Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ш".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок отражает системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obucheniya_gramote.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
гимназия №446 г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока обучения грамоте
В 1 классе по теме:
«Согласный звук [ш]. Буква Ш».
подготовила учитель начальных классов
Чубук Виолетта Александровна
Г. Санкт – Петербург
2011г
Технологическая карта урока
Цель посещения урока: познакомиться с методами и средствами формирования универсальных учебных действия у учащихся 1-х классов обучающихся по программе «Школа-2100»
Класс 1а
ФИО учителя Чубук Виолетта Александровна
Тема урока | Звук [ш]. Буква Ш. Строчная букава ш. |
Цель урока | Познакомить учащихся с всегда твердым согласным звуком [ш], буквами ш,Ш. Учить писать строчную букву ш. |
Организация образовательного пространства: | |
Информационный материал: | Азбука, прописи №2, тетрадь на печатной основе. |
Демонстрационный материал: | Компьютерная презентация, схемы «звуковички», схема звуко-буквенного анализа слова, иллюстрации, плакат «буква Ш», «волшебный» сундучок. |
Раздаточный материал: | Пластилин, веер с буквами. |
Предполагаемые результаты деятельности: | Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке: | |
Личностные умения: | Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать выбор, какой поступок совершить. |
Регулятивные умения: | Умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться выдвигать версию, отличать верно выполненное задание от неверного. |
Предметные умения: | Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения твердости звука [ш], уметь давать характеристику звука, писать строчную букву ш, слоги с этой буквой. |
Познавательные умения: | Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы. |
Коммуникативные умения: | Оформлять свою мысль в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли в паре (исполнитель – слушатель) |
Конспект урока обучения грамоте, проведённого в 1 «а» классе гимназии № 446 Чубук Виолеттой Александровной.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент | Прозвенел уже звонок Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Будем думать, рассуждать Ни минуты не терять. | Показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой. |
Актуализация знаний | Мы продолжаем сегодня путешествовать по страницам нашей любимой Азбуки. Посмотрите на экран. Разгадываем ребус. ( слайд 3) Что такое сундук? А маленький сундук как называется? К нам сегодня на урок Попал волшебный сундучок.(достаю) А чтобы нам его открыть, Надо букву изучить. А раз нам нужно узнать новую букву, какой у нас сегодня урок? А кто всегда приходит к нам на урок «открытия нового знания»? | Объясняют как получили слово сундук. Ящик для хранения вещей с крышкой и замком. Урок «открытия нового знания». звуковичок |
Создание проблемной ситуации. Формулирование учебной проблемы. | На экране появляется схема (слайд 4) А вот и он. Что необычного заметили? Почему появился «!»? Вот этим значком звуковичок предупреждает, что он представляет собой особенный звук, который отличается от других. О чем вам хочется узнать? Какой вопрос возникает? Вот это нам и предстоит выяснить, в чем особенность нового звука. | Звуковичок держит восклицательный знак. Почему он особенный? |
Решение учебной проблемы - выделение звука из группы слов -работа по плану | На экране и на доске картинки (слайд 5) Какой одинаковый неизученный звук есть во всех словах? Произнесите его. Кто или что издаёт такой звук? Вот поэтому звук [ш] – шипящий. Чем мы сейчас будем заниматься? По какому плану изучаем новый звук? (слайд 6) Дети работают в паре, договариваются, кто будет отвечать, а кто слушать. Выяснили, что звук согласный. По какому плану изучаем согласный звук? (слайд 6) Работа в парах. Договариваются, как будут работать в парах. На доске картинки помогают дать характеристику звуку. Обобщение. А как узнать, бывает ли он мягким? Посмотрите, кто пришёл из сказок к нам на урок (Шапокляк, крыса Шушара, Чебурашка, Кот Леопольд и Мыши, Незнайка) У кого в имени есть новый звук? Как он звучит, твёрдо или мягко? В чём же особенность нового звука? А как нам показать на схеме что звук всегда твёрдый? (Слайд 7) Итог: дать характеристику нового звука. Мы изучили звук, можем открыть сундучок? Почему? | Змея так шипит, листья под ногами шуршат, чайник, когда вода закипает, масло так шипит на сковороде. Изучать новый звук. 1.Согласный или гласный Зв./гл тв./мяг. Звук [ш] глухой, подарим ему серую шапочку. В словах, что мы называли сегодня звучит твёрдо. Послушать в словах. Дети называют героев и убеждаются, что звук твёрдый. Дети выдвигают версии. Звук согласный, глухой и всегда твёрдый. Ещё букву не изучили. |
Знакомство с буквой - работа в ТПО - лепка буквы ш
| Звук [ш] обозначается на письме буквами Ш ш. Анализ начертания буквы, сравнивание печатной и письменной букв. Учимся печатать в ТПО букву ш и слоги с этой буквой. Проверка по образцу. (слайд 8) Оцените свою работу. Сундучок не открывается, так как не научились писать строчную ш. Хотите научиться? Анализ строчной буквы ш на табло. (слайд10) | Дети лепят букву из пластилина. (работа в парах по 2 элемента) Самооценка (* ! ?) * - нет ошибок ! – не всё получилось ? – не получилось Рассказывают откуда и куда ведём руку, обводят элементы на табло, пишут букву ш и слоги с буквой. |
Физ. Пауза | Под музыку вместе с детьми выполняет комплекс упражнений. Отдохнули и за дело. | Упражнение для глаз, шейного отдела позвоночника. |
Закрепление знаний Работа со словами | Мы изучили новую букву? Расскажите, что узнали о букве ш и звуке, который она обозначает. Что теперь мы можем сделать? Открываем сундучок, а там письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы сегодня изучили одну из моих любимых букв. Молодцы! И я для вас приготовил сюрприз, но о нем вы узнаете в конце урока. И кто я, вы тоже узнаете позже. Ребята, кто же написал письмо? Давайте дальше работать, чтобы это выяснить. Отгадайте ребус Ш+рис.утки Дети составляют схему к слову шутка по алгоритму (слайд 12) Как называют того, кто любит шутить? А какое слово спряталось в словах шутка, шутник? (слайд 13) Выясняют смысл слова шут. А кто из вас любит шутить? Хорошо это или плохо? Обсуждение, что шутить надо так, чтобы это было к месту, весело. Обсуждение правила: нельзя никого обижать шуткой. Что объединяет эти слова? Докажите. | Открыть сундучок Шутка Работают самостоятельно, проверка с образцом, самооценка Шутник Шут
Родственные, однокоренные Они похожи по смыслу и имеют общий корень. |
Работа с текстом | (слайд 14) Это кто? А кто такой клоун? Как догадались, что это клоун? Это герой рассказа, который будем читать. На экране слова из рассказа. Прочитать слово, которое называет цветы. Прочитать слово под ним. Прочитать слово, называющее головной убор. А почему так называется? Прочитать последнее слово. По словам, по иллюстрации попробуйте определить, о чем может быть текст? Будем читать, чтобы проверить свои предположения. Чтение текста по предложениям и анализ текста. Догадались, кто же вам написал письмо? А вот и сюрприз, который приготовил Паша (из сундука учитель достает свистульки – языки) Это вам подарок от клоуна в память о вашем первом открытом уроке | Читают про себя Ромашки Шапка ушанка Выдвигают версии Да, это клоун Паша |
Итог урока Рефлексия | С каким новым звуком вы познакомились? В чем его особенность? Какой буквой обозначается на письме? За что вы можете себя похвалить? Чему научились на уроке? Учитель хвалит за урок |
Используемая литература:
- Пронина О.В., Кремлёва И.И.Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям
«Мои волшебные пальчики». Методические разработки для учителя. – М.:Баласс , 2011
- Волина В.В. Учимся, играя. Занимательное азбуковедение. – М.: « Новая школа», 1994
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"
Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...
Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.
Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.
Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...