Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Батурина Жанна Анатольевна

Конспект  и презентация к уроку  «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100». Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батурина Жанна Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 5»

Конспект  и презентация к уроку  «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»


Тема: Определение глагола как части речи

 – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

 – Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

 3  4  

 - Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но сначала повторим изученное ранее.

Беседа.

– Как называются слова, о которых можно спросить:

что? кто? (Имена существительные.) (слайд 2)

какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.) (слайд 2, щелчок)

– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.) (слайд 2, щелчок)

 (слайд 3)- Перед вами листы с заданием. Необходимо вставить пропущенные буквы и соединить слово с нужной частью речи. Обсудите и поработайте в парах.

Проверка: пропущенные буквы проверьте по эталону на слайде, (слайд 3, щелчок)

                  определение части речи проверяем по рядам (1 ряд называет существительные, 2 ряд – прилагательные, 3 ряд – местоимения). (слайд 3, щелчок)

- Какие знания и умения сейчас повторяли? (правописание словарных слов и умение определять части речи).

Оцените совместную работу: поставьте кружок нужного цвета.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

1  3  3  

1. Мотивирующее введение в тему урока.

- Переверните лист. Прочитайте текст.

(слайд 4)

На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает?

- Попробуйте восстановить нужные слова. Работайте в парах.

Варианты учеников.

А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.) (слайд 4, щелчок)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

Полный текст читает ученик.

(слайд 4, щелчок) Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

(слайд 5) Сформулируйте тему урока. (Глагол.)

(слайд 5, щелчок) – Наметим задачи урока, которые нам предстоит решить.

Выслушиваем варианты учеников. Затем предлагаются задачи на слайде.

(слайд 5, щелчок) – Что обозначает глагол?

(слайд 5, щелчок) – На какие вопросы отвечает?

(слайд 5, щелчок) – Зачем глаголы нужны в речи?

Учитель фиксирует вопросы на доске.

2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

- Подтвердилась тема урока?

– Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.)

– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. - Вспомним то, что уже знаем.

(слайд 6) а) Упр. 344, с. 103 (устно).

– Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются? (слайд 6, щелчок)

(слайд 7) – Что называют слова, которые добавились во 2-й части?

(слайд 7, щелчок) (Действия предметов)

(слайд 7, щелчок) – Как они называются?

(слайд 7, щелчок)  (Глаголы.)

(слайд 7, щелчок) – Какую же роль выполняют глаголы?

(слайд 7, щелчок) («Оживляют» картину). – Что значит «Оживляют»?

(слайд 7, щелчок) (Передают точно действия, события.)

- Какие задачи мы сейчас решали? (1 и 3)

б) (слайд 8) Упр. 345. Чтение задания учеником. Разбор образца.

Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)

Сам-ая работа по рядам: 1 ряд – мальчик, 2 ряд – птица, 3 ряд – рыба.

По одному ученику от ряда выполняют на доске.

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

– По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.

(слайд 8, щелчок) Итак, глаголы многообразны. Часто употребляются в речи.

в) Упр. 346. (слайд 9)

– Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопросы: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке? 

Связные ответы детей.

(слайд 9, щелчок) - В каких строчках заключена главная мысль текста?

- Как отличить глагол от других частей речи?

2. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

Упр. 347. (слайд 10) Чтение задания до серой точки. Готовят ответ на вопрос (Как наз-ся слова каждой группы)

Если не ответят - Наводящий вопрос – Что общего у слов в каждой группе?

Чтение задания под серой точкой.

- Найди глаголы.

- Как ты будешь действовать? (объяснение уч-ся: задавать вопрос к слову и определять значение) (слайд 10, щелчок).

Ученики находят глаголы в следующих строчках (работа в парах)

Проверка по цепочке (слайд 10, щелчки для каждой строчки).

Чтение задания на с. 105 (вторая серая точка, Выпишите глаголы, напиши вопросы к ним).

Запись на доске и в тетрадях (3 строки). С комментированием (2 строки). Сам-но (2 строки).

Проверка (слайд 10, щелчки для каждой строки).

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)....

Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи? (Задать вопрос и подумать над значением.)

- Какую задачу сейчас решили?

4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105). (слайд 11)

5. Работа с определением (с. 105). (слайд 11, щелчок)

– Прочитайте текст про себя.

– Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)

– Приведите свои примеры глаголов. (с вопросами)

IV. Развитие умений.

3  4  6  1  3

1. Слуховой диктант.(если будет время) (слайд 12)

– Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.

– Сколько глаголов? (7.)

Проверка (слайд 12, щелчок)

2. Задание № 1, тема 10 в рабочей тетради.

– Как вы нашли глагол?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

4  4

-Какие задачи ставили в начале урока? (слайд 13)

- Мы решили поставленные задачи?

- Как это определить? (Можем ответить на поставленные вопросы)

Оцените свою работу на уроке: поставьте кружок нужного цвета.

Что такое глагол?

– Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.)

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

 (слайд 14) Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.

Список литературы

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» ,учебник 3 класс в 2-х частях, БАЛАСС, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Конспект урока "Определение глагола как части речи", 3 кл, УМК "Школа 2100"

Цели деятельности учителя: – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль. – Развитие...

Открытый урок по русскому языку. Глагол как часть речи (2-ой класс 1-4)

Цель:    Развивать умение правильно употреблять глаголы.Развивать умение распознавать глаголы и ставить к ним вопрос.Развивать речь, орфографическую зоркость.Воспитывать любовь к с...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

Технологическая карта с презентационным сопровождением по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" в 4 классе.

Технологическая карта по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" предназначена для учащихся 4 класса. В ней представлены цель,задачи, ресурсы урока, этапы уроков, задачи этапов, испол...