Конспект урока " Определение глагола как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Нестерова Галина Васильевна

 Открытый урок русского языка на тему " Определение глагола как части речи" проведен в рамках РМО. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по океану Знаний, вызывают на интеллектуальный бой пиратов. Одержав победу, добывают необходимую карту и попадают в страну Глагола. Играя, дети знакомятся с новой частью речи, учатся находить глаголы в тексте, узнают о роли глаголов в нашей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект урока

Автор: Нестерова Галина Васильевна

учитель начальных классов,  г. Калининск Саратовской области

Предмет: русский язык

Класс: 3 «А»

УМК «Школа 2100»

Тема урока: "Определение глагола как части речи".

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол», развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основными признаками глагола; развитие умений устной связной речи при обобщении сведений о глаголе продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья.

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат: способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.


Оборудование : компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint (учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.), индивидуальные карточки с заданиями в группах


Ход урока

I.Организационный момент – самооценка 

Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас в этот солнечный весенний мартовский  день на уроке русского языка

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
И все правильно писать. 
Улыбнитесь все гостям 
И садитесь по местам. 

Обмен настроением”

 ( Ребята! Найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. ) (Слайд)

  • Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
  • Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
  • Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
  • Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
  • Я вижу какое у вас приподнятое, спокойное,  настроение и хочу ,чтобы оно оставалось таким до окончания нашего урока. 

- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие, где нас ждут приключения.

КТО ЗА ПРИКЛЮЧЕНИЯ?
ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!
ДАВАЙТЕ ПОДНИМЕМ ПАРУС –
И СРАЗУ В ОКЕАН.
ВЕДЬ И ДЛЯ НАС ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ  НЕ  МАЛО  СТРАН
ПОКА ЧТО НЕОТКРЫТЫХ  ИЛИ ДАВНО ЗАБЫТЫХ.
ДОРОГ В МОРЯХ НЕМАЛО -
СМЕЛЕЕ У ШТУРВАЛА.

 Слайд 3. -А кто нам помогает бороздить Океан Знаний и открывать новые знания по русскому языку? (Афанасий)

Афанасий сейчас  в гостях у своего нового знакомого и хочет вас с ним познакомить. Путь в страну нового друга  Афанасия лежит через Океан Знаний.
- Скажите, что нужно взять с собой, отправляясь  в путешествие?( карту)
-
Вот она.(слайд  5  ) Но на ней не хватает одной части. Пираты захватили ее, чтобы самим добраться до новых земель. Как быть? ( нужно восстановить карту) Что нам  в этом поможет?  ( наши знания)
-
От каждого из вас зависит успех общего дела. Будьте активны, работайте дружно и мы достигнем цели. Какую цель поставим на первом этапе урока?
( восстановить  карту)
-Часть карты  у пиратов.  Как ее заполучить?  (  Вызвать на интеллектуальный бой)
- Правильно, победить пиратов, хозяйничающих в Океане Знаний можно только своими знаниями.

II. Минутка чистописания

- А отправляемся мы в страну нового друга  Афанасия из порта Чистописания. Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

лЛл   мМм   Ии  Юю   Зз   Рр    Уу…(Сс)

Ее  Ёё  (Яя)                                   Нн  (Йй)

 - На какие 2 группы можно разделить  буквы в первой строке? ( Гласные и согласные)

- Какая буква в группе  гласных лишняя и почему? (Ю)

  - Что общего у всех согласных? (звонкие)

- Какая буква лишняя в группе согласных и по какому признаку? (З)

Откроем тетради, запишем дату, классная работа,. Не забываем следить  за правильным соединением букв (образец на слайде) -.

Обязательное правило при письме – следи за осанкой.

Девизом нашего путешествия будет пословица

Большому кораблю – большое плавание.

- Каково значение данной пословицы?

Человеку необходим широкий простор, свобода для проявления своих способностей, для плодотворной деятельности. Говорится чаще как напутствие, пожелание тому, кто заслуженно получает возможность проявить свои способности, кому поручают ответственное дело

- Я вас зову на дела большие .

-Что помогло определить окончание имён прилагательных?

-Ск-ко самост.частей речи мы изучили?

III. Актуализация и пробное учебное действие.

 Словарная работа.

Остров «Закрепляндия»

Афанасий прислал нам записку с описанием маршрута. Вот она. Прочитайте, постарайтесь запомнить ориентиры. Цель- грамотно записать все слова-ориентиры.

ГОРА-ГОРЫ ( безударная гласная в корне, проверяемая ударением) слайд 9
ЛЕВ-ЛЬВЫ ( парная согласная на конце слова) слайд 10
АЛЛЕЯ ( удвоенная согласная) слайд 11
ГОЛУБЬ-ГОЛУБИ ( парная согласная и мягкий знак –показатель мягкости) слайд 12
ОБЛАКО ( безударная гласная, непроверяемая ударением, словарное слово, написание которого надо запомнить) слайд 13
ЛЕСТНИЦА ( непроизносимая согласная, написание которой надо запомнить) слайд 14
Вы  справились с  заданием и доказали свое право на обладание недостающей части карты.
- Карта восстановлена. Но на карте отсутствует название страны. Оно зашифровано  в следующей  записке Афанасия. 

О чем это?

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает  расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам…( глагол.)

Мы благополучно добрались до Страны Глаголов. Сходим на берег, где нас встречают Афанасий и Дядюшка Глагол. Вот о чем они разговаривают.

Слайды 18 - 21

ΙII. Определяем основной вопрос урока.

Что делает Афанасий ? (Плывет)- А  что делает улитка?( Ползёт)

-А что делают мальчик? ( пишет) СЛАЙД СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ)
-Можно ли идти, плыть, писать, не совершая действия руками и ногами? А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь. Значит, нужны действия и слова, которые их называют.

А любые слова –части речи.

Он предметы оживляет,                    

 Всех их в дело вовлекает,                  

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,                    

Строго сам за тем следит.                        

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про…(глагол)

Сможете ли вы назвать тему нашего урока?

ТЕМА УРОКА: «Определение  глагола как части речи».

ΙV. Решаем проблему, открываем новые знания.

Как отличить глаголы от других частей речи? Откуда взялось слово глагол? Что нам необходимо знать при изучении новой части речи?

 (Ответы, предположения детей).

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. 

Учитель: На какие вопросы отвечают слова, выделенные в тексте? (Что делает? что делают?)

Что обозначают данные слова? (Действие предмета)

К какой части речи можно отнести данные слова? (Глагол).
Как отличить глаголы от других частей речи? (Задать вопросы).

-Какие вопросы?

- Можно ли глагол назвать самостоятельной частью речи?

Чтение стихотворения учениками

Слайд25

- Что делать, что сделать учащимся школ?

На эти вопросы ответит глагол.

Глагол всегда в движении

На месте не сидит.

Он прыгает и бегает, смеётся и шалит.

То красит, то рисует, то песенки поёт,

Как маленький ребёнок спокойно  не живёт.

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.

V.Сравниваем свой вывод с авторским.

 Читаем правило на стр.105

VI. Применяем новые знания. Развиваем умения.

( СЛАЙД страны и дядюшки Глагола)

Мы благополучно добрались до Страны Глаголов, но путешествие на этом не заканчивается.

Как вы думаете ,кто этот странный ,но важный гражданин?

-Это и есть новый друг Афанасия, а значит и наш друг -Дядюшка Глагол. Он предлагает вам продолжить путешествие теперь уже по его стране.

Итак ,мы на пристани . «Поиграй-ка»

Игра «Лишние слова» ( 10 слов) Графический диктант(Глагол-+,нет- -)

Вытирал,  подметал,  заливал ,самосвал,   носил,  повредил ,  крокодил, обжег,  флажок.  дружок + + + - + + - + - - -

VII. Поиск решения проблемы.

Самостоятельная работа

Продолжаем наше путешествие

Все жители  страны Глаголов находятся в постоянном движении. Вот вам новое задание. 
Подбери и запиши к существительному больше слов со значением действия.

Обговорим важное условие нашей успешной  работы- посоветуйтесь, какие правила работы необходимо выполнять в группе, чтобы работать быстро и , главное, результативно.

  • Самостоятельная работа (работа в группах).
  • поставить вопрос;
  • представить картину;
  • произвести запись

-Нам нужны действия? (Да)

Какую роль выполняют действия? ( «Оживляют картину»).

К какой части речи мы относим все слова-действия? (Глагол)

Работа по учебнику. Упражнение 344

- Прочитайте тексты и сравните их.

- Вам все понятно в первом тексте?

- Почему первый текст до конца не понятен?

- Как вы думаете, слов какой части речи не хватает?

- Давайте найдем недостающие глаголы во втором тексте?

  • Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
  • Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

Чем отличаются тексты? Какие слова помогли «оживить» картину? Что помогло вам определить в тексте глагол?


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Какое задание надо выполнить, придумай задание..

(Подобрать однокоренные слова, отвечающие на вопрос что делать?)

Зелень, зеленый,……

Старик, старый,…..

Певец, певчий, ……..

Звон, звонкий,….

Крикун, крикливый,……

Соль,соленый,…

Задание «Верные и неверные утверждения». Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение.

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

- Молодцы! Я вижу, вы подружились с глаголами.
Мы не заметили, как быстро пролетело время. Давайте поблагодарим Дядюшку Глагола и Афанасия за помощь в открытии новых знаний. Нам пора возвращаться в школу, вас ждёт ещё многое впереди - мир знаний необъятен .Давайте досчитаем до 3 и окажемся в классе: 1,2,3.

Рефлексия учебной деятельности

-Давайте поделимся своими впечатлениями?

- С каким настроением вы пришли  к концу урока?
-Как оцениваете свою деятельность

Человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам плавания в море знаний!

9. Домашнее задание(инструктаж домашнего задания)

.Домашнее задание: выучить правило о глаголе стр.105

Творческое задание: заказ от редактора газеты в рубрику «Путешествия и приключения» написать мини-сказку о каком-либо путешествии, используя изученные части речи.

Если вам интересны приключения Дядюшки Глагола, то можете обратиться к веселым учебникам Татьяны Рик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока "Разбор глагола как части речи"

УМК "Перспектива"Урок ОНЗ в технологии деятельностного метода...

Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»

Конспект  и презентация к уроку  «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100». Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Конспект урока "Определение глагола как части речи", 3 кл, УМК "Школа 2100"

Цели деятельности учителя: – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль. – Развитие...

Конспект урока "Разбор глагола как части речи" ("Перспектива", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умения выполнять морфологический разбор глагола.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол»;- уметь выделять грамматически...

Конспект урока "Разбор глагола как части речи" ("Перспектива", 3 класс)

Цель деятельности учителя: подведение под понятие «Морфологический разбор глагола».Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол»;- уметь выделять грамма...

Технологическая карта урока «Определение глагола как части речи»

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок обобщения и систематизации знаний. На уроке используется групповая работа учащихся....