Ударение.1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Презенация и конспект урока по русскому языку в 1 классе "Ударение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie._1_klass.rar1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личнoстные:

 знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:

 в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

 адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные задачи:

Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Организует проверку готовности к уроку. (1 слайд)

Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

- Ребята, кто хорошо готов к уроку?

Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.

J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15347.JPG

2.Минутка чистописания. (2 слайд)

Воспользуйтесь алфавитом.

К _ М          Д _ Ё        Р _ Т      Н _ П        Й _ Л

(Дети открывают пропущенные буквы)

Л  Е  С  О  К

J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15349.JPG   J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15350.JPG

- На какие две группы вы бы разделили эти буквы? (гласные и согласные)

- Чем гласные звуки отличаются от согласных?

 -А кто догадался, куда мы отправимся, расшифровав задание по чистописанию? (ЛЕСОК) (звуки природы) (3 слайд)

3. Мотивация. Постановка цели. (4 слайд)

- Ребята! В этом лесочке стоит дерево без листочков.  Подберите правильный листочек с целью урока. Помогите, пожалуйста, определить какие они будут. Выберите!

*повторять то, что знаем

*баловаться

*узнавать новое

*играть в умные игры

*советоваться с другом

*помогать другу

*мешать другу

*смеяться над неудачами

*радоваться за себя и класс

J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15351.JPG            J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15352.JPG

4. Работа со словом. Однокоренные слова. (5 слайд)

- Сколько в слове ЛЕСОК слогов?

- Поставьте ударение.

- Назовите опасное место.

- Подберите проверочное слово (лес)

- Как по-другому можно назвать это слово? (однокоренное)

- Какие ещё однокоренные слова можно подобрать? (Лесник, лесничий, перелесок)

5. Изучение нового материала.

- Что же такое ударение? Ударение – главный работник в словах.

(Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове) (6 слайд)

1) Знакомство со словарным словом (7 слайд)

 -  В лесочке мы встретим животных и птиц. Назовите их (Ворона, воробей, заяц, лисица, загадка про сороку)

J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15353.JPG

- Поставьте ударение.

- Какие это слова? (словарные)

- Мы познакомимся с новым словарным словом СОРОКА. Запишите в словарик.

- Какое встретилось правило? (-оро-)

2) Роль ударения в словах.

 - А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?

- Давайте проверим, так ли это.

Работа в группах.

- Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение.

- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?

J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15355.JPG   J:\1 класс 2014 г\ПРЕДМЕТЫ\Русский язык\Открытый урок\2015 год\таня\SDC15356.JPG

(На доске спроектированы картинки.) (8 - 9 слайд)

- Сделайте вывод.

Работа с толковым словарём.  (10слайд)

- Обратите внимание на слова АТЛАС и АТЛАС

Страница 138, найдете значение.

3) Рассказ учителя.

- Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

Рассказать? Тогда слушайте. (11 слайд)

         Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:

 – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова ему не поверили.:

Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение – это же просто черточка.

 Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.

Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.

- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера.

4) - Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно?

-Давайте это выясним, в каких словах ставится ударение? (12 слайд)

- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное  или птица. Найди их, и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?

- Сделайте вывод.

5) Слова с буквой Ё. Работа в группах.

- Прочитайте стихотворение (раздаточный материал).

Найдите слова, в которых не нужно ставить ударение. Обведите эти слова.

Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Индюшка - 
Высоко.
Ну, а Бык сказал,
Что близко,
А Щеночек - далеко.
А Козлёнок - озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Утёнок - тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно.
Кислое - зачем оно?
- Что вы! - 
Шепчет червячок, - 
Сладкий у него бочок.

- Почему в словах КОЗЛЁНОК, УТЁНОК, КОТЁНОК не нужно ставить ударение?

Стр. 43 правило ВСПОМНИ

- Послушайте стихотворение о букве "Ё". (Читают два ученика по ролям).

Расскажи-ка, буква Ё, (13 слайд)
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
Ой-ё-ёй.
Вот это да!

6. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке сегодня?

-Что было интересным для вас?

7. Рефлексия (14 слайд)

- Оцените свою работу.

 доволен своей работой

                     

не доволен своей работой

                     

старался, но не всё получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений....