Рабочая программа по русскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОКУ «Чильчинская СОШ», на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. М: Просвещение,2017,учебника «Русский язык» в 2-х частях 4 класс Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной 4 класс М.: Просвещение, 2019 г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи программы:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Универсальные учебные действия
Личностные результаты
- осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
- внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
- внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
- чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
Метапредметные результаты Регулятивные результаты
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
- осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
- руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
- следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
- владеть общим способом проверки орфограмм;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, группе;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
- говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
- произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);
- использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию);
- осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Содержание предмета «Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливние, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Планируемые результаты предмета.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Обучающийся на уровне начального общего образования:
- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
- получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объёмом 60—70 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 65—70 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение и аргументировать его;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 156 часов в год.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов | Виды работы |
11. | Повторяем – узнаем новое | 20 часов | Контрольный диктант -1 |
22. | Язык как средство общения. | 31 часа | Контрольный диктант -2,Изложение -1 |
33. | Состав слова. Однокоренные слова | 19 часов | Контрольный диктант -2, Изложение -1 |
44. | Слово как часть речи. | 71 час. | Контрольный диктант -6 |
55. | Повторение | 15 часов | Изложение -1, Контрольный диктант -2, Проверочная работа -1 |
Итого: | 156 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Дата | |
план | факт | ||
1. | Повторяем, узнаем новое. Знакомство с учебником « Русский язык». Речевое общение. | 02.09. | |
2. | Речь устная и письменная | 03.09. | |
3. | Цель речевого общения | 04.09. | |
4. | Правила общения | 05.09. | |
5. | Правила общения. Закрепление | 06.09. | |
6. | Речевая культура. Обращение | 09.09. | |
7. | Обращение. Знаки препинания при обращении | 10.09. | |
8. | Деловая речь. Составление планов | 11.09. | |
9. | Научная речь и художественная речь | 12.09. | |
10. | Метафора и сравнение | 13.09. | |
11. | Административный контрольный диктант | 16.09. | |
12. | Текст. Признаки текста | 17.09. | |
13. | План текста простой и развернутый. Типы текстов | 18.09. | |
14. | Обучающее изложение | 19.09. | |
15. | Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование | 20.09. | |
16. | Составление текстов разных типов | 23.09. | |
17. | Составление собственного текста | 24.09. | |
18. | Проверь себя. Текст | 25.09. | |
19. | Контрольный диктант по теме «Текст» | 26.09. | |
20. | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 27.09. | |
21. | Средства общения. Роль языка в общении | 30.10. | |
22. | Способы передачи сообщения | 01.10. | |
23. | Повторение. Звуки и буквы русского языка | 02.10. | |
24. | Словесное творчество. Основные правила орфографии | 03.10. | |
25. | Повторение изученных орфограмм. Ударение | 04.10 | |
26. | Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» | 07.10. | |
27. | Проверь себя. Язык как средство общения. | 08.10. | |
28. | Различение предложений и словосочетаний | 09.10. | |
29. | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинаний | 10.10. | |
30. | Развитие речи. Составление текста-рассуждение на заданную тему | 11.10. | |
31. | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 14.10. | |
32. | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | 15.10. | |
33. | Способы выражения подлежащего и сказуемого | 16.10. | |
34. | Связь слов в предложения | 17.10. | |
35. | Однородные члены предложения | 18.10. | |
36. | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | 21.10. | |
37. | Знаки препинания при однородных членах предложения | 22.10. | |
38. | Знаки препинания при однородных членах предложения | 23.10. | |
39. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | 24.10. | |
40. | Обучающее изложение | 25.10. | |
41. | Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением | 28.10. | |
42. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 29.10. | |
43. | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании | 30.10. | |
44. | Обобщение знаний о значение слова | 31.10 | |
45. | Различные виды лингвистических словарей | 01.11. | |
46. | Звукобуквенная форма слова и его лексическое значение | 11.11. | |
47. | Синонимы, антонимы, омонимы | 12.11. | |
48. | Многозначные слова | 13.11 | |
49. | Прямое и переносное значение слова | 14.11 | |
50. | Проверь себя Предложение. | 18.11 | |
51. | Состав слова. Разбор слов по составу | 19.11 | |
52. | Образование новых слов с помощью приставок | 20.11 | |
53. | Разделительный твердый знак | 21.11 | |
54. | Разделительный мягкий знак | 25.11 | |
55. | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | 26.11 | |
56. | Образование новых слов с помощью суффиксов | 27.11 | |
57. | Правописание суффиксов –ик-, -ек- | 28.11 | |
58. | Однокоренные слова | 02.12 | |
59. | Правописание гласных и согласных в корне слова | 03.12 | |
60. | Правописание гласных и согласных в корне слова | 04.12 | |
61. | Удвоенные согласные в корне слова | 05.12 | |
62. | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 09.12 | |
63. | Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня | 10.12 | |
64. | Однокоренные слова и формы слова | 11.12 | |
65. | Правописание соединительных гласных в сложных словах | 12.12 | |
66. | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | 16.12 | |
67. | Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова | 17.12 | |
68. | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 18.12 | |
69. | Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм корня | 19.12 | |
70. | Грамматические значения частей речи | 23.12 | |
71. | Распределение слов по частям речи | 24.12 | |
72. | Контрольный диктант за I полугодие. | 25.12 | |
73. | Анализ контрольной работы. Систематизация знаний о частях речи | 26.12 | |
74. | Роль частей речи в предложении | 30.12 | |
75. | Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 13.01 | |
76. | Число и род имен существительных | 14.01 | |
77. | Алгоритм определения падежа имен существительных | 15.01 | |
78. | Упражнение в распознавании падежа имен существительных | 16.01 | |
79. | Три склонения имен существительных(общее представление) | 17.01 | |
80. | Обучающее изложение Имя существительное. | 20.01 | |
81. | Падежные окончания имен существительных 1-ого склонения | 21.01 | |
82. | Падежные окончания имен существительных 1-ого склонения | 22.01 | |
83. | Падежные окончания имен существительных 1-ого склонения | 23.01 | |
84. | Падежные окончания имен существительных 2-ого склонения | 24.01 | |
85. | Падежные окончания имен существительных 2-ого склонения | 27.01 | |
86. | Падежные окончания имен существительных 2-ого склонения | 28.01 | |
87. | Падежные окончания имен существительных 3-ого склонения | 29.01 | |
88. | Падежные окончания имен существительных 3-ого склонения | 30.01 | |
89. | Падежные окончания имен существительных в единственном числе | 31.01 | |
90. | Падежные окончания имен существительных в единственном числе | 03.02 | |
91. | Склонение имен существительных во множественном числе | 04.02 | |
92. | Склонение имен существительных во множественном числе | 05.02 | |
93. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 06.02. | |
94. | Анализ контрольного диктанта | 07.02 | |
95. | Повторяем, что знаем. Имя существительное. | 10.02 | |
96. | Безударные окончания имен прилагательных | 11.02 | |
97. | Безударные окончания имен прилагательных | 12.02 | |
98. | Склонения имен прилагательных | 13.02 | |
99. | Склонения имен прилагательных | 14.02 | |
100. | Склонения имен прилагательных | 17.02 | |
101. | Склонения имен прилагательных во множественном числе | 18.02 | |
102. | Склонения имен прилагательных во множественном числе | 19.02 | |
103. | Склонения имен прилагательных во множественном числе | 20.02 | |
104. | Разбор имени прилагательного как части речи | 21.02 | |
105. | Проверь себя «Имя прилагательное» | 24.02 | |
106. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 25.02 | |
107. | Анализ контрольного диктанта | 26.02 | |
108. | Местоимение как часть речи | 27.02 | |
109. | Склонение личных местоимений 1-ого и 2-ого лица | 28.02 | |
110. | Склонение личных местоимений 3-го лица | 02.03 | |
111. | Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка | 03.03 | |
112. | Проверь себя « Местоимение» | 04.03 | |
113. | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 05.03 | |
114. | Анализ контрольного диктанта | 06.03 | |
115. | Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке | 09.03 | |
116. | Прошедшее время глагола | 10.03 | |
117. | Неопределенная форма глагола | 11.03 | |
118. | Неопределенная форма глагола | 12.03 | |
119. | Спряжение глаголов в настоящем времени | 13.03 | |
120. | Спряжение глаголов в будущем времени | 16.03 | |
121. | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящем и будущем времени | 17.03 | |
122. | 1 и 2 спряжение глаголов | 18.03 | |
123. | Способы определения спряжение глаголов | 19.03 | |
124. | Способы определения спряжение глаголов | 20.03 | |
125. | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 30.03 | |
126. | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 31.03 | |
127. | Правописание глаголов на –тся и –ться | 01.04 | |
128. | Правописание глаголов на –тся и –ться | 02.04 | |
129. | Глаголы-исключения | 03.04 | |
130. | Написание безударных окончаний глаголов | 06.04 | |
131. | Разбор глагола как части речи | 07.04 | |
132. | Проверь себя « Глагол» | 08.04 | |
133. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 09.04 | |
134. | Анализ контрольного диктанта | 10.04 | |
135. | Имя числительное | 13.04 | |
136. | Имя числительное | 14.04 | |
137. | Наречие | 15.04 | |
138. | Наречие | 16.04 | |
139. | Наречие | 17.04 | |
140. | Контрольный диктант по теме «Имя числительное», «Наречие» | 20.04 | |
141. | Анализ контрольного диктанта | 21.04 | |
142. | Повторение. Слово | 22.04 | |
143. | Повторение. Части речи | 23.04 | |
144. | Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану | 24.04 | |
145. | Повторение. Части речи | 27.04 | |
146. | Развитие речи. Краткое изложение текста по коллективно составленному плану | 28.04 | |
147. | Повторение. Части речи | 29.04 | |
148. | Повторение. Контрольное списывание | 30.04 | |
149. | Повторение. Правила правописания | 04.05 | |
150. | Всероссийская контрольная работа (контрольный диктант) | 05.05 | |
151. | Анализ контрольного диктанта | 06.05 | |
152. | Повторение. Правила правописания | 07.05 | |
153. | Повторение. Части речи. | 08.05 | |
154. | Контрольное изложение | 11.05 | |
155. | Итоговый тест | 12.05 | |
156. | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи» | 13.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...