, _кно.

  Вставь  пропущенные буквы.

        Стр_на, ск_льзить, л_сной, т_скает, гн_здо, цв_тёт, п_щит,

л_пить , н_чной, др_жат, х_лодный,  м_ряк, б_гун,  ст_нать,  

т_жёлые, гр_зовая,  с_довник, к_лосья, пот_плело, кр_чать, _кно.

 

Вставь  пропущенные буквы.

        Стр_на, ск_льзить, л_сной, т_скает, гн_здо, цв_тёт, п_щит,

л_пить , н_чной, др_жат, х_лодный,  м_ряк, б_гун,  ст_нать,  

т_жёлые, гр_зовая,  с_довник, к_лосья, пот_плело, кр_чать, _кно.

  Вставь  пропущенные буквы.

        Стр(а/о)на, ск(а/о)льзить, л(е/и)сной, т(а/о)скает, гн(е/и)здо, цв(е/и)тёт,

п(е/и)щит, л(е/и)пить, н(а/о)чной, др(а/о)жат, х(а/о)лодный, т(я/е/и)жёлые.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...