Урок русского языка по теме: «Перенос слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
1. Формирование предметных умений:
- делить слова на слоги, делить слова на части для переноса;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
Личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
Регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
Коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 778.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Перенос слова»
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
1. Формирование предметных умений:
- делить слова на слоги, делить слова на части для переноса;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
Личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
Регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
Коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока
- Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. Повернитесь, присаживайтесь.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне)
- Какие слова помогли вам догадаться, что в этом стихотворении говорилось о весне? (апрель, звенит капель, бегут ручьи, выйдут муравьи после зимней стужи, пробирается медведь, птицы стали петь) Молодцы!
- Ребята, сегодня мы с вами получили приглашение от старичка-Лесовичка (на доске)попутешествовать вместе с ним по сказочному весеннему лесу.
(на доске)
Во время путешествия нам предстоит открыть много тайн и ответить на трудные вопросы.
- Закройте глазки и послушайте. (звучит звуковой файл «Звуки леса»)
"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь в нашем лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...
- Ребята, посмотрите, дерево, а рядом с ним листочки.
(на доске) - повторять то, что знаем
- баловаться
- узнавать новое
- играть в игрушки
- помогать друг другу
- советоваться в паре
- мешать друг другу
- не лениться
-радоваться личным и общим успехам
- Как вы думаете, почему дерево без листочков? (весной природа только начинает просыпаться, и деревья стоят голые, без листочков) Давайте и мы поторопим весну и украсим наше дерево листочками.
- Давайте прочитаем то, что написано на листочках. (дети читают)
-Как вы считаете, все ли листочки украсят наше дерево? Какие листочки мы выберем? (выбрать нужные листочки и прикрепить их на дерево)
- Почему именно эти листочки оказались на нашем дереве? (это те правила, которые помогают нам работать на уроке)
- Итак, в путь вместе со старичком-Лесовичком!
- Минутка чистописания.
- Мы с вами путешествуем по сказочному лесу. В слове лес есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает - согласный, звонкий, непарный мягкий. Какой буквой мы обозначаем этот звук? (это буква л.) число (2 апреля)
С помощью буквы Л у нас появится лесная дорожка, но чтобы дорожка нас не запутала, мы должны постараться написать ее красиво и правильно. (проверка с помощью сигнальных карточек)
1 задание.
- Ребята, посмотрите, старичок-Лесовичок нашел корзинку. Давайте узнаем, что в ней. (карточки со словами крепятся на доску)
В ЖУРЧАТ ЛЕСУ РУЧЕЙКИ ЗВОНКИЕ
Старичок-Лесовичок просит вас помочь ему составить предложение из этих слов и записать его в тетрадь. РАБОТА В ПАРАХ. (учитель одновременно пишет на доске)
В лесу журчат звонкие ручейки.
Ребята, посмотрите, места на строке не хватает. У кого из вас такая же проблема?(как и у меня не хватает места на строчке, чтобы дописать все предложение) Что делать? (Необходимо перенести слово с одной строки на другую).
-Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Перенос слов).
- Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочется? (по правилам)
- Итак, что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? Молодцы!
Цель урока: знакомство с правилами переноса слов. (где алгоритм)
3. Работа по теме урока.
Мы со старичком-Лесовичком идем дальше в лес. Смотрите, около пенька что-то виднеется. Давайте посмотрим, что там оставили? Старичок-Лесовичок посмотрел на карточку, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться с написанным.
- Ребята, прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
2 задание.
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка:
У ро|-зы острые ши|-пы.
Бро|-дит ста|-до по лу|-гам.
( Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)
- Правильно, слова надо переносить по слогам. Давайте научимся сами и поучим старичка-Лесовичка переносить слова.
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
- А теперь поможем старичку-Лесовичку дописать предложение.
- Посмотрите на предложение, которое вы составили. Возьмите карандаши и покажите, как можно перенести последнее слово.
(РАБОТА В ПАРАХ. Дети моделируют перенос слова ЗВОНКИЕ, РУЧЕЙКИ.) Какой вывод можем сделать? ( Если в слове больше 2 слогов, то способов переноса слова может быть несколько.)
РУ-ЧЕЙКИ, РУЧЕЙ-КИ; ЗВОН-КИЕ
Допишите это предложение. Знак переноса будем обозначать черточкой. (-)
Алгоритм (как перенести слово)
- Прочитай слово.
- Раздели его на слоги.
- Помни:
- Слова переносим по слогам.
- Если в слове больше 2 слогов – у него может быть несколько вариантов переноса.
- Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.
- Буквы ь, й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы
- 1 букву нельзя оставлять на строке и переносить.
- Запиши слово.
Молодцы, ребята, вы помогли старичку-Лесовичку узнать первое правило переноса слов. Он сразу же захотел поделиться этим со своими лесными друзьями. Старичок-Лесовичок пошел по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Он решил перейти болото по кочкам и стал перепрыгивать с кочки на кочку, но вдруг остановился и задумался. Поможем старичку-Лесовичку перебраться через болото. У Лесовичка на каждой кочке лежат слова, которые есть у вас в конвертах. Чтобы старичок-Лесовичок смог беспрепятственно перебраться через болото, нам нужно правильно разделить их на слоги (для переноса). Сначала выберем слова, которые состоят из одного слога, отодвинем их в сторону. Давайте воспользуемся ножницами и разрежем оставшиеся слова на части (слоги). (ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ) Запишите слова, разделяя черточками для переноса.
3 задание
Карточка:
ручей, камыш, лес, пень, воробей
- Ребята, почему старичок-Лесовичок остановился? А как такие слова переносить?
Какой вывод сделаем? (Слово из одного слога не переносится)
Молодцы, ребята, вы помогли старичку-Лесовичку узнать еще одно правило переноса слов. (добавить в алгоритм)
ФИЗМИНУТКА.
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (раскачиваются)
Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)
Сейчас вы отдохнули, и старичок-Лесовичок предлагает вам пойти дальше, чтобы встретиться со своими друзьями и рассказать им о сегодняшних открытиях. По дороге нам встретился ежик, на иголках которого была записка. Открытия не закончились, предлагаю продолжить вашу работу, а для этого нужно выполнить следующее задание.
(карточка № 4)
4 задание
- Прочитай слова.
- Обрати внимание на выделенные буквы.
- Посмотри, где стоит знак переноса.
- Сделай вывод.
Анализируя перенос слов на вашей карточке, мы должны открыть новые правила переноса слов.
Карточка:
пень-ки, день-ки, ель-ник
чай-ка, зай-ка, сой-ка
(Буквы ь, й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.) (добавить в алгоритм)
Молодцы, ребята, можем двигаться дальше. Смотрите, нам навстречу идет лосенок, у него на рогах что-то есть. Давайте посмотрим, что же там.
«Я - друг старичка-Лесовичка, хожу в Лесную Школу. Мы изучаем перенос слов. Послушайте, какая история со мной приключилась.
5 задание
Едва я перенес: е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес: у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес: о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Какое правило переноса нарушил Лосёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам?
- Какие открытия вы сделали? О каких новых правилах переноса узнали?
(Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на новую строку.) (добавить в алгоритм)
Сравним свое решение с правилами в учебнике. Стр. 37 (читаем)
- Ребята, давайте все вместе выполним задание.
- Молодцы! Лосенок говорит нам «Спасибо!»
- Ребята, двигаемся дальше. Смотрите, впереди опушка леса с подснежниками. Давайте подойдем поближе и полюбуемся этими цветами. Ой, что это за конверт оставили между цветов? Давайте посмотрим, что в нем.
6 задание
- Достаньте из своих конвертов слова, прочитайте их. Девочки выписывают слова, которые можно перенести и разделяют их черточкой для переноса.
Мальчики выписывают слова, которые нельзя переносить.
ИВА, ЛЯГУШКА, ВЕРБА, ПЕНЬ, ПОЮ, ОБЛАКО, ЭХО, КАПЕЛЬ
- Молодцы! Вместе со старичком-Лесовичком мы открыли много тайн. Нам пора возвращаться в класс. Перед нами 3 тропинки, каждая из которых поможет вам вернуться из сказочного леса. Каждая тропинка приготовила нам свои задания, разные по сложности. Одна тропинка самая простая, другая чуть-чуть сложнее, а третья – самая сложная. Это не означает, что вы должны выбрать самое простое задание. Оцените свои силы и сделайте свой выбор.
7 задание
1 уровень (жёлтая карточка).
Раздели слова для переноса:
Речка, лист, белка, лейка, угольки (хором).
2 уровень (зеленая карточка).
Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:
Ле-сок, ёж – ик, по – лянка, лужа – йка, шляп - ка, де – ньки (1 человек называет). ОСТАЛЬНЫЕ МОГУТ СИДЕТ БЕЗ ДЕЛА!!!
3 уровень (голубая карточка).
Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:
Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб. Это был опёнок.
(Проверка)
4. Итог урока. Рефлексия.
-Какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Кому было трудно выполнять задание?
- А кто легко справился с заданием?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Перенос слов".1 класс."Школа 2100"
Тема: «Перенос слов».Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.Тип урока: закрепление знанийЦель: Формирование предметных умений по теме «Делени...
разработка урока русского языка по теме "Перенос слов"
Разработка урока русского языка по теме "Перенос слов" в 1 классе. Соответствует требованиям ФГОС НОО. Урок проведен в игровой форме....
Урок русского языка по теме "Перенос слов". 1-й класс. УМК "Планета знаний"
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Цель: ознакомить с правилом переноса слов по слогам.Задачи:· закрепить умение делить слова на сло...
презентация к уроку русского языка по теме перенос слов 2 класс
Данная презентация позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о правилах переноса слов....
Методическая разработка урока русского языка на тему "Перенос слов".
Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.Планируемые результаты:предметные:переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;личностные:· ...
Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...
Открытый урок русского языка по теме: "Перенос слов". 1-й класс
Открытый урок русского языка по теме "Перенос слов" 1-й класс УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний...