Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
статья по русскому языку (1 класс)

Киргизова Светлана  Александровна

В статье  обобщен опыт по формированию каллиграфии в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kalligraficheskih_navykov_statya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Киргизова Светлана Александровна

учитель начальных классов МБОУ ТСОШ№3

2015 год

Статья на тему «Формирование каллиграфических навыков

у младших школьников»

    На современном этапе обучения детей перед нами, учителями начальных классов, ставится ответственейшая задача   научить пользоваться письменным способом обучения для каждого ученика. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.

В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, подготовка статей и описание опытов, наблюдений и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

Одним из “больных” вопросов для учителей начальных классов всегда являлся вопрос об обучении детей письму.

   На уроках русского языка, в период обучения грамоте   путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формируются у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствуют сохранению четкости почерка и обеспечивают достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

   При поступлении детей в первый класс учитель ставит перед собой цель – научить детей красиво писать. Ведь процесс письма постепенно превращается в процесс выражения мыслей, внимания и т. д. Так как за прошедшие годы работы отдельных уроков чистописания не существовало, и я не сталкивалась с этим, за основу взяла название тем уроков чистописания авторов Л.Я. Желтовской и Е.Н. Соколовой.

     Изучая методическую литературу, статьи учителей-практиков можно много взять интересного для себя, но все-таки больше и больше убеждаюсь, что методы обучения в старые времена давали более положительные результаты. Ведь каждый элемент буквы прописывался отдельно, безо всяких повторов и буквы получались без лишних повторов линий.

   Для развития мелкой мускулатуры, глазомера придумываю рисунки в воздухе, на листах чистой бумаги. Составляем узоры на “полотенце”, “фартуке”, “матрешке”, вырезанных из бумаги.

Для эмоционального настроя использую поэтические минутки, письмо под музыку (при механической работе, т.е. списывании, рисовании).

Для снятия усталости провожу физминутки, упражнения для пальцев, упражнения для развития памяти, мышления. В гости приходят Незнайка, Буратино, которые хотят учиться.

    Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки. Работаю вообще без двоек. Даже если работа выполнена очень плохо, при проверке ставлю “смотрено” и объясняю, что не хотела ставить плохую отметку, так как знаю, что можно красиво написать и исправить свои ошибки.

Использую разного вида поощрения. Любуемся каждой написанной буквой.

Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая лучше, а третья еще лучше.

Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”

Выставка работ в классе. Выставки для родителей. Тем, кто лучше напишет, вручаю “фотографии букв – друзей”. Каллиграфические навыки формируются не только на уроках русского языка, но и на других уроках .В дальнейшем работу буду продолжать, есть уже задумки, а что если начать сразу с письма в одну строчку, ведь не надо будет переучивать.

Например, фрагмент урока в период обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы в » в  1 классе

Цель:

Познакомить учащихся с новым вариантом написания буквы в с верхним соединением.

Отрабатывать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами и словами.

Развивать мышление, речь. Воспитывать доброту, заботу о других, дружбу.

Оборудование: карточки, картинки, тетради-самоделки с изображением сказочных домиков, портретом Незнайки, магнитофон.

Ход урока.

Вступительная беседа.

У. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пришли к вам на урок с Незнайкой. Вы знаете его?

Д. - Да.

У. - Некоторым ученикам Незнайка не очень нравится, потому что он не знает ничего. Это не совсем так. Незнайка также как и вы, хочет много знать и учиться. Когда Незнайка побывал у нас на уроках, он немножко научился читать, писать, любит фотографировать. А какой выдумщик и фантазер!

У. - Фантазировать любит не только Незнайка. А вы?

Д. - Конечно.

(Раздаются листочки чистой бумаги, учитель говорит под музыку, дети одновременно пишут прямые наклонные линии разных размеров, овалы).

У. - Представьте, что мы очутились на лесной полянке в сказочном домике. Возле дома росли высокие деревья и маленькая травка. Недалеко было озеро, а на берегу много камушков. От ветра появились волны на озере. (Рисуют в воздухе).

У. - А на небе тучки большие и маленькие. Пошел дождь, и мы побежали в домик и стали ждать, когда выглянет солнышко. В домике собрались в кружок и стали слушать Незнайкину историю. Эта история произошла с ним тогда, когда он не хотел учиться. Мы послушаем и запишем все в тетради, чтобы можно было рассказать другим.

(Запись числа в тетради).

У - Рассматривал однажды Незнайка рисунки и не заметил, как уснул. И вот он видит сон.

Построил Незнайка дом (учитель показывает строку). Стал забор городить (письмо прямых линий). Ветер дунул и повалил забор (письмо линий с наклоном). Стали в домике жить буквы (письмо строчной буквы о).

У. - Каждое утро буквы умывались, делали зарядку, причесывались. (На индивидуальной карточке написаны три элемента прямой линии с петлей вверху, два из них написаны неверно).

У. - Прическу выбирали самую лучшую. Незнайка смотрел на них и ничего не понимал. (Запись элементов прямой линии с петлей вверху).

У. -Посмотрели в зеркало – красиво получилось. (Запись буквы в).

У.- Некоторые из них завязали узелок. (Запись буквы в с верхним соединением).

У. - Незнайке очень понравились буквы о с новой прической. Он не догадывался, что получилась новая буква. Незнайка сфотографировал, посмотрел и увидел, что получились все разные. Посмотрите, а у вас? Буква, которая вам понравилась – поставьте под ней точку. Точка – это пауза, остановка. И у нас будет остановка.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже – 
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!

Упражнения для пальцев.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Опускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

У. – Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились, руки, ноги стали послушными и мы работаем и внимательно слушаем. Незнайка тоже, между прочим, внимательный. Заметил то, что вошли какие-то буквы без стука и даже его не поприветствовали, а начали весело разговаривать между собой. Это были друзья буквы в.

(На доске напечатаны: во ва вл вм ву вы и т.д.)

У. - Назовите этих друзей.

Д. - (Называют гласные и согласные буквы).

У. - Незнайке это не понравилось, и он пошел рассматривать предметы, которые находились в домике. В ванной комнате он увидел кран, который говорил человеческим голосом: “Прочитай стихотворение и найди слово, которое начинается с буквы в”. (На доске рисунки, стихотворения, загадка, ребус).

1. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки розовели.
(Дети находят слово).

Загадка:

Стоят два братца,
Которые любят купаться. (Ведра).
(Дети отгадывают).

Ребус. (Рисунки).

ведро

ель

шар

арбуз

лук

кот

арбуз

У.- Назовите звуки каждого предмета и обозначим их буквами.

(в е ш а л к а )

(Запись в тетради слов):

в о д и ч к а, в ё д р а, в е ш а л к а.

У. - В углу Незнайка действительно увидел вешалку (рисунок). А на ней, что

за животное?! И почему висел на вешалке? Хотел записать, но не смог.

(Дети составляют предложение по рисунку).

На вешалке висит “верблюд”.

У. - А какие у нас живут животные и птицы, которые начинаются со звука в?

Д. - Волки, вороны, воробьи и т.д.

У. - Вдруг Незнайка услышал непонятные звуки у-у-у. Это у двери плакал волчонок, так как заблудился. Незнайка решил помочь и вышел во двор. Волчонок всё плакал. Незнайка решил успокоить и стал показывать свой альбом и записи в нём, но разобрать ничего не мог. Огорчился Незнайка. Как же так? Так старался! Очень грустно стало Незнайке. А волчонок утешал. Улыбнулся Незнайка и проснулся. Ни волчонка, ни домика, ничего не было, только фотоаппарат лежал возле него. “Фотографии букв” лежали здесь же. Вот это диво! А диво всегда в сказке бывает.

Итог урока.

(Незнайка дарит ученикам “фотографии букв”).

У. - У вас тоже появились новые друзья. Улыбнитесь и не огорчайтесь у кого сегодня не получилось написать красивую букву. В следующий раз обязательно получится. А Незнайка узнал, как плохо, что он ничего не знает и не умеет.

Нам пора прощаться. Если урок понравился, и было интересно, поставьте в тетради +, если нет 0.

Давайте скажем слова прощания со звуком в.

Д. – До встречи! До свидания!

Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью.

М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода.

1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.         

 Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.

2. Каллиграфические ошибки:

Неумение придерживаться строки

Несоблюдение наклона и размеров букв

Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)

«дрожащее письмо»

Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.

Графические ошибки:

1.Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни  -  оуни; шарф  - шар.

2.Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки  - кньки.

3.Замена букв

4.По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.

      Например:  Жучка ---Шучка.

5.По причине диалектного произношения:  

      Например:  Взяла --- узяла.

6.По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)

Причины типичных ошибок письма у младших школьников:

  • Малый опыт чтения и письма;
  • Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
  • Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
  • Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
  • Влияние просторечия и диалектного произношения.

От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.

Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён.

 

Возрастные группы нарушений письма:

Ι. Трудности в овладении письмом (диагностируется в 1 полугодии 1-го года обучения).

Нечёткое знание букв алфавита.

Сложности при переводе звука в букву, печатной буквы в письменную

Трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

трудности в плавном чтении слов.

Трудности в письме отдельных букв.

ΙΙ. Нарушение формирования процесса письма (Диагностируется во 2 полугодии 1 класса и в 1 полугодии 2-го класса).

Смешение печатных и письменных букв.

Трудности в удержании и воспроизведении моторного образа слова.

Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова.

Побуквенное чтение.

Затруднения в письме на слух.

Написание слов без гласных.

Слияние или расщепление слов.

ΙΙΙ. Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения).

ΙV. Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).

Как видно, дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.

Причины стойких ошибок– в основном в нарушениях органического характера:

Органические нарушения устной речи;

Трудности установления асимметрии полушарий головного мозга;

Задержка в осознании схемы тела;

Нарушения восприятия, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности;

Аффективные расстройства.

 

Методические основы обучения каллиграфии.

 В методической литературе рекомендации по занятию чистописанием обычно связаны непосредственно с видами ошибок.

I. Общие цели работы по чистописанию:

обеспечение условий для развития грамотной письменной речи;

развитие каллиграфической зоркости учащихся;

развитие речи и орфографической зоркости на материале по чистописанию.

I I. Цели работы по чистописанию, связанные с особенностями формирования графических навыков по классам:

Основная цель работы над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

1 класс.

Цели:

усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;

усвоение графических и каллиграфических правил;

обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;

развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма.

Темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки. Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики.

2 класс.

Цели:

тщательная работа над формами групп букв и различными соединениями в порядке усложнения;

ускорение темпа письма учащихся;

формирование безотрывности и ритмичности;

закрепление навыков, полученных в первом классе.

Во 2 классе изменяются условия письма – возрастает темп урока, объём орфографической работы, усложняется алгоритм написания слов. Сжимается время на самопроверку, т.о. возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости.

В целях предупреждения ошибок следует приучать детей к быстроте выполнения операций по контролю за написанием и проверке орфограмм. Ученик, не успевающий проверить написанное, часто пишет «по догадке», что может привести к ошибке. Необходим предупредительный анализ трудных слов. Причины же орфографических и каллиграфических ошибок – в том, что ребёнку трудно распределять внимание между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе так важна автоматизация навыков.

3-4 классы.

Цели:

автоматизация навыка письма;

ускорение темпа с сохранением правильности.

Процесс обучения характеризуется тем, что усиливается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка. Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся.

 

Виды письменных упражнений по каллиграфии.

 1 класс.

Письмо бордюров, узоров, росчерков.

Физические упражнения (на развитие мышц руки):

  • «ходьба пальчиками»;
  • «игра на пианино»;
  • «юла»;
  • «посолим суп»;
  • «человечек ходит»;
  • «дождик капает»;
  • «пилим дрова»;
  • «стреляем из лука»;
  • «рисуем в воздухе».

Игровые ситуации:

«Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;

«Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).

Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).

Анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний.

Письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.

2 класс.

Регуляция наклона букв с помощью ориентира.

Письмо слияний и слов с заданной буквой.

Игровые ситуации:

  • «Буква заблудилась» (отработка написания букв).
  • «Идём во фруктовый магазин». Учащиеся подбирают и пишут слова на заданную тему, которые начинаются, например, с буквы а:
  • «Третий лишний» (отработка классификации букв со сходным начальным элементом):

Упражнения, направленные на пропедевтику орфограмм, развитие речи, ознакомление с грамматикой и др.

(Наблюдение за числом и родом им. прилаг.)

Буква «н». Списываем слова и работаем с ними: зимняя, летнее, осенний, весенние.

Сочетания «чн, чк». Составление цепочки слов: конец-конечный-кончить.

Буквы «ц, щ». Слова с непроверяемыми написаниями: лисица, синица. Составление цепочки слов: защита, защищать - защитник. Образование пар слов: ученик-ученица, чистить-чищу.

Работа над скороговорками:

Работа с предложением или текстом.

3 -4 классы.

Письмо под ритмический счёт: умеренно, затем в ускоренном темпе.

Сопоставительный анализ форм оптически сходных букв.

Упражнения на предупреждение уподоблений сходных букв (росчерки, сочетания букв, слова со сходными буквами, предложения)

Специальные упражнения на развитие движений руки (используются индивидуально при исправлении почерка) – см. 1 класс.

Списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой.

Тема, затронутая в данной работе, актуальна. С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность - учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

В полном объёме проблема обучения детей письму не решена. Остаются нерешенными вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа буквы, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. Возможно, введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приёмами поможет ускорить решение этой проблемы.

Остаётся проблема обучения наклонному или ненаклонному письму. Не исчерпаны и возможности упрощения письменного шрифта. Необходимо также создание учебных видеороликов . К сожалению, школа не обладает достаточной базой для полноценного формирования навыка письма. Недостаточно полиграфического наглядного материала. В большинстве своём кабинеты начальных классов слабо оснащены техническими средствами обучения.
В своей работе я использую наглядные пособия, упражнения, показ  и добиваюсь неплохих результатов.

          Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  5. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственной деятельности. М.: Просвещение.
  6. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.
  7. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.
  8. Лурия Л.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
  9. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
  10. Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.
  11. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под. ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. М.: Педагогика, 1977.
  12. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964
  13. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников // Н.Ш. №4 за 1987. 20 с.
  14. Щирова А.Н., Прохорова Г.С. Воспитание положительного отношения к письму у первоклассников-шестилеток // Н.Ш. №5 за 1989. 10 с.
  15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Описаны приемы работы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе. Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный ...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

Практическая направленность формирования каллиграфических навыков у младших школьников.

Методы коррекции письменной речи у учащихся начальных классов....