Адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._4_klass_morozova_o.v.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 24.05.2018г. № 5 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» _____________Е.В. Шагвалеева Приказ от 30.08.2018 г. № 469 |
Адаптированная рабочая программа
Морозовой Ольги Викторовны
по русскому языку
4 класс
2018-2019 учебный год
пгт. Излучинск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 4) МБОУ «Излучинская ОНШ»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы: под ред. М.И. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;
- учебника «Русский язык», 2 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII, авторы-составители Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова – 11 изд. –М.: Просвещение, 2017.
Исходя из предметной диагностики и индивидуальных возможностей, обучающейся определена образовательная программа 2 класса (1 уровень).
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык»
во 2-м классе являются:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Достаточный уровень:
- анализировать слова по буквенному составу, различать звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, [р] и [л], свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении и написании;
- подбирать слова, обозначающие названия предметов, части предмета, обобщающие слова для определения группы слов одной родовой категории;
- подбирать слова, обозначающие действие предмета;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;
- составлять и выбирать заголовки к тексту.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Минимальный уровень:
- подбирать слова, обозначающие названия предметов;
- составлять по картинкам предложения;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Содержание программы
2 класс (3 часа в неделю, 102 часа за год)
На уроках русского языка учитель развивает у учащихся умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал. Простейшие объяснения способствуют коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. В процессе обучения у учащихся совершенствуются графические навыки.
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Совпадение звука и буквы в слове.
Звуко - буквенный анализ слов.
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные, их различие по основному признаку: наличию или отсутствию голоса. Слогообразующая роль гласных.
Свистящие и шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Слова с буквами И - Й, их различение.
Слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.
Деление слова на слоги. Перенос части слова при письме.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь.
Ударение. Наблюдение за ударными гласными в словах. Упражнения в умении слышать и выделять голосом ударный гласный в словах. Выделение ударного гласного в слове по образцу и самостоятельно.
Слово.
Слова – названия предметов.
Изучение слов, обозначающих предметы:
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?, упражнения в подборе слов, отвечающих на вопросы кто? что? на заданную учителем тему;
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов. Упражнения в образовании одной формы слова от другой (стол — столы; рама — рамы), выбор и использование нужной формы в предложении;
- слова, обозначающие части предметов и отвечающие на вопрос что?. Упражнения в подборе названий частей к предмету и названия ряда предметов к названию одной из части предмета (стул — спинка, сиденье, ножки);
- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван);
- умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.), расширение круга слов, входящих в одну родовую категорию;
- большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных;
Слова – названия действий.
Изучение слов, обозначающих действия:
- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
- группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
- различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы;
- знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
- правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряде родственных слов.
Предложение.
Простое предложение. Предложение как единица речи:
- выделение предложения из текста;
- графическое изображение предложения;
- прописная буква в начале и точка в конце предложения.
Практическое знакомство с построением простого предложения:
- составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
-заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
Упражнения с деформированным предложением, где слова представлены в нужной форме. Вариативность порядка слов в одном предложении.
Связная письменная речь.
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание.
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Контрольное списывание.
Буквенные, слоговые, словарные (картинные) диктанты, самодиктанты.
Зрительные, слуховые, объяснительные диктанты.
Контрольные диктанты.
3. Тематическое планирование
2 класс (3 часа в неделю,102 часа в год)
№ п/п | Раздел и темы программы | Основное содержание тем | Основные виды деятельности обучающихся (УУД) | Кол-во часов | |
1 | Повторение | Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. | Регулятивные УУД: - применять установленные правила в планировании способа решения; - уметь действовать по плану; - удерживать учебную задачу; - составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях; - адекватно воспринимать предложения учителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - соотносить правильность выбора, выполнения и результата действий с требованием конкретной задачи; - сличать способ действия. Познавательные УУД: -умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; - принимать оценку учителем и результаты своей работы; - умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом; - умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов; - использовать общие приёмы решения задач; - умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; - рефлексия способов и условий действий; - под руководством учителя создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; - узнавать, определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета; - развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные УУД: - формулировать свои затруднения; - обращаться за помощью к учителю; - адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - слушать и понимать речь других. | 8 | |
2 | Звуки и буквы | Звуки гласные и согласный Слог Парные звонкие и глухие согласные Шипящие и свистящие согласные Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога Твердые и мягкие согласные Мягкий знак (ь) в конце слова | 44 | ||
3 | Слово | Слова, обозначающие название предмета Имена собственные Слова, обозначающие действие предмета Предлог | 20 | ||
4 | Предложе- ние | Простое предложений. Предложение как единица речи: -выделение предложения из текста; -графическое изображение предложения; - прописная буква в начале и точка в конце предложения. Практическое знакомство с построением простого предложения: -заканчивание начатого предложения Упражнения с деформированным предложением, где слова представлены в нужной форме. Вариативность порядка слов в одном предложении. | 20 | ||
5 | Повторение | Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Слова, обозначающие название предметов и их действия. Большая буква в именах собственных. Составление текста по вопросам по сюжетной картинке Свистящие, шипящие и сонорные согласные | 10 | ||
Итого за год: | 102 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
План | Факт | ||||
Повторение (6 ч) | |||||
1. | Предложение. | 1 | |||
2. | Предложение и его схема. | 1 | |||
3. | Распространение предложений. | 1 | |||
4. | Слово. | 1 | |||
5. | Составление предложений с данным словом. | 1 | |||
6. | Звуки и буквы. | 1 | |||
Звуки и буквы (44 ч) | |||||
7. | Гласные звуки и буквы. | 1 | |||
8. | Согласные звуки и буквы. | 1 | |||
9. | Слова, которые различаются одним звуком. | 1 | |||
10. | Слова, которые различаются количеством звуков. | 1 | |||
11. | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | 1 | |||
12. | Ударение в словах. | 1 | |||
13. | Выделение ударного гласного в слове. | 1 | |||
14. | Деление слов на слоги. | 1 | |||
15. | Гласные в образовании слогов. | 1 | |||
16. | Перенос слов по слогам. | 1 | |||
17. | Деление слов со звуками И-Й на слоги. | 1 | |||
18. | Различай л-р. | 1 | |||
19. | Различай б-п. | 1 | |||
20. | Различай в-ф. | 1 | |||
21. | Различай г-к. | 1 | |||
22. | Различай д-т. | 1 | |||
23. | Различай ж-ш. | 1 | |||
24. | Различай з-с. | 1 | |||
25. | Шипящие согласные. | 1 | |||
26. | Свистящие согласные. | 1 | |||
27. | Различай шипящие и свистящие согласные | 1 | |||
28. | Буква Е в начале слова или слога. | 1 | |||
29. | Буква Ё в начале слова или слога. | 1 | |||
30. | Буква Ю в начале слова или слога. | 1 | |||
31. | Буква Я в начале слова или слога. | 1 | |||
32. | Буква Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. | 1 | |||
33. | Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
34. | Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
35. | Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
36. | Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
37. | Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
38. | Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
39. | Гласная А-Я после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
40. | Гласная А-Я после твердых и мягких согласных. | 1 | |||
41. | Гласная Е после мягких согласных. | 1 | |||
42. | Гласная Е после мягких согласных. | 1 | |||
43. | Различай твердые и мягкие согласные. | 1 | |||
44. | Различай твердые и мягкие согласные. | 1 | |||
45. | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 | |||
46. | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 | |||
47. | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 1 | |||
48. | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 1 | |||
49. | Различай твердые и мягкие согласные на конце слова. | 1 | |||
50. | Различай твердые и мягкие согласные на конце слова. | 1 | |||
Слово (20 ч) | |||||
51. | Названия предметов. Предмет и его название. | 1 | |||
52. | Названия предметов, отвечающие на вопрос что? | 1 | |||
53. | Название частей предмета. | 1 | |||
54. | Различай сходные предметы и их названия. | 1 | |||
55. | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | 1 | |||
56. | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | 1 | |||
57. | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | 1 | |||
58. | Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | |||
59. | Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. | 1 | |||
60. | Большая буква в именах людей. | 1 | |||
61. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 | |||
62. | Большая буква в кличках животных. | 1 | |||
63. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | |||
64. | Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? | 1 | |||
65. | Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? | 1 | |||
66. | Подбор названий действий к названиям предметов кто как голос подает? | 1 | |||
67. | Кто как передвигается? | 1 | |||
68. | Кто? Что делает? Что делают? | 1 | |||
69. | Что? что делает? что делают? | 1 | |||
70. | Различай названия предметов и названия действий по вопросам. | 1 | |||
Предложение (20 ч) | |||||
71. | Предлог как отдельное слово. | 1 | |||
72. | Употребление предлогов в предложении. | 1 | |||
73. | Выделение «трудной» гласной в словах. | 1 | |||
74. | Выделение «трудной» гласной в словах. | 1 | |||
75. | Написание гласных в словах-родственниках. | 1 | |||
76. | Написание гласных в словах-родственниках. | 1 | |||
77. | Выделение предложения из текста. | 1 | |||
78. | Выделение предложения из текста | 1 | |||
79. | Правила записи предложения. | 1 | |||
80. | Правила записи предложения. | 1 | |||
81. | Предложение и его схема. | 1 | |||
82. | Предложение и его схема. | 1 | |||
83. | Различай набор слов и предложений. | 1 | |||
84. | Порядок слов в предложении. | 1 | |||
85. | Порядок слов в предложении. | 1 | |||
86. | Завершение начатого предложения. | 1 | |||
87. | Завершение начатого предложения. | 1 | |||
88. | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | |||
89. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | |||
90. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | |||
91. | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | 1 | |||
Повторение (10 ч) | |||||
92. | Звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
93. | Звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
94. | Твердые и мягкие согласные. | 1 | |||
95. | Название предметов. | 1 | |||
96. | Мягкий знак на конце слов. | 1 | |||
97. | Названия предметов. | 1 | |||
98. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 | |||
99. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 | |||
100. | Большая буква в кличках животных. | 1 | |||
101. | Названия действий. | 1 | |||
102. | Предложение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...