Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Род имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пищальникова Наталья Олеговна

Тема: Род имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 117_rod_imen_prilagatelnyh.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Род имён прилагательных»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели деятельности учителя:

- познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по родам;

- развивать умение определять род имён прилагательных;

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным; выстраивать логическую цепь рассуждений; развивать умение устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род имён прилагательных,

Личностные: развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников; Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам. Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013.

 

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

- Здравствуйте, ребята!

«Добрый день!» – тебе сказали.

«Добрый день!» – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.

Приветствовать;

Слушать стихотворение;

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка

Словесн.: слово учителя;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: распределение и запись слов;

4

2

Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.

Ваши впечатления?
– Чем понравилось?
– Каких частей речи больше?
– Какова же тема урока?
– Давайте посчитаем имена прилагательные.– Что такое имя прилагательное?

- Ребята, догадайтесь о чём идёт речь. Запишите ответы, распределив их в 3 столбика – Ж.р., Ср.р., М.р.

- Последний месяц осени? (ноябрь).

- Здесь можно взять книгу  домой? (библиотека).

- Плод яблони? (яблоко).

- Бывает русский, немецкий, английский? (язык)

- Это рисует художник? (картина).

- Рама со стеклом? (окно).

- Часть суток? (ночь).

- Ребята, по какому признаку мы разделили эти слова? (по родам). Какой род этих слов? (мужской, женский, средний род). А какой части речи эти слова? (Существительные).

Слушать;

Делиться впечатлениями;

Отвечать на вопросы;

Давать определение;

Классифицировать слова в 3 столбика;

Отвечать на вопросы;

К: строить речевые высказывания;

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

3.

Постановка учебных задач

Практич.: чтение слов, составление словосочетаний;

Словесн.: ответы на вопросы;

4

4

- Ребята, сейчас посмотрите на доску: Весёлый, солнце, умные, хорошая, клоун, яркая, ученики, песня.

- Что мы можем сделать с этими совами? (составить словосочетания, придумывать предложения).

- Итак, давайте составим словосочетания. Какие? (весёлый солнце, умные ученики, яркое клоун, хорошая песня).

- Правильные словосочетания у нас получились? (нет) почему? что в них неверно? (окончания прилагательных).

- От чего зависят окончания прилагательных? (от существительных).

- А сейчас спишите и вставьте окончания прилагательных в словосочетания: зелёный лист, зелёная трава, зелёное пальто.

- Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (род имён прилагательных).

- Какие цели поставим на урок? (узнать от чего зависит род имён прилагательных; определять род прилагательных).

Смотреть на доску;

Читать слова;

Составлять словосочетания;

Отвечать на вопросы;

Анализировать;

Сравнивать;

Делать выводы;

Определять тему урока

Ставить цели урока;

К: построение логической цепи рассуждений;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

Р: прогнозировать и корректировать способ решения учебной задачи по составленному плану;

4.

Решение частных задач

Практич.: письм. упр.

Словесн.: рассказывать правило

8

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 72 и посмотрим упр. 124. Прочитайте задание.

- Самостоятельно спишите, выделите окончания, после вместе определим род прилагательных.

Молодой лес, молодая роща, молодое дерево, весенний дождь, весенняя погода, весеннее утро.

- Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных? (ой, ая, ое, ий, яя, ее).

- От чего зависит окончания имён прилагательных? (от имени существительного, с которым оно связано по смыслу).

- Назовите окончания мужского, женского и среднего рода?

- Давайте прочитаем правило.

- В каком роде всегда стоит имя прилагательное? (в том же, что и существительное).

- В каком числе изменяются имена прилагательные по родам? (в единственном)

- Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и проговорите его. Расскажите соседу по парте.

Читать задание;

Списывать, выделять окончания;

Называть окончания;

Читать правило;

Анализировать

правило;

Проговаривать правило;

П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

К: построения рассуждений,

Праактич.: устн. Упр.

8

- Хорошо. Прочитайте задание № 125

- Прочитайте, рассмотрите таблицу.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (какой?). Какие окончания имеют? (-ой-, -ый, -ий-). Приведите примеры.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? (какая?) Какие окончания они имеют? (-ая-, -яя-). Приведите примеры.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? (какое?) Какие окончания они имеют? (-ое-, -ее-). Приведите примеры.

Рассматривать таблицу;

Анализировать;

Сравнивать;

Отвечать на вопросы;

Делать выводы;

П: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;

5.

Физминутка

1

- А ну, хватит рассуждать.

Время отдых начинать.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии;

6.

Практич.:

Комментированное письмо

8

- Сейчас ребята составьте и запишите словосочетания «прилагательное+существительное» из слов, которые вы видите на доске, но изменяя окончания и определяя род прилагательных.

- Работать будем комментируя.

1. коричневый, карий (платье, глаза, костюм) – коричневое платье – ср.р., карие глаза – мн.ч.коричневый костюм – м.р.

2. густой, дремучий (лес, туман) – густой туман – м.р., дремучий лес – м.р.

3. горячий, знойный (лето, вода, привет) – знойное лето – ср.р., горячая вода – ж.р., горячий привет – м.р.

4. смуглый, темный (волосы, лицо, небо) – смуглое лицо – ср.р., темные волосы – мн.ч., темное небо – ср.р.

4. Старый, пожилой (человек, учебник) – старый учебник – м.р., пожилой человек – м.р.

Составлять словосочетания;

Изменять окончания прилагательных;

Определять род прилагательных, выделять окончания;

П:

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

7.

Рефлексия. Подведение итогов

5

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? Чему ты научился на этом уроке? Достиг ли поставленной цели ля себя? Как определять род имён прилагательных?  Понравился ли вам урок? Возникли ли у вас трудности?

Подводить итоги урока;

Р: Осуществлять итоговый контроль

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России

Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Зависимость имени прилагательного от имени существительного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным. Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять род имени прила...

Конспект урока по русскому языку на тему "Число имен прилагательных" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Число имен прилагательных»Цели деятельности учителя: развитие умения определять число имен прилагательных; отработка умения составлять словосочетания «имя прилагательное + имя...