Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употреблением данной буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 2
Тема урока:
«Большая буква В.
Знакомство с наиболее частотными суффиксами»
1 класс (1-4) общеобразовательной школы
(учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.
«Букварь» стр. 100)
Учитель начальных классов
Сысоева О. В.
2010 год
Тема урока: «Большая буква В. Знакомство с наиболее
частотными суффиксами».
Цели: - знакомство с заглавной буквой В в именах собственных;
- познакомить с суффиксами - ок-, -ик-;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать творческое мышление;
- вовлечь учащихся в практическую деятельность по охране родной
природы;
- воспитывать уважительное отношение к своему организму на
основе физкультминуток;
- воспитывать интерес к чтению, умение работать в парах дружно;
- пробуждать интерес к чтению с помощью семьи ребёнка.
Оборудование: набор предметов для оргмомента, тренажёры на компьютере,
предметные картинки: сова, картинки для буквы В;
карточки со слогами.
Актуальность темы: Научить ребёнка читать можно на любом материале. Но как добиться того, чтобы развить у детей интерес к чтению, а затем сделать это потребностью? Решить эту проблему помогает урок. Интерес к уроку есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у детей к учёбе, научить ребёнка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения? Ведь детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Данный урок помогает решить все эти проблемы.
Ход урока:
1. Оргмомент.
1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Повторение изученного материала.
А какой урок у нас начинается? Правильно, урок чтения.
Проверьте, всё ли вы приготовили?
Всё ль на месте, всё ль в порядке? Азбука, пенал, цветные карандаши, тренажёр.
Хорошо!
Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаёте?
А зачем делать зарядку?
Вот и я вам сейчас предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.
Сделаем зарядку, чтобы подготовиться к чтению.
а) Речевая разминка.
Перед вами буквенный ряд.
г п т с м л у о р и к в н ы д а
- Делаем вдох и на каждой четвёртой букве – выдох.
- Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос, а выдох делаем не восьмой букве.
(Перед этим над каждой 8 буквой поставить ! знак).
Какие группы вы могли бы выделить? (гласные и согласные)
Назовите первую группу.
Назовите вторую группу.
Может быть, вы ещё какие-нибудь группы видите? (состоящие из одинаковых элементов)
Что вы знаете о гласных?
Вот на эти знания мы и будем опираться на сегодняшнем уроке.
Найдите среди этих букв спрятавшееся слово? (Подсказка: это название птицы).
Молодцы! Действительно наша гостья – сова! (картинка совы)
Какая схема из данных подойдёт нашей гостье?
О – О О О О О – О О О О О – О О О О
Рассказ о СОВЕ. (При рассказе пригласить ребят к доске, чтобы лучше было видно).
С древних времён окружают сов легенды, навеянные их необычной внешностью, жутковатыми голосами, ночным образом жизни. У сов огромные круглые глаза. Они прекрасно видят и днём, и ночью, только мир им представляется чёрно – белым. Для успешной охоты совы неожиданно нападают на жертву. У сов развита способность летать практически бесшумно. Перья очень мягкие и при взмахе рассекают воздух беззвучно. Гнёзд совы не строят, предпочитают жить в дуплах).
Вот какая наша гостья.
б) После нашего знакомства с этой птицей, она хочет проверить, как у вас развито чувство ритма. Сова простучит ритм клювиком, а вы прохлопаете.
! ! !!
!!! ! !
! !! !!
Сове очень понравилось ваше чувство ритма.
в) Давайте поупражняемся в чтении слогов.
(слоги на листочках)
во вес
ве тер
ка гон
да вос
ва ход
ро рок
Положите перед собой тренажёры.
г) Прочитанные слоги сложите и напишите полученные слова.
во+да= вес+на= вос+ход= ве+тер= ва+гон= ви+лу-у+ка= Во+ро+неж= во+рок-к+бей= | Прочтём то, что получилось. Читаем хором, а я отстукиваю ритм по слогам. Читаем с убыстрением, ритм по словам. |
Что общего во всех этих словах? (Все начинаются с согласной буквы в).
С ней-то мы на прошлом уроке и познакомились, что вы знаете про эту букву.
(Буква «в» обозначает звуки (в) и (в,), эти звуки звонкие).
3. Формулирование новой темы.
А какое слово будет лишним? (Воронеж).
Почему? (Написано с большой буквы, название города).
Вот это слово и связано с нашей новой темой.
Кто сможет сформулировать тему урока? (Тема нашего урока: «Заглавная буква В»).
Давайте поговорим об этой букве.
Посмотрите на печатные буквы, чем они отличаются? (Размером).
Встали все. Физминутка.
Попробуем изобразить в воздухе большую букву В, которую ещё называют заглавной и прописной.
Попробуем изобразить в воздухе маленькую букву в.
Попробуем изобразить в воздухе двумя руками и большую букву, и маленькую.
Найдите спрятавшуюся букву в картинках. (Бабочка, снеговик, очки, лягушка).
Вот мы и поработали немножко с этой буквой.
А для чего же нужна заглавная буква? (Для написания имён собственных).
4. Изучение нового материала.
Откройте учебник на странице 100 и в верхней части этой страницы найдите слова, написанные с большой буквы.
Прочитайте, кто какие слова нашёл.
Вернёмся к первому столбику слов.
Прочтём хором.
Что общего у этих слов?
(Это имена мальчиков, они написаны с большой буквы «В», в этих словах по два слога, так как в них по 2 гласных).
Давайте послушаем, как прочтёт Никита.
А какое слово среди этих 3 лишнее? (Вова).
Почему? (Все согласные твёрдые).
Покажем это в учебнике. Какой карандаш возьмём? (синий)
Что вы можете сказать о словах Вадим и Вадик? (Эти слова обозначают одно и то же имя).
Вадим- это полное имя. Вадик – ласково называют.
Найдём в этих словах мягкие согласные.
Сколько их? (Два звука (д,).
Что смягчает их? (Гласный звук и).
Переходим ко второму столбику слов.
Здесь я хотела бы обратить внимание на то, что рядом стоят 2 согласные буквы, и первая буква будет читаться отрывно.
Потренируемся в чтении таких слов.
В – ла (дивосток)
в – до (гонку)
в – по (ру)
в – пе (рёд)
Потренируемся в чтении второго столбика.
(1 раз читает сильный ученик, 2 раз читает слабый ученик).
Что можете сказать про эти слова? (Это имена мальчиков, начинаются с большой буквы).
Как по-другому называют большую букву? ( Заглавная, прописная).
Что можно сказать про эти слова? (Это одно имя).
(Подсказка: Почему в первом столбике вместе объединили 2 слова?).
Где же здесь полное имя? (Владислав).
В дальнейшем к полному имени добавляют отчество.
Как же назвать ласково Владислава? (Владик).
Прослушайте рассказ, следя за текстом глазами. Для этого возьмите карточку с … кружком.
Читают по предложениям хорошо читающие ученики у доски:
У мамы рос сын Владик. Рос сынок, рос … и вырос. Прошли годы, и стал Влад учителем. Ученики зовут его Владиславом Ивановичем. Вот так! | Беседа о прослушанном: - Как звали мальчика, когда он пошёл в школу? - Как стали его звать, когда он вырос? |
Задания по прочитанному тексту: - Подчеркните карандашом буквы «в». - Поставьте над именами «+», а над отчеством «++». | Проверка заданий: - В каких словах подчеркнули букву «в» и какую (заглавную или строчную)? - Над какими словами поставили 1 «+», а над какими 2 «+»? |
Переходим к третьему столбику слов.
Прочитаем его. Что вы можете сказать про эти слова?
Власта – имя девочки, так называют девочек в Польше, в Болгарии.
Возьмите в руки простой карандаш и разбейте слова на слоги. (Проверим)
Что общего в этих словах? (2 слога).
Найдите лишнее слово? (Виктор – имя мальчика, Власта - нерусское имя, 2 буква согласная, Вика – меньше всего букв).
Молодцы! Внимательны! Каждое слово по-своему может быть лишним.
Что общего во всех 3 столбиках? (Это имена людей).
А какая буква использовалась для написания имён? (Заглавная).
А где ещё она может быть использована?
Помни, пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря,
И фамилия моя.
Поупражняемся в чтении имён собственных. (с доски):
Волгоград г Воронеж г р Волга р Венера п Воронцовка д р Вятка г Венгрия с Виктория озеро в Америке | Задания: - Прочтите только города. - Прочтите только реки. - Прочтите название планеты. |
Итак, мы ещё раз сейчас убедились, что заглавная буква В используется для написания имён собственных.
Давайте немножко отдохнём.
5. Физкультминутка.
Кот Василий жил у нас.
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне крал сосиски.
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался.
В пять по коврику катался.
В шесть он ел и слушал сказки.
В семь он шёл к лежанке спать.
Потому что в час вставать.
6. Продолжение работы над новой темой.
Как же звали кота? (Василий).
Как вы напишите кличку животного? (С большой буквы).
Значит, клички животных – это тоже имена собственные и пишутся с большой буквы.
Давайте понаблюдаем за заглавной буквой «В» в тексте.
Прочтём название текста. (Наша выставка).
Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чём будет текст.
(Дети принесли на выставку разные поделки).
Давайте проверим наши предположения.
Обратите внимание, из скольких частей состоит наш текст. (Я думаю, что в тексте 3 части).
Докажите. (3 раза встречается красная строка).
Прочтём текст.
1 часть читает хорошо читающий ученик. 2, 3 – по слогам читающие дети.
Кто хочет высказать свои впечатления по рассказу? Оправдались ли наши предположения?
Вигвам – это жилище индейцев покрытое шкурой животных. (На картинке нарисовано).
Обратите внимание на 3 часть. (В конце стоит многоточие).
О чём оно нам говорит? (Текст нужно продолжить).
Продолжите рассказ. (Родители остались довольны увиденным).
Ребята, а выставка – это хорошо или плохо. (Хорошо. Родителям приятно, гостям. В классе красиво).
Действительно – это очень хорошо, и я надеюсь, гости уже обратили внимание на наши выставки.
Давайте попробуем по нашему рассказу задать друг другу вопросы и проведём конкурс на самого лучшего «Почемучку».
Кто из ребят сам нарисовал и написал книгу? Или …
Что сделал Павлик?
Кто из ребят работал вдвоём? (Виктор и Владик).
Что же они сделали для выставки? Зачитайте в тексте.
Кто вышил коврик с вигвамом? (Вика).
Что сделали Клава и Наташа? Зачитайте.
Молодцы!
С каждым днём в классе растёт всё больше и больше «Почемучек».
Вспомним, как называется наша тема? (Заглавная буква В).
Подчеркните карандашом заглавные буквы в тексте.
Где же вам встретилась заглавная буква В? (В именах, в начале предложения).
Давайте обобщим наши знания, для чего ещё нужна заглавная буква В?
(Для написания начала предложения).
7. Физкультминутка.
Если услышите имя собственное – хлопаете, если нет, то подпрыгиваете.
Виктор, ветер, Валя, ведро, витрина, Воронеж, вареник, Волгоград, Виктория, ворона, Василий, дверь, Вова, Владивосток.
8.Проверка полученных знаний.
Раз вы справились на слух, где строчная буква, а где заглавная, то с заданием, которое вам приготовила сова, справитесь наверняка.
Ваша задача – прочитать словосочетания, и на месте пропусков написать большую или маленькую букву в.
Подойдите к доске (по рядам) и возьмите листочки у совы, работаем самостоятельно.
девочка .аля железные .илы город .оронеж чистая .ода конь .ерный сильный .етер | Проверка: - Прочитайте словосочетания, где вы напечатали заглавную букву В. - Какие остались словосочетания с маленькой буквой? |
Сова предлагает вам ещё одно задание – найти слово, которое соответствует данной схеме: О О О О ? Докажите! (вилы).
Вы порадовали не только сову, но и меня.
9. Работа с суффиксами. (в учебнике)
У нас осталась одна нерешённая проблема на уроке. Посмотрите на страницу в рамочке.
Что вы видите? (Записаны 2 суффикса).
Наша следующая задача – это познакомиться с суффиксами –ок-, -ик-.
Что вы знаете о суффиксах? (Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов). Опора на доске.
Попробуем образовать новые слова с данными суффиксами.
Читаем 1 слово. Добавляем –ок-.
Домок - нет такого слова. Домик. Что произошло со словом? (Стало больше).
А как изменилось значение слова? (Домик стал маленьким и говорим ласково).
Допечатайте –ик-.
Сынок
Сырок – с учителем.
Слова 2 столбика сделайте самостоятельно.
Дымок Садик Плотик | Проверка: Поменяемся учебниками. Проверяем. - Если правильно, то +, нет -. - Поменялись учебниками. Кто получил +? |
А тот, кто допустил ошибку, я надеюсь вы её уже исправили.
Так какое же значение придают эти суффиксы словам?
Вы правы ребята, поэтому эти суффиксы называются уменьшительно-ласкательными и дополняют нами известный суффикс –ушк-.
Опора на доске.
10. Итог урока.
Что на уроке вам сегодня запомнилось, о чём бы вы хотели рассказать дома?
Какие новые слова узнали?
(Власта, вигвам).
Самоанализ урока по обучению грамоте.
Был проведён урок обучения грамоте, проходящий в основной букварный период, по теме: «Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами» из учебника Бунеева Р. Н. и др. «Букварь» по традиционной программе с элементами развивающего обучения.
По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. На прошлом уроке мы познакомились со строчной буквой в, на этом с заглавной буквой В. В данном классе на сегодняшний день все дети читают и урок приближен к уроку чтения. Исходя из этого я ставила следующие задачи: знакомство с заглавной буквой В и случаями её использования, знакомство с суффиксами – ок -, - ик -, расширение словарного запаса учащихся.
Главный этап урока – это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употреблением данной буквы. Сравнение новой буквы шло через тактильное восприятие (изображение в воздухе), нахождение буквы в картинках. Наблюдение за употреблением буквы шло через чтение имён в столбиках и чтение рассказа. Здесь использовались элементы развивающего обучения – это общие признаки и различие. Чтение чередовалось с постоянными заданиями, цель которых – подвести детей к самостоятельному выводу в употреблении заглавной буквы В. Здесь две физкультминутки также работали на главную тему. При чтении слов шло обогащение словарного запаса детей, через умение различать имена по полноте, имена с отчеством, знакомство с редким именем, с такими именами собственными как: Венгрия, Венера, Вятка, в рассказе познакомились со словом вигвам.
При чтении учитывала индивидуальные особенности учащихся: с сильными учениками шло чтение рассказа, карточек. В помощь слабочитающим детям трудные случаи (сочетания двух согласных) предварительно были прочитаны с доски.
В конце данного этапа детям было предложено самостоятельно в словосочетания вставить, где необходимо строчную и заглавную букву В, чтобы проверить полученные знания детей.
На новый материал работал и этап повторения изученного, куда входили ритмический счёт, чтение слогов и составление слов из слогов, характеристика букв и звуков, работа со звуковой схемой слов, обогащение знаний о сове.
Вторая цель урока – это знакомство с суффиксами, шла через моделирование новых слов с помощью суффиксов – ок-, -ик-.
В ходе урока мной использовались и проблемные ситуации, которые заставляли детей самостоятельно приходить к обобщениям.
Самостоятельная работа – это составление из слогов слов, дописывание слов с помощью суффиксов. Была проведена самопроверка.
Задания и упражнения выполненные учащимися на уроке строились с учётом 3-х уровней усвоения знаний:
1 уровень - просто чтение.
2 уровень – выполнение по образцу (суффиксы).
3 уровень – вставить пропущенную букву заглавную или строчную, работа с физкультминуткой (выбор заглавной и строчной буквы).
План был реализован полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100
Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Конспект урока на тему "Большая буква в названии рек и морей"
Конспект урока на тему "Большая буква в названии рек и морей"...
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
Конспект урока по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях"
Урок поможет организовать изучение темы "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях"...
Конспект урока на тему: «Большие буквы в именах людей»
Технологическая карта урокаПредмет:Русский языкКласс: 2Дата: 12.02.2020 г.Тема урока: «Большие буквы в именах людей»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить учащихся с правописание...
Конспект урока по теме «Большая буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс.
quot;Конспект урока по теме «Большая буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс....