Практическая направленность формирования каллиграфических навыков у младших школьников.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Кузовлева Светлана Юрьевна

Методы коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalligraf._pismo.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

           Практическая направленность формирования

    каллиграфических навыков у младших школьников.

                                             Учитель-логопед ГБОУ Школа №1506, г. Москва

                                                                                                        Кузовлева С.Ю.

Освоение каллиграфического письма нужно начинать с дошкольного возраста, формируя у детей слухо-артикуляционную сторону письма, отрабатывая движения руки при написании букв и их сочетаний на бумаге, что очень важно для последующего обучения в школе, преемственности работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Как бы не изменялась и не совершенствовалась школьная программа, а проблема формирования каллиграфического навыка остается актуальной. А нужен ли в компьютерный век красивый почерк? Действительно, ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Но в школе они по-прежнему пишут в рабочих тетрадях, студенты ведут записи лекций, конспекты, сообщения, пишут научно-деловые письма и т.д. Контрольные работы тоже  выполняются рукописным текстом, часто небрежным почерком, а позже вовсе неразборчивым.

Согласно норме выставления оценок в начальной школе учитель вынужден за такую работу снизить оценку, поскольку оценка «5» ставится за безошибочно написанную работу каллиграфическим верным почерком. Ученики переживают, когда снижают отметку только из-за почерка. У них возникают комплексы, занижается самооценка, пропадает желание прилагать усилия.

В школах введен ЕГЭ, часть которого выполняется рукописным текстом, и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов. Каллиграфический навык поможет успешнее окончить школу, превратить экзаменационную пору будущего студента не в изнурительное испытание, а в творческий и интересный  период подведения итогов.

Овладение техникой письма происходит успешно с освоением графических навыков. Подтверждение этому мы находим в трудах многих исследователей.  Одним из первых обо осознанном отношении к письму учащихся младших классов стал говорить Ушинский К.Д., внесший существенный вклад в систему начального образования, определявший учебный процесс в начальных классах народной школы.

Педагоги прошлого столетия разработали важнейшие методы обучения письму (аналитико-синтетический, линейный, генетический, копировальный, ритмический), специальные тетради для обучения письму, упростили шрифт, сделав его доступным и удобным для письма. Их последователи создали новые методические приёмы обучения каллиграфии, обобщили опыт по перестройке навыков при исправлении почерка, описали гигиенические правила письма, предложили дидактический и демонстрационный материал в помощь учителю.

Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские разработки, в которых проблема каллиграфии в школе рассматривается с разных позиций: развитие мускульной и тактильной памяти, тактированное письмо, обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приёмов.

Очень важно, что перечисленные методики направленны на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком, носят развивающий характер, связаны с психофизиологическим развитием и индивидуальными особенностями детей. Начинать же подготовку к письму надо еще в дошкольном возрасте: заниматься пальчиковой гимнастикой, играть с мелкими предметами, лепить фигурки из пластилина.

Письмо для поступающих в школу детей – сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребёнка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.

Особенно важно обучение каллиграфическому почерку детей с речевой патологией, поскольку графический навык понимается как сложное речевое действие, включающее умение слышать и дифференцировать звуки человеческой речи в сплошном речевом потоке; четко и ясно произносить их; устанавливать взаимно-однозначное соответствие между звуками и буквами; воспроизводить на бумаге графические знаки (буквы), воспринятые и соотнесенные с определенным смыслом. Через зрительные представления устанавливается графический навык связи, способствующий слуховому, речевому и зрительному анализу. В качестве вспомогательных средств логопеды используют такие приёмы: стихотворения о буквах; пространственную ориентацию (анализ элементов буквы в расположенном пространстве строки с вербальным проговариванием: например, буква «т» - тетя стремя ногами, толстенькая; буква «п» - две ноги, и т.д.); ассоциативный алфавит (образ буквы в виде рисунка, напоминающего ее по конфигурации); работу с проволокой, нитками и т.д. (дети моделируют буквы с петлями); написание элементов букв на нелинованных листах бумаги; специальную разлиновку тетради; проговаривание направления штриха; расположение элементов не только в строке, но и выше и ниже строки; конструирование букв из элементов-шаблонов.

Ниже представлены упражнения для формирования у учащихся каллиграфического навыка, которые могут использовать в своей работе и учителя начальных классов и учитель-логопед.

1. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Упражнение повторяется в обратном порядке.

2. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

3. Ребенок зажимает ручку (или любой другой пишущий предмет) средним и указательным пальцами. Сгибая и разгибая пальцы, следит, чтобы ручка не опускалась ниже большого пальца.

4. На столе лежат 10 карандашей. Одной рукой ребенок собирает в кулак карандаши, беря их по одному, далее кладет их обратно на стол, также по одному.

5. Ребенок зажимает карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и «шагает» по поверхности стола.

6. Ребенок, представив, что в ладошках находится мячик, совершает движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

7. Ребенок зажимает конец ручки указательным и средним пальцами правой руки и, переворачивая ручку, вкладывает ее длинным концом в левую руку и обратно.

Эти упражнения вырабатывают не только красивый почерк, но и внимание, усидчивость, тренируют память. При выполнении упражнений не нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом. Выработке каллиграфических навыков помогают и прописи-раскраски.  

На почерк учащихся влияют гигиенические условия письма: правильная посадка, достаточное освещение, выбор шариковой ручки (существуют специальные ручки-тренажеры), качество развития пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие высших психических функций.

Для правильной осанки и верного положения рук и тела урок письма можно начать стихотворением:

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Параллельно проводится профилактическая, разъяснительная работа с родителями учащихся о важности правильной посадки, посещения уроков физической культуры, рисования, труда. Дома важно обращать внимание на позу ребенка за письмом и рисованием, учить его правильно держать шариковую ручку, делать упражнения по координации движений пальцев, кисти, предплечья и плеча.

Первые уроки – очень важный период, когда закладывается основной принцип письма. Наилучшие результаты достигаются при дифференцированном подходе к обучению каллиграфии, поэтому учитель должен знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной буквы, и при ее обучении предупредить их.

В начале обучения в первом классе дети не успевают за урок выполнить все задания, рекомендованные программой. Акцент следует делать на основательной отработке каждого элемента, затем темп постепенно ускорять, чтобы дети укладывались в нормативы.

Для развития глазомера, укрепления мелкой моторики можно придумывать с учениками рисунки в воздухе, рисовать узоры мокрой кисточкой на классной доске, выполнять упражнения по завязыванию и развязыванию шнурков, завинчиванию  крышек баночек, собиранию пазлов, использовать массаж пальцев, составлять узоры на «ковре», «ленточке», «тортике», «матрешке», вырезанных из бумаги.

При списывании, рисовании для эмоционального настроя используются занимательный материал, веселые стихи, маленькие поэтические произведения, письмо под музыку. Для снятия усталости проводятся физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для развития памяти, мышления.

Качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому важен положительный микроклимат в группе, классе. Следует использовать и разного вида поощрения: выражения удовольствия от написания каждой правильной буквы, похвала, обведение лучшей буквы в «воздушный шарик».

Каллиграфические навыки формируются не только на уроках русского языка, но и на других уроках. Некоторые задания требуют немалых усилий со стороны учителя, где-то нужно проявить достаточное терпение и изобретательность, чтобы увлечь учеников, но наградой становятся не только школьные успехи, но и многие часы плодотворного общения.

Работа над каллиграфией содействует правильному эстетическому развитию школьника, воспитывает в нем аккуратность, трудолюбие, собранность и старательное отношение к выполнению любой работы. Когда ребенок пишет чисто, красиво и четко, он аккуратен в выполнении других заданий.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

1.Агаркова Н.Г. «Прописи к учебнику «Азбука». В 4-х тетрадях. М.,2005

2.Безруких М.М. «Как научить ребенка писать красиво». М., 1995

3.Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии». М., 1996

4.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников». М.,1987

5.Илюхина В.А. «Письмо с секретом». М., 1994

6.Илюхина В.А. «Прописи». М., 2009

7.Потапова Е.Н. «Обучение письму младших школьников», начальная школа. 1987. № 6

8.Соколова Е.Н. «Развиваем моторику руки». М., 2010

9.Федосова Н.А. «От слова к букве». Ч.1, 2. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Описаны приемы работы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

В статье  обобщен опыт по формированию каллиграфии в начальных классах....

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе. Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный ...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...