Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi_14.05.docx67.25 КБ

Предварительный просмотр:

         Предмет:  Русский язык

УМК: Школа России

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологическая карта изучения темы «Части речи. Повторение и обобщение»

Тема

«Части речи. Повторение и обобщение»

Цель

Повторить  и обобщить изученный  материал по теме «Части речи»

Задачи

1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.

3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку.

Планируемый результат

Личностные: 
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из учебника, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 
Коммуникативные: 
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.

Основные понятия

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Технологии

разноуровневой дифференциации, здоровьесберегающие

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник русский язык В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

 Карточки для работы в паре

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

.

 

Каллиграфическая минутка.

Цели:

-развивать фонематический слух, обучать навыкам взаимодействия друг с другом, рефлексии

Проговаривают стихотворение –

приветствие. Отвечают на вопросы учителя. Организовывают учебный диалог:

распределяют

участников разговора на уроке;

включаются в тренировочную работу «хорошо спрашивающий» и «хорошо отвечающий».

Повторяют разное соединение букв.

Анализируют, выстраивают взаимосвязанные рассуждения.

Показывают пальчиками знак согласия (+) и несогласия ( - ).

Ведут учебный диалог.

Организует употребление в речи слов-приветствий, работу над лексическим значением слова, проводит орфографическую работу.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ставит перед детьми учебную задачу.

Слушает объяснение уч-ся,

Побуждает детей к беседе.

Направляет диалог среди детей.

-Ребята, прозвенел звонок, он зовет  нас на урок русского языка.

Перед вами на доске записан текст.

Прочитайте его вполголоса («в ладошки»).

-А теперь хором вслух:

Здравствуйте», - ты скажешь человеку.

«Здравствуй», -улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет целый век.

-Сегодня у нас впервые на уроке присутствуют гости – учителя нашей школы – терпеливые и добрые помощники учеников. Повернитесь к ним лицом и хором поприветствуйте.

-Ребята, почему я в стихотворении выделила слова «Здравствуйте» и «Здравствуй»?

-Поговорим об этом? (Дети хором: «Поговорим». Учитель вывешивает табличку «Разговор на уроке», см. «Приложение» №1)

-Чтобы разговор получился содержательным и понятным для этого нужны участники разговора: «хорошо спрашивающий» и «хорошо отвечающий».

(таблички, см. «Приложение» №1)

Вызывается по желанию уч-ся – «хорошо спрашивающий» и зачитывает вопросы:

  1. – Слово «здравствуйте». Какое оно по содержанию, что обозначает?

( -Это вежливое, «волшебное» слово, которое обозначает приветствие, пожелание быть здоровым.)

  1. -В каком словаре мы встречали написание этого слова?

( -Написание слова мы встречали в «Орфографическом словаре».)

  1. –Назовите орфограмму в слове.  

-Начинаем каллиграфическую минутку. Ставлю перед вами учебную задачу: повторим написание буквы Д и её соединение с другими буквами.

Заглавная буква Д должна быть не очень широкой. У маленькой буквы д петля пересекает прямую линию строго на нижней строчной линии.

-Скажите это соединение какое?  (Верхнее.)

-Какими буквами можно дополнить?  (У,И,О)

- Это соединение какое?

(Нижнее.)

-Какими буквами можно дополнить?  (Л, М)

-Это какое соединение?

(Среднее.)

-Какими буквами можно дополнить?

(Е,Ё)

-Прежде чем начнем писать, расскажите об этой букве.

(Этой буквой мы обозначаем звук согласный твердый звонкий д и согласный мягкий звонкий д. И еще мы можем обозначать этой буквой звук согласный твердый глухой т и звук согласный глухой мягкий т.)

-Знак согласия-несогласия?

-Примеры хотите привести? Попробуйте. Звонкий твердый. (Даша)

-Звонкий мягкий. (Дерево)

-Глухой твердый. (Топор)

-Знак согласия-несогласия? (Дети показывают. Учитель организовывает диалог между уч-ся, которые не согласны друг с другом.)

-Итак, пишем строку буквы Д.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Уметь употреблять вежливые слова в общении, обучать навыкам взаимодействия с партнёром (диалогу по содержанию задачи). (Коммуникативные УУД)

Уметь строить речевые высказывания. (Коммуникативные УУД)

УУД – регулятивные (контроль, коррекция, оценка); познавательные логические (анализ, синтез, построение логической цепи рассуждения), коммуникативные (планирование сотрудничества, построение речевых высказываний)

  1. Актуализация знаний.

-Сегодня у нас на уроке гости. О чем расскажем, что покажем? Все темы по русскому языку мы уже изучили.

-Поговорим о теме урока? (Поговорим.)

УУД- коммуникативные (постановка вопросов, построение речевых высказываний);

Формулировка темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Работают в паре. С помощью учителя формулируют тему урока,

ставят цель.

Организует формулировку темы урока и

постановку цели урока.

- Итак, если весь материал изучен, чем можно заниматься? (Повторением материала.)

Верно, даже русская народная пословица гласит: «Повторенье – мать ученья».

-Ставлю перед вами учебную задачу: из слогов (ча, чи, ре, сти) составить слова и сформулировать тему урока.

Какая тема нашего урока? (Части речи. Повторение»

- Какую цель ставим? (Повторить и обобщить знания о частях речи)

-Чему будем продолжать учиться, работая вместе?

(-Договариваться друг с другом.

-Соглашаться или возражать.

-Размышлять над учебной задачей.)

регулятивные (уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.)

5. Обобщение и систематизация знаний

Цель:

- организовать обобщение знаний о частях речи.

Отвечают на вопросы и задания, составляют сообщения по плану. Игра «Строим крепость»

Выполняют задания

Организует сообщения о частях речи по плану в группах

1группа упр.210, 211

2 группа упр. 212

3 группа упр. 214

Организует работу в группах.

-Смоленск - город славный. Славится он могучей и красивой крепостной стеной, которая крепко стоит уже много столетий, потому что построена была умелыми руками. Знали мастера очень хорошо свое дело. А у вас, ребята, прочны ли знания?

-Ставлю перед вами учебную задачу:

-Определить и распределить правильно по каким признакам мы узнаем части речи? Строим крепость. (см. «Приложение»)

- Проверка: экспресс-тест. (Знак согласия-несогласия. См. «Приложение».) Молодцы! С заданием все успешно справились

-Ставлю перед вами следующую задачу:

-Составить сообщения по группам.

1 группа:

Стр. 123, упр.210, 211

2 группа:

Стр. 124,упр.212

3 группа:

Стр.125, упр.214

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Уметь (Личностные УУД). 

(Предметные) Знать формулировку правил о частях речи.

Физкультминутка

(см. «Приложение»)

6.  Проверка знаний. Самостоятельная работа 

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Выполняют упражнение.

Выполняют проверку и исправляют ошибки.

Выполняют самооценку.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организует фронтальную проверку.

Самостоятельная работа.

Упражнение. (КИМы, стр.77, текст «Гроза».)

-Списать предложения. Определить части речи.

Фронтальная проверка.

Самооценка.

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Дает словесную оценочную характеристику работы ученического коллектива.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Знаю

Умею

Запомнил

Смог

                                                             

    я  

- Оцените свою деятельность на уроке.

 -Молодцы! Хорошо работали на уроке.

Разговор на уроке. – Деловой разговор.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                Приложение

      ЭКСПРЕСС-ТЕСТ.

-Имя существительное обозначает предмет? (+)

-Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что? (+)

-Имя прилагательное обозначает действие предмета? (-)

- Имя прилагательное обозначает признак предмета? (+)

-Глагол отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (-)

- Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (+)

- Глагол обозначает действие предмета? (+)

G:\2017 г. Мои выступления\Самарова урок  ПовторениеЧасти речи 2 кл\school_priem.jpg

ХОРОШО  СПРАШИВАЮЩИЙ                                ХОРОШО  ОТВЕЧАЮЩИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Подробное изложение текста по данным вопросам.

Цели деятельности учителя: формировать умение определять тему и главную мысль текста; формировать умение записывать текст изложения с опорой на вопросы....

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса....

Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...

Конспект урока русского языка " Повторение. Части речи" 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА     Тема: «Повторение. «Части речи»».Цель деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний о частях речи, закрепление уме...