Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"
статья (1 класс)
Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте
Артеева Любовь Юрьевна учитель начальных классов
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность.
С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и усвоение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свои особенности.
Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.
Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.
Наличие данных особенностей и трудностей обучения детей каллиграфическому письму делают избранную нами проблему особенно важной. Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, что ведет к ослаблению навыка каллиграфического письма. А это в свою очередь влияет на развитие речи младших школьников. Ребенок, придя в школу , не может не только грамотно составить предложение и выразить мысль, но и не ориентируется в пространстве: он испытывает трудности при определении верхней и нижней границы рабочей строки, клетки, а также возникают трудности на уроках ИЗО, физкультуры, технологии; учащийся не может аккуратно оформить свою работу. Это одна из причин ухудшения успеваемости школьников начальных классов. Именно поэтому в своёй работе я уделяю пристальное внимание каллиграфической стороне письменной речи, которой должен владеть любой грамотный человек.
В настоящее время существует множество различных подходов, направленных на усовершенствование каллиграфических навыков. Таких, как обучение письму по системе Занкова И.В. и системе Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., а также традиционные программы обучения, базирующиеся на следующих задачах:
- поднятие на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления первоклассников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;
- совершенствование способности и зрительному восприятию различных форм;
- становление умения ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;
- укрепление руки, улучшении координации движений и в целом развитие умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
- доведение до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.).
Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности. «Письменная речь, - писал выдающийся психолог и педагог Л.С. Выготский, - требует для своего хотя бы минимального развития высокой ступени абстракции... Это речь без интонационной, экспрессивной, вообще без всей звучащей стороны. Это речь в мысли, в представлении, но речь, лишенная самого существенного признака устной речи - материального звука... Именно отвлеченность письменной речи, то, что эта речь только мыслится, а не признается, представляет одну из величайших трудностей, с которой встречается ребенок в процессе овладения письмом»
Письмо требует от пишущего высокой сосредоточенности, напряженной работы мозгового аппарата и волевой сферы, активизации внутренних мыслительных процессов, так сказать, утверждающего порядка: надо отчетливо представить предмет сообщения, возможный и удачный план «развертывания» содержания, отбор нужных слов, соединение их в предложения, связывание одного предложения с другим, соотнесение каждого из слов и предложений с правилами правописания и пунктуации и, что весьма нелегко, каллиграфически ясное начертание каждой буквы, слова, предложения, текста в целом.
Таким образом, в акте письма можно выделить, по меньшей мере, две стороны. Одна из них содержательная, относящаяся к тому сообщению, которое предстоит воплотить в письменной форме, или передать уже готовые тексты, или же составить свой, авторский. Другая сторона - техническая, она связана непосредственно с верным начертанием каждой буквы, соединением ее с другими, с правильным написанием отдельных слов и предложений.
Обучение письму обычно начинается с усвоения детьми каллиграфически нормативного начертания каждой буквы, осмыслений характера и начертания соединения последних в составе слов.
В практике преподавания наметились два подхода. Первый: после демонстрации учителем того, как надо верно и красиво писать определенную букву, подробных объяснений, из каких элементов онасостоит, детям предлагается научиться писать каждый из этих основных элементов, входящих в конструкцию буквы. И затем уже следует написание буквы в целом.
В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом. Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:
1. расчленение звучащей речи на звуки - фонемы, мельчайшие структурные единицы;
2. дифференцировка их по основным признакам;
3. перекодирование в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);
4. обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения;
5. соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.
Выполнение этих операций помогает овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием. Перед учащимся раскрываются закономерности русской графики: он представляет собой фонемный состав звучащего слова, соотносит его с соответствующими формами слова в звуко-фонемную и осознает смысл произнесенного звукового комплекса в процессе его прочтения.
Большое внимание в методике при обучении первоначальному письму уделяется созданию условий, при которых бы происходило органическое соединение слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и звукодвигательных компонентов. Это позволит сформировать у обучающегося графический навык, который явится основой для развития письменной речи в дальнейшем по мере овладения закономерностями родного языка. Значит, в период обучения ребенка письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного речерукодвигательного действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...
Формирование мотивации младших школьников в период обучения грамоте
Выступление на педагогическом форуме...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной
Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)
В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...
Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте
Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соо...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, ...