Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
статья по русскому языку (3 класс)

Вязовкина Людмила Владимировна

В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе. Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный научно-технический прогресс и бурное развитие информационного мирового поля ставит перед человеком обязательной задачу заниматься самообразованием.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Весенненская  СОШ»                                             Почерк — письменное поведение  Вязовкина Л.В.                                                                                     человека. (И.М. Сеченов)

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе. Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный научно-технический прогресс и бурное развитие информационного мирового поля ставит перед человеком обязательной задачу заниматься самообразованием.

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность. Многие ученые выделяют структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на важнейшие его составные части. В роли, которых выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд [3]. Как видим, это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами устной и письменной речи.

В современном обществе, в эпоху научно технического прогресса и потока информации, человеку много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекции, протоколы, увеличивается доля научно- делового письма.

Что такое письмо?

Письмо- это способ передавать мысли, а красивое письмо –это еще и искусство, графика. Красивое письмо это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый  почерк - это невнимание, безразличие.

В.А. Сухомлтнский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаются источником творческой мысли. Письмо- это сложный навык, включающий выполнения тонких координированных движений руки.

Сегодня обучение каллиграфическому почерку считается одной из главных проблем школьного образования. Эту проблему изучают многие ученые и методисты. Формирование правильного письма сегодня рассматривается с разных точек зрения. Например, программа «Письмо с секретом» подразумевает формирование мускульной памяти.

Почему этот вопрос так волнует многих людей? Потому что есть существенные проблемы, связанные с плохой каллиграфией у детей. Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Проверяющему трудно определить, какие буквы находятся в тексте. О человеке, который пишет плохим почерком, складывается часто ложное впечатление, будто он неграмотный и небрежный в жизни. Компьютеризация в обучении накладывает свой отпечаток, так как дети меньше времени пишут, что мешает им усвоить каллиграфические навыки письма.

Наиболее часто возникающие проблемы в написании слов - это трудности в овладении буквенной формы, методов соединения букв, наклон строки. Из -за того, что упражнения проводятся реже, чем раньше, все эти навыки теряются.

Ребенок пишет « как курица лапой»

Это связано с тем, что мелкие мышцы руки слабо развиты, незакончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, ребенок слабо ориентируется на листе бумаге или плохо переносить статическую нагрузку.

Бороться нужно не с ребенком, а с проблемой. И начинать подготовку к письму еще в дошкольном возрасте: заниматься пальчиковой гимнастикой. играть с мелкими предметами, лепить фигурки из пластилина . Каллиграфия соответствует правильному эстетическому развитию  школьника, воспитывает в нем аккуратность, трудолюбие.

Навык письма это двигательный навык, и формируется он одновременно с умственным развитием. Недаром существует выражение «разумные руки»

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с первого класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе, цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием  правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умение каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу боремся за грамотность учащихся.

Приемы работы над формированием красивого почерка у младших школьников.

Следует учитывать при письме три основных момента. Во- первых, обратить внимание на правильную посадку ребенка во время письме и рисования. Во- вторых научить его правильно держать пишущий инструмент. И, в - третьих, делать упражнения по координации движений пальцев, кисти, предплечья и плеча.

Как правильно сидеть при письме:

  • сидеть прямо: туловище, плечи держать ровно, голову чуть наклонить в перед;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы ровно на полу или подставке;
  • обе руки на столе , опираются о стол, локти выступают за край стола.

Как правильно держать ручку:

  • ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой палец – с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и  не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав мизинца;
  • расстояние от нижнего кончика ручки до указательного пальца составляет примерно 1,5-2,5 см,
  • верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц, кистей и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного воспроизведения и произвольного внимания. Очень важно поставить руку подготовить её к работе. Установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов( линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки зрительного контроля.

На начальном этапе обучения характерны признаки адаптации нервной опорно- двигательной систем ребенка к новому виду деятельности – письму. Наблюдается неадекватная затрата энергии при письме, напряжение мышцы кисти, лица , тела, трудности в зрительном и двигательном контроле , непрочность усвоенных приемов письма букв и соединений , неритмичность движений . остановки во время написания буквы. основные трудности при письме вызывают недостаточным распределением внимания между различными сторонами письма. Они устраняются в ходе специальных упражнений на отработку навыков.

Основные недочеты письма учащихся и их связь с грамотностью

М.Р. Львов Предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиции методического подхода.

1. Алфавитно- графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.

Причина - неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.

2.Каллтграфические ошибки:

  • неумение придерживаться строки
  • несоблюдение наклона и размеров букв
  • устойчиво  неправильные соединения букв9 вопреки образцам)
  • «дрожащее письмо»
  • Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, тесное, неряшливое письмо

Такие ошибки встречаются у ребят, они индивидуальны и исправляются  на дополнительных занятиях.

Очень важно в процессе  обучения русскому языку сформировать у детей навыки четкого, достаточно красивого и быстрого письма  Стремясь выработать у учащихся эти качества, в работе использую следующие направления: Прежде всего, необходимо постоянно с первых уроков обучения письму, затем на уроках чистописания совершенствовать форму букв в письме учащихся

  1. Работать над правильным соединение  букв;
  2. Отрабатывать правильный наклон и параллельно штриховку идущих в одном направлении(вверх или вниз)
  3. Работать над одинаковой высотой букв на строчке и на всей странице.
  4. Вырабатывать одинаково равномерное  или пропорциональное расстояние между элементами букв, между буквами и словами.
  5. Добиваться того, чтобы письмо детей всего класса было приблизительно одинаковой скорости.
  6. Необходимо отрабатывать плавность  или ритмичность письма.

Согласно Е.М. Гуровой, нужно выделять отдельные элементы каллиграфического почерка и отрабатывать каждый из них. При этом нужно учить детей писать в такт или по команде [2, 61].

Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Изученные мною методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких, позволили сделать выводы:

  1. В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически;
  2. Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком.
  3. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;
  4. Предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

В своей же работе я использую данные методики частично.

В процессе работы в начальных классах над  каллиграфией младших школьников использую следующие письменные упражнения.

Виды письменных упражнений по каллиграфии.

 1 класс.

  1. Письмо бордюров, узоров, росчерков.
  2. Физические упражнения (на развитие мышц руки):
  3.  «ходьба пальчиками»;
  4. «игра на пианино»;
  5. «юла»;
  6. «посолим суп»;
  7. «человечек ходит»;
  8. «дождик капает»;
  9. «пилим дрова»;
  10. «стреляем из лука»;
  11. «рисуем в воздухе».
  12. Игровые ситуации:
  13. «Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;
  14. «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).
  15. Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).
  16. Анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний.
  17. Письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.

2 класс.

  1. Регуляция наклона букв с помощью ориентира.
  2. Письмо слияний и слов с заданной буквой.
  3. Игровые ситуации:
  4. «Буква заблудилась» (отработка написания букв).
  5. «Идём во фруктовый магазин». Учащиеся подбирают и пишут слова на заданную тему, которые начинаются, например, с буквы а:
  6. «Третий лишний» (отработка классификации букв со сходным начальным элементом):
  7. Упражнения, направленные на пропедевтику орфограмм, развитие речи, ознакомление с грамматикой и др.

(Наблюдение за числом и родом им. прилаг.)

  • Буква «н». Списываем слова и работаем с ними: зимняя, летнее, осенний, весенние.
  • Сочетания «чн, чк». Составление цепочки слов: конец-конечный-кончить.
  • Буквы «ц, щ». Слова с непроверяемыми написаниями: лисица, синица. Составление цепочки слов: защита, защищать - защитник. Образование пар слов: ученик-ученица, чистить-чищу.
  • Работа над скороговорками:
  • Работа с предложением или текстом.3 -4 классы.
  1. Письмо под ритмический счёт: умеренно, затем в ускоренном темпе.
  2. Сопоставительный анализ форм оптически сходных букв.
  3. Упражнения на предупреждение уподоблений сходных букв (росчерки, сочетания букв, слова со сходными буквами, предложения)
  4. Специальные упражнения на развитие движений руки (используются индивидуально при исправлении почерка) – см. 1 класс.
  5. Списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой.

Список литературы         

  1. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.
  2. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002.
  3. Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. –с.9.
  4. Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.
  5. Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. –М.: Просвещение, 2003.
  6. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. -2000. - №5.
  7.  Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Описаны приемы работы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

В статье  обобщен опыт по формированию каллиграфии в начальных классах....

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

Практическая направленность формирования каллиграфических навыков у младших школьников.

Методы коррекции письменной речи у учащихся начальных классов....