Главные вкладки
Технологическая карта урока «Определение глагола как части речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок обобщения и систематизации знаний. На уроке используется групповая работа учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_glagol_3_kl_urok.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Определение глагола как части речи»
ФИО Смирнова Елена Олеговна
Место работы ГБОУ СОШ № 119
Должность учитель
Предмет начальные классы
Класс 3 «Б»
Базовый учебник Русский язык. 3 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: формирование и совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи.
Задачи:
- образовательные: - повторить и обобщить знания об имени существительном, имени прилагательном и местоимении
Формирование навыка распознавания такой части речи, как глагол среди других изученных частей речи
- развивающие: - развитие устной и объяснительной речи учащихся, умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; развитие умения формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- воспитательные: формировать потребность писать грамотно; воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля; учить ставить цель своей деятельности; формировать коммуникативные умения.
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование:
для учителя: мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группах, карточки для самостоятельной работы.
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Технологическая карта изучения темы: Определение глагола как части речи
Тема | Определение глагола как части речи |
Цель | Формирование и совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи |
Планируемые результаты | Предметные: - определять изученные части речи; - находить в тексте глаголы и задавать к ним вопросы; - правильно употреблять глаголы в своей речи; Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к части речи - глагол; -проводить самооценку на основе критерия успешности; -прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок; Метапредметные: РегулятивныеУУД: -определять и формулировать тему и цель урока; - умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения своих и чужих действий; ПознавательныеУУД: -ориентироваться в системе знаний; - проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; КоммуникативныеУУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. |
Основные понятия | Глагол, как часть речи. |
Ресурсы: - основные | - Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. -презентация к уроку - рабочая тетрадь - карточки для работы в группе - учебник |
Организация пространства | -фронтальная -групповая - индивидуальная |
Ход урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя
| время |
1. Организационный момент | Дети здороваются и садятся на место. | -Здравствуйте, ребята, повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь повернитесь ко мне и садитесь. Начнём наш урок. | |
2. Актуализация знаний. 1) чистописание 2) словарная работа 3) сообщение темы урока | Дети записывают в тетрадь число. - о водах - шумят, бегут, будят, блещут, гласят - рассказывают, объявляют Дети записывают строчку букв. - Календарь, почерк, искусство, лишнее слово ПЕЧАЛИТЬСЯ - Это глагол, а остальные существительные. - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто? Что? (одушевленное, неодушевленное, имеет род,изменяется по числам) - Багряный, оранжевый, багровый, лишнее ЖЕЛТЕТЬ - Имя прилагательное – это часть речи, каторая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой?, Какая?, Какое?, Какие?. Род и число зависит от существительного. - Ко мне, у него, за вами, лишнее ПОСЧИТАТЬ(пишется слитно – это приставка, так как у глаголов нет предлогов) - Местоимение – это часть речи которая не называет предметы, а только указывает на них. Местоимения бываю 1,2,3 лица. - Посчитать, печалиться, желтеть. - что делать? Что сделать? - действие предмета - глаголами - глагол - тема – глагол как часть речи. - отличать глаголы от других частей речи. - в слове глагол есть эти буквы. | - Откройте тетради и запишите число и «Классная работа» (на доске) Четырнадцатое марта. Классная работа. - Подчеркните орфограммы. Весной природа оживает, пробуждается после зимы. - Хорошо и радостно всем вокруг, и живой и неживой природе. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» - Еще в полях белеет снег, (слайд 1) - О чём говорится в стихотворении? - Что воды делают? - Что означает слово «гласят»? - А нам это слово объявляет о минутке чистописания. - Пропишем сегодня буквы Г и Л, старайтесь писать очень аккуратно. Глг Лгл - Эти буквы нам сегодня ещё понадобятся. - Продолжим наш урок. - Давайте узнаем тему нашего урока. - А для этого сыграем в игру «4- ый лишний». (слайд 2) - Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки. - Найдите в каждой строчке закономерность и определите лишнее слово. - Запишите слова в тетрадь, каждую группу слов на отдельной строке. Выделите орфограммы. 1) к_л_ндарь, по_черк, ис_кус_тво, п_чалиться (слайд 3) - Какое слово лишнее? Почему? - Какой частью речи являются? - Что мы знаем о существительных? 2) б_гряный, _ранжевый, ж_лтеть, б_гровый (слайд 4) - Какие буквы вставили? - Какое слово лишнее? Почему? - Запишите словарные слова. Какой частью речи являются? - Что мы знаем о прилагательных? 3) (ко) мне, (у) него, (за) вами, (по) считать (слайд 5) - Как правильно написать эти слова? Почему? - Какое слово лишнее? Почему? - Запишите эти слова. Какой частью речи они являются? - Проверьте себя. (слайд ) - Какие же слова оказались лишними в каждой группе? (слайд 6) - Запишем их с новой строчки, выделим орфограммы. - На какие вопросы они отвечают? - Что эти слова обозначают? - Какой частью речи являются? - Значит, какую же часть речи мы сегодня начинаем изучать? (слайд 7) - Сформулируйте тему урока. - Чему должны научиться? (слайд 8) - Так почему писали гл? - что мы знаем о глаголе? | |
Физминутка | - А чтобы продолжить урок, нам нужно немного отдохнуть. - Глаголы обозначают действие, и мы с вами подвигаемся. (слайд 11) - Я буду называть действия, а вы их выполнять. Вам нужно сейчас за мной повторять. Сначала ИДТИ, потом ПОСТОЯТЬ, Потом ПОТЯНУТЬСЯ и мне ПОМАХАТЬ. Теперь УЛЫБНУТЬСЯ, ВЗДОХНУТЬ и ПРИСЕСТЬ И тихо НА МЕСТО за парту СЕСТЬ - А теперь продолжим наш урок. | ||
Обобщение и систематизация знаний о глаголе. 3. Работа в группах. 1) Роль глаголов в речи | Дети слушают. -нет. Садятся по группам Дети читают все вопросы и ответы на них - глаголы - Оживляют картину, обозначают действия предметов. Записывают в тетрадь предложения. - что сделал? | - Можно ли не совершая действий сделать зарядку? - Представьте мир без действий? - Это будет застывший, неподвижный мир, где остановилась жизнь. - Например такой… (слайд ) - Сегодня мы попробуем оживить мир весеннего леса, а для этого разделимся на 5 команд по 5 человек. Каждая команда будет выполнять своё задание. - Вам понадобится только пенал. - Помните о правилах работы в группе. ( слайд 13) 1. Распределите обязанности. 2. Работайте тихо, не мешая другим. 3. Спокойно высказывайте своё мнение. 4. Уважайте мнение других и терпеливо выслушивайте их мысли. 5. Вместе находите правильное решение. 6. Высказывайте своё несогласие вежливо. 7. Всей группой выбирайте выступающего. - на выполнение задания вам отводится 10 минут. - Распределите задания между членами группы. - не забудьте соединить ваши ответы, обсудить их правильность и выбрать отвечающих. - Пришло время проверять вашу работу. - Рассаживайтесь по местам. - Слушаем ответы на первое задание. Задание 1. Приложение 1. Весна. Яркое солнышко. Сосульки. На проталинках первые подснежники. Птицы. Деревья, травы, цветы. Над ними прелестные бабочки. Природа.
Наступает весна. Светит яркое солнышко. Тают сосульки. На проталинках распускаются первые подснежники. Птицы щебечут. Зазеленеют деревья, вырастут травы, зацветут цветы. Проснуться и запорхают над ними прелестные бабочки. Природа проснётся и заговорит. - Какие слова делают по-настоящему возможным понимание текста? - Какую роль выполняю глаголы в речи? - Посмотрим, что происходит в нашем лесу. - Запишем в тетрадь два предложения. - Снег. В лесу растаял снег. - Подчеркнём существительное одной чертой, а глагол двумя. - На какой вопрос отвечает слово растаял? | |
2) Значение слова «глагол» | Дети читают текст и отвечают на вопросы. - из старославянского языка. - действия предметов - Потому что глаголы помогают построить предложение и передавать собеседнику сообщение. - О существительном. Записывают в тетрадь предложения. | - Слушаем ответы на второе задание. Задание 2. Приложение 1.
Вам хотелось бы узнать, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ? Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. А слово глагóлю, означает говорю, изрекаю, сообщаю. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. ( По Л. Успенскому) - Откуда пришло слово глагол в русский язык? - Что обозначают глаголы? - Почему часть речи получила такое название? - О какой ещё части речи говорит автор? - Значит, имена существительные и глаголы в речи выполняют одинаковую функцию. Только существительные называют предметы, а глаголы - их действия. - Запишем в тетрадь предложение и подчеркнём существительное и глагол. | |
3) многообразие глаголов 4) отличие глагола от других частей речи. 4. Закрепление изученного 1) Слуховой диктант 2) Самостоятельная работа Итог урока 1) обобщение пройденного 2) рефлексия 3) домашнее задание | Дети отвечают на вопросы задания - да - с предметом можно производить разные действия. Записывают в тетрадь предложения. Дети выступают - зададим вопрос от существительного и подберём подходящее действие. Записывают в тетрадь предложения. Дети выступают. - зададим вопрос от существительного и подберём подходящее действие. Записывают в тетрадь предложения. Читают определение в учебнике. Записывают глаголы. -7. Получают карточки с текстом, записывают его в тетрадь. Дети отвечают На вопросы | - Слушаем ответы на третье задание. Задание 3. Приложение 1.
-Подберите и запишите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия. Образец: солнце (что делает?) светит, греет, встаёт, садится, показывается, радует, согревает, освещает, … Подснежник (что делает?) Почки (что делают?) Снег (что делает?) Река (что делает?) Птицы (что делают?) Звери (что делают?) - Давайте проверим вашу работу. - Много ли глаголов можно подобрать к существительному? - Почему? - По частоте употребления глагол занимает 2-ое место после существительного. - Давайте запишем в тетрадь, что делает … - Слушаем ответы на четвёртое задание. Задание 4. Приложение 1. Значение действия - Узнаем, как отличить глаголы от других частей речи со сходным значением. - Прочитай. Что общего у слов каждой группы? Как они называются? - Выделите корень в словах. - Определите часть речи. - Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак) - Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? - Давайте запишем в тетрадь группу однокоренных слов со значением действия - Слушаем ответы на пятое задание. Задание 5. Приложение 1. Значение признака - Узнаем, как отличить глаголы от других частей речи со сходным значением. - Прочитай. Что общего у слов каждой группы? Как они называются? - Выделите корень в словах. - Определите часть речи. - Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак) - Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? - Давайте запишем в тетрадь группу однокоренных слов со значением признака. - Вы все молодцы хорошо потрудились, а теперь повторим. – Что же такое глагол? (слайд ) - Сравним наши выводы с правилом на странице 105. - Ну а теперь проверим, как вы научились отличать глаголы. Проведём слуховой диктант. Запишите только глаголы. Я – страшное дело – какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. - Сколько глаголов выписали? Проверим. А теперь поработаем самостоятельно. Запиши текст в тетрадь. Для этого выберите подходящий для вас уровень и выполните задание. 1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы. 2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи. 3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи, придумай и добавь 2-3 своих предложения. ……..настоящая весна. Стволы сосен …….. на солнце. Всюду …….. запах смолы. …… белые кисти ландышей. Я ……. по лесу, ………. стройными деревьями. А над моей головой ……. звонкие птицы. Слова для справок: пришла, поют, разносится, висят, иду, краснеют, любуюсь. - эти работы я проверю сама. Итак, подведём итог. Сегодня вы молодцы. - Что такое глагол? - Как отличить глаголы от других частей речи? - Какую роль играют глаголы в речи? - Мы только начали изучать глагол. Нас ждут ещё множество открытий впереди. - Что вам показалось сложным? А что было легко? - Какие задания для вас были трудными? -Какие вы выполнили с лёгкостью? - Сегодня на уроке вы работали очень хорошо, молодцы. - Домашнее задание – выучить правило страница 105 - Всем спасибо! |
Задание 1. Определите роль глаголов в речи. Запишите ответы.
Прочитайте тексты.
Представьте картины, которые нарисованы словами.
Одинаковые ли эти картины? Ответ:_____________________________________________________________________
Сравни тексты.
Чем они отличаются? Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Весна. Яркое солнышко. Сосульки. На проталинках первые подснежники. Птицы.
Деревья, травы, цветы. Над ними прелестные бабочки. Природа.
Наступает весна. Светит яркое солнышко. Тают сосульки. На проталинках распускаются первые подснежники. Птицы щебечут.
Зазеленеют деревья, вырастут травы, зацветут цветы. Проснуться и запорхают над ними прелестные бабочки. Природа проснётся и заговорит.
Какие слова «оживили» картину? Ответ:_________________________________________________________________
Почему? Ответ:_________________________________________________________________
Подчеркните глаголы во втором тексте двумя чертами.
Какова роль глаголов в речи? Ответ:__________________________________________________________________
Задание 2. Почему часть речи получила такое название? Запишите ответы.
Прочитайте текст.
Вам хотелось бы узнать, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ?
Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. А слово глагóлю, означает говорю, изрекаю, сообщаю. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
( По Л. Успенскому)
Что означает слово «глагол»?
Ответ:________________________________________________________________________________________________
Откуда пришло это слово в русский язык?
Ответ:________________________________________________________________________________________________
Для чего важны глаголы?
Ответ:________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Почему часть речи получила такое название? Ответ:_________________________________________________________________________________________________
Подчеркните глаголы в тексте двумя чертами.
О какой ещё части речи говорит автор?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Запишите ответы.
Подберите и запишите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия.
Образец: солнце (что делает?) светит, греет, встаёт, садится, показывается, радует, согревает, освещает, …
Подснежник (что делает?) _________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Почки (что делают?) _____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Снег (что делал?) _______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Река (что делала?) _______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Птицы (что сделают?) ____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Звери (что сделают?)______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Как вы подбирали глаголы? Ответ:________________________________________________________________________
Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Ответ: ______________________________________________ Почему? Ответ:_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Как отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? Запишите ответы.
Прочитай.
Что общего у слов каждой группы? Ответ:___________________________________________________________________
Как они называются? Ответ:__________________________________________________________________
Выделите корень в словах.
Определите часть речи и подпишите над словом.
Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак) ответ: ____________________________________________
- Бег, беглый, беженцы, бегал.
- Пишет, писатель, письменная.
- Пели, пение, певец, певучий.
- Строить, стройка, строительный.
- Нарисованный, рисунок, рисует.
- Выдумка, думать, задуманное.
Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? Ответ: ______________________________________
Как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Как отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? Запишите ответы.
Прочитай.
Что общего у слов каждой группы? Ответ:___________________________________________________________________
Как они называются? Ответ:__________________________________________________________________
Выделите корень в словах.
Определите часть речи и подпишите над словом.
Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак) ответ: ____________________________________________
- Жёлтый, желтизна, желтеть.
- Молодой, помолодеть, молодость.
- Нарисованный, рисунок, рисует.
- Стекло, застеклить, стеклянный.
- Синий, синева, посинели.
- Закрашу, красный, краснота.
- Старик, постареешь, старый.
Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? Ответ: ______________________________________
Как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа Запиши текст в тетрадь. Для этого выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи, придумай и добавь 2-3
своих предложения.
……..настоящая весна. Стволы сосен …….. на солнце. Всюду …….. запах смолы. …… белые кисти ландышей. Я ……. по лесу, ………. стройными деревьями. А над моей головой ……. звонкие птицы.
Слова для справок: пришла, поют, разносится, висят, иду, краснеют, любуюсь.
Самостоятельная работа. Запиши текст в тетрадь. Для этого выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи, придумай и добавь 2-3
своих предложения.
……..настоящая весна. Стволы сосен …….. на солнце. Всюду …….. запах смолы. …… белые кисти ландышей. Я ……. по лесу, ………. стройными деревьями. А над моей головой ……. звонкие птицы.
Слова для справок: пришла, поют, разносится, висят, иду, краснеют, любуюсь.
Самостоятельная работа. Запиши текст в тетрадь. Для этого выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи, придумай и добавь 2-3
своих предложения.
……..настоящая весна. Стволы сосен …….. на солнце. Всюду …….. запах смолы. …… белые кисти ландышей. Я ……. по лесу, ………. стройными деревьями. А над моей головой ……. звонкие птицы.
Слова для справок: пришла, поют, разносится, висят, иду, краснеют, любуюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы "Глагол как часть речи"
Главная проблема урока : Глагол как часть речи....
Конспект урока " Определение глагола как части речи"
Открытый урок русского языка на тему " Определение глагола как части речи" проведен в рамках РМО. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по океану Знаний, вызывают на интеллектуальный б...
Технологическая карта урока. Тема: «Местоимение как часть речи»
конспект урока по русскому языку...
Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»
Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100». Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....
Конспект урока "Определение глагола как части речи", 3 кл, УМК "Школа 2100"
Цели деятельности учителя: – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль. – Развитие...
Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)
Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...
Технологическая карта русского языка «Глагол как часть речи». УМК «Школа России», 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания.Цели урока: 1. Формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.2. Существительных женского рода после...