Конспект урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Выполняя разнообразные задания, дети развивают умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы, омонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku-1.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
Колледж Арбат
Конспект урока
по русскому языку
в 4 классе
в ГБОУ Школа № 904
студента ____ группы, ____курса
_______________________________________
(ФИО)
ФИО | Конспект (отметка и подпись) | Урок (отметка и подпись) |
Учитель: | ||
Методист: |
14 октября 2019 года
Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.
Образовательная система (УМК): «Школа России»
Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-омонимов.
Задачи урока:
Образовательные
- повторить с учащимися изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
- продолжить расширять словарный запас учащихся за счет новой лексики;
- продолжить формирование понятий «синоним», «антоним», «омонимы»;
- научить распознавать лексический смысл слов омонимов.
Развивающие
- развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, …;
- развивать умение четко, кратко излагать свои мысли;
- развивать рефлексивные навыки и умения.
Воспитательные
- воспитывать ответственность, организованность, усидчивость, умение преодолевать трудности;
- формировать коллективные способы учебной деятельности;
- воспитывать аккуратность при выполнении упражнений;
- воспитывать уважительное отношение к труду.
Планируемые результаты урока:
Личностные
- умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
- проявлять интерес к изучению родного языка;
Метапредметные
- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- выслушивать и принимать разные точки зрения;
- классифицировать и объединять слова по значению (омонимы, синонимы, антонимы)
Предметные
- уметь подбирать слова по признакам: слова-синонимы, слова-антонимы;
- различать слова-омонимы по лексическому значению в тексте, объяснять их;
- находить анонимы, синонимы, омонимы в тексте.
Средства обучения: комплект учебно-методических материалов; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, презентация; наглядные материалы:
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ,– 3-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2016 – 45с.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. в 2-х частях; 1 часть. М.: Дрофа, 2017. – 107 с.
- Русский язык. 2 класс. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс». М.: Дрофа, 2016. – 311 с.
- Тамара Рамзаева: Русский язык. 1-4 классы. Рабочая программа. М.: Дрофа, 2014. – 96 с.
- Рабочие программы. Русский язык. 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. ФГОС. М.: Дрофа, 2012. – 368 с.
Этапы урока (с указанием времени) | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока | Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся |
(1 мин) | Подготовка учащихся к работе на уроке. | - Здравствуйте ребята, меня зовут Эмиль Евгеньевич, и я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, вашу готовность к уроку. Присаживайтесь. | Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты. |
(самоопределение) к учебной деятельности (2 мин) | 1.Актуализация требования к учащемуся со стороны учебной деятельности; 2. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; 3. Установка тематических рамок. | - Какие части речи вы уже знаете? - Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы «кто?», «что?». - Как называется часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» - Что вы знаете про глагол? - Сегодня мы с вами будем говорить о лексическом значе-нии слов, принадлежащих к различным частям речи. - Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные, объясните правописание. 1. Поток воздуха. (Ветер) 2. Время еды, обычно в середине дня. (Обед) 3. Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак) 4. Главный город, административно – политический центр государства. (Столица) 5. Участок земли со стоячей водой. (Болото) 6. Приветствие при встрече. (Привет) 7. Спустя некоторое время. (Потом). | Словесный метод (Беседа) Учащиеся отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал. Практический метод (Задание) |
(5 мин) | Организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | -Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению. Запишите их через запятую. Зябнет осинка Дрожит на ветру Стынет на солнышке Мерзнет в жару. (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет) - Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы) - К какой части речи они относятся? ( Глагол) - Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению? К вечеру умирает, по утру оживает. (День) Кто приходит, кто уходит, Все ее за ручку водят. (Дверь) - Как называются слова, противоположные по значению (антонимы) - Отгадайте следующую загадку: Есть она у чемодана И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. (ручка) - Какую особенность слова ручка раскрывает загадка? (Оно имеет два значения). - Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет) - Как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения. (Омони-мы)
В конце урока самые внимательные из вас скажут, почему именно эти слова делают речь богаче и красочнее. Значит тема сегодняшнего урока,,,,,,,, (Дети отвечают) Да, правильно, тема урока «Синонимы, антонимы и омонимы» Сформулируйте задачи урока (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы, научиться распознавать и употреблять их в нашей речи, подбирать к словам синонимы и антонимы) | Практический метод (Задание) Учащиеся выписывают слова, близкие по значению. Наглядный метод (наблюдение) Учащиеся формулируют тему урока. |
(4 мин) | Организация выявления учащимися места и причины затруднения. | Прочитайте текст (Слайд 1) Обратите внимание, что слово «старый» повторяется несколько раз. Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых временах, а если он скуп или беден, то в сундуках найдете старые вещи. Много таких людей встречаются сейчас, но и в старые времена их было не меньше. Вспомните, часто ли вы используете повторы. Чтобы избежать повторения одних тех же слов используют слова-друзья, которые называются синонимы. | |
(5 мин) | Организация поиска проекта будущих учебных действий | Существуют толковые словари синонимов. Так к слову «старый» синонимы (слайд2): ветхий, древний, многолетний, вековой, старинный, давний, старобытный, устаревший, давнишний, пожилой, ветеран и др. Выберите подходящие слова-синонимы и замените ими слово «старый» в тексте. Проверьте себя. (Слайд 3) Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных временах, а если он скуп или беден, то в сундуках найдете ветхие вещи. Много таких людей встречаются сейчас, но и в древние времена их было не меньше. Итак, слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение, называются синонимами.
| Словесный метод (Беседа) Учащиеся работают с текстом с последующей проверкой. |
(15 мин) | Осуществление реализации построенного проекта | Задание 1: Запишите к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика Алфавит аккуратный Огонь мощь Прыгать бросать Лес вещи Кидать содержание Багаж пламя Опрятный скакать Сила азбука Оглавление бор Вы молодцы, справились с работой. А мы продолжаем путешествие по Царству Лексики Существуют группы слов противоположного значения: Зима – лето Белый – черный Идти – стоять Такие слова, как вы уже знаете, называются антонимы Задание 2: Прочитайте стихотворение и выпишите слова противоположного значения (Слайд 4) Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок высоко. Воробей сказал, Что близко, а улитка – далеко. А теленок озабочен, Тем, что яблоко мало. А цыпленок тем, что очень Тяжело и велико. А котенку все равно - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок Сладкий у нее бочок. (низко –высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое –сладкое) Задание 3 Запишите антонимы к следующим словам: (слайд 4) Далекий – Легкий - Сухой – Грязный - Внутри - Бежать – Тишина - Друг – Путешествуя дальше по Царству Лексики, встречаем слова- близнецы Мы слова из русской речи, Из родного языка. Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность. Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в середине. Схожим лицам вопреки Мы по смыслу далеки. Слова- близнецы, имея одинаковое написание, имеют различный смысл в конкретном тексте. Например: дверная ручка и школьная ручка; девичья коса и речная коса; петрушка (кукла) и петрушка (растение). Задание 4: (слайд 5) Запишите различные значения слов: Лук – Очки – Гусеница – Кисть – Месяц – Ключ - | Практический метод (Упражнение) Один ученик пишет на доске, остальные - в тетрадях
Практический метод Учащиеся выполняют задание с последующей проверкой Практический метод Учащиеся выполняют задание с проверкой в парах. Учащиеся выполняют задание устно с фронтальной проверкой |
(1 мин) | Снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда; | Учащиеся повторяют за учителем движения физкультминутки. | |
(3 мин) | Осуществление первичного закрепления | Следующее задание поможет нам закрепить «дружбу» с синонимами, антонимами и омонимами Задание 6 Определите, в каких предложениях имеются омонимы, в каких антонимы, в каких синонимы. Прочитайте сначала предложения с синонимами, затем с антонимами, и затем с омонимами. Обсудите в парах. (Слайд 6) Любишь брать – люби отдавать. Приятелей много, а друга нет. Каков ни есть, а хочет есть. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Корень учения горек, а плод его сладок. На мирном поле и на поле брани умей командовать без брани. Спешить, не спеши, а поторапливайся. | Практический метод (Упражнение) Учащиеся выполняют упражнение, обсуждая в парах. Затем один зачитывает предложения, объясняя свой выбор. |
(5 мин) | Закрепление полученного знания | - У вас на карточках задание. 1.Вставь прилагательные-антонимы в пословицы. Доброе слово лечит, _______________ - калечит. Осенью дни ненастные, а весной ______________. Родная сторона – мать, а _______________ - мачеха. Платье хорошо новое, а друг _____________ 2. Подберите к каждому слову из левого столбика синоним из левого столбика: Родина Немногословный Баловаться Красивый Прекрасный Отечество Разговорчивый Шалить | Практический метод (Письменное задание) Учащиеся самостоятельно письменно выполняют задание на карточках. Самопроверка: учащиеся сверяют свой вариант с образцом, данным на презентации Словесный метод (Рассуждение) |
(3 мин) | Выявление границ применения нового знания | Какие группы слов мы с вами сегодня выделяли? Какими частями речи они выражаются? С какой целью мы используем их в нашей речи? | Словесный метод (Рассуждение) Учащиеся высказывают свою точку зрения. |
(1 мин) | Реализация рефлексии |
- Что показалось легким? Д/з упр. 72 стр. 48 | Словесный метод (Беседа) Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии. |
словесные (изложение, повествование описание, рассуждение, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой)
наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения)
практические (упражнения, задачи, задания, лабораторная работа, опыты, работа в мастерских, эксперимент и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....