Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Описаны приемы работы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_kalligrafiya.doc506.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование каллиграфических

навыков у младших школьников

 

Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ № 6» г. Мурома

Сипатовой  Ирины Викторовны

        Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобночитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное.

        В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, исследований и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и в быстром письме.

        Отсюда и целью занятий каллиграфией, является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.

        Формирование каллиграфических навыков письма имеет и большое воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, способствует их эстетическому воспитанию.

        Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок, т.к. навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих вопросов, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Из опыта работы выделяю шесть на мой взгляд значимых вопросов:

  1. Психофизические особенности развития каллиграфических навыков письма.
  2. Гигиенические условия письма.
  3. Методические приемы обучения каллиграфическим навыком письма.
  4. Качества письма и их формирование.
  5. О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма.
  6. Недостатки формирующихся почерков и их исправление.

        Ответы на эти вопросы я искала на протяжении многих лет, обращаясь при этом и к разработкам ученых, и к творческому опыту педагогов, и к рекомендациям методистов.

        Исходя из опыта своей работы, прихожу к выводу о том, что наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания знаний, умений и навыков именно в этих вопросах и на определенных этапах обучения письму (подготовительный этап, основной этап, этап совершенствования индивидуальной манеры письма).

        Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии.

        Некоторые наработки в этом направлении включены в содержании данных вопросов (памятки, упражнения для закрепления, оздоровительные минутки, минутки каллиграфии и т.д.)

Психофизические особенности развития каллиграфических навыков письма

        Почерк - это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.

        Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условно- рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И. П. Павлову).

        Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку связано с различными анатомно-физиологическими структурами мозга. Нарушение некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с различными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом во время письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинестетические ощущения, также связаны с процессами письма- именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связанна со зрительной организацией процесса письма. Её поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.

        Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.

        К школьному возрасту у ребенка ещё не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.

        Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны бать в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образовываться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

        Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения у ребенка развиваются постепенно в течении всего дошкольного периода. Е. Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет. В связи с изучением подготовки формирования навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее – вращательные движения этих пальцев.. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинство случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями гиб и языка. Этот факт говорит о  том, что организация  движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, ещё недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны.

        Исследования   Д. Б. Эльконина, Л. Ф. Ткачёвой, Л. В. Журовой и др. показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произношению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.

        Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма и приемов письма.

                Приемы необходимые для письма:

  1. Владение инструментом письма.
  2. Соблюдения правильного положения тетради.
  3. Соблюдения правильной позы, посадки при письме.
  4. Движение руки вдоль строки во время письма.

        Приемы письма:

  1. Умение сравнивать образец с результатом письма.
  2. Приемы перевода звука в письменную букву и печатной в письменную.
  3. Приёмы написания букв (начало, направление, соединительный штрих).
  4. Приёмы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т. д.).
  5. Прием сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке.
  6. Письмо букв между линиями строки и на линии.
  7. Начало письма. Заполнение строки.
  8. Приемы правильного наклонного письма.

Таким образом, самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, ещё будут отрабатываться в течение 2-3 лет.

Гигиенические условия письма

Успешность обучения чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановка школьной мебели, удобства её (его) конструкции для письма, должного уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и др.

От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на площади стола и её продвижения вовремя письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.

        В 1 классе надо на всех уроках неоднократно повторять с детьми правила посадки при письме. Для наглядности демонстрируется таблица «Правильно сиди при письме», «Правильное положение тетради, ручки». Гигиенические правила письма для лучшего запоминания даются детям в стихотворной форме.

                Большим и средним пальцем

                Ручку я возьму,

                А пальцем указательным я ручку придержу.

                Пусть в ямочку не падает,

                А на бочке стоит,

                А нижний кончик ручки

                Всегда вперед глядит.

                На расстоянии пальчик

                От кончика держи,

                Всего 2 см меж ними: «Посмотри!»

памятка для детей

Учимся работать в тетради.

                То я в клетку, то в линейку

                Написать во мне сумей-ка,

                Можешь и нарисовать

                Что такое - я …?

        Прежде чем начнешь работать в тетради, проверь, правильно ли ты сидишь при письме. Для этого нужно знать, что парта, стол, стул должны соответствовать твоему росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом и опираются всей твоей стопой на пол или подставку. Свет должен подать слева, если ты пишешь правой рукой и справа, если левой, чтобы тень от руки не мешала процессу письма.

                Очень важно, друг мой, знать,

                Как расположить тетрадь.

        Положение тетради отражается на твоем почерке и на твоей посадке. Наклонное положение способствует написанию букв с наклоном. Не следует низко наклоняться над тетрадью.

        Для выработки красивого письма имеет значение и выбор ручки. Она не должна быть короткой, острой или длинной. Важно научиться правильно держать ручку. Помни, что расстояние от стержня ручки до указательного пальца 2 см. Указательный палец не должен прогибаться в первом суставе, это говорит о твоем излишнем напряжении. Ручку следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец внутри ладони. Конец ручки направлен в твое плечо.

Таблицы:

  • «Правильно сиди при письме»
  • «Правильно держи ручку при письме»

Парта - это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

 

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

Упражнения для закрепления правил гигиены письма

№1. Укажи в каком случае правильно установили настольную лампу. (Можно использовать раздаточный материал, таблицы на доске или проекторе)   а)         б)

№2. Кто из ребят не правильно держит ручку?   а)         б)

№3 Правильно ли сидит Миша за партой? А Маша?

№4 Почему Маша пишет с правильным наклоном, а Миша нет?

        А теперь напомню вам  основные требования к оформлению и ведению тетради.

1. Пишите в тетради, аккуратным, разборчивым почерком.

2. Правильно выполняй надписи на обложке тетради.

ТЕТРАДЬ

Для работ

по русскому языку

ученика 3 «А» класса

средней школы № 6

Иванова Дмитрия

3. В тетради необходимо обозначать № упражнения и указывать, где выполняется работа и когда.

     18 апреля.                                    18 апреля.

Классная работа.                     Домашняя работа.    

        № 14.                                             № 11.

4. Соблюдай красную строку.

5. Между работами пропускай 2 строчки или 4 клетки.

6. А если допустил ошибку? Исправь её аккуратно. Тетрадь не терпит клякс и излишних подтираний.

      о                             ец

Мароз           морозоц

                     золотая

Наступила   желтая осень.

7. Подчеркивания аккуратно выполняй карандашом, а в случае необходимости с применением линейки.

Этимологический словарь

Это интересно!

Тетрадь – это древнерусское слово, заимствованное из греческого языка. Тетра означает «tetrados» означает 4 часть листа. Раньше тетради имели всего 4 листа: один  большой лист складывали пополам, потом еще пополам – разрезали, сшивали посередине и тетрадь готова.                              

        Попробуй сделать такую тетрадь. Правильно подпиши её и запиши в ней правила, которые ты запомнил (а).

        Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного  письма  не должна превышать: в 1 классе -  5 мин, во 2 классе - 8мин, в 3 классе - 12мин, в 4 классе – 15 мин. При большом объёме и продолжительности письменных работ у школьников развивается утомление под влиянием комплексного   воздействия непосредственно умственной работы и статической нагрузки. Оно выражается в определенном возбуждении, проявляется  в двигательном  беспокойстве.                    

        Это важно учитывать при планировании  уроков,  предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ. При выполнении упражнений большого объема (в силу необходимости) следует организовывать краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз.

        Такой короткий отдых важен и для корректировки позы  учащихся. В ходе  специальных  исследований, выявлено, что они теряют  рабочую  посадку через каждые 2-7 мин предъявленного к ним требования. Естественно, что  однообразные  физкультминутки, обращения к детям по поводу посадки не имеют ощутимого педагогического воздействия.

        При работе с младшими школьниками необходимо проведение  2- 3 физкультминуток, а также специальных подготовительных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки.

        Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма важно на протяжении всего периода обучения в школе.

Оздоровительные минутки

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

1. Глаза - главные помощники человека.

        1) Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (5 раз.)

        2) Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо -  вниз – направо – вверх – налево - вниз. (10 раз)

        - Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (5 раз).

                        Я за ногтем наблюдаю,

                        К носу ноготь приближаю.

                        Ноготь с носом повстречались,

                        А потом опять расстались.

        3) Работа с таблицей.                

                Мы писали, мы писали,

                Глазки наши так устали,

                Пусть немножко отдохнут

                Вслед за стрелочкой пойдут.

        4)        Я похлопаю глазами

                Раз- два- три- четыре- пять,

                        Отдохнули наши глазки,

                        Будем снова мы писать.

        5)        Ночь наступает - глаза закрывает,

                День наступил - глазки открыл.

        6)        Вот флажок бежит от нас

                   Куда он, туда и глаз.

        7)        Вот какая стрекоза,

                    Как горошины глаза                 ( широко открыть глаза)        

                    Влево - вправо, вверх и в низ.  ( движение глазами)

                    И соседу улыбнись.

2. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки.

        1)        Спал цветок и вдруг проснулся,

                     Больше спать не захотел.

                     Шевельнулся, потянулся,

                     Взвился вверх и полетел.

        2)          Поднимайте плечики

                      Зеленые кузнечики,

                      Выпрямляйте спинку

                      И сядьте на травинку.

        3)           Раз- два- три- четыре- пять-

                       Научились мы писать.

                       Отдыхать умеем тоже

                       Руки мы на стол положим,

                       Голову поднимем выше

                       И легко- легко подышим

                       Плечи гордо мы расправим

                       Спинку прямо мы поставим.

3. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев                 рук.

        1)         У каждого ребенка имеется таблица упражнений ,содержание упражнений меняется в зависимости от этапа обучения. Дети работают кончиком указательного пальца:

                Трудно пальчик мне вести

                Прямо по дорожке.

                Так и хочется ему

                Спрятаться в ладошке.

                Я ему грожу, грожу.

                Я его стыжу, стыжу.

                Пальчик постыдился, взял и научился.

        2)            Карандаш в руках катаю,

                        Между пальчиков верчу.

                        Непременно каждый пальчик

                        Быть послушным научу.

        3)     Поиграем-ка немножко,

                        Да похлопаем в ладошки.

                       Пальчики мы согреваем

                        Их сжимаем, разжимаем.

        4)        Раз, два, три, четыре, пять

                         Вышли пальчики гулять.

                         Раз, два, три, четыре, пять

                         В домик спрятались опять.

        5)        Можешь пальцы сосчитать:

                   Раз, два, три, четыре, пять.

                   Десять пальцев, пара рук-

                   Вот твое богатство, друг!

        6)        Раз, два, три, четыре, пять

                   Вышли пальчики играть

                    Их сожми и разожми-

                    Ловкость ручек покажи.

        7)        Чтоб красиво нам писать

                    Надо пальчики размять.

                     Раз, два, три, четыре, пять.

                     Будем снова мы писать.

Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма

        1) Первостепенное значение при обучении чистописанию имеет показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма.

        2) Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца- прописей, образца учителя на доске или в тетради.

        3) Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется  учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения, формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма,- словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в свое движение во время письма.

        4) Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что ученик не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец.                                 

        5) Анализ формы букв. Этот прием проводится по-разному, в зависимости оттого, что впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания.

         1) поэлементный анализ.

         2) в сравнении с другой буквой.

        6) Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.

        Сознательное усвоение особенно необходимо на этом этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Правила при письме должны формулироваться очень кратко и их должно быть не много. Хорошо, если правила сопровождаются опорными схемами. Уровень восприятия таких правил зависит и от характера формулировки. Если правило звучит в занимательной или стихотворной форме младшим школьникам запомнить его легче.

Правило №1     (Буква)

                       Чтобы букву написать

                         Надо два момента знать:

                1.        Знай начало каждой буквы.

                  2.        Направление руки,

                         Положи тетрадь наклонно,

                         Прямо сядь, и не спеши.

Правило № 2     (Слово)

                        Чтобы слово написать

                         Надо три момента знать:

  1. Знай начало каждой буквы,
  2. Направление руки.
  3. И к началу каждой буквы

          Штрих короткий проведи.

Правило № 3  (Предложение)

В предложении все слова связаны по смыслу,

Написать его, друзья, нет особого труда.

Начинай с заглавной буквы,

Прямо сядь и не спеши,

В каждом слове есть начало,

Слово к слову не лепи.

Чтоб закончить предложение,

Ставим знак для уважения.

Если всё спокойно - точку,

Если нужно что - спросить.

Ты поставишь знак вопроса,

Только тут вопросу быть.

Ну, а если восклицаешь,

Просишь громко, иль кричишь,

Восклицательный ставь знак,

Он в конце не просто так.

        7) Важным приёмом обучения чистописания является письмо под счёт. Это способствует выработке плавного ритмичного письма  определённого темпа. Этот прием  оживляет работу, вызывает интерес к письму.

     Счёт вводится так; основной элемент движения «на себя» пишем под счет «раз-два-три» и т. д., соединительное движение - под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути. Под счёт следует проводить письмо букв, слогов, иногда слов.        

        8) Одним из приёмов обучения можно считать приём показа ошибочного письма.

Качества письма и их формирование

        Для того, чтобы письмо было чётким, аккуратным, легко читаемым надо постоянно работать над отдельными его качествами.

        К качествам письма можно отнести его чёткость и разборчивость, равнонаклонность, одинаковую высоту букв, соблюдение линейности, ритмичность, правильность соединения букв и плавность письма. Стремясь выработать у учащихся эти качества, я работаю в следующих направлениях:

             1. Работа над формой букв.

             2. Работа над соединением букв.

             3. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз)

             4. Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице.

             5. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами.

             6. Надо добиваться, того чтобы письмо детей всего класса было приблизительно одинаковой скорости.

        7. Отработка плавности и ритмичности письма.

1. Работа над формой букв - основная задача чистописания, т. к. отчётливость почерка больше всего зависит от того, насколько правильно пишется отдельная буква.

        Очень важным является сознательное овладение учащимися формой букв, особенно на том этапе, пока письмо не стало автоматическим. В это время формируется зрительно- двигательный образ письменной буквы и привычка писать аккуратно. Поэтому очень важно, чтобы дети видели и знали:

  1. общее, что характерно для письма всех букв, т. е. умели выделить  основной и соединительный элементы движения в письме любой буквы;
  2.  особенное, то, что образует характерную форму именно этой буквы (наличие петли, полуовала или овала, … ), знали пропорции буквы;
  3. то, как пишется та или иная буква;
  4. могли бы отличить правильно написанную букву от неправильной, указать, в чем ошибка.

         

Анализ процесса письма и элементов букв

Прежде всего, надо выделить основной элемент движения в письме любой буквы. Надо исходить из того, что, когда мы пишем, основным движением руки является движение к себе (вниз). Этим движением и пишется основной элемент- прямая черта. Для написания следующего элемента требуется провести ручку от себя (вверх) с некоторым наклоном вправо. Это соединительный элемент. Его функция - соединить два основных элемента или две буквы.

Основной элемент - движение на себя - написан с наименьшим наклоном; соединительный элемент - движение от себя - написан с большим наклоном. Движение на себя пишется с большим усилием, чем движение от себя. Такое деление на основной и соединительный элементы, соответствующие самому процессу письма, даёт возможность выделить эти элементы во всех буквах письменного шрифта.

Анализируя так движение, можно изобразить схему письма любого слова, например, слова  река

Этот способ анализа элементов движения в письме букв является очень важным. Он должен применяться на всех этапах обучения. Однако такой анализ не исчерпывает специфики форм всех букв письменного шрифта. Анализ элементов букв может быть более детальным и конкретным. Работая, например, по прописям Бетеньковой можно говорить о таких элементах:

Свою работу в этом направлении на подготовительном этапе я представляю в виде таблицы.  

Основные элементы письменных букв и их названия

Способ письма основных элементов

Занимательный материал

1.

 

Большие и малые прямые наклонные линии.

Большие - немного отступив от верхней рабочей линейки, малые - от пунктирной линии (середина рабочей строчки) – письмо элементов «на себя», к середине своей груди.  

А найдете вы меня

В чистых капельках дождя

В ярких солнечных лучах

В циферблате на часах

А, к, ж, Т, т, П, п, Н, н, р, ф, ю

В этих буквах я живу.

Графическое упражнение:

1) Я пишу, пишу, пишу,

    15 линий напишу,

     Если вы не верите,

     Возьмите и проверьте.

       

2) Летняя картинка.

    У солнца руки горячи,

    Работают с охотой.

    Всю землю кисточки лучи

    Покрыли позолотой!

    А серый дождик озорник

    Тихонько подошел

    И все зачиркал – чик – чик – чик –

    Простым карандашом.

                   

2.

Прямая линия с закруглением внизу

Начало как у прямых наклонных линий, но внизу закругление.

 

Загадка.

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу (вешалка)

А ещё меня найдешь

В черной ручке у зонта.

Я похожа на крючок,

Напиши меня, дружок.

В букве а и в букве ш,

Ты всегда найдешь меня.

А, И, и, Й, й, Л, л, М, м, Ч, ч, Т, т, П, п, Ш, ш, Щ, щ.

3.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

Малые – чуть ниже середины рабочей строки. Большие чуть выше середины рабочей строки.

Стебельком представляются

У весеннего цветка.

Я прямая линия

С закруглением вверху.

В букве т и в букве з

Я давно уже живу.

4.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

Соедини способы написания уже изученных элементов.

Я похожа на гуся

Напиши, дружок, меня

Букву Г и букву И,

Букву Р и букву П,

Букву Т и букву Ш,

Не напишешь без меня.

5.

Большой и маленький овалы.

Начинай малый овал чуть ниже середины рабочей строки, а большой – чуть выше. Движение руки направляй влево-вниз и вправо-вверх.

Желудь с дерева упал

Я его нарисовал.

Огурец растет на грядке,

Вот овал и все в порядке.

В А, Б, В и в Д, и в О

Я живу уже давно

А ещё найдешь меня

В Ф и в Ю и даже в Я.

6. Большие и малые полуовалы

Начало как у овала, направление руки влево-вверх,-вниз,- вверх. Вправо-вверх,-вниз,-вверх.

По часовой стрелке и против часовой стрелки.

Словно месяц в небе светит,

Ночью все меня заметят.

7.

 

 Линия с петлей вверху и внизу.

Линию с петлей внизу начинаем писать с середины рабочей строки и по направлению.

Линию с петлей вверху – чуть ниже середины рабочей строки.

Я красивая петля

В букве В встречай меня,

В букве З и в букве Д,

И меня ты в букве Н

Нарисуешь без проблем.

А найдете вы меня В букве Ц и букве Щ.

8.

Малая и большая пламевидные прямые.

Снизу элемент пиши,

Вверх и вправо поведи.

Буквы А, М, Л, и Я

Начинай писать с меня.

9.

Петля на линии строки.

Начинай выше середины рабочей строки.

В букве Д у мышки хвост

Ты напишешь в полный рост

Мышка хвостиком шуршит

На строке петля лежит.

Отработка формы букв по группам

  1. Группа букв: и, ш, И, Ш; п, р, т, г. Эту группу составляют самые простые по начертанию буквы, включающие основные соединительные движения.
  2. Группа букв: л, м, Л, М, я,  Я, . Все буквы пишутся движением против часовой стрелки.
  3. Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч – наибольшее затруднение вызывает письмо петель. В букве У петля большая, в буквах Ц и Щ – маленькая. Буква Ч близка к написанию букв первой группы.
  4. Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б  включает полуовальные и овальные буквы, пишущиеся движением против часовой стрелки.
  5. Группа букв: ь, ъ, ы, в  в двух вариантах соединений включает овалы и полуовалы с петелькой, осуществляющиеся движением против часовой стрелки.
  6. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К  включает комбинированные движения как по часовой, так и против часовой стрелки и овалы.
  7. Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Общим для этой группы букв является написание полуовалов и овалов движением по часовой стрелке.
  8. Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д. Общим для букв является письмо элемента идущего сверху вниз и соединяющимися с последующими буквами нижним поворотом или небольшой петлей. В буквах Г, Т, П, Б, Р – есть верхние элементы.

 

Основные упражнения для отработки формы букв:

1)  - впиши букву.

2) Отремонтируй букву:

3) Вставь пропущенную букву: Му.ом

Вот один и занимательных этапов урока письма. К букве Р на именины в гости спешат подружки.

На доске.  

 - это место для букв.

Буква Р на именины

Буквы в гости пригласила.

Свою младшую сестру,

Поудобней посажу.

Пригласила букву О,

Место ищет О свое.

Где ж начало у меня?

Вот где сяду я, друзья.

Стрелки платье мне погладят

Стульчик спинку мне поправит

Эх красивая же я,

Посмотрите на меня.

В дверь стучится буква У

- Проходите, вас здесь ждут

- Ой, здесь место для меня

Отыщу я без труда

Вот начало . , вот загиб,

Вот петля и У сидит.

Дверь открылась и зашли

Две красавицы сестры

Я высока и стройна

Встану здесь вначале я.

Я – поменьше, уступлю

И в конец стола уйду.

Что такое, что случилось?

Тут же слово получилось!

Слово громко прочитай,

Чтобы каждый звук звучал.

Чтобы буквы подружились

Чтоб они не разлучились

Мы к началу каждый буквы

Проведем волшебный штрих

И довольны наши буквы,

Успокоили мы их.

А теперь в своей тетрадке

Напишите слово так

Чтобы буквы не упали,

Чтобы ровно все стояли.

Чтобы слово написать,

Надо три момента знать:

  1. Каждой буквы знай начало
  2. Направление руки
  3. И к началу каждой буквы

Штрих короткий проведи.

  1. Укажи начало каждой буквы.
  2. Стрелкой покажи направление движения руки при письме данных букв.
  3. Исправь ошибку

Ошибки:         - неравномерное расстояние между элементами

                      - неодинаковая высота элементов

                - неравномерный наклон элементов и т. д.

Работа над соединениями букв

В разных методических системах используется различные способы соединений:

а) верхний повтор (повтор справа налево)

б) нижний повтор (повтор слева направо)

в) повтор снизу по написанному слева направо

г) петельные соединения.

Соединения типа а), б), г) могут быть использованы для соединений, как с овалами, так и с полуовалами и закруглениями, т. к. это соединение однотипно, т. е. со всеми формами букв одинаково. Соединения типа в) могут быть использованы только с овальными буквами.

        Детям сначала не так легко бывает привыкнуть, в каком буквосочетании, какое соединение использовать. Задача учителя – постоянно отрабатывать правильные, нужные  соединения в буквосочетаниях, наиболее удобные в них.

        Например, в основу обучения детей письму по прописям. Бетеньковой положен упрощенный школьный рукописный шрифт, введенный, ещё в начале 70-х г.г. Однако авторы этого комплекта считают неправильным широко рекомендуемое пособиями по обучению письму нижнее соединение со всеми овальными буквами в словах как несоответствующее характеру русского письма. Из 33 букв русского алфавита 22 буквы начинаются сверху, 8 букв – с середины и только 3 буквы – л, м, я – имеют нижнее начало. Нижнее соединение является искусственным и приводит к искажению букв, особенно овальных.

При соединении букв в слове целесообразно придерживаться только одному правилу: все соединительные линии вести от написанной буквы к точке начала следующей буквы, т. е. вверх или середину, кроме букв л, м, я, начинающихся снизу   ям  ял  яр

 Мя  ля  ря

Муром      Зоопарк

        3. Секрет наклонного письма в правильном расположении тетради и в правильном положении ручки в руке пишущего.

        4. Высота письма.

Соблюдение   учащихся  одинаковых  высоты  букв  на стройке и на всей странице создаёт впечатление аккуратного письма. Обучению письму  в «Моих первых тетрадках» (прописи 1,2,3,4 Бетеньковой) с самого начала ведется  по  разлиновке   в одну линейку с расстояниями  между линиями 8 мм, что даёт возможность обучать детей сразу единому способу письма с 1-го по 11класс, переучивания, ускоряет   выработку автоматизма письма. Для облегчения высоты строчных  букв  в тетрадях 1,2,3 проведена срединная пунктирная линия на высоте 4 мм,  которая в дальнейшем постепенно снимается, и дети приучаются   самостоятельно  определять  высоту букв .  

        Упражнения для формирования умений определять высоту букв.  

        1. Отремонтируй  букву

        2. Вставь пропущенную букву пен.л

        3. Определи правильную высоту букв  п  п  п(выпиши буквы такой же высоты, проверь с помощью  линейки)

        4. Исправь ошибку: зима

        Учитель, конечно, должен добиваться письма необходимой высоты, но при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому, если у ученика при смене высоты письма резко ухудшается почерк, следует разрешить ему писать немного выше или ниже – главное, чтобы строчные буквы были одинаковой высоты.

        Ритм, скорость и плавность письма.

        Основными показателями хорошего почерка, кроме его четкости, являются плавность, ритмичность и скорость письма.

        Существует мнение, что тайна красивого и быстрого письма в строгом размере движений. «Так для пишущей руки, - писал К. Д. Ушинский, - то же самое, что и для танцующей ноги». Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительнее меньше устает, движется легче.

        Письмо под счет вместе с тем должно способствовать уравниванию скорости письма всех детей класса, подтягивать тех, кто не сразу приступает к заданию, отстает и останавливать тех детей, которые спешат и выполняют задание наспех.

        Кроме чисто графических условий, на скорость и качество письма оказывают влияние степень овладения навыков чтения, звуко-буквенным анализом, орфографией, точностью излагаемой мысли (речевым письмом) и вид выполняемой письменной работы (письмо по памяти, под диктовку, списывание и д. р. Чем сложнее мыслительная деятельность (чтение текста, понимание заданий, обдумывание орфографических задач и пр.),тем медленнее будет выполняться письменное упражнение.

        Чтобы развить большую свободу и гибкость движение пальцев в кисти при письме, обычно проводится упражнения в виде росчерков, петель, соединений. Их можно проводить как  письмо в воздухе по написанному на доске или на таблице, так и ручкой, карандашом. Специальные  упражнения рекомендуется  организовать так ,чтобы они имели более широкий  диапазон воздействия .

Здесь помогут знания учителя о том, на развитие  каких движений направлено каждое предлагаемое им упражнение. Одни из них способствуют развитию подвижности кисти руки, другие развивают подвижность пальцев:

-упражнение для движения кисти слева направо и наоборот.

-упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх.

        -упражнения для движения пальцев и кисти  

        -упражнения для движения кисти  и предплечья, пальцев и кисти.

         -упражнения выполняемое движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями.

        -движения кистью и пальцами выполняются при письме букв В,з,З,е,Е.                      

На минутках каллиграфии можно использовать любые соединения букв и элементов, как для всего класса  таки индивидуально.

О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма

При формировании навыка письма в широком смысле этого слова процесс овладения техникой письма  практически невозможен без учёта требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).

Требование комплексного подхода к обучению письму обусловлено самой природой акта письма. Из многочисленных его определений наиболее полным и точным считается следующее:

         «Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи…с помощью системы начертательных обозначений».

Отсюда и неразрывная связь: прежде чем думать, как написать ту или иную букву, как её рационально соединить с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву нужно писать. И чем меньше на это будет затрачено времени и  усилий ученика, тем больше внимания будет уделено каллиграфии ( и наоборот).

Вот почему при записи любого слова на уроках русского языка необходима предварительная  работа по слого- звуко- буквенному и орфографическому анализу слов, т.е. работа по предупреждению возможных фонетико-графических (пропуск, замена, искажение букв, слов) и орфографических ошибок.

Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, четко, быстро способствует повышению грамотности. На связь каллиграфии с орфографией указывали и многие лингвисты, методисты прошлого и нашего столетия. Так не потеряло актуальности утверждение С. П. Резодубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность.

Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка.

*На начальном этапе приём слогового проговаривания на распев:

М-а-а–а–к-и-и. (Согласование темпа проговаривания и темпа записи.)

        1. Вставь нужную букву в словах Ж-ЗНЬ, МАШ-НА, Ч-ДО, Щ-КА, и правильно соедини с предыдущей и последующей буквами.

       2. Запиши слова и объясни их значения

                       ПЛО_   --  ПЛО_

       3. Соотнеси слова со схемами.

             река      ---------             Назови особенности и общие признаки      

             рука       ---------            этих слов с точки зрения орфографии  и

             репа      ---------             каллиграфии              

             роза      ---------

      4.Составь слово , соответствующее схеме

                                                           ЗАМОРОЗКИ

      5. Вставь пропущенное слово

                                                   СТУПЕНЬКА К  МУДРОСТИ.

       6. Догадайся, какое слово не дописано.

       7. Вставь нужное сочетание в слово.

               В     бей                              оро

               Пти      а                              ЧК

               Сне      нка                           жи

8. Используя схему, напиши предложение (слово, текст) под диктовку (спиши).

Наступила зима. ( Подчеркни главные члены предложения)

9. Заполни таблицу.

слово                 синоним                      антоним

горе                    

         грустный        

         говорит      

             Слова для справок: беда, радость, печальный, весёлый, рассказывает, молчит.

       10. Ответь на вопрос одним словом.

        Какое животное самое большое на свете?

        11. Допиши предложение.

        Земля покрыта   снегом, как (ковром)

         12. Разгадай ребус и запиши полученное слово.

         13. Найди лишнее  слово

          Школа

          Урок

          Дом  

                            А) звукобуквенный разбор;

                            Б) разбери слово по составу;

                            В) морфологический разбор;

                            Г) составление словосочетаний, предложений

 (Задания даются в зависимости от целей и темы урока)

         6. Недостатки формирующихся почерков и их исправления.

На протяжении всех (5) пунктов (вопросов) говорилось о том, как учитель ведет работу по формированию каллиграфических навыков.

         Однако с самого начала и ещё более отчётливо к 3-4 классу выявляются индивидуальные особенности почерков учащихся.

Индивидуальные особенности почерков зависят от многих причин:

    1) Обучение процессу письма, графическим навыкам;

    2) Индивидуальные особенности учащихся;

    3) Подражание чужому стилю письма.

          В зависимости от причины нарушений учитель намечает меры по исправлению индивидуальных недостатков  в письме учащихся.

Упражнения:

   1) (поменяй местами буквы; составь другие композиции из этих букв

   2) росчерки

   3) безотрывное письмо

   4) исправление наклона и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаркова Н.Г. Русская графика. Издательский дом «Дрофа», 2000г.

2. Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. Москва. Просвещение, 1987г.

3. А. Е. Белая, В. И. Мирясова. Пальчиковые игры. Издательство Москва, 2000г.

4. Н.В. Новоторцева. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду, Ярославль «Академия развития», 1998г.

5. Е. Н. Потапова. Радость познания. Москва. «Просвещение», 1990г.

6. С. С. Мельникова. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. Начальная школа. 1994г. №8- с.12- 13.

7. В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород . 1995г.

8. А. Б. Адрианова. Минуты отдыха на уроке в1 классе. Начальная школа, 1986г.-№10. С. 45-46.

9. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин, Основы обучения грамоте по «Азбуке» и «Моим первым тетрадкам». Методическое пособие для учителя. Издательство «Ассоциация  21 век», Смоленск, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

В статье  обобщен опыт по формированию каллиграфии в начальных классах....

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе. Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный ...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

Практическая направленность формирования каллиграфических навыков у младших школьников.

Методы коррекции письменной речи у учащихся начальных классов....