Технологическая карта русского языка «Глагол как часть речи». УМК «Школа России», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тачилкина Екатерина Николаевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели урока:

1. Формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.

2. Существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1. Познакомить с глаголом как частью речи;

2. Учить находить глаголы в тексте, определять значение, ставить вопросы

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;

2. Развивать логическое мышление в процессе определения признаков глагола

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;

2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;

3. Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания

 

Оборудование: УМК “Школа России”,  2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 04.02.22

Школа: «МАОУ Многопрофильный лицей № 148»

Класс: 2 «И»

Урок: 2

Время: 13:25 – 14:05  Кабинет: 113

Студент: Тачилкина Екатерина

Группа: 34

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист:  Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с глаголом как частью речи;
  2. Учить находить глаголы в тексте, определять значение, ставить вопросы

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;
  2. Развивать логическое мышление в процессе определения признаков глагола

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания

Оборудование: УМК “Школа России”,  2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Инструктаж.

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов.

1. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. (первый раз читает учитель, затем читает класс хором):

На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

 -Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-У всех на парте учебник по русскому языку, тетрадь, пенал?

3. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста.

1. Самоопределение

2. Включение в деятельность

- На уроке не нужно отвлекаться, всё нужно запоминать, чтобы знать русский язык

- Да

- Здравствуйте.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Организует минутку чистописания

- Прочитайте слова, объясните орфограммы.

- Яг.да, сн.гирь, гов.рить.

- Что это за слова?

- Верно, поэтому их нужно запомнить.

- На минутке чистописания будем писать согласную звонкую парную букву, которая встретилась в каждом из этих слов. Назовите эту букву.

- Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и по середине запишите число, сегодня у нас 4 марта. На следующей строке «Классная работа».

- На следующей строчке ставим ручку в начало и начинаем прописывать заглавную или письменную прописную букву Г в верхнем соединении со строчной буквой г, повторим движением в воздухе. (Учитель пишет на доске).

- Тетради положите правильно, спинки прямые. Запишите красиво, аккуратно, соблюдая правила каллиграфии одну строку в тетради.

- Молодцы!

2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 - Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

- Почему оно лишнее?

- Как определили, что эти слова – существительные?

- Что вы знаете об имени существительном?

- На какие группы может делиться существительное?

- Посмотрите ещё раз на слайд и назовите одушевлённые имена существительные.

- Значит у нас слова можно разделить на 2 группы. 1 группа - это существительные.

- Какой частью речи является другое слово?

1. Отвечают на вопросы учителя

- Ягода, снегирь, говорить. В каждом слове пропущена безударная гласная.

- Словарные

- Буква «Г»

- Лишнее слово мечтать.

- Не отвечает на вопросы кто или что.

- Существительные отвечают на вопросы: Кто? Что?

- Обозначает предмет

- Одушевлённые и неодушевлённые

- Ученик, кот, белка.

П: анализ, сравнение, аналогия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме

Видео

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднени, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Выдвигает проблему

- Как называется эта часть речи вы узнаете, отгадав загадку:

Он предметы оживляет,

И в дела их привлекает.

Что им делать – говорит.

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться сам умеет.

Дети долго ходят в школы,

Чтобы выучить...

- Кто сформулирует тему нашего урока?

- Какие цели мы можем поставить?

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, давайте составим план урока.

- Наш план будет звучать так:

1.Выполним практическое задание и узнаем что такое глагол

2.Будем учиться определять значении глагола и задавать к ним  вопросы

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведём итоги.

1. Высказывают свое мнение; 2.Пытаются сформулировать тему и цель урока.

- Глагол

- Глагол как часть речи.

- Познакомиться с глаголом как часть речи.

- Учиться определять глагол в тексте его значение и вопросы.

П: подведение под тему урока

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

П: постановка и формулирование проблемы.

Л: сформировать мотивацию к учению и овладению

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Формулирует задание; 2. Подводит обучающихся к выводу; 3. Выполнение динамической паузы.

-  С чего мы начнём?

- Правильно, выполним упражнение задание. Откройте учебник на стр. 68, разберём номер 116.

- Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие мальчика.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Вы догадались, к какой части речи они относятся?

-Теперь, вы можете сказать что такое глагол?

- Что ещё мы узнали, исходя из выполненного упражнения?

- А теперь, сравним с правилом в учебнике на странице 68, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике. Затем читаем хором все вместе.

- Итак, давайте составим алгоритм  определения глагола.

-  Перове что мы делаем это, читаем слово. Далее, мы должны определить значение слова. После мы задаём вопрос к слову. И последнее мы определяем часть речи слова.

- Для того чтобы закрепить наш алгоритм, давайте все вместе разберём слово мечтать.

- Кто хочет выйти к доске и разобрать его?

- Посмотри на алгоритм и скажи, что мы делаем сначала?

- Спасибо, присаживайся.

1. Работают в паре

2. Формулируют правило.

 

- С выполнения упражнения

- Моет, поливает, стирает, читает.

- Что делает?

- Да

- Слова, которое обозначают действие предмета.

- Слова, которое обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?, называются глаголами.

- Читаем слово. Мечтать.

Определяю значение  действие предмета

Ставлю вопрос что делать?

Определяю часть речи глагол.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело.

К: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом;

2. Наводящими вопросами помогает выполнить задание.

- Переходим к упражнению 117. Кто прочитает задание?

- Теперь ваша задача составить  в паре одно предложение.

- Но перед началом работы, давайте повторим правила работы в парах. Какие правила работы в парах вы помните?

- Кто понял, о чём вы должны составить рассказ?

- Верно. Вы можете приступать к выполнению задания.

- Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание, для этого 1 пара с каждого ряда  выйдет к доске и представит свой рассказ.

- Какие вы ещё обязанности вы выполняете?

-Давайте подведём итог, над каким пунктом плана мы работали?

1. Читают задания;

2. Объясняют свой выбор.

- Скажите, какие домашние обязанности вы выполняете? Составьте рассказ на эту тему.

- Работать тихо

Не мешать другим

Работают оба

- Мы должны составить предложение про домашние обязанности

- Убираю за котом, мою посуду, помогаю сестре.

-

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Теперь, ребята выполним упражнение в учебнике стр.69, упр.118

- Какова цель этого упражнения, что мы должны сделать?

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?

- Прочтите пожалуйста вслух эти стихотворения.

- Какие слова он перепутал?

- Кто прочитает, как правильно?

- Запишем стихотворение в тетрадь правильно.

-Обращаю ваше внимание, что это стихотворения и каждая строка пишется с новой строчки с заглавной буквы.

-Сейчас работаем самостоятельно по вариантам:

Вариант 1 -  должны подчеркнуть слова, которые отвечают на вопрос что делают?

Вариант 2 –  должны подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что сделали?

-Давайте устроим взаимопроверку первый вариант проверят второй, а второй первый. Сверяем с эталона на слайде.

- Какой частью речи эти слова являются?

- Давайте сделаем вывод, над чем мы поработали?

- А какой пункт плана мы выполнили?

1. Объясняют свой выбор;

2. Выполняют задания самостоятельно.

- Записать предложения правильно

- Нет

- Птицы зажужжали.

Лошади заржали.

Мухи зачирикали.

- Лягушки крякают.

А утята квакают.

Поросята хрюкают.

- Птицы зачирикали.

Лошади заржали.

Мухи зажужжали.

Лягушата квакают.

А утята крякают.

Поросята хрюкают.

- Глаголами

- Учились находить глаголы в тексте.

- Третий.

Р: Контроль

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Повторение ранее изученного.

- Сейчас вы поработайте в парах и с карточками.

- Составьте в паре из этих слов предложения: нож, светит, компьютер.

- Вам нужно определить часть речи каждого слова , если слово является существительным, то написать сверху «с». Если слово является глаголом, то напишите «г».

- Давайте проверим, правильно ли вы определили часть речи.

- Как вы определяли, что слово является глаголом? По какому алгоритму?

- Вашим домашнем заданием будет упражнение 119.

- Вам нужно будет прочитать слова, доказать, что это глаголы и поставить к глаголу вопрос. Давайте разберём первые 5 слов. Задайте мне вопрос, а я отвечу  этим словом, например: вы задаёте мне вопрос что делают? , а я отвечу чирикают.

- Поднимите руки те, кто не понял, что нужно сделать дома.

1. Вспоминают прошлый материал урока.

- Читали слово

Определяли значение

Задавали вопрос

Определяли часть речи

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая была тема нашего занятии?

- Какие мы цели себе поставили?

- Весь урок вы упорно работали и сейчас оцените свою работу на листах самооценивания. Поставьте смайл на той ступени, на которой считаете нужным.

- Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2. Оцениваю свою работу на уроке.

- Глагол как часть речи

- Познакомиться с глаголом как часть речи.

- Учиться определять глагол в тексте его значение и вопросы.

Рефлексия способов и условий действия (П);

Самооценка (Л);

Планирование учебного сотрудничества (К).



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс 2 часть...

Технологическая карта русского языка «Предлог как часть речи» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Предлог как часть речиЦели деятельности учителя: создание благоприятных условий для ознакомления с предлогом как частью речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое предлог...

Технологическая карта по русскому языку "Глагол как часть речи" (УМК "Школа России 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:1) формировать умение распознавать глаголы;2) форм...

Технологическая карта урока русского языка «Глагол как часть речи», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления о глаголе как о части речи, о роли глаголов в речи, формирование умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урокаДидактические:Позн...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о частях речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить умение определять части речи;Формировать умение списывать и пров...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Части речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Части речи" (УМК "Школа России", 2 класс)...